«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.В.А.Сухомлинский
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»»
«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать - образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цель внеурочной деятельности
Создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.
Задачи внеурочной деятельности
*включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;
*стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.В.А.Сухомлинский
Направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, Духовно-нравственное, Общекультурное, Общеинтеллектуальное, Социальное
Формой организации этих направлении можно выбрать библиотечный урок.
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно- библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеурочные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:
- знание различных источников информации;
- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;
- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.
Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие снижает готовность детей к познавательному процессу. Особенности развития требуют специальных приемов обучения, в частности многократного повторения материала, даваемого небольшими порциями.
Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.
Мною разработан план проведения библиотечных уроков, который предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.
Программа и форма проведения занятий в коррекционной школе, такие же, как в обычной школе, но уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся. Если в обычной школе определенную тему ребенок может усвоить в 3-4 классе, то нашим детям эта тема предлагается в 5-6 классе.
Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт.
Показываю учащимся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.
Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).
Темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.
Замедленное мышление наших воспитанников, слабая память, неустойчивое внимание, все это обуславливает особенности образовательного процесса и специфику работы библиотеки. Многократное повторение пройденного материала.
Благодаря библиотечным урокам, становится заметно, что многие из ребят становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления.
Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна продолжить организовывать мероприятия ориентированные на воспитание литературного вкуса, нравственного, патриотического самосознания личности.