Просмотр содержимого документа
««Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»»
«Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному стандарту, является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе совместно с взрослыми, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Работа с педагогическим коллективом
Педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного поведения в быту, социуме и природе. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.
Педагогический процесс нашего дошкольного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в соответствии с годовым планом учреждения.
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, изучается нормативно-правовая литература, делается анализ анкетирования, обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасного поведения в быту, социуме и природе.
При планировании не накладываются ограничения на выбор материалов, оборудования, методических приёмов. Важно, учитывая опыт детей, подбирать и использовать их адекватно возрастным особенностям и целям развития.
Как и любое направление работы, данное направление требует организации, контроля, координации, мотивации педагогов на эту деятельность.
В ходе работы с педагогами придерживаюсь следующих этапов:
на первом - мотивировать их на целенаправленное осуществление процесса безопасности жизнедеятельности детей,
на втором - дать недостающие или систематизировать имеющиеся знания о процессе безопасности жизнедеятельности детей, формировать умения
осуществлять этот процесс, а также привлекать к взаимодействию родителей воспитанников.
Работа с родителями воспитанников
Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.
Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.
Цель работы с родителями :
Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Возможны следующие формы работы педагогов с родителями:
организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
ознакомление родителей с работой детского сада по формированию безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы) ;
организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д..)
Предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы работы.
Работа с дошкольниками
Главная цель работы - формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Она реализуется путем решения нескольких задач:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме, природе;
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.;
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения ведется в дошкольном учреждении в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.