kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный театр сегодня становится одним из инструментов воспитательной работы в школе. Воспитательный процесс – это социальное явление, которое реализуется в постоянной творческой деятельности. Школьный театр позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал, осознать личную ответственность за результат коллективной деятельности, научиться взаимодействию с разными людьми в разных обстоятельствах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя Общеобразовательная школа №3».


Цикл занятий по подготовке театральной постановки от теории к практике

Практикум

















Автор: Сычева Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы, руководитель школьного театра.

















2024 г.

Сосновый Бор.




Пояснительная записка

руководителя школьного театра Сычевой Оксаны Владимировны.


Учреждение МБОУ «СОШ №3» г Сосновый Бор

Объединение школьный театр «Ровесники».

Внеурочная деятельность.

Количество часов в неделю 2 .

Педагог Сычева Оксана Владимировна, руководитель школьного театра.

Возраст обучающихся 12-15 лет, второй год обучения.

Количество обучающихся 12-13 человек.


Тема : «Цикл занятий по подготовке театральной постановки от теории к практике».


Школьный театр сегодня становится одним из инструментов воспитательной работы в школе. Воспитательный процесс – это социальное явление, которое реализуется в постоянной творческой деятельности. Школьный театр позволяет ребенку максимально раскрыть свой творческий потенциал, осознать личную ответственность за результат коллективной деятельности, научиться взаимодействию с разными людьми в разных обстоятельствах. Работа над спектаклем может стать тем общим делом, которое сплотит коллектив, станет инструментом формирования гармоничной личности.

Ребенок , работая над ролью , становится творцом, создателем целого мира, причем в каждом новом спектакле по одному сценарию дети сделают новые открытия, станут опорой друг для друга, осознают возможности личностного развития.

Работа театра ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Одним из главных условий успешной театральной постановки является прочтение и осмысление литературного материала, поэтому одним из важных этапов работы над спектаклем является этап чтения и анализа литературного произведени ( пьесы, сценария).

Первый этап работы с текстом пьесы – режиссерский разбор пьесы, вдумчивое, глубокое прочтение драматического материала, осмысление композиции будущей постановки. .

Второй этап – работа с актерами «за столом»,т.е. читка пьесы, обсуждение содержания, при верной читке легко запоминают содержание и сквозное действие пьесы, а также те особенности художественного стиля автора, которые должны отличать их будущий спектакль от подобных по теме и содержанию.

Третий этап – работа на сцене, определение жизни персонажей на сцене, в зависимости от уже определенной сверхзадачи и сквозного действия

















Первый этап.

Занятие первое.

Аналитическая работа режиссера с текстом пьесы.

Обоснование выбора пьесы для постановки в школьном театре.


На этом этапе режиссер проводит анализ текста и отбор пьесы , которую предложит коллективу актеров, для сценического воплощения и постановки театрального спектакля.

Для успешной реализации этого этапа работы режиссеру необходимо найти ответы на следующие вопросы :

1. Каковы внешние и внутренние мотивы выбора пьесы?

2. В каком жанре будет решен спектакль, в чем заключаются тема, идея , а также сверхзадача спектакля?

3. Есть ли история создания и постановки спектакля?

4. В чем заключается источник постановки ( основа сюжета спектакля )?

5. Сложились ли характеристики действующих лиц?

6. Как будет выстроена драматургия спектакля?

7. Как будет оформлен спектакль?

Результаты размышлений и ответы на поставленные вопросы удобно представить в таблице :

Сценическое воплощение постановки театрального спектакля.

Обоснование выбора пьесы для постановки в школьном театре.

Разделы

Описание

В Илюхов. «Кот в сапогах». Спектакль для школьников начальной и средней школы.

(название и автор пьесы, адресат зрителей)

1.

Мотивировка выбора пьесы (сценария)

Внешние мотивы:Доступность материала для коллектива школьного театра , наличие материально- технической базы в школе,

перспектива участия в городском фестивале школьных театров.

Внутренние мотивы: Современный вариант сказки вызывает интерес к пьесе и побуждает к самореализации коллектив школьного театра .

2.

Идейно-тематический анализ пьесы (сценария)

Жанр : В тексте имеются волшебные превращения

и волшебный помощник – говорящий Кот, значит,  произведение является волшебной сказкой,

Исходный текст переработан современным автором,

значит, авторская волшебная сказка.

Тема: Кот в сапогах является главным героем

сказки и этот сообразительный, предприимчивый и

умный персонаж на протяжении всего повествования

устраивает будущее своего хозяина в благодарность

за дружбу и доброту Тематика следующая.

дружба, предприимчивость, храбрость, доброта

и немножко лирики. .

Идея :Герои проявляют смекалку, действуют

смело и решительно, и даже справляются с огромным и страшным Людоедом и берут его на перевоспитание. Добро побеждает.

Сверхзадача :Развивать навыки работы с текстом,

воспитывать в актерах и зрителях основ

театральной культуры, формировать навыки

сценического движения, сценической речи,

формировать идеалы доброты , взаимовыручки,

храбрости, предприимчивости, воспитывать коллектив единомышленников ( в идеале- заразить

интересом к театру как можно больше

учащихся 5-8 классов) Формирование интереса

к работе школьного театра, привлечение новых

участников ( актеров, зрителей, спонсоров).

3.

История создания и постановки спектакля

Cведения об авторе пьесы: Владимир Илюхов. Родился в 1948 году в

Красноярском крае. Закончил Красноярское училище

искусств, по специальности «Актер театра

музыкальной комедии» После окончания училища

работал в драматических театрах Сибири, Казахстана,

европейской части России. Театральный актер и драматург
Состоявшиеся постановки пьесы:

О предшествующих постановках пьесы: В зрительном

зале районного Дома культуры спектакль студии

народного театра "Ретро" по пьесе В. Илюхова

по мотивам сказки Шарля Перро "Кот в сапогах".

Режиссер - постановщик М.Молодцов.

Интерес критики к пьесе: Текст пьесы находится

в Архиве детских пьес «Драматешка»

4.

Источники постановки спектакля

Основа сюжета :Королева желает отдать свою дочь

за богатого и знатного жениха, чтобы поправить

финансовые дела королевства. Принцесса желает выйти

замуж только по любви. Случайная встреча

с трудолюбивым сапожником Жаном становится

завязкой лирической линии сюжета. Жан – тот

самый третий сын, которому не досталась ни

мельница, ни осел, только кот, неунывающий

нрав и трудолюбие – Жан стал хорошим сапожником.

Жан и Кот – друзья, но если молодой человек

несколько мечтателен и непрактичен, то Кот

четко знает, что ему нужно: теплый дом,

добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно.

Поэтому он берется устроить счастье Жана и

Принцессы, попутно разобравшись с Людоедом.

5.

Характеристика действующих лиц

Время и место событий: небольшое и небогатое королевство. Условное Средневековье.

Персонажи и их мотивация :

Жан готов добиваться успеха в бизнесе и любви

Принцесса хочет любить и жить счастливо

Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом,

добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно.

Кот умеет решать житейские проблемы,

а своего друга Жана хочет отблагодарить за добро.

6.

Драматургия спектакля

Экспозиция: Королева настаивает на браке

Принцессы с любым богатым женихом.

Принцесса противится и тайно покидает дворец,

чтобы посмотреть , как живут обычные люди

Завязка: Принцесса знакомится с Жаном.

Взаимная симпатия. Нападение разбойников -

они хотели похитить Принцессу и продать

ее Людоеду.

Развитие сюжета: Схватка добра со злом.

Жан и Кот всех победили. Принцесса готова выйти

за Жана замуж, тот задумывается о том,

куда же приведет молодую жену. Кот все

придумал .

Кульминация. Замок Людоеда, тот

по просьбе кота демонстрирует как

превращается в льва, потом в мышь.

Развязка: Наши победили, все со всеми

договорились, финальный танец.

7.

Оформление постановки спектакля

Костюмы из бабушкиных сундуков.

Декорации: рисованные на ватмане

пейзажи и интерьеры, крепятся на деревянных ширмах,

исполняющих роль кулис.

Бутафория и реквизиты: деревянные мечи,

алебарды из картона, сапоги бутафорские

куплены на Озоне.

Световое сопровождение : освещение школьного

Актового зала.

Музыкально-шумовое оформление – компиляция.

Итак, первый этап работы с пьесой закончен. Во главе коллектива все-таки стоит режиссёр, его творческая личность определяет лицо данного театра, спектакля, его позицию своеобразие, стиль. Конкретный театр это конкретный режиссёр.

Поэтому принятие решения целиком в ответственности режиссера.

Впереди второй этап - работа с актерами «за столом». Для успешной реализации второго этапа следует провести подготовительную работу – актеры должны выполнить домашнюю работу подготовиться к обмену мнениями.

Домашнее задание к работе «за столом»:

  1. Прочитать сказку Ш. Перро « Кот в сапогах» и сценарий по пьесе В. Илюхова «Кот в сапогах».

  2. Ознакомиться с биографией Ш. Перро, выписать наиболее значимые , на ваш взгляд, факты . Источник информации на ваш выбор.

  3. Народные сказки Франции 17 век. Индивидуальные задания.




















Второй этап.

Занятие второе.


« Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»

Тип занятия : комбинированное.

Тема : «Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»

Задачи :

Образовательные:  подвести актеров к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки , освоить позиции читателя – исследователя; исследовать внутренний мира автора и героя произведения, учить детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

Развивающие : развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, упражнять детей в поисках и определении основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату; учить делать выводы из ситуации.


Воспитывающие : воспитывать читательскую культуру, внимательное отношение к литературному материалу, интерес к деталям, влияющим на восприятие художественного образа; воспитывать культуру дискутирования и умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.


Ход занятия :

1. Организационный момент, сообщение темы и постановка целей занятия.

Педагог : Здравствуйте, друзья, рада вас видеть. Встаем в творческий полукруг на расстояние вытянутой руки. Прошу начать с улыбки и приветственного жеста соседу справа… соседу слева.

Очень хорошо: настроение бодрое, настрой рабочий.

Начинаем подготовку к новой постановке, работаем с текстами сказки Шарля Перро и пьесы Владимира Илюхова . Анализ текста позволит понять авторский замысел и сформировать собственную концепцию понимания текста пьесы и образов действующих лиц. Поэтому тема сегодняшнего занятия : «Анализ литературного произведения как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке».

Рассаживаемся рабочим полукругом, подготавливаем тексты и свои конспекты к работе . Не забывайте делать пометки в своих записях по ходу беседы.


2. Актуализация знаний учащихся , постановка и решение проблемных вопросов, дискуссия.

  1. Педагог: Обсуждая репертуар нашего школьного театра мы решили попробовать свои силы в постановке сказки. Была предложена сказка «Кот в сапогах» В Илюхова по мотивам сказки Ш Перро. Мы ранее прочитали вместе и пьесу и сказку, вы получили индивидуальные домашние задания. Сегодня делимся информацией и формируем собственную концепцию .

Что значит «по мотивам сказки»? Это означает, что основной сюжет, персонажи или мир фильма, книги, игры, мультипликации и т.д. основаны на старой сказке. Какие сказки чаще всего становятся источником вдохновения для фильмов и книг? Очень популярными являются  сказки братьев Гримм, Перро – это классические примеры авторской литературной обработки народных сказок.

  1. Докладчик: Шарль Перро и его брат-близнец Франсуа родились в январе 1628 года в Париже. В состоятельной семье парламентского судьи Пьера Перро и домохозяйки Пакетт Леклеркуже было четверо детей – Жан, Пьер, Клод и Николя. Отец, ожидавший от сыновей больших свершений, выбрал для них имена французских королей - Франциска II и Карла IX. К сожалению, через полгода Франсуа умер. В восемь лет Шарль, как и старшие братья, пошел учиться в университетский колледж Бовэ, недалеко от Сорбонны, на факультет искусств. Но из-за конфликта с преподавателями мальчик бросил учебу. Вместе с другом Борэном продолжил самообразование. Все то, что преподавали в колледже, мальчики выучили самостоятельно за несколько лет, а это греческий и латинский языки, история Франции, античная литература.

  2. Педагог: из этой информации делаем выборку самых важных фактов.

  3. Дети высказывают свои соображения. Резюмируем : Франция, 17 век, эпоха короля Людовика 14, Короля- Солнца. Семья родителей состоятельная, отец амбициозен и дети имеют возможность получить образование и выбрать род деятельности. Характеристики Шарля Перро: характер бунтарский ( ушел из колледжа), амбициозный , настойчивый и трудолюбивый ( занялся самообразованием).

  4. Докладчик: В 1651 году получил диплом юриста и недолго поработал в адвокатской конторе. Юридическое поприще Перро вскоре наскучило, и молодой адвокат перешел на работу к старшему брату Клоду. Клод Перро впоследствии прославился как один из первых членов Французской академии наук и архитектор, приложивший руку к созданию Луврского дворца, Парижской обсерватории. В 1654 году старший брат Пьер Перро приобрел должность сборщика налогов. Шарль десять лет проработал у брата приказчиком. В свободное время читал книги из лучших библиотек своего времени. Шарль Перро был представлен ко двору и сделал блестящую карьеру: вошел в состав Комитета литераторов, в задачи которого вменялось восхваление короля и королевской политики. Перро руководил производством гобеленов и контролировал строительство Версаля и Лувра. Позже был назначен генеральным секретарем в Интендантстве королевских построек, фактическим руководителем Малой академии. В 1671 году Перро избран членом Академии Франции (будущей Академии наук), в 1678-м назначен ее председателем. Карьера Шарля шла в гору, а вместе с ней и финансовое благополучие.

  5. Педагог: из этой информации делаем выборку самых важных фактов.

  6. Дети высказывают свои соображения. Резюмируем : Шарль Перро ищет свое место в жизни, ищет занятие по душе, продолжает заниматься самообразованием . Все это позволило ему сделать успешную карьеру при дворе и добиться материальной независимости.

  7. Докладчик : Первые шаги на почве сочинительства Шарль Перро сделал еще во время обучения в колледже – писал стихи и комедии. Первая публикация его комической поэмы состоялась в 1653 году. На самом деле, Перро увлекся литературным творчеством как данью моде. В светском обществе наряду с балами и охотой чтение сказок стало популярным увлечением. В бестселлер того времени превратился сборник Перро «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сказки, вошедшие в книгу, сочинил не сам Перро. Он только переработал и пересказал то, что услышал в детстве от няни либо доработал неоконченный сюжет. Книга опубликована в 1695-м и за первый год четырежды переиздана. Не вызывает сомнения тот факт, что благодаря Перро фольклор «прописался» в дворцовых стенах. Писатель осовременил народные сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, в каждой сказке есть мораль. Книги французского писателя имеются в каждом доме, где растут маленькие дети. Не счесть и количества переложений произведений Перро в кино и на сцене. Шедеврами театрального искусства признаны оперы Джоаккино Россини и Белы Бартока, балеты Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. По мотивам русской народной сказки, сюжет которой перекликается со сказкой Перро «Подарки феи», режиссером Александром Роу снят фильм «Морозко». А сказка «Красавица и Чудовище» - лидер по количеству экранизаций, как в художественном кино, так и в мультфильмах и мюзиклах

  8. Педагог: какая информация показалась вам наиболее важной? ( вывод на основе высказываний детей) .Писатель осовременил народные сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, в каждой сказке есть мораль. Герой сказки «Кот в сапогах» так же, как сам Перро, добился успеха при дворе и стал богат. Многие ребята отметили схожесть роли Шарля Перро для французской культуры с ролью Александра Пушкина для русской.

  1. Подведение итогов и рефлексия.

Педагог: Сегодня мы проанализировали биографию Шарля Перро и текст его сказки Подведем итог. К каким выводам мы пришли ?

Дети: В сказке Перро отразились жизненные установки автора и детали исторической эпохи .Сказка жестокая с точки зрения сегодняшнего читателя, и это еще автор смягчил и пригладил и адаптировал к своей эпохе первоисточник.

Педагог : какие вопросы возникли на этом этапе? Что хотелось бы обсудить ?

Дети : в каком стиле будем оформлять спектакль- условно – исторический антураж или остросовременный?

Педагог: на эти вопросы мы попытаемся найти ответы после выполнения вами домашнего задания .

  1. Домашнее задание:

  1. Сравнить народную и литературную сказку и сказку Ш. Перро с пьесой В.Илюхова.

Педагог: прошу нарисовать смайлики, отражающие ваше внутренне состояние в конце нашего занятия. Спасибо, до встречи.


  1. Анализ работы учащихся.

Занятие прошло очень плодотворно, дети отлично подготовились : проанализировали факты из биографии Ш Перро, привлекли исторический материал, обдумали содержание пьесы в историческом контексте, поняли мотивы поступков персонажей как отражение норм морали, свойственных 17 веку. Была отмечена некоторая схематичность персонажей. В ходе дискуссии дети пришли к выводу: то, что было забавной историей в 17 веке , не устраивает современного читателя, а некоторые детали вызывают отторжение. Предложено рассматривать исходный текст сказки Ш Перро как некую историческую справку. Ребята проанализировали большой объем информации, сделали самостоятельный выбор в пользу пьесы автора- современника.






























Третий этап.

Занятие третье.

Тип занятия : комбинированное.

Тема : «Сопоставительный анализ литературных произведений как средство идейно-тематического анализа пьесы и активизации коллектива при подготовке к театральной постановке»

Задачи :

Образовательные:  подвести актеров к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством сопоставительного анализа содержания сказки и пьесы, освоить позиции читателя – исследователя; исследовать внутренний мира автора и героя произведения, учить детей формулировать вопросы, искать нужную информацию.

Развивающие : развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения, упражнять детей в поисках и определении основной цели героя и установления причинно – следственных связей, которые приводят к результату; учить делать выводы из ситуации; формировать логическую связь информация- эмоция- сценическое действие, определять и обосновывать свое место в системе образов спектакля.

Воспитывающие : воспитывать читательскую культуру, внимательное отношение к литературному материалу, интерес к деталям, влияющим на восприятие художественного образа; воспитывать культуру дискутирования и умение отстаивать и обосновывать собственное мнение.


Ход занятия :

1. Организационный момент, сообщение темы и постановка целей занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть в добром здравии и хорошем настроении. Выберите себе место в рабочем полукруге, поприветствуйте своих соседей( способ приветствия по выбору актеров ). Приготовьте свои записи. У вас было общее задание : сравнить народную и литературную сказку и сказку Ш. Перро с пьесой В.Илюхова. Предлагаю свести наши соображения в таблицы (предложенный вариант таблиц сформирован на основе совместного обсуждения).



  1. Актуализация знаний учащихся , постановка и решение проблемных вопросов, дискуссия.

Совместное обсуждение информации и заполнение таблиц.

Таблица 1. Сказка народная и литературная.

Народная сказка

Литературная сказка.

Автор неизвестен.

Точное время создания неизвестно.

Существует в нескольких вариантах .


Ограничивается определенным жанром :

Сказка бытовая

Сказка волшебная

Сказка о животных.

Автор известен.

Точное время создания известно .

Существует в единственном варианте, закрепленном авторским правом.

Не ограничивается определенным жанром, включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных и даже фантастику.


Таблица 2. Сказка Ш Перро и пьеса В.Илюхова .


Сказка Ш Перро

Сказка В. Илюхова


1. Сюжет : отец в наследство трем сыновьям оставляет мельницу, осла и кота, потому что в те времена наследство делилось по старшинству - здесь старший брат взял мельницу - недвижимость, средний - осла - движимость, а младшему достался кот - наименьшая доля ( вспомните, Перро занимался юриспруденцией) жизнь показала - обидели старшие меньшого, забрав себе наиболее ценное, да ещё и из дому выгнали.

Кот оказался волшебным : подарками и лестью вошел в доверие к Королю( Перро также стремился получить королевское внимание), использовал информацию о прогулке королевской семьи , чтобы легализовать своего хозяина под именем маркиза де Карабас, которого, якобы ограбили разбойники, поэтому у него нет приличной одежды. Кот пробрался в замок страшного Людоеда, хитростью убедил его превратиться в мышь, потом съел и объявил имущество Людоеда собственностью маркиза де Карабас.

2. Обсуждение и выводы: можно говорить о смекалке, находчивости и неунывающем характере( высказывание педагога), но хочется указать на неоднократные преступления : незаконное присвоение дворянского титула, прямой обман Короля, присвоение чужого имущества. Младший сын мельника- бездельник и лентяй , Кот стремится к влиянию на короля (высказывания учащихся) .

Один мальчик по собственной инициативе провел целое исследование по поводу каннибализма в исходных вариантов сказок : современные европейские сказки, известные большинству по книгам и диснеевским мультфильмам, имели весьма неприглядные оригиналы. Голод, каннибализм, чума и другие признаки Тёмных веков на территории современных Франции, Германии, Бельгии и Голландии послужили основой популярных сегодня классических сказок. Так что Шарль Перро , действительно, пригладил и приукрасил фольклорные источники. С точки зрения современнызх подростков, Кот ничем не лучше Людоеда ( ох уж этот юношеский максимализм)))

3. Итог: Сказка интересна как материал для исследования и как условная историческая привязка , но не подходит данному коллективу для постановки на сцене.


1. Сюжет: Королева желает отдать свою дочь за богатого и знатного жениха, чтобы поправить финансовые дела королевства. Принцесса желает замуж только по любви. Случайная встреча с трудолюбивым сапожником Жаном становится завязкой лирической линии сюжета. Жан – тот самый третий сын, которому не досталась ни мельница, ни осел, - только кот, неунывающий нрав и трудолюбие – он стал хорошим сапожником. Жан и Кот – друзья, но если молодой человек несколько мечтателен и непрактичен, то Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом, добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно. Поэтому он берется устроить счастье Жана и Принцессы, попутно разобравшись с Людоедом.


2. Обсуждение и выводы: Жан готов добиваться успеха в бизнесе и любви

Принцесса хочет любить и жить счастливо

Кот четко знает, что ему нужно: теплый дом, добрые хозяева и кружечка сливок ежедневно и умеет решать житейские проблемы. Ну и Жана хочет отблагодарить за добро.В тексте много юмора, персонажи добрые, только королева несколько эгоистична.

Особую положительную оценку коллектива получил эпизод, в котором Людоед, превратившийся в Мышь, спрашивает Кота : «..теперь жрать меня будешь?» , а Кот отвечает: « Нет, перевоспитывать!». Была отмечена возможность поиграть с зрительным залом , те вовлечь зрителей в действие.


3. Итог: пьеса написана по мотивам сказки Ш Перро, сохранены ключевые персонажи, но качества характеров существенно различаются. Особо импонирует то, что Кот и Жан- друзья, в то время как в сказке – хозяин и слуга.

Этот вариант устраивает коллектив, хочется поскорей начать работу.




  1. Подведение итогов и рефлексия.

Педагог: Сегодня мы проанализировали тексты сказки Ш Перро и пьесы В.Илюхова. Подведем итог. К каким выводам мы пришли ? Итог дискуссии отражен в таблицах, материал структурирован , выводы сформулированы.

Дети: В пьесе В Илюхова мы видим, что сохраняя основную сюжетную линию , автор существенно изменил детали, поэтому изменилось читательское восприятие. Драматург подал «старую сказку на новый лад», придал юмора и доброты. Особенно приятно видеть Жана не беспомощным бездельником, а вполне дееспособным предприимчивым человеком, а Кота не слугой, а другом.

Педагог: подводя итог нашей работе с текстами сказки Шарля Перро и пьесы Владимира Илюхова, нужно отметить, что мы учились видеть, слышать и чувствовать текст; пополнять речевую память , обогащать словарный запас; продуктивно усваивать учебный материал, формировать свой эстетический вкус, формулировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Педагог : какие вопросы возникли на этом этапе? Что хотелось бы обсудить ?

Дети : в каком стиле будем оформлять спектакль- условно – исторический антураж или остро современный?

  1. Домашнее задание:

Перечитать пьесу с точки зрения своего героя, подготовиться к обсуждению характеристик и внутренних мотивов персонажей, самостоятельно ознакомиться с примерами европейской живописи 16-17 вв, особое внимание обратить на детали костюмов и причесок. После этой работы ответим на ваши вопросы.

  1. Индивидуальное дз :

подготовить сообщение с презентацией на тему «Историческая реконструкция костюма женского\мужского».


Педагог: прошу нарисовать смайлики, отражающие ваше внутренне состояние в конце нашего занятия. Спасибо, до встречи.


  1. Анализ работы учащихся.

Занятие прошло очень плодотворно, дети отлично подготовились : проанализировали факты из биографии Ш Перро, привлекли исторический материал, обдумали содержание пьесы в историческом контексте, поняли мотивы поступков персонажей как отражение норм морали, свойственных 17 веку. Была отмечена некоторая схематичность персонажей. В ходе дискуссии дети пришли к выводу: то, что было забавной историей в 17 веке , не устраивает современного читателя, а некоторые детали вызывают отторжение. Предложено рассматривать исходный текст сказки Ш Перро как некую историческую справку. Ребята проанализировали большой объем информации, сделали самостоятельный выбор в пользу пьесы автора- современника.




















ГЛОССАРИЙ.

Актер (в переводе с латинского - исполнитель) - тот, кто действует, исполняет роль, становится действующим лицом драматического произведения на сцене театра и в кино. Актер - живая связь между текстом автора, замыслом режиссера и восприятием публики.

Анализ пьесы (в переводе с древнегреческого языка - разложение, расчленение)

метод научного исследования, состоящий в расчленении целого явления на составные элементы. В театре анализ представляет собой (действенный анализ) вид экспликации, т.е. характеризуется место и время происходящего события, мотивация физического и словесного действия персонажей. Элементы композиции пьесы (экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал). Анализ включает в себя обоснование выбора темы, проблемы, конфликта, жанра, сверхзадачи и сквозного действия будущего спектакля, а также его актуальность. Анализ - действенный метод, процесс подготовки осуществления постановки на практике.

БутафОрия (в переводе с итальянского языка - выбрасывающий вон) - участник спектакля в старом итальянском театре, освобождающий сцену во время представления от уже “отыгравших” предметов, сломанных, забытых. Видимо, после этого ему приходилось чинить и делать новые необходимые вещи. В современном театре - это специально изготовленные предметы сценической обстановки, вещи (декорации, шпаги, ножи, украшения и т.д.) по всем признакам соответствующие настоящим или имитирующие их. Детали костюмов (пояса, пряжки, шляпы, веера, кольчуги и т.п.), необходимые для сценической игры актера.

Восприятие - процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей через органы чувств, завершающийся формированием образа. Эстетическое восприятие выражается в целенаправленном целостном восприятии произведения искусства, как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием.

Действие - проявление энергии, деятельности, воздействие, влияние. Развитие событий, составляющих основу сюжета (фабулы). Психофизический процесс, направленный на достижение какой - либо цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами Основное средство выразительности в актерском и режиссерском искусстве.

Действующее лицо - персонаж, действующий в пьесе, участвующий в развитии ее сюжета.

ДекорАция (в переводе с французского языка - украшение) - живописное, объемное или архитектурное оформление сцены, павильона, съемочной площадки, создающее зрительный образ спектакля, фильма. Художественное оформление места действия на театральной сцене, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла. Значение декорации трудно переоценить.

Жанр (в переводе  с французского языка - род)  – совокупность таких особенностей произведения, которые определяются эмоциональным отношением художника к объекту изображения. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе. Род произведения, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Определяемая разновидность художественного произведения. Жанры имеют следующие разновидности: трагедия, комедия, драма, трагикомедия, мелодрама, фарс, сатира и т. д.

Задача - условие творческого характера; то, что требует исполнения, разрешения.

Застольный период - процесс творческого осознания пьесы через логику совершающихся событий. Поиск действенного начала и реализация его через словесное действие, мысль и образное видение.

Игра - главный элемент театрального искусства. Состояние актера в предлагаемых обстоятельствах спектакля, представления. Психофизическая реакция актера на обусловленные задачи, поставленные режиссером и оправданные актером. Присутствуют творческие факторы условной игры. Игре свойственны: заразительность, увлеченность, воображение, артистизм.

Идея (перевод с древнегреческого языка - мысль) - основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения.

Образ - Обобщенное представление действительности в чувственно - конкретной форме. Система иносказаний, посредством которых качества изображаемого в искусстве жизненного явления, события или объекта художественного внимания обогащаются, обретают новые краски и новые признаки, незамеченные другими. Образ возникает в результате олицетворения и одушевления неживых предметов или явлений и придания им человеческих свойств характера, поведения, поступков.

Развитие действия - цепь конфликтных ситуаций и событий, связанных логикой взаимоотношений персонажей, которые развиваются в постоянных столкновениях; процесс продвижения к цели.

Реквизит (в переводе с латинского языка - потребность) - все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене (картины, часы, вазы, книги, посуда, карандаш, ружье, шпага и т.п.), то есть предметы быта (бутафория), используемые в спектакле (представлении) актерами.

СверхзадАча - (выражение К.С. Станиславского) - основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем.

Спектакль (в переводе с латинского языка - зрелище) - театральная постановка в ограниченном сценой пространстве. Пьеса, поставленная режиссером и сыгранная актерами. Спектакль состоит из одного или нескольких актов, действий, частей, прерываемых антрактом. Иногда это слово употребляется для обозначения смешного, занятного зрелища.

СюжЕт (в переводе с французского языка - предмет) - ряд связанных между собой, последовательно развивающихся событий, взаимоотношений людей, борьба характеров и мировоззрений.

Этапы работы над спектаклем, ролью:

1.Подготовительный период - работа с пьесой с использованием метода действенного анализа пьесы и роли. Домашняя работа.

2.Репетиционный период - “застольный период” - разведка умом с переходом на разведку действием (мизансценирование). Работа с актерами с использованием метода физического действия.

3.Организационный период - процесс «собирания» спектакля в единое целое (свет, музыка, декорация, костюмы, грим и т.д.). Здесь необходимы организаторские способности, режиссерская воля, профессионализм для завершения начатого.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. «Первое сентября» (ПС, N 89\2000), «Кому и зачем нужен школьный театр?» Вадим Злотников.

  2. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

  3. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.

  4. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).

  5.  http://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/

  6. http://muzruk.net/2011/09/plan-raboty-teatralnogo-kruzhka-na-3-goda/

  7. О «Сказках» https://vk.com/wall-40692158_31239

  8. Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе : методические рекомендации / авт.-сост.: Н. Е. Рязанцева. – Саранск : ЦНППМ «Педагог 13.ру», 2020. – 114 с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Школьный театр. Подготовка спектакля : от теории к практике.

Автор: Оксана Владимировна Сычева

Дата: 29.05.2024

Номер свидетельства: 651702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Рабочая программа по дополнительному образованию. Драматический кружок. "
    ["seo_title"] => string(77) "rabochaia-proghramma-po-dopolnitiel-nomu-obrazovaniiu-dramatichieskii-kruzhok"
    ["file_id"] => string(6) "111070"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407002860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Воспитание гражданственности через театральную студию"
    ["seo_title"] => string(58) "vospitaniieghrazhdanstviennostichierieztieatralnuiustudiiu"
    ["file_id"] => string(6) "265722"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450016074"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Развитие читательской компетенции учащихся в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiiechitatielskoikompietientsiiuchashchikhsiavusloviiakhintieghratsiiurochnoiivnieurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "274356"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452363483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства