kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Реализация принципов индивидуального дифференцированного подхода в воспитании детей во внеурочное время»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании

Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев. Ученики, бесспорно, бывают разные: од­ни схватывают быстро, все запоминают и понимают, трудолюби­вы и добросовестны, другие - с трудом запоминают, многое не могут сразу понять и применить на практике, некоторые не от­личаются старанием и прилежанием. Немало и таких, кто по одному предмету учится успешно, а по другим заметно отстает, а есть и такие, что по всем предметам учатся слабо.

Мы откровенно и ясно признаем: дети разные: по интере­сам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, возможностям в обучении и деятельности, умственным данным и душевному порыву.

Когда мы говорим, что успешность обучения зависит во многом от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти такой подход, чтобы и приохотить к учебе и дать необходимый запас знаний и умений. Это не легко, это, скажем прямо, порой необыкновенно трудно, но это возможно в подавляющем большинстве случаев - в этом суть.

Но чтобы осуществить эту благородную миссию, учителю следует фундаментальнейшим образом познакомиться с проблемой способностей и овладеть методом индивидуального подхода.

Итак, один ученик отличается от другого прежде всего своими способностями. Что такое способности?

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность.

Есть способности к музыке, живописи, к математике, к спорту, к литературе и т.д. И взрослые люди имеют разные способности. Один - прекрасный столяр, другой - закройщик третий - сталевар, шофер и т.д.

В той области, где есть способности, человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения, с интересом и продуктивно трудится, способен даже к творчеству, оригинальным решениям.

Нет данных, которые при правильном и умном обучении и воспитании, препятствовали бы формированию положительной личности. Воспитание всесильно. Но оно всесильно только тогда, когда учитывает природу человека и согласует с ней выбор методов обучения и педаго­гического воздействия.

Что получает человек от природы в области способностей? Только предпосылки, определенную предрасположенность, ино­гда благоприятную, хотя и разную (к музыке, живописи, мате­матике, спорту и т.д.), иногда зловещую и опасную (умственную неполноценность, болезни).

Мы значительно больше уделяем времени так назы­ваемому коллективному воспитанию, ориентируясь на "середняка", выделяем то, что роднит детей и нередко игнори­руем то, что их различает. Мы слишком озабочены стремлением дать детям как можно больше информации и приучить их мыс­лить по образцам, по каким-то стандартам. Нам удобно вольно или невольно "лепить" детей по одному об­разцу. Объективно это приносит большой вред. Наша задача не столько добиваться усвоения мыслей, сколько учить мыслить, научить ребенка самому находить решения, объяснять события, давать свою оценку тем или иным явлениям, при этом учитывать индивидуальные качества, увлечения, интересы детей.

Вместе с тем нужно проявлять чувство меры, знать воз­можности детей, не перегружать их.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Реализация принципов индивидуального дифференцированного подхода в воспитании детей во внеурочное время»»

5

Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании

Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев. Ученики, бесспорно, бывают разные: од­ни схватывают быстро, все запоминают и понимают, трудолюби­вы и добросовестны, другие - с трудом запоминают, многое не могут сразу понять и применить на практике, некоторые не от­личаются старанием и прилежанием. Немало и таких, кто по одному предмету учится успешно, а по другим заметно отстает, а есть и такие, что по всем предметам учатся слабо.

Мы откровенно и ясно признаем: дети разные: по интере­сам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, возможностям в обучении и деятельности, умственным данным и душевному порыву.

Когда мы говорим, что успешность обучения зависит во многом от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти такой подход, чтобы и приохотить к учебе и дать необходимый запас знаний и умений. Это не легко, это, скажем прямо, порой необыкновенно трудно, но это возможно в подавляющем большинстве случаев - в этом суть.

Но чтобы осуществить эту благородную миссию, учителю следует фундаментальнейшим образом познакомиться с проблемой способностей и овладеть методом индивидуального подхода.

Итак, один ученик отличается от другого прежде всего своими способностями. Что такое способности?

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность.

Есть способности к музыке, живописи, к математике, к спорту, к литературе и т.д. И взрослые люди имеют разные способности. Один - прекрасный столяр, другой - закройщик третий - сталевар, шофер и т.д.

В той области, где есть способности, человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения, с интересом и продуктивно трудится, способен даже к творчеству, оригинальным решениям.

Нет данных, которые при правильном и умном обучении и воспитании, препятствовали бы формированию положительной личности. Воспитание всесильно. Но оно всесильно только тогда, когда учитывает природу человека и согласует с ней выбор методов обучения и педаго­гического воздействия.

Что получает человек от природы в области способностей? Только предпосылки, определенную предрасположенность, ино­гда благоприятную, хотя и разную (к музыке, живописи, мате­матике, спорту и т.д.), иногда зловещую и опасную (умственную неполноценность, болезни).

Мы значительно больше уделяем времени так назы­ваемому коллективному воспитанию, ориентируясь на "середняка", выделяем то, что роднит детей и нередко игнори­руем то, что их различает. Мы слишком озабочены стремлением дать детям как можно больше информации и приучить их мыс­лить по образцам, по каким-то стандартам. Нам удобно вольно или невольно "лепить" детей по одному об­разцу. Объективно это приносит большой вред. Наша задача не столько добиваться усвоения мыслей, сколько учить мыслить, научить ребенка самому находить решения, объяснять события, давать свою оценку тем или иным явлениям, при этом учитывать индивидуальные качества, увлечения, интересы детей.

Вместе с тем нужно проявлять чувство меры, знать воз­можности детей, не перегружать их.

Школьные предметы изучить могут любые нормальные, умственно полноценные люда. Более того, в школе еще далеко не всегда раскрываются подлинные задатки и наклонности, а порой это развитие носит запоздалый, замедленный, скрытый характер. Например, Альберт Эйнштейн весьма неровно учился в школе, и его учитель ему предрек: "Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет", Эмиль Золя провалил экзамены... по литературе, академик Курчатов был отстающим... по матема­тике.

И, наоборот, сколько подающих надежды, так называемых "вундеркиндов" вырастали в весьма посредственных людей. Психология детей развивается неровно, в отдельные периоды детства быстрее, чем в другие. Ускоренный процесс носит вре­менный характер, и то, что иной раз принимается за одарен­ность, отнюдь не всегда является ее признаком. Главное - дать всестороннее образование и гармоническое развитие, приучить мыслить, анализировать, выработать трудовые навыки, умение трудиться, любовь к труду.

Какие бывают способности? Как они проявляются в школе? Прежде всего, отметим так называемые ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ.

Ученик одинаково успешно занимается по всем предметам, трудится, добросовестен, активен. Нередко это отличник. Много читает, всем интересуется, имеет отличную память, сообразите­лен. Таких учеников любят, родители ими гордятся, учителя их ставят в пример, их портреты красуются на почетных досках. Никто не беспокоится об их будущем: как правило, это инсти­тут и почти всегда вне конкурса. Оправдан ли такой оптимизм? Практика говорит, что в большинстве случаев — нет! Ранние общие способности не гарантируют последующего успеха. Мно­гие становятся слабыми студентами, а еще большее количество отличников — весьма заурядными нетворческими работниками, в лучшем случае - эрудитами. Мы часто не умеем воспитывать детей с общими способностями, захваливаем их, не развиваем увлеченности, умения фундаментально работать в какой-то об­ласти, творчески мыслить.

Нужно учитывать, что дети с общими способностями не в меньшей степени, чем другие, нуждаются в индивидуальном подходе.

Другой вид способностей называют ГРУППОВЫМИ, на­правленными по какому-то определенному руслу: это гумани­тарные способности, способности к точным наукам и т.д. Дети с этим видом способностей успешно учатся по отдельным предме­там определенного профиля, а по другим - гораздо слабее, а по­рой и просто плохо. Но из этой категории довольно большое ко­личество по-настоящему одаренных людей, хороших специалис­тов. В институты и техникумы абитуриентов отбирают именно по групповым признакам, так называемым профилирующим предметам! И этот принцип оправдал себя. А в воспитании эти дети довольно сложные, они увлечены своими предметами. По­рой их так и разделяют: на "технарей" и "гуманитариев", на "физиков" и "лириков". Нередко они высмеивают друг друга, одних называют "сухарями", других - "богемой", а выигрывают те, кто умеет совместить: один - физик, математик, химик, но любит поэзию, театр, живопись и даже участвует в самодея­тельности, пишет стихи. Другой - поэт, историк, географ, но не пропускает ни одного номера журнала "Знание - сила" или "Наука и жизнь", интересуется медициной, техникой, научными открытиями. Это, так сказать, в идеале, к этому нужно стре­миться. Но приходится учитывать факт такого разделения и строить систему обучения, исходя из наличия разной направ­ленности способностей и увлеченности. В этом нет ничего дур­ного или опасного.

Третий вид способностей наиболее педагогически своеоб­разен и труден: речь вдет о так называемых СПЕЦИФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ.

Ребенок обнаруживает повышенные наклонности к весьма узкому виду занятий: не просто к музыке, а к композиции, к пе­нию, фортепьяно, не ко всей физике, а к разделу электроника, радиодело и т.д. Эти узконаправленные способности могут быть и к спорту, литературе, математике и т.д. Как правило, это дети крайне трудные в обучении и воспитании. Они могут плохо учиться, даже не успевать по ряду предметов, проявляя упрям­ство, капризы, нетерпимость, высказывать самые удивительные мнения, предлагать оригинальные необычные решения. С ними трудно, очень трудно, но именно из этой категории выходит много одаренных людей, тем более что эти специфические спо­собности раскрываются не сразу. Известно, что английский ученый Чарльз Дарвин плохо учился в школе, великий норвеж­ский драматург Генрих Ибсен окончил школу и университет с большим трудом; таких примеров - множество.

Вот выдержка из рапорта на известного русского матема­тика Н. Лобачевского:

"Худое поведение Николая Лобачевского, мечтательное о себе самомнение, упорство, неповиновение, грубость, наруше­ние порядка и отчасти возмутительные поступки; оказывая их, в значительной степени явил признаки безбожия".

Как различить умного человека от неумного? По уровню знаний? Но ведь бывают умные, но необразованные люди, и, на­оборот.

Но плохо учиться могут и умные дети, у которых и память хорошая, и воображение, и сообразительность. Причина неуспе­ваемости чаще всего - лень, отсутствие навыков учебного труда или другие увлечения (хоккей, голуби, бродяжничество, а порой воровство, азартные игры и т.д.) В этих областях они умные, настойчивые, сообразительные. У них порочный ущербный ди­намический стереотип, неправильное распределение очагов воз­буждения и торможения. Они не занимались математикой, язы­ком - и на этих участках головного мозга - устойчивое тормо­жение, мешающее нормальной учебе.

Зависят ли умственные способности от пола? Мно­гочисленные исследования доказали, что мужчина и женщина обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития. Однако имеются определенные отличия: мужчины чаще всего лучше справляются с цифровыми и пространственными за­дачами, женщины - лучше решают словесные задания. Наблю­дается отличие в количестве "очень умных" и "очень глупых" представителей. Просто "умные" женщины встречаются чаще просто "умных" мужчин. Они наблюдательнее, тоньше понимают искусство, лучше разбираются в отношениях между людьми, образованнее, заботливее, ответственнее, порядочнее, умело воспитывают детей. Однако очень "умных" и очень "глупых" мужчин гораздо больше, чем очень "умных" и очень "глупых" женщин. Среди талантливых ученых, мастеров-производственников (даже, казалось бы, женских профессий: поваров, портных, учителей и т.д.) больше мужчин, при этом также гораздо больше "дебилов".

В школе на первых порах учатся успешнее девочки, потом происходит выравнивание, а в старших классах и институтах больших успехов добиваются чаще всего мальчики.

В общем плане в области способностей подавляющее большинство населения (около 70 процентов) обладает средними умственными способностями, обладающих выдающимися способностями или, наоборот, низкими способностями примерно по 15%, причем способности могут успешно развиваться только при правильном обучении и воспитании.

Что необходимо для развития способностей? Известный советский математик, академик Андрей Николаевич Колмогоров перечисляет пять таких условий:

  1. От рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области.

  2. С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и развитие конкретных способностей.

  3. С раннего возраста приобретать надлежащие волевые и эмоциональные качества (настойчивость, трудолюбие, упорство, уверенность в себе, азарт).

  4. С определенного возраста получить должное общее образование и начать работу в избранном направлении.

  5. Своевременно начать научную и практическую подго­товку, поиски, тренировки (в науке, спорте, музыке, живописи, ремесле), научиться выдвигать свои гипотезы и идеи и пытаться их решать, все время экспериментировать, что-то делать в избранном направлении, быть активным, предприимчивым, не боясь неудач.

Учителя и родители должны помогать детям развивать их наклонности, вырабатывать нужные навыки.

В обучении и воспитании в связи с наличием определенных способностей необходимо осуществлять так называемый индивидуальный подход. В этой связи следует разобраться, ка­кие по успеваемости встречаются дети и в каком подходе они нуждаются.

Прежде всего мы выделяем так называемых высокоуспевающих учеников, обладающих в основном общими способно­стями. Их примерно 25% из общего числа учащихся. Это две группы: те, что успевают на "5" и "5" и "4", и те, что успевают на "4" и "5" и на "4". Их в большинстве случаев отличают вы­сокий уровень познавательного интереса, трудолюбие, добросо­вестность.

В работе с ними главное внимание следует уделить инди­видуальному подходу, давать им повышенные задания и устано­вить особые наклонности, которые следует развивать специаль­но. Опасно перехваливать их, создавать ореол ис­ключительности. При возможности привлекать к исследователь­ской, поисковой работе. Среди них могут быть так называемые "зубрилы", которые берут хорошей механической памятью и усидчивостью. Таким следует давать нестандартное задание, за­ставлять думать, рассуждать. Среди них могут быть и лентяи, которые, используя срои способности быстро схватывать и за­поминать, мало работают. Из таких вырастают верхогляды и ди­летанты. Их следует "разоблачать" и серьезно подстегивать.

Вторая категория - это среднеуспевающие ученики, их примерно 50%. Их тоже две группы: те, что успевают на "4", "3" и "3" и "4", как правило, групповые способности, но бы­вают и специфические, и те, что успевают на "3" (бывают из­редка и "4").

У этой категории учеников по некоторым предметам по­вышенный интерес, но в общем уровень познавательной само­стоятельности - средний, недостаточно высока память и сообра­зительность (быстрота мыслительных операций), навыки само­стоятельной работы имеются, но наблюдаются затруднения в подготовке материалов, решении задач, написания сочинений и т.д.

В работе со среднеуспевающими учениками требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приемов, стимулирующих активизацию их мыслительной дея­тельности. Этих учеников нужно учить слушать учителя, запи­сывать планы, делать выписки из учебников и пособий, пра­вильно готовить уроки, особенно учить искусству устной и письменной речи.

Третья категория - это слабоуспевающие ученики, их в общей сложности до 25% из общего числа учеников. Их три типа - это те, кто как-то старается учиться, но у них не по­лучается, оценки их "3", а иногда и "2". Второй вид - это те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя. Их оценки "3" и "2", чаще "2".

Третий вид учащихся - это те, кто и способности к учебе имеет крайне ограниченные, и потребности в учебе потерял. Оценки таких учеников по многим предметам "2".

Третий тип учеников - большая редкость, это что-то около 1-2% из общего количества неуспевающих. У них почти полное отсутствие навыков учебного труда. Но основная масса слабо­успевающих учеников может и обязана усвоить программный материал и заслуженно получить базовое образование. Среди этой категории учащихся много так называемых "трудных", нуждающихся в особых приемах педагогического воздействия. Решающим в работе с этими учениками является специальная воспитательная работа. Их нужно как-то приохотить к учебе, непрерывно помогать им, осуществлять постоянный контроль, не допускать образования пробелов. Нужно учесть, что у многих из этих ребят основная забота - избежать всякой работы неза­висимо от того, какая она - умственная или физическая. А основная задача учителя — не дать им никакой возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы. Это не­легкая участь учителя, но иных путей нет. Другой путь - это путь наказаний, упреков, "войны нервов" или натяжка оценок, пресловутая "процентомания", что может окончательно разбол­тать таких детей, приучая их к наглости и откровенному безде­лью, причем не только в школе. Многие из них и после школы работают так же, как учились - нечестно.

Понятие о способностях детей тесно связано с уровнем усвоения знаний. Существует три уровня усвоения.

Первый уровень усвоения - это запоминание и последующее вос­произведение изучаемого материала. Такой уровень крайне не­обходим, он способствует накоплению знаний, фактических све­дений. Без этого не может быть образованного человека. Прав­да, у нас еще нередко высмеивают такой вид знаний.

Тем не менее, не следует преуменьшать значение накопле­ния знаний, научной информации - это важный этап в обучении, очень важный, но все-таки только этап.

Исследования показывают, что при правильно поставлен­ном обучении почти все дети способны успешно овладевать пер­вым уровнем усвоения.

Второй уровень усвоения - применение знаний на прак­тике, умение пользоваться знаниями, в сходной обстановке, по образцам, по шаблону. Ученик запомнил правило и пишет гра­мотно, научился решать задачи по определенному стандарту и успешно решает точно такие же, заучил трудовые операции и совершает их по инструкции. Он вырабатывает умения и навыки, порой доведенные до мастерства: прекрасно чертит, работает рубанком, проводит опыты, бегло читает, грамотно пишет, акку­ратно выполняет все задания, составляет конспекты, тезисы точно по указаниям учителя. Такой уровень усвоения: знает и умеет, усвоил и применяет на практике - важнейший этап в обучении.

Вершиной познания является третий уровень усвоения.

Третий уровень усвоения - это применение знаний в оригинальной, нестандартной обстановке, это творческий подход к решению задач, трансформация знаний, их комбинация, само­стоятельная оценка явлений, фактов, событий.

Третий уровень требует анализа, объяснений, толкования изучаемого материала.

Не следует думать, что третий уровень усвоения - удел избранных, особо одаренных. Если учащихся непрерывно трени­ровать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным по­искам и действиям, они в конце концов научатся творчески ра­ботать, а это необходимо каждому человеку.

В основном, именно на уроке осуществляется реализация всех трех уровней усвоения.

Учебный процесс состоит из различных направлений деятельности. Это следующие направления:

  • объяснение учителя;

  • обратная связь (все виды опрашивания, опроса, контроля);

  • самостоятельная работа учащихся;

  • воспитание в процессе обучения;

  • задание на дом и проверка домашних заданий;

  • внеурочная образовательная работа.

При планировании этих направлений учебной работы можно и нужно учитывать индивидуальные способности конкретного ученика. При объяснении нового материала использовать частичные подключения учащихся к работе, что повышает активность учащихся и обеспечивает поисковую деятельность детей. При этом ученик самостоятельно делает вывод, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует на основе опытной, лабораторной, практической работы, выводит какие то новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады, тезисы, рефераты.

Пример:

Особое внимание следует уделять связи обучения с жизнью и действительностью.

Пример: Знакомя учащихся с законами динамики учитель подводит их к практическому применению и использованию этих законов.

Обратная связь осуществляется в виде различных способов опроса:

  • индивидуальный

  • фронтальный

  • комбинированный

Самостоятельная работа учащихся бывают следующих видов

  • по образцу;

  • реконструктивно-вариативные, которые требуют переноса известного способа с некоторой модификацией в необычную ситуацию;

  • частично-поисковые, которые требуют переноса нескольких известных способов с некоторыми модификациями в необычную ситуацию и их комбинирование для решения задачи;

  • исследовательские, которые требуют создания нового способа решения задачи.

При этом надо учитывать межпредметные связи.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Морозова Елена Владимировна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(106) "riealizatsiia-individual-nogho-i-diffierientsirovannogho-podkhodov-v-obuchienii-i-vospitanii-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "246709"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446447704"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Программа внеурочной деятельности «Лепка из соленого теста». "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-liepka-iz-solienogho-tiesta"
    ["file_id"] => string(6) "112423"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408611805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства