kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский

Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).

Просмотр содержимого документа
««Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»»

«Роль библиотечных уроков во внеурочной деятельности направленной на достижение личностных результатов»

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать - образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Цель внеурочной деятельности

Создание условий для проявления и развития учащимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, обеспечение индивидуальных потребностей школьников.


Задачи внеурочной деятельности

*включить каждого учащегося в учебно-познавательную и творческую деятельность;

*стимулировать развитие учащегося как активного, самостоятельного и творческого деятеля в социуме;

*способствовать формированию базовых компетентностей школьников.


Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В.А.Сухомлинский

Направления внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное, Духовно-нравственное, Общекультурное, Общеинтеллектуальное, Социальное

Формой организации этих направлении можно выбрать библиотечный урок.

Наше время называют «веком информации». Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать информационной грамотностью, дающей возможность не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной.

Одной из ведущей задач школьной библиотеки является формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, формирование информационной культуры, культуры чтения, куда входит:

- Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;

- Владение навыками самостоятельного выбора книг;

- Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.

Учащиеся, становясь независимыми в поиске знаний, могут добиться большего и в школе, и во взрослой жизни. А научить самостоятельно добывать информацию, самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Все проблемы современного информационного бума и становления личных качеств: компетентности, способности к самовоспитанию и самообразованию – не смогут быть решены, если у учащихся не будут сформированы и развиты базовые умения по основам библиотечно- библиографической грамотности. А информационная грамотность предполагает способность к самостоятельному поиску необходимых источников и эффективному использованию фондов библиотек.

Распространение библиотечно-библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеурочные мероприятия, экскурсии по библиотеке и, конечно, библиотечные уроки.

Цель библиотечных занятий – сформировать и развить базовые умения и навыки по основам библиотечно-библиографической грамотности.

К таковым умениям и навыкам относятся:

- знание различных источников информации;

- умение правильно формулировать свои вопросы и запросы;

- умение самостоятельного поиска нужной им информации в различных источниках;

- умение правильно применить найденную информацию.

Развитие учащихся коррекционной школы в силу специфических особенностей имеет ряд отличий от развития их нормальных сверстников.

Общее психическое и интеллектуальное недоразвитие снижает готовность детей к познавательному процессу. Особенности развития требуют специальных приемов обучения, в частности многократного повторения материала, даваемого небольшими порциями.

Формирование информационной культуры учащихся у нас начинается с простейших бесед о книге и ее структуре, словарях, энциклопедиях и справочниках, о периодических изданиях для детей, о библиотеке и ее возможностях.

Мною разработан план проведения библиотечных уроков, который предполагает необходимый минимум знаний о библиотеке, о книге и культуре чтения.

Программа и форма проведения занятий в коррекционной школе, такие же, как в обычной школе, но уроки строятся с учетом интересов и доступности содержания, предполагая активное участие самих учащихся. Если в обычной школе определенную тему ребенок может усвоить в 3-4 классе, то нашим детям эта тема предлагается в 5-6 классе.

Становление ребенка как читателя проходит по этапам. Учащиеся младшего возраста мало подготовлены, у них еще слабые основы грамоты. Поэтому наиболее эффективными формами работы являются литературные игры-загадки, викторина «Угадай сказку». У детей этого возраста уже есть свой, пусть еще совсем небольшой читательский опыт.

Показываю учащимся, какие интересные, красочные книги есть в нашей библиотеке. Ребята радуются, встретив знакомую книгу. Объясняю детям правила пользования библиотекой. А правила обращения с книгой начинаю со сказки о книгах. Для закрепления пройденного материала использую загадки в стихотворной форме.

Для углубления восприятия текста обязательно обращаю внимание учащихся на иллюстрации. В библиотеке оформляется книжная выставка, где представлены книги в соответствием с тематикой (важные даты, писатели-именинники, времена года и т.д.).

Темы библиотечных занятий усложняются. Ученики узнают об истории появления книг, об их существовании в древние времена, о структуре книги, о справочном аппарате библиотеки. Также начинается обучение читательской самостоятельности, и на этом фоне отрабатываются основные привычки читательского поведения: умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями.

Замедленное мышление наших воспитанников, слабая память, неустойчивое внимание, все это обуславливает особенности образовательного процесса и специфику работы библиотеки. Многократное повторение пройденного материала.

Благодаря библиотечным урокам, становится заметно, что многие из ребят становятся более уверенными, самостоятельными в библиотечном пространстве. Знают и применяют основные правила обращения с книгой. Имеют представление о структуре книги и процессе ее изготовления.

Школьная библиотека – особая среда для обучения и получения знаний, поэтому она должна продолжить организовывать мероприятия ориентированные на воспитание литературного вкуса, нравственного, патриотического самосознания личности.





Педагог-библиотекарь: Морозова Мария Васильевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Морозова Мария Васильевна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570464

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-rabota-v-ou-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "134499"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416755408"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства