Просмотр содержимого документа
«Собрание "Как научить ребенка быть самостоятельным"»
Собрание №2 (2 класс)
Тема: «Домашнее задание.
Как научить ребенка стать самостоятельным»
Итоги 1 четверти
- Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на собрании. Если Вы здесь – значит мы вместе! А это то, что надо нашим ребятам!
- Собрание актуально сегодня тем, что недавно мы подвели первые итоги нашей работы. А дети увидели результат своей учебной деятельности в виде четвертных оценок. Хочется отметить, что выставление оценок было мотивирующим. Это приемлемо только для 1 четверти 2 класса.
- На сегодняшний день у нас в классе … отличников, … претендентов в отличники, … хорошистов, … резерв (имеющих 1 тройку). Возможно для кого-то подобный результат – это достижение, но я ожидала большего.
- На протяжении 1 четверти, анализируя все виды проверочных работ, в том числе выполнение домашнего задания, я пыталась найти слабое звено, почему дети не задают вопросов на уроках, если есть трудности? А они есть!!! Но дети сами ежедневно дают возможность мне понять, что выполнение домашнего задания полностью ложится на плечи родителей. И как следствие, ребенок начинает вникать в изучаемую тему только при контроле знаний, когда он один на один с изученным материалом.
Цель нашего собрания – понять, что пришло время родителям уходить на второй план, давая ребенку возможность к большей самостоятельности. Это не значит, что надо пустить все на самотек (такие родители тоже у нас есть), это значит, что надо оказывать ребенку посильную помощь и контролировать качественное выполнение домашнего задания над которым работает сам (используя черновик).
Как научить ребенка стать самостоятельным
Мы, родители, чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. Чтобы в средней школе ребенок спокойно, быстро и без проблем делал домашнюю работу, нужно, чтобы в начальных классах этот процесс стал автоматизированной привычкой - системой. Ребенок должен знать, что ежедневно, приходя из школы, он должен покушать, немного отдохнуть и сесть за домашнюю работу. Только после полного ее исполнения ребенок может забыть об уроках до завтра. Причем, эта работа не должна обсуждаться - просто нужно выделить на нее время.
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
- с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
- в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
- не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
- никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
- постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
- проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
- в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи.
Конечно, навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Но мы, взрослые, должны понимать, что увеличение доли самостоятельных действий ребенка при приготовлении домашних заданий должно происходить постепенно.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.
Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие ваши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Презентация.
2. слайд
Максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут
Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы.
Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лёгкими.
Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 18 часов.
Постоянное рабочее место.
3. слайд
Выполнение гимнастики для глаз
Сохранение правильной рабочей позы
Достаточная освещённость в комнате
4 слайд Рекомендации для родителей:
Выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками.
Слайд Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
слайд
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.
Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
слайд
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
слайд Садимся за уроки
Приступать к урокам необходимо всегда в одно и то же время.
Комнату до начала занятий надо проветрить.
Выключить радио, телевизор. В комнате, где работает ребенок должно быть тихо.
Освещение должно соответствовать.
слайд
Ребенок должен сам приготовить письменные принадлежности для занятий.
Уберите всё лишнее со стола, организуйте порядок на рабочем месте.
слайд
Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков
слайд
Как готовить домашнее задание по русскому язык
Работу начинаем с работы над ошибками. (новая памятка)
Словарная работа.
Повторяем правила, которые изучили.
Придумай свои примеры на это правило.
Прочитай задания упражнения и вспомнить дополнительное задание.
Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.
Выполни упражнение письменно.
Проверь всю работу.
слайд
Как готовить домашнее задание по литературному чтению
Первый раз ребёнок читает сам. Затем вы вместе выясняете значение непонятных, новых слов. После работы над развитием речи, он вновь читает текст выразительно.
После повторного чтения идет работа над вопросами (используя памятки) и работа в ТПО.
Для развития читательского кругозора необходимо читать дополнительно. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту.
слайд
Как решать задачи
Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.
Запиши задачу кратко или выполни чертёж.
Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
Выполни решение.
Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
слайд
Как нужно готовить задание по окружающему миру
Вспомни, о чём узнал на прошлом уроке:
- о чём рассказывал учитель?
- какие ставили опыты?
- какие рассматривали таблицы, картины, карты?
Прочитай в учебнике заданный материал.
Подготовься отвечать по теме урока:
- продумай план ответа;
- расскажи заданное по этому плану;
- старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;
- сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.
Выполни задания учебника.
Выполни задания в тетради.
3.Разное
16.11-20.11
Неделя естественно – математического цикла.
Проекты «Узоры и орнаменты»
Конкурс мини проектов «В мире редких животных» А 4
«Животные Красной книги» (3 человека)
18.11-20.11
Кормушки «Чудо столовая»
23.11 (понедельник)
Проверка учебников
23.11-29.11
Профессия моих родителей рисунки
27.11 (пятница)
Зажги свою звезду
Уважаемые родители! К сожалению, невозможно остановить время. Вторая четверть будет длиться всего 7 недель. Во избежание неприятных ситуаций, попрошу Вас услышать меня. При выставлении итоговой оценки учитель в первую очередь смотрит на оценки полученные ребенком за контрольные и самостоятельные работы, поэтому средний балл, на который вы ориентируетесь, для учителя показателем не является. По технологии и рисованию (4,5 –«5»). Но по другим предметам это 4.
«5» рассматривается от 4,75!
В заключении хотелось бы Вам пожелать: Запаситесь терпением, при выполнении домашнего задания вашим ребенком. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом.