kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар «Психолого-педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости первоклассников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар «Психолого-педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости первоклассников» направлен на совершенствование психологической компетентности педагогов через раскрытие вопроса, связанного с преодолением неуспеваемости первоклассников в процессе обучения.

Задачи:

  • информировать педагогов о различных  путях профилактики по преодолению школьной неуспеваемости первоклассников;
  • ознакомить с причинами неуспеваемости ребенка в школе;
  • познакомить с подходами к коррекции школьной  неуспеваемости  младших школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практический семинар для учителей»

Семинар «Психолого-педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости первоклассников»

Цель: содействовать совершенствованию психологической компетентности педагогов через раскрытие вопроса, связанного с преодолением неуспеваемости первоклассников в процессе обучения.

Задачи:

  • информировать педагогов о различных путях профилактики по преодолению школьной неуспеваемости первоклассников;

  • ознакомить с причинами неуспеваемости детей в школе;

  • познакомить с подходами к коррекции школьной неуспеваемости младших школьников.

Форма проведения: семинар-практикум.

План семинара.

  1. Введение. Цель и задачи семинара.

  2. Определить пути, формы и способы решения проблемы неуспеваемости на различных этапах учебной деятельности.

  3. Понятия «отставание», «неуспеваемость».

  4. Причины неуспеваемости.

  5. Подходы к коррекции школьной неуспеваемости.
    Оборудование: ручки, чистые листы бумаги, фломастеры. Карточка «Профилактика неуспеваемости». Информационный материал «Подходы к коррекции школьной неуспеваемости». Памятка «Профилактика неуспеваемости». Индивидуальная карточка к упражнению «10 баллов». Карта наблюдений за работой неуспевающего (слабоуспевающего) учащегося. Памятка «В помощь учителю «Профессиональные советы психолога»».

Ход семинара.

Орг. момент. Вступительное слово психолога. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Но у приходящих в школу детей — различные способности и разный уровень развития, а значит, вместе с детьми подготовленными приходят и те, кто еще не готов к школе. У этих детей в большинстве случаев неготовность к школе переходит в неуспешность в обучении. Возникает вопрос: Почему уже в первом классе ребенок становится неуспевающим? Как организовать коррекционно-развивающую деятельность, способствующую успешному обучению первоклассников?

Постановка цели и задач семинара.

Сообщение темы семинара. Упражнение «Ключевые слова».

На доске прикреплены "ключевые слова" семинара, по которым можно, расставив их в определенной последовательности, узнать тему семинара: неуспеваемость, первоклассники, условия, способствующие, психолого-педагогические, преодоление.

Психолог. Тема, которую мы сегодня рассматриваем - «Психолого-педагогические условия, способствующие преодолению неуспеваемости первоклассников». Сегодня на семинаре вы познакомитесь с такими понятиями, как «отставание» и «неуспеваемость». Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему ученику? Каковы причины неуспеваемости? Какие существуют виды коррекции неуспевающих?

Работа по теме семинара.

Психолог. Понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, многогранное и охватывает все сферы жизни первоклассника. О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Но если первоклассники испытывают стойкие трудности в обучении, которые могут способствовать неуспешности в обучении, та как им помочь? Одним из основных путей преодоления неуспеваемости в современной дидактике является -педагогическая профилактика.

Главной задачей профилактики типичных причин неуспеваемости в начальных классах является: сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности.

Практическая работа. Работа учителей в 2-х группах.

Задание 1. Какие виды помощи в обучении на разных этапах урока можно предложить неуспевающему первокласснику?

Карточка «Профилактика неуспеваемости»

Этапы урока


Акценты в обучении

задания для групп

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

 

I группа

2. При изложении нового материала

 

I группа

3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

 

II группа

4. При организации самостоятельной вне класса

 

II группа


Психолог. Таким образом, помощь, предложенная учителем неуспевающему первокласснику может способствовать преодолению трудностей в обучении (приложение 1).

Практическая работа. Работа в 2-х группах.

Задание 2. Приведите отрывок урока, в котором используются различные методы, являющиеся эффективным средством преодоления неуспеваемости учащихся, используя памятку «Профилактика неуспеваемости» (приложение 2).

Мини-лекция.

Психолог. У каждого первоклассника – свои школьные проблемы и трудности, которые в дальнейшем могут проявляться неуспеваемостью в учебе.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка времени — цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

Слово «отставание» обозначает процесс накапливания невыполнения требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, то есть один из моментов этого процесса. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания. Неуспеваемость — итог процесса отставания.

Одной из основных причин неуспеваемости младших школьников является неготовность к обучению. Причинами неуспеваемости ребенка в школе можно назвать множество самых разных обстоятельств, которые чаще всего, можно объединить в три группы факторов: психологические, педагогические и патологические.

Практическая работа. Работа в 3-х группах.

Задание 3. Используя информационный материал «Подходы к коррекции школьной неуспеваемости» разработайте по два предложения по коррекции школьной неуспеваемости в соответствии с педагогическим, психологическим и нейропсихологическим подходами.

Подходы к коррекции школьной неуспеваемости

Основываясь на имеющихся в психолого-педагогической литературе данных, можно говорить о том, что в настоящее время в практике школьного обучения сложилось несколько подходов к коррекции причин, вызывающих те или иные трудности в школьном обучении: педагогический, психологический и нейропсихологический.

1. Педагогический подход базируется на представлении, что все ученики должны одинаково успешно усваивать учебную программу, созданную в строгом соответствии с их возрастными возможностями и уже имеющимся уровнем знаний. В противном случае учитель считает, что ученик либо не хочет учиться, ленится, не старается, либо не понял материал. Отсюда следует, что ученика надо либо заставить делать то, что требуется, либо необходимо объяснить еще раз непонятный ему материал. Коррекционные действия учителя состоят в повторных (порой многократных) объяснениях учебного материала и выполнении школьником тренировочных упражнений на учебном материале. По существу, такой способ преодоления учебных трудностей представляет собой «натаскивание» школьника на выполнение учебных заданий.

2. Психологический подход исходит в целом из представления о поликаузальной (много причин) обусловленности школьной неуспеваемости и в качестве конкретных причин учебных трудностей рассматривает, в первую очередь, недостатки в когнитивно-личностном развитии учащихся. Данный подход системно объединяет два уровня существования любого психического явления: уровень его внешнего проявления (педагогический) и уровень внутренних психологических процессов (психологический). С помощью системы психологических заданий осуществляются целенаправленные коррекционно-развивающие воздействия на установленные причины анализируемых трудностей, результатом чего является их устранение.

3. Нейропсихологический подход состоит в том, что неуспеваемость рассматривается как результат дефицитарности (недостаточности) развития отдельных мозговых структур. По существу, остается в рамках монокаузальной (однопричинной) обусловленности школьной неуспеваемости влияниями минимальных мозговых дисфункций, хотя и признается роль эмоционально-мотивационных факторов, а также влияние социальной ситуации развития. Система психологических заданий, адресованных определенным мозговым структурам, тех из них, уровень развития которых на определенный момент недостаточно используется на коррекционно-развивающем этапе, цель которого состоит в активизации, стимулировании развития дефицитарных мозговых структур.

Психолог. В младшем школьном возрасте коррекционному воздей­ствию подлежат, прежде всего, те недостатки психическо­го развития ребенка, которые являются причинами школьной дезадаптации. Для предупреждения неуспешности в обучении первоклассников основное значение имеет организация коррекционной работы.

Мини-лекция.

  • Педагогическая коррекция - это дополнительные занятия, проводимые педагогом для усвоения требуемых программой знаний, умений и навыков, которые ребенок не может усвоить самостоятельно, когда большинство детей с этим справляются. (Если с программой не справляется большинство детей, то коррекции должны быть подвергнуты факторы учебного процесса: сама программа, методика преподавания, стиль педагогического общения и т.д.)
    Обычные приемы, используемые в педагогической коррекции - это объяснение, многократное повторение, упражнение, одобрение и порицание. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы ребенок восстановил свою «учебную компетентность» и смог затем учиться самостоятельно.

  • Психологическая коррекция при неуспеваемости (иногда ее определяют как «психологическая помощь», «поддержка», «сопровождение») предполагает воздействие на индивидуальный механизм приобретения знаний у данного ребенка, то есть на развитие его познавательных способностей вообще, а не усвоение отдельной учебной дисциплины.

На практике обычно применяется не один вид коррекции, а комплекс видов: психолого-педагогическая для более успешного преодоления неуспеваемости учащихся.

Практическая работа. Работа в 2-х группах.

Задание 4. Приведите отрывок урока, в котором используется психолого-педагогическая коррекция.

Практическая работа. Работа в 2-х группах.

Задание 5. Результаты динамики изменений успешности освоения учебного материала учащимся учитель может фиксировать в карте мониторинга. Предлагаю каждой группе разработать индивидуальную карту ученика.

Психолог. Предлагаю вам ознакомить нас с картой мониторинга.

Таким образом, карта мониторинга ученика заполняется учителем на основе систематического, целенаправленного и комплексного педагогического диагностирования (приложение 4).

Подведение итога. Рефлексия.

Психолог. Какие задачи мы решали на семинаре? Наш семинар подошел к концу, в завершении вам предлагается с помощью упражнения «10 баллов» проанализировать, какой опыт Вы приобрели.

Упражнение «10 баллов».

Цель — проанализировать, какой опыт приобрел каждый член группы.

Оценить по 10-бальной шкале работу на семинаре с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

«Для меня сегодняшний семинар…»

Психолог. Оцените уровень своих знаний по теме семинара и готовность эти знаний применять в работе.

Психолог. Для успешной реализации коррекционной работы учителю необходимо создать оптимальные условия для слабоуспевающих школьников. Памятка «В помощь учителю «Профессиональные советы психолога»» может являться алгоритмом в данном виде педагогической деятельности (приложение 5).

Информационные источники


  1. http://doc4web.ru/pedagogika/korrekcionno-razvivayuschaya-programma-profilaktiki-i-korrekcii-.html

  2. http://festival.1september.ru/articles/500926/


Приложение 1.

Таблица «Оказание помощи неуспевающему ученику на различных этапах урока»


Этапы урока

Виды помощи в учении

Приемы, методы

1

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

1.Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

2.Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

3.Предложения учащимся примерного плана ответа

2

При изложении нового материала

1.Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

2.Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

3

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

1.Разбивка заданий на дозы, выделение в сложных заданиях ряда простых

2.Напоминание о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

3.Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

4

При организации самостоятельной работы вне класса

1.Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

2.Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек с образцом


Приложение 2.

Памятка «Профилактика неуспеваемости»


Этапы урока

Акценты в обучении


Приемы

1

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

1.Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения

2.Тщательно анализировать и систематизировать ошибки

3.Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

4.По окончании изучения темы обобщить итоги, выявить причины отставания

2

При изложении нового материала

1.Проверять в ходе урока степень понимания ребенком основных элементов излагаемого материала

2.Стимулировать вопросы со стороны ребенка при затруднениях

3.Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний

3

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

1.Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь эффекта

2.Оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность

4

При организации самостоятельной работы вне класса

1.Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного материала. При этом, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения

2.Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками

3.Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ

Приложение 3.

Предполагаемые ответы учителей к заданию 2.


  1. Педагогический подход.

Примерные предложения.

  1. Необходимо спланировать и организовать формы и методы работы на уроке с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому учащемуся, ориентируясь на его физиологические и психические возможности.

  2. Вести индивидуальный маршрутный лист на каждого учащегося с целью выявления пробелов в знаниях по темам и устранения этих пробелов.

  1. Психологический подход.

Примерные предложения.

  1. Выявить причины неуспеваемости уч-ся, чтобы правильно спланировать работу по устранению пробелов в знаниях.

  2. Подобрать индивидуальные формы и методы работы с каждым уч-ся, направленные на развитие тех или иных когнитивных процессов или особенностей личностной сферы.

  3. Оказать психологическую поддержку уч-ся, помочь поверить в себя, создав ситуацию успеха.

  1. Нейропсихологический подход.

Примерные предложения.

  1. Оказать психологическую поддержку уч-ся, помочь поверить в себя, создав ситуацию успеха.

  2. Развивать с помощью системы психологических и учебных заданий, адресованных определенным мозговым структурам, те из них, уровень развития которых на данный момент недостаточен.

Приложение 4.

Карта наблюдений за работой неуспевающего (слабоуспевающего) учащегося


Дата урока


Подготовка учащегося к уроку

Вьполнение домашнего задания

Работа на уроке

Поведение на уроке

Запись домашнего задания

Оценка за урок

учебник

тетрадь

дневник

полностью

части-чно

не выполнено

актив­ная

пас­сивная

не участ­вует

удов­летво­рит.

не удовлетв.


















записано

не за­писано

устный ответ

самостоятельная работа

контрольная работа

12.09 2015

































….


















Приложение 5.

В помощь учителю «Профессиональные советы психолога»

Для успешной реализации коррекционной работы учителю необходимо создать следующие условия для слабоуспевающих школьников.

  1. Каждый этап урока должен быть направлен на профилактику неуспеваемости.

  2. Восполнять пробелы учащихся в их учебной подготовке и одновременно развивать познавательную самостоятельность.

  3. Допускать временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что должно позволить им постепенно наверстать упущенное.

  4. По мере возможности нейтрализовать причины неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов).

  5. Осуществлять дополнительное инструктирование неуспевающих школьников в ходе учебной деятельности.

  6. Осуществлять контроль за учебной деятельностью неуспевающего ученика.

  7. Создать особые условия опроса неуспевающих учеников.

  8. Во время самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников должны разбиваться на этапы, дозы; проводить дополнительный инструктаж.

  9. Использовать различные по трудности варианты заданий. Обозначьте их: легкие, средние, трудные. Пусть варианты выбирают сами ученики.

  10. Использовать различные по видам деятельности варианты заданий: примеры, задачи, загадки, головоломки, ребусы и т. д. Предоставьте возможность каждому выбрать, что ему больше нравится. Выбор варианта должен сигнализировать учителю о том, какую именно работу на уроках предпочитают выполнять дети.

  11. Сделайте результаты успехов учащихся в учебе наглядными. Это может быть, например, график, на котором вы вместе будете обозначать их ежедневные достижения. Должен быть установлен конечный результат, которого следует достичь, и время его достижения — неделя, месяц, четверть. Здесь сразу решаются многие задачи: ребенок знает, к чему идет, видит, как улучшаются его успехи.

  12. Содержание домашних заданий отстающим ученикам составлять дифференцировано.

  13. Организовать работу с родителями по ликвидации неуспеваемости у ребенка.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Градусова Елена Анатольевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства