Цель: воспитывать интерес к русскому устному народному творчеству.
Задачи:
Закрепить знания детей о дереве, ставшем символом России.
Расширять представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.
Воспитывать любовь к Родине, познание родной природы через устное народное творчество.
Коррекция зрительного и слухового восприятия, обогащение и активизация словаря. Развивать творческие способности, умение участвовать в занятии.
Предварительная работа: рассматривание березы во время экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин. Чтение и заучивание потешек, закличек. Прослушивание музыкальных произведений. Разучивание русской народной песни «Во поле береза стояла», разучивание хоровода «Береза».
Оборудование: презентация «Люблю березу русскую!»; рисунки детей; муляж березы; березовые дрова; березовый веник; деревянные дощечки; нитки; платочек; музыкальные произведения.
Ход занятия:
Дети входят в класс в русских народных костюмах под музыку.
Приветствие: «Здравствуйте!»
Воспитатель: Здравствуй, дети: солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, гости дорогие!
- Ребята, какие вы сегодня нарядные. Во что вы одеты?
Ответы детей: сарафаны, рубашки.
- Это русские национальные костюмы. Ходим мы в таких костюмах каждый день? Нет. Одеваем их на праздники и на концерты.
Отгадайте загадку и узнаете кто еще сегодня будет у нас в гостях.
Загадка: Русская красавица, стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
Сегодня на занятии будем беседовать о березе.
Выносится муляж березы.
Рассказ воспитателя:
Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
Белокурую березку называют символом нашей Родины.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глубокой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу. О ней говорят: словно девица русская, кудрявая, белоствольная, ненаглядная, нарядная, стройная… Она растет во всех уголках нашей необъятной Родины.
- Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста - Это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.
Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Ее все знают, это самое распространенное дерево.
Береза - символ и гордость русского народа, символ нашей Родины.
Воспитатель: Слышишь песенку ручья – дети: это Родина моя!
Слышишь голос соловья – это Родина моя!
Школа и твои друзья, - это Родина моя!
И березки, вдоль которых, рядом с мамой ты идешь:
это Родина моя!
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Россия! Береза – символ нашей Родины, нашей страны России!
Дети садятся за стол, на ноутбуке демонстрируются презентация «Люблю березку русскую».
Слайд “Картины с изображением русских берез”.
Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах, а поэты писали о ней стихи.
Слайд. Прекрасна береза в разное время года слайд “Березы в разное время года”:
Осенью – в золотом убранстве.
Поэтесса Е. Трутнева так описывает берёзу осенью:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Зимой – сверкающая в ажурном инее.
С.Есенин зимой Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
.
Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы
Летом – длинноносая, кудрявая
С.Есенин о берёзе весной и летом:
Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
- Ребята, подойдем к доске и рассмотрим наши рисунки «Осеннее дерево», «Зимний лес», «Лето». Покажите березу. Мы ее узнаем по белому стволу.
- Ребята, где можно встретить, увидеть березу?
(В лесу, на поляне, около дома, в парке.)
Представим, что мы оказались в березовой роще. Давайте с вами поиграем.
Динамическая пауза:
Проведение физкультминутки.
Мы шли-шли-шли и березу встретили:
Наступило утро, Солнышко проснулось (рукой на окно показать)
И берёзка к солнцу потянулись (руки вверх, встать на носочки)
Радуясь дню новому (руки вверх, помахать ими).
Мы шли-шли-шли подберезовик нашли,
Раз грибок, два грибок, три грибок и четыре грибок. Где растет этот гриб? Как он называется?
Мы шли –шли-шли
И ежей нашли, раз еж, два еж. Ребята под березками любят отдыхать и прятаться разные звери, которые живут в лесу, назовите их.
Сейчас мы будем героями сказки.
Сказка называется «Жила-была береза».
Жила-была береза. Добрая береза. Да не одна. И было у нее много-много друзей.
Утром тучка проплывет, улыбнется березке. Солнышко встанет, ласковыми лучиками согреет березку.
И птички, которые пели ей песни свои.
Медвежата лежа под березой мечтают о малине: « Если б малина была без колючек. Если б малина была не густа и прямо в берлоге росла бы она. Вот бы не жизнь, а малина была!»
И зайчик-побегайчик к березе прибегал.
Заяц: «Я люблю под березой прыгать, скакать и даже танцевать».
Все хором поем: Заянька попляши,миленький попляши
Вот так, вот сяк попляши!
И всем было весело.
Но вот однажды пришла к березке девочка. Звали ее Машенька. Подошла к березе и стала рвать листочки. А потом сломала веточку.
Обидно и больно стало березе. Стала звать на помощь своих друзей. Закричала: «Помогите, больно мне!»
Прибежали на помощь все друзья. И солнышко обиделось на девочку – спряталось за тучку. Зайчик начал громко барабанить лапками, громко закричали птицы, а медвежата грозно зарычали. Испугалась Машенька и подумала, что ломать веточки нельзя.
Машенька попросила у березы прощение. Она же живая и все понимала!
Девочка перебинтовала сломанную веточку ленточкой. Ведь деревья – друзья человека и всех зверюшек. Тут и солнышко пригрело всех своими лучами. Тепло и светло всем стало. И стали они жить – поживать и добра наживать! Тут и сказочке конец. А кто слушал МОЛОДЕЦ!
И кто участвовал в сказке тоже МОЛОДЕЦ!
Дети берут ленты и встают в хоровод вокруг березы.
Хоровод «Во поле береза стояла». Под минусовку дети поют один куплет и водят хоровод.
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла! Лю-ли, лю-ли стояла!
Итог занятия:
Дети остаются в кругу, даю платочек. У кого платочек отвечает на обобщающие вопросы.
- в какой стране мы живем?
- какое дерево – символ России?
- каким цветом у березы ствол?
- какие черточки на стволе березы?
- какой гриб растет под березой?
- назови березу ласково?
- любим мы березу?
Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Я в России родился! Я в России живу!
Потому и березку от души я люблю!
- в каких костюмах вы сегодня одеты?
Воспитатель: Ведь не даром говорят край российский так богат.
Вы ребята молодцы! Всем спасибо от души!
Всем спасибо!