kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль психолога в подготовке к ЕНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль психолога в подготовке к ЕНТ

Единое национальное тестирование – это новая реальность в образовательном пространстве. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕНТ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь. В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕНТ в целом достаточно хорошо освещена, тогда как психологический компонент все еще остается малоразработанной областью психолого- педагогической теории и практики.  

Тестирование как ситуация проверки знаний, связанное с четкой системой оценивания, для большинства школьников является весьма проблематичной. Негативные эмоциональные переживания, связанные с экзаменом, естественно, влияют на функциональное состояние нервной системы, познавательные процессы, а, следовательно, и на качество сдачи тестирования. Особенности, отличающие ЕНТ от традиционного экзамена, могут вызывать у выпускников различные трудности, а именно:

- Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами. Вместе с тем тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая.

- Личностные трудности Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. Психологические трудности усугубляются также и отсутствием полной и четкой информации о процедуре ЕНТ. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом. ЕРТ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ЕНТ фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.

Таким образом, основным следствием личностных трудностей является повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги и это еще одна важная задача психолога на этапе подготовки к сдаче ЕНТ.

- Процессуальные трудности Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕНТ.

Анализируя причины беспокойства подростков, связанного с ситуацией экзамена, можно выделить две группы старшеклассников, в первую очередь нуждаю­щихся в целенаправленной психологической помощи.

Прежде всего, это внешне успевающие ученики, у которых, однако, недостаточно развиты мыслительные операции и преобладает внешняя мотивация обучения. Такие ученики больше всего подвержены экзаменационному стрессу, их усиленная, но малоэффективная подготовка к экзаменам, сводящаяся к усиленному заучиванию материала, еще до экзаменов истощает нервную систему. У таких школьников негативное воздействие экзаменационной ситуации на психоэмоциональное состояние в большинстве случаев обусловлено неумением самостоятельно конструировать ответ и неосознаваемой завышенной ценностью экзаменационной оценки.

Другая группа — отстающие школьники, у которых ближе к концу учебного года также активизируется внешняя мотивация обучения, но необходимые базовые знания отсутствуют и уже сформировано представление о себе как о «плохом» ученике. Для них основной причиной экзаменационного стресса является негативное стереотипизированное отношение к своим способностям и учебе в целом. Такие подростки относятся к экзамену как к очередному и наиболее болезненному подтверждению своей неуспешности. У неуспевающих учеников эмоциональное напряжение часто приобретает форму мотивации избегания неудач и отрицания значимости экзаменов, в связи с чем они просто не прилагают необходимых усилий для подготовки к экзамену.

Таким образом, своеобразие деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе, психологами разработан комплекс рекомендаций учащимся, следуя которым можно снизить личностную тревожность школьника:

Первоначально необходимо подготовить место для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Необходимо составить план занятий.

Начинать следует с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если  трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена необходимо хорошо выспаться. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

При подготовке к ЕНТ немаловажную роль играют родители, а именно их стиль общения  с ребенком. В практической деятельности родителям можно дать несколько советов:

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль психолога в подготовке к ЕНТ»

Роль психолога в подготовке к ЕНТ


Единое национальное тестирование – это новая реальность в образовательном пространстве. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕНТ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда оно впервые вошло в школьную жизнь. В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки к ЕНТ в целом достаточно хорошо освещена, тогда как психологический компонент все еще остается малоразработанной областью психолого- педагогической теории и практики.

Тестирование как ситуация проверки знаний, связанное с четкой системой оценивания, для большинства школьников является весьма проблематичной. Негативные эмоциональные переживания, связанные с экзаменом, естественно, влияют на функциональное состояние нервной системы, познавательные процессы, а, следовательно, и на качество сдачи тестирования. Особенности, отличающие ЕНТ от традиционного экзамена, могут вызывать у выпускников различные трудности, а именно:


- Когнитивные трудности Это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Хотя в настоящее время метод тестирования все шире применяется для проверки знаний учащихся, но реальность школьной практики не успевает за изменениями. В большинстве случаев обучение проводится традиционными методами. Вместе с тем тестирование предполагает формирование особых навыков: умения выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных, умения оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Для преодоления когнитивных трудностей необходимо двигаться в двух направлениях: осваивать навыки работы с тестами и помогать выпускнику вырабатывать индивидуальную стратегию деятельности. И если навыки работы - это в большей степени педагогическая задача, то выработка индивидуальной стратегии - это задача психологическая.

- Личностные трудности Эти затруднения обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего стрессовой является сама ситуация экзамена. На экзамене ученик должен за ограниченное количество времени продемонстрировать свои знания по определенному вопросу или справиться с предложенными заданиями, причем результаты этой деятельности будут оцениваться. Психологические трудности усугубляются также и отсутствием полной и четкой информации о процедуре ЕНТ. При традиционной форме сдачи экзамена ученик может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменами на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом. ЕРТ - это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. В ситуации ЕНТ фактически этот дефицит не может компенсировать никто: ни родители, ни учителя, ни старшие товарищи.

Таким образом, основным следствием личностных трудностей является повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности. Тревога - это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность. Поэтому преодоление личностных трудностей прежде всего должно быть направлено на снижение тревоги и это еще одна важная задача психолога на этапе подготовки к сдаче ЕНТ.

- Процессуальные трудности Процессуальные трудности вызваны в основном недостаточным знакомством с процедурой экзамена, и их преодоление должно ориентироваться на овладение детьми специфическими навыками, определяемыми особенностями процедуры ЕНТ.

Анализируя причины беспокойства подростков, связанного с ситуацией экзамена, можно выделить две группы старшеклассников, в первую очередь нуждаю­щихся в целенаправленной психологической помощи.

Прежде всего, это внешне успевающие ученики, у которых, однако, недостаточно развиты мыслительные операции и преобладает внешняя мотивация обучения. Такие ученики больше всего подвержены экзаменационному стрессу, их усиленная, но малоэффективная подготовка к экзаменам, сводящаяся к усиленному заучиванию материала, еще до экзаменов истощает нервную систему. У таких школьников негативное воздействие экзаменационной ситуации на психоэмоциональное состояние в большинстве случаев обусловлено неумением самостоятельно конструировать ответ и неосознаваемой завышенной ценностью экзаменационной оценки.

Другая группа — отстающие школьники, у которых ближе к концу учебного года также активизируется внешняя мотивация обучения, но необходимые базовые знания отсутствуют и уже сформировано представление о себе как о «плохом» ученике. Для них основной причиной экзаменационного стресса является негативное стереотипизированное отношение к своим способностям и учебе в целом. Такие подростки относятся к экзамену как к очередному и наиболее болезненному подтверждению своей неуспешности. У неуспевающих учеников эмоциональное напряжение часто приобретает форму мотивации избегания неудач и отрицания значимости экзаменов, в связи с чем они просто не прилагают необходимых усилий для подготовки к экзамену.

Таким образом, своеобразие деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Безусловно, основная работа по психологической поддержке проводится на подготовительном этапе, психологами разработан комплекс рекомендаций учащимся, следуя которым можно снизить личностную тревожность школьника:

Первоначально необходимо подготовить место для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Необходимо составить план занятий.

Начинать следует с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена необходимо хорошо выспаться. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

При подготовке к ЕНТ немаловажную роль играют родители, а именно их стиль общения с ребенком. В практической деятельности родителям можно дать несколько советов:

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, что психологическая подготовка выпускников к Единому национальному тестированию должна состоять из нескольких компонентов:

- Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры ЕНТ и направленная на выработку индивидуального стиля работы.

- Выработка индивидуальных стратегий поддержки для конкретных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

- работа с родителями, привлечение родителей: ознакомление их со спецификой Единого национального тестирования.

Независимо от возраста и отношения к учебе старшеклассникам необходимо начать своевременную подготовку к сдаче ЕНТ. Это необходимо, как правило, из-за того, что временная перспектива и способность грамотно управлять временем формируются у личности медленно, у многих подростков волевая регуляция поведения развита недостаточно, отсутствует познавательная мотивация. Следовательно, чем раньше начнется психологическая подготовка к экзаменам, тем эта деятельность эффективнее, но психологическая подготовка должна проводиться не позднее, чем за три месяца до окончания учебного года. Занятия с психологом не только развивают временную перспективу, включают экзамен в школьную реальность, но и помогают ученикам «настроиться» на экзамен и понять его роль в их дальнейшей жизни. Если подростки хорошо усвоят пройденный в ходе занятий с психологом материал, у них будет достаточно времени, чтобы использовать его на практике.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль психолога в подготовке к ЕНТ

Автор: Шарипова Анар Аскеровна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 280819

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ К ЕНТ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ"
    ["seo_title"] => string(97) "sistiemnyipodkhodvpodgotovkiekientpoinostrannomuiazykukakosnovapovyshieniiakachiestvaobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "299598"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456563483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ. "
    ["seo_title"] => string(65) "psikhologhichieskaia-pomoshch-vypusknikam-pri-podghotovkie-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "108638"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403787806"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "«Все в твоих руках» "
    ["seo_title"] => string(20) "vsie-v-tvoikh-rukakh"
    ["file_id"] => string(6) "193627"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427656285"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства