Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.
Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.
Школьный театр сегодня становится одним из инструментов воспитательной работы в школе. Воспитательный процесс – это социальное явление, которое реализуется в постоянной творческой деятельности. Школьный театр позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал, осознать личную ответственность за результат коллективной деятельности, научиться взаимодействию с разными людьми в разных обстоятельствах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя Общеобразовательная школа №3».
Цикл занятий по подготовке театральной постановки от теории к практике
Практикум
Автор: Сычева Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы, руководитель школьного театра.
2024 г.
Сосновый Бор.
Пояснительная записка
руководителя школьного театра Сычевой Оксаны Владимировны.
Учреждение МБОУ «СОШ №3» г Сосновый Бор
Объединение школьный театр «Ровесники».
Внеурочная деятельность.
Количество часов в неделю 2 .
Педагог Сычева Оксана Владимировна, руководитель школьного театра.
Возраст обучающихся 12-15 лет, второй год обучения.
Количество обучающихся 12-13 человек.
Тема : «Цикл занятий по подготовке театральной постановки от теории к практике».
Школьный театр сегодня становится одним из инструментов воспитательной работы в школе. Воспитательный процесс – это социальное явление, которое реализуется в постоянной творческой деятельности. Школьный театр позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал, осознать личную ответственность за результат коллективной деятельности, научиться взаимодействию с разными людьми в разных обстоятельствах. Работа над спектаклем может стать тем общим делом, которое сплотит коллектив, станет инструментом формирования гармоничной личности.
Ребенок , работая над ролью , становится творцом, создателем целого мира, причем в каждом новом спектакле по одному сценарию дети сделают новые открытия, станут опорой друг для друга, осознают возможности личностного развития.
Работа театра ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Одним из главных условий успешной театральной постановки является прочтение и осмысление литературного материала, поэтому одним из важных этапов работы над спектаклем является этап чтения и анализа литературного произведени ( пьесы, сценария).
Первый этап работы с текстом пьесы – режиссерский разбор пьесы, вдумчивое, глубокое прочтение драматического материала, осмысление композиции будущей постановки. .
Второй этап – работа с актерами «за столом»,т.е. читка пьесы, обсуждение содержания, при верной читке легко запоминают содержание и сквозное действие пьесы, а также те особенности художественного стиля автора, которые должны отличать их будущий спектакль от подобных по теме и содержанию.
Третий этап – работа на сцене, определение жизни персонажей на сцене, в зависимости от уже определенной сверхзадачи и сквозного действия
Первый этап.
Занятие первое.
Аналитическая работа режиссера с текстом пьесы.
Обоснование выбора пьесы для постановки в школьном театре.
На этом этапе режиссер проводит анализ текста и отбор пьесы , которую предложит коллективу актеров, для сценического воплощения и постановки театрального спектакля.
Для успешной реализации этого этапа работы режиссеру необходимо найти ответы на следующие вопросы :
1. Каковы внешние и внутренние мотивы выбора пьесы?
2. В каком жанре будет решен спектакль, в чем заключаются тема, идея , а также сверхзадача спектакля?
3. Есть ли история создания и постановки спектакля?
4. В чем заключается источник постановки ( основа сюжета спектакля )?
5. Сложились ли характеристики действующих лиц?
6. Как будет выстроена драматургия спектакля?
7. Как будет оформлен спектакль?
Результаты размышлений и ответы на поставленные вопросы удобно представить в таблице :
Сценическое воплощение постановки театрального спектакля.
Обоснование выбора пьесы для постановки в школьном театре.
№
Разделы
Описание
В Илюхов. «Кот в сапогах». Спектакль для школьников начальной и средней школы.
(название и автор пьесы, адресат зрителей)
1.
Мотивировка выбора пьесы (сценария)
Внешние мотивы:Доступность материала для коллектива школьного театра , наличие материально- технической базы в школе,
перспектива участия в городском фестивале школьных театров.
Внутренние мотивы: Современный вариант сказки вызывает интерес к пьесе и побуждает к самореализации коллектив школьного театра .
2.
Идейно-тематический анализ пьесы (сценария)
Жанр : В тексте имеются волшебные превращения
и волшебный помощник – говорящий Кот, значит, произведение является волшебной сказкой,
Исходный текст переработан современным автором,
значит, авторская волшебная сказка.
Тема: Котвсапогах является главным героем
сказки и этот сообразительный, предприимчивый и
умный персонаж на протяжении всего повествования
устраивает будущее своего хозяина в благодарность
за дружбу и доброту Тематика следующая.
дружба, предприимчивость, храбрость, доброта
и немножко лирики. .
Идея :Герои проявляют смекалку, действуют
смело и решительно, и даже справляются с огромным и страшным Людоедом и берут его на перевоспитание. Добро побеждает.
Сверхзадача :Развивать навыки работы с текстом,
воспитывать в актерах и зрителях основ
театральной культуры, формировать навыки
сценического движения, сценической речи,
формировать идеалы доброты , взаимовыручки,
храбрости, предприимчивости, воспитывать коллектив единомышленников ( в идеале- заразить
интересом к театру как можно больше
учащихся 5-8 классов) Формирование интереса
к работе школьного театра, привлечение новых
участников ( актеров, зрителей, спонсоров).
3.
История создания и постановки спектакля
Cведения об авторе пьесы: Владимир Илюхов. Родился в 1948 году в
Красноярском крае. Закончил Красноярское училище
искусств, по специальности «Актер театра
музыкальной комедии» После окончания училища
работал в драматических театрах Сибири, Казахстана,
европейской части России. Театральный актер и драматург Состоявшиеся постановки пьесы:
О предшествующих постановках пьесы: В зрительном
зале районного Дома культуры спектакль студии
народного театра "Ретро" по пьесе В. Илюхова
по мотивам сказки Шарля Перро "Кот в сапогах".
Режиссер - постановщик М.Молодцов.
Интерес критики к пьесе: Текст пьесы находится
в Архиве детских пьес «Драматешка»
4.
Источники постановки спектакля
Основа сюжета :Королева желает отдать свою дочь
за богатого и знатного жениха, чтобы поправить
финансовые дела королевства. Принцесса желает выйти
замуж только по любви. Случайная встреча
с трудолюбивым сапожником Жаном становится
завязкой лирической линии сюжета. Жан – тот
самый третий сын, которому не досталась ни
мельница, ни осел, только кот, неунывающий
нрав и трудолюбие – Жан стал хорошим сапожником.
Жан и Кот – друзья, но если молодой человек
несколько мечтателен и непрактичен, то Кот
четко знает, что ему нужно: теплый дом,
добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно.
Поэтому он берется устроить счастье Жана и
Принцессы, попутно разобравшись с Людоедом.
5.
Характеристика действующих лиц
Время и место событий: небольшое и небогатое королевство. Условное Средневековье.
Персонажи и их мотивация :
Жан готов добиваться успеха в бизнесе и любви
Принцесса хочет любить и жить счастливо
Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом,
добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно.
Кот умеет решать житейские проблемы,
а своего друга Жана хочет отблагодарить за добро.
6.
Драматургия спектакля
Экспозиция: Королева настаивает на браке
Принцессы с любым богатым женихом.
Принцесса противится и тайно покидает дворец,
чтобы посмотреть , как живут обычные люди
Завязка: Принцесса знакомится с Жаном.
Взаимная симпатия. Нападение разбойников -
они хотели похитить Принцессу и продать
ее Людоеду.
Развитие сюжета: Схватка добра со злом.
Жан и Кот всех победили. Принцесса готова выйти
за Жана замуж, тот задумывается о том,
куда же приведет молодую жену. Кот все
придумал .
Кульминация. Замок Людоеда, тот
по просьбе кота демонстрирует как
превращается в льва, потом в мышь.
Развязка: Наши победили, все со всеми
договорились, финальный танец.
7.
Оформление постановки спектакля
Костюмы из бабушкиных сундуков.
Декорации: рисованные на ватмане
пейзажи и интерьеры, крепятся на деревянных ширмах,
исполняющих роль кулис.
Бутафория и реквизиты: деревянные мечи,
алебарды из картона, сапоги бутафорские
куплены на Озоне.
Световое сопровождение : освещение школьного
Актового зала.
Музыкально-шумовое оформление – компиляция.
Итак, первый этап работы с пьесой закончен. Во главе коллектива все-таки стоит режиссёр, его творческая личность определяет лицо данного театра, спектакля, его позицию своеобразие, стиль. Конкретный театр это конкретный режиссёр.
Поэтому принятие решения целиком в ответственности режиссера.
Впереди второй этап - работа с актерами «за столом». Для успешной реализации второго этапа следует провести подготовительную работу – актеры должны выполнить домашнюю работу подготовиться к обмену мнениями.
Домашнее задание к работе «за столом»:
Прочитать сказку Ш. Перро « Кот в сапогах» и сценарий по пьесе В. Илюхова «Кот в сапогах».
Ознакомиться с биографией Ш. Перро, выписать наиболее значимые , на ваш взгляд, факты . Источник информации на ваш выбор.
Народные сказки Франции 17 век. Индивидуальные задания.
Второй этап.
Занятие второе.
« Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»
Тип занятия : комбинированное.
Тема : «Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»
Задачи :
Образовательные: подвести актеров к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки , освоить позиции читателя – исследователя; исследовать внутренний мира автора и героя произведения, учить детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.
Развивающие : развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, упражнять детей в поисках и определении основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату; учить делать выводы из ситуации.
Воспитывающие : воспитывать читательскую культуру, внимательное отношение к литературному материалу, интерес к деталям, влияющим на восприятие художественного образа; воспитывать культуру дискутирования и умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.
Ход занятия :
1. Организационный момент, сообщение темы и постановка целей занятия.
Педагог : Здравствуйте, друзья, рада вас видеть. Встаем в творческий полукруг на расстояние вытянутой руки. Прошу начать с улыбки и приветственного жеста соседу справа… соседу слева.
Очень хорошо: настроение бодрое, настрой рабочий.
Начинаем подготовку к новой постановке, работаем с текстами сказки Шарля Перро и пьесы Владимира Илюхова . Анализ текста позволит понять авторский замысел и сформировать собственную концепцию понимания текста пьесы и образов действующих лиц. Поэтому тема сегодняшнего занятия : «Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке».
Рассаживаемся рабочим полукругом, подготавливаем тексты и свои конспекты к работе . Не забывайте делать пометки в своих записях по ходу беседы.
2. Актуализация знаний учащихся , постановка и решение проблемных вопросов, дискуссия.
Педагог: Обсуждая репертуар нашего школьного театра мы решили попробовать свои силы в постановке сказки. Была предложена сказка «Кот в сапогах» В Илюхова по мотивам сказки Ш Перро. Мы ранее прочитали вместе и пьесу и сказку, вы получили индивидуальные домашние задания. Сегодня делимся информацией и формируем собственную концепцию .
Чтозначит «помотивамсказки»? Это означает, что основной сюжет, персонажи или мир фильма, книги, игры, мультипликации и т.д. основаны на старой сказке. Какие сказки чаще всего становятся источником вдохновения для фильмов и книг? Очень популярными являются сказки братьев Гримм, Перро – это классические примеры авторской литературной обработки народных сказок.
Докладчик: Шарль Перро и его брат-близнец Франсуа родились в январе 1628 года в Париже. В состоятельной семье парламентского судьи Пьера Перро и домохозяйки Пакетт Леклеркуже было четверо детей – Жан, Пьер, Клод и Николя. Отец, ожидавший от сыновей больших свершений, выбрал для них имена французских королей - Франциска II и Карла IX. К сожалению, через полгода Франсуа умер. В восемь лет Шарль, как и старшие братья, пошел учиться в университетский колледж Бовэ, недалеко от Сорбонны, на факультет искусств. Но из-за конфликта с преподавателями мальчик бросил учебу. Вместе с другом Борэном продолжил самообразование. Все то, что преподавали в колледже, мальчики выучили самостоятельно за несколько лет, а это греческий и латинский языки, история Франции, античная литература.
Педагог: из этой информации делаем выборку самых важных фактов.
Дети высказывают свои соображения. Резюмируем : Франция, 17 век, эпоха короля Людовика 14, Короля- Солнца. Семья родителей состоятельная, отец амбициозен и дети имеют возможность получить образование и выбрать род деятельности. Характеристики Шарля Перро: характер бунтарский ( ушел из колледжа), амбициозный , настойчивый и трудолюбивый ( занялся самообразованием).
Докладчик: В 1651 году получил диплом юриста и недолго поработал в адвокатской конторе. Юридическое поприще Перро вскоре наскучило, и молодой адвокат перешел на работу к старшему брату Клоду. Клод Перро впоследствии прославился как один из первых членов Французской академии наук и архитектор, приложивший руку к созданию Луврского дворца, Парижской обсерватории. В 1654 году старший брат Пьер Перро приобрел должность сборщика налогов. Шарль десять лет проработал у брата приказчиком. В свободное время читал книги из лучших библиотек своего времени. Шарль Перро был представлен ко двору и сделал блестящую карьеру: вошел в состав Комитета литераторов, в задачи которого вменялось восхваление короля и королевской политики. Перро руководил производством гобеленов и контролировал строительство Версаля и Лувра. Позже был назначен генеральным секретарем в Интендантстве королевских построек, фактическим руководителем Малой академии. В 1671 году Перро избран членом Академии Франции (будущей Академии наук), в 1678-м назначен ее председателем. Карьера Шарля шла в гору, а вместе с ней и финансовое благополучие.
Педагог: из этой информации делаем выборку самых важных фактов.
Дети высказывают свои соображения. Резюмируем : Шарль Перро ищет свое место в жизни, ищет занятие по душе, продолжает заниматься самообразованием . Все это позволило ему сделать успешную карьеру при дворе и добиться материальной независимости.
Докладчик : Первые шаги на почве сочинительства Шарль Перро сделал еще во время обучения в колледже – писал стихи и комедии. Первая публикация его комической поэмы состоялась в 1653 году. На самом деле, Перро увлекся литературным творчеством как данью моде. В светском обществе наряду с балами и охотой чтение сказок стало популярным увлечением. В бестселлер того времени превратился сборник Перро «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сказки, вошедшие в книгу, сочинил не сам Перро. Он только переработал и пересказал то, что услышал в детстве от няни либо доработал неоконченный сюжет. Книга опубликована в 1695-м и за первый год четырежды переиздана. Не вызывает сомнения тот факт, что благодаря Перро фольклор «прописался» в дворцовых стенах. Писатель осовременил народные сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, в каждой сказке есть мораль. Книги французского писателя имеются в каждом доме, где растут маленькие дети. Не счесть и количества переложений произведений Перро в кино и на сцене. Шедеврами театрального искусства признаны оперы Джоаккино Россини и Белы Бартока, балеты Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. По мотивам русской народной сказки, сюжет которой перекликается со сказкой Перро «Подарки феи», режиссером Александром Роу снят фильм «Морозко». А сказка «Красавица и Чудовище» - лидер по количеству экранизаций, как в художественном кино, так и в мультфильмах и мюзиклах
Педагог: какая информация показалась вам наиболее важной? ( вывод на основе высказываний детей) .Писатель осовременил народные сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, в каждой сказке есть мораль. Герой сказки «Кот в сапогах» так же, как сам Перро, добился успеха при дворе и стал богат. Многие ребята отметили схожесть роли Шарля Перро для французской культуры с ролью Александра Пушкина для русской.
Подведение итогов и рефлексия.
Педагог: Сегодня мы проанализировали биографию Шарля Перро и текст его сказки Подведем итог. К каким выводам мы пришли ?
Дети: В сказке Перро отразились жизненные установки автора и детали исторической эпохи .Сказка жестокая с точки зрения сегодняшнего читателя, и это еще автор смягчил и пригладил и адаптировал к своей эпохе первоисточник.
Педагог : какие вопросы возникли на этом этапе? Что хотелось бы обсудить ?
Дети : в каком стиле будем оформлять спектакль- условно – исторический антураж или остросовременный?
Педагог: на эти вопросы мы попытаемся найти ответы после выполнения вами домашнего задания .
Домашнее задание:
Сравнить народную и литературную сказку и сказку Ш. Перро с пьесой В.Илюхова.
Педагог: прошу нарисовать смайлики, отражающие ваше внутренне состояние в конце нашего занятия. Спасибо, до встречи.
Анализ работы учащихся.
Занятие прошло очень плодотворно, дети отлично подготовились : проанализировали факты из биографии Ш Перро, привлекли исторический материал, обдумали содержание пьесы в историческом контексте, поняли мотивы поступков персонажей как отражение норм морали, свойственных 17 веку. Была отмечена некоторая схематичность персонажей. В ходе дискуссии дети пришли к выводу: то, что было забавной историей в 17 веке , не устраивает современного читателя, а некоторые детали вызывают отторжение. Предложено рассматривать исходный текст сказки Ш Перро как некую историческую справку. Ребята проанализировали большой объем информации, сделали самостоятельный выбор в пользу пьесы автора- современника.
Третий этап.
Занятие третье.
Тип занятия : комбинированное.
Тема : «Сопоставительный анализ литературных произведений как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»
Задачи :
Образовательные: подвести актеров к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством сопоставительного анализа содержания сказки и пьесы, освоить позиции читателя – исследователя; исследовать внутренний мира автора и героя произведения, учить детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.
Развивающие : развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, упражнять детей в поисках и определении основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату; учить делать выводы из ситуации; формировать логическую связь информация- эмоция- сценическое действие, определять и обосновывать свое место в системе образов спектакля.
Воспитывающие : воспитывать читательскую культуру, внимательное отношение к литературному материалу, интерес к деталям, влияющим на восприятие художественного образа; воспитывать культуру дискутирования и умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.
Ход занятия :
1. Организационный момент, сообщение темы и постановка целей занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть в добром здравии и хорошем настроении. Выберите себе место в рабочем полукруге, поприветствуйте своих соседей( способ приветствия по выбору актеров ). Приготовьте свои записи. У вас было общее задание : сравнить народную и литературную сказку и сказку Ш. Перро с пьесой В.Илюхова. Предлагаю свести наши соображения в таблицы (предложенный вариант таблиц сформирован на основе совместного обсуждения).
Актуализация знаний учащихся , постановка и решение проблемных вопросов, дискуссия.
Совместное обсуждение информации и заполнение таблиц.
Таблица 1. Сказка народная и литературная.
Народная сказка
Литературная сказка.
Автор неизвестен.
Точное время создания неизвестно.
Существует в нескольких вариантах .
Ограничивается определенным жанром :
Сказка бытовая
Сказка волшебная
Сказка о животных.
Автор известен.
Точное время создания известно .
Существует в единственном варианте, закрепленном авторским правом.
Не ограничивается определенным жанром, включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных и даже фантастику.
Таблица 2. Сказка Ш Перро и пьеса В.Илюхова .
Сказка Ш Перро
Сказка В. Илюхова
1. Сюжет : отец в наследство трем сыновьям оставляет мельницу, осла и кота, потому что в те времена наследство делилось по старшинству - здесь старший брат взял мельницу - недвижимость, средний - осла - движимость, а младшему достался кот - наименьшая доля ( вспомните, Перро занимался юриспруденцией) жизнь показала - обидели старшие меньшого, забрав себе наиболее ценное, да ещё и из дому выгнали.
Кот оказался волшебным : подарками и лестью вошел в доверие к Королю( Перро также стремился получить королевское внимание), использовал информацию о прогулке королевской семьи , чтобы легализовать своего хозяина под именем маркиза де Карабас, которого, якобы ограбили разбойники, поэтому у него нет приличной одежды. Кот пробрался в замок страшного Людоеда, хитростью убедил его превратиться в мышь, потом съел и объявил имущество Людоеда собственностью маркиза де Карабас.
2. Обсуждение и выводы: можно говорить о смекалке, находчивости и неунывающем характере( высказывание педагога), но хочется указать на неоднократные преступления : незаконное присвоение дворянского титула, прямой обман Короля, присвоение чужого имущества. Младший сын мельника- бездельник и лентяй , Кот стремится к влиянию на короля (высказывания учащихся) .
Один мальчик по собственной инициативе провел целое исследование по поводу каннибализма в исходных вариантов сказок : современные европейские сказки, известные большинству по книгам и диснеевским мультфильмам, имели весьма неприглядные оригиналы. Голод, каннибализм, чума и другие признаки Тёмных веков на территории современных Франции, Германии, Бельгии и Голландии послужили основой популярных сегодня классических сказок. Так что Шарль Перро , действительно, пригладил и приукрасил фольклорные источники. С точки зрения современнызх подростков, Кот ничем не лучше Людоеда ( ох уж этот юношеский максимализм)))
3. Итог: Сказка интересна как материал для исследования и как условная историческая привязка , но не подходит данному коллективу для постановки на сцене.
1. Сюжет: Королева желает отдать свою дочь за богатого и знатного жениха, чтобы поправить финансовые дела королевства. Принцесса желает замуж только по любви. Случайная встреча с трудолюбивым сапожником Жаном становится завязкой лирической линии сюжета. Жан – тот самый третий сын, которому не досталась ни мельница, ни осел, - только кот, неунывающий нрав и трудолюбие – он стал хорошим сапожником. Жан и Кот – друзья, но если молодой человек несколько мечтателен и непрактичен, то Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом, добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно. Поэтому он берется устроить счастье Жана и Принцессы, попутно разобравшись с Людоедом.
2. Обсуждение и выводы: Жан готов добиваться успеха в бизнесе и любви
Принцесса хочет любить и жить счастливо
Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом, добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно и умеет решать житейские проблемы. Ну и Жана хочет отблагодарить за добро.В тексте много юмора, персонажи добрые, только королева несколько эгоистична.
Особую положительную оценку коллектива получил эпизод, в котором Людоед, превратившийся в Мышь, спрашивает Кота : «..теперь жрать меня будешь?» , а Кот отвечает: « Нет, перевоспитывать!». Была отмечена возможность поиграть с зрительным залом , те вовлечь зрителей в действие.
3. Итог: пьеса написана по мотивам сказки Ш Перро, сохранены ключевые персонажи, но качества характеров существенно различаются. Особо импонирует то, что Кот и Жан- друзья, в то время как в сказке – хозяин и слуга.
Этот вариант устраивает коллектив, хочется поскорей начать работу.
Подведение итогов и рефлексия.
Педагог: Сегодня мы проанализировали тексты сказки Ш Перро и пьесы В.Илюхова. Подведем итог. К каким выводам мы пришли ? Итог дискуссии отражен в таблицах, материал структурирован , выводы сформулированы.
Дети: В пьесе В Илюхова мы видим, что сохраняя основную сюжетную линию , автор существенно изменил детали, поэтому изменилось читательское восприятие. Драматург подал «старую сказку на новый лад», придал юмора и доброты. Особенно приятно видеть Жана не беспомощным бездельником, а вполне дееспособным предприимчивым человеком, а Кота не слугой, а другом.
Педагог: подводя итог нашей работе с текстами сказки Шарля Перро и пьесы Владимира Илюхова, нужно отметить, что мы учились видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память , обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал, формировать свой эстетический вкус, формулировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Педагог : какие вопросы возникли на этом этапе? Что хотелось бы обсудить ?
Дети : в каком стиле будем оформлять спектакль- условно – исторический антураж или остро современный?
Домашнее задание:
Перечитать пьесу с точки зрения своего героя, подготовиться к обсуждению характеристик и внутренних мотивов персонажей, самостоятельно ознакомиться с примерами европейской живописи 16-17 вв, особое внимание обратить на детали костюмов и причесок. После этой работы ответим на ваши вопросы.
Индивидуальное дз :
подготовить сообщение с презентацией на тему «Историческая реконструкция костюма женского\мужского».
Педагог: прошу нарисовать смайлики, отражающие ваше внутренне состояние в конце нашего занятия. Спасибо, до встречи.
Анализ работы учащихся.
Занятие прошло очень плодотворно, дети отлично подготовились : проанализировали факты из биографии Ш Перро, привлекли исторический материал, обдумали содержание пьесы в историческом контексте, поняли мотивы поступков персонажей как отражение норм морали, свойственных 17 веку. Была отмечена некоторая схематичность персонажей. В ходе дискуссии дети пришли к выводу: то, что было забавной историей в 17 веке , не устраивает современного читателя, а некоторые детали вызывают отторжение. Предложено рассматривать исходный текст сказки Ш Перро как некую историческую справку. Ребята проанализировали большой объем информации, сделали самостоятельный выбор в пользу пьесы автора- современника.
ГЛОССАРИЙ.
Актер (в переводе с латинского - исполнитель) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.
Анализ пьесы (в переводе с древнегреческого языка - разложение, расчленение)
метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.
БутафОрия (в переводе с итальянского языка - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре, освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных, забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи (декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера.
Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.
Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий, составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами Основное средство выразительности в актерском и режиссерском искусстве.
Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.
ДекорАция (в переводе с французского языка - украшение) - живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить.
Жанр (в переводе с французского языка - род) – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности: трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, фарс, сатира и т. д.
Задача - условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения.
Застольный период - процесс творческого осознания пьесы через логику совершающихся событий. Поиск действенного начала и реализация его через словесное действие, мысль и образное видение.
Игра - главный элемент театрального искусства. Состояние актера в предлагаемых обстоятельствах спектакля, представления. Психофизическая реакция актера на обусловленные задачи, поставленные режиссером и оправданные актером. Присутствуют творческие факторы условной игры. Игре свойственны: заразительность, увлеченность, воображение, артистизм.
Идея (перевод с древнегреческого языка - мысль) - основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения.
Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются, обретают новые краски и новые признаки, незамеченные другими. Образ возникает в результате олицетворения и одушевления неживых предметов или явлений и придания им человеческих свойств характера, поведения, поступков.
Развитие действия - цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели.
Реквизит (в переводе с латинского языка - потребность) - все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене (картины, часы, вазы, книги, посуда, карандаш, ружье, шпага и т.п.), то есть предметы быта (бутафория), используемые в спектакле (представлении) актерами.
СверхзадАча - (выражение К.С. Станиславского) - основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем.
Спектакль (в переводе с латинского языка - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища.
СюжЕт (в переводе с французского языка - предмет) - ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий, взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений.
Этапы работы над спектаклем, ролью:
1.Подготовительный период - работа с пьесой с использованием метода действенного анализа пьесы и роли. Домашняя работа.
2.Репетиционный период - “застольный период” - разведка умом с переходом на разведку действием (мизансценирование). Работа с актерами с использованием метода физического действия.
3.Организационный период - процесс «собирания» спектакля в единое целое (свет, музыка, декорация, костюмы, грим и т.д.). Здесь необходимы организаторские способности, режиссерская воля, профессионализм для завершения начатого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
«Первое сентября» (ПС, N 89\2000), «Кому и зачем нужен школьный театр?» Вадим Злотников.
Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе : методические рекомендации / авт.-сост.: Н. Е. Рязанцева. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. – 114 с.