«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.В.А.Сухомлинский
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).
Просмотр содержимого документа
««Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»»
«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать - образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Цель внеурочной деятельности
Создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.
Задачи внеурочной деятельности
*включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;
*стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.В.А.Сухомлинский
Направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, Духовно-нравственное, Общекультурное, Общеинтеллектуальное, Социальное
Формой организации этих направлении можно выбрать библиотечный урок.
Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.
Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:
- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
- Владение навыками самостоятельного выбора книг;
- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.
Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно- библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.
Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеурочные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.
Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.
К таковым умениям и навыкам относятся:
- знание различных источников информации;
- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;
- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;
Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.
Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие снижает готовность детей к познавательному процессу. Особенности развития требуют специальных приемов обучения, в частности многократного повторения материала, даваемого небольшими порциями.
Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.
Мною разработан план проведения библиотечных уроков, который предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.
Программа и форма проведения занятий в коррекционной школе, такие же, как в обычной школе, но уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся. Если в обычной школе определенную тему ребенок может усвоить в 3-4 классе, то нашим детям эта тема предлагается в 5-6 классе.
Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт.
Показываю учащимся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.
Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).
Темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.
Замедленное мышление наших воспитанников, слабая память, неустойчивое внимание, все это обуславливает особенности образовательного процесса и специфику работы библиотеки. Многократное повторение пройденного материала.
Благодаря библиотечным урокам, становится заметно, что многие из ребят становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления.
Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна продолжить организовывать мероприятия ориентированные на воспитание литературного вкуса, нравственного, патриотического самосознания личности.