Роль развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности посредством изобразительного искусства.
Роль развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности посредством изобразительного искусства.
Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности посредством изобразительного искусства. »
Роль развития творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности посредством изобразительного искусства.
Из опыта работы учителя начальных классов
МОУ СОШ №25 с УИОП г.о. Орехово-Зуево Московской области
Анисимовой Веры Владимировны.
Творчество - постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не
самым интересным видом творческой деятельности детей школьного
возраста. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически так и умственно, т.к.
функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга.
Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают... По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики.
«Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» - писал Л.С. Выготский. Мышление и творчество неотделимы. Основное предназначение изобразительного искусства во внеурочной деятельности - формирование навыков построения бесчисленного множества реальностей, развитие воображения (фантазии).
Эмоциональность, интерес, активность лежат в основе творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству. Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщенно яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для младших школьников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач.
Творческая работа - это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие. Творческая работа на уроке изобразительного искусства - это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым.Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться, игровая форма организации занятия активизирует детей. Рисование - самый доступный способ совместить приятное с полезным: ребенок воспринимает рисование как игру, при чем более увлекательную, чем серьезнее к ней относится учитель. Поэтому создание игровых ситуаций на занятиях изобразительного искусства, распределение ролей игры постоянное условие в процессе обучения.
Занятие изобразительного искусства обычно содержит несколько стадий, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.
1. Стадия подготовки материала к замыслу. Она включает в себя два рода совместной работы детей и учителя:
a) Активизацию накопленного жизненного и культурного опыта;
б) Освоение способов построения художественной формы.
Материал первого рода - это все, что ребенок может взять готовым из своего жизненного опыта - истории, случаи, бытовая
обстановка, житейские отношения и т.п. Материал второго рода (тоже готовый) - это свойство бумаги или картона, графитных или восковых карандашей, красок (гуашь или акварели), фломастеров, пластилина, цветной бумаги. Дети знакомятся
на практике с разными технологиями в изобразительной
деятельности. Освоение способов построения художественной
формы происходит в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя, поиска своих решений (возможно нестандартных).
2. Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том,
что воображение детей имеет направленный характер, то есть
построение образа будущего рисунка в начале полностью или частично может осуществляться произвольно, как решение определенной задачи. Учитель определяет такие ограничения, сообразуясь с возможностями детей. Задача - замысел опережает и определяет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер.
Зачастую замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел - задача и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Поэтому важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.
3. Стадия творчества.
Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и полной отдаче работе. В процессе творчества ребенок как бы отдает накопленные ранее опыт и знания и через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой
стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления.
Исправление ошибок или принуждение к правильному изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя- внушить ребенку уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.
Дети - талантливы. Единственное, что нужно для реализации природных творческих способностей ребенка - это уметь развить способности, разбудить фантазию и творчество.