«Реализация принципов индивидуального дифференцированного подхода в воспитании детей во внеурочное время»
«Реализация принципов индивидуального дифференцированного подхода в воспитании детей во внеурочное время»
Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании
Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев. Ученики, бесспорно, бывают разные: одни схватывают быстро, все запоминают и понимают, трудолюбивы и добросовестны, другие - с трудом запоминают, многое не могут сразу понять и применить на практике, некоторые не отличаются старанием и прилежанием. Немало и таких, кто по одному предмету учится успешно, а по другим заметно отстает, а есть и такие, что по всем предметам учатся слабо.
Мы откровенно и ясно признаем: дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, возможностям в обучении и деятельности, умственным данным и душевному порыву.
Когда мы говорим, что успешность обучения зависит во многом от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти такой подход, чтобы и приохотить к учебе и дать необходимый запас знаний и умений. Это не легко, это, скажем прямо, порой необыкновенно трудно, но это возможно в подавляющем большинстве случаев - в этом суть.
Но чтобы осуществить эту благородную миссию, учителю следует фундаментальнейшим образом познакомиться с проблемой способностей и овладеть методом индивидуального подхода.
Итак, один ученик отличается от другого прежде всего своими способностями. Что такое способности?
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность.
Есть способности к музыке, живописи, к математике, к спорту, к литературе и т.д. И взрослые люди имеют разные способности. Один - прекрасный столяр, другой - закройщик третий - сталевар, шофер и т.д.
В той области, где есть способности, человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения, с интересом и продуктивно трудится, способен даже к творчеству, оригинальным решениям.
Нет данных, которые при правильном и умном обучении и воспитании, препятствовали бы формированию положительной личности. Воспитание всесильно. Но оно всесильно только тогда, когда учитывает природу человека и согласует с ней выбор методов обучения и педагогического воздействия.
Что получает человек от природы в области способностей? Только предпосылки, определенную предрасположенность, иногда благоприятную, хотя и разную (к музыке, живописи, математике, спорту и т.д.), иногда зловещую и опасную (умственную неполноценность, болезни).
Мы значительно больше уделяем времени так называемому коллективному воспитанию, ориентируясь на "середняка", выделяем то, что роднит детей и нередко игнорируем то, что их различает. Мы слишком озабочены стремлением дать детям как можно больше информации и приучить их мыслить по образцам, по каким-то стандартам. Нам удобно вольно или невольно "лепить" детей по одному образцу. Объективно это приносит большой вред. Наша задача не столько добиваться усвоения мыслей, сколько учить мыслить, научить ребенка самому находить решения, объяснять события, давать свою оценку тем или иным явлениям, при этом учитывать индивидуальные качества, увлечения, интересы детей.
Вместе с тем нужно проявлять чувство меры, знать возможности детей, не перегружать их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация принципов индивидуального дифференцированного подхода в воспитании детей во внеурочное время»»
5
Понятие о способностях детей и осуществление индивидуального подхода в обучении и воспитании
Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев. Ученики, бесспорно, бывают разные: одни схватывают быстро, все запоминают и понимают, трудолюбивы и добросовестны, другие - с трудом запоминают, многое не могут сразу понять и применить на практике, некоторые не отличаются старанием и прилежанием. Немало и таких, кто по одному предмету учится успешно, а по другим заметно отстает, а есть и такие, что по всем предметам учатся слабо.
Мы откровенно и ясно признаем: дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, возможностям в обучении и деятельности, умственным данным и душевному порыву.
Когда мы говорим, что успешность обучения зависит во многом от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти такой подход, чтобы и приохотить к учебе и дать необходимый запас знаний и умений. Это не легко, это, скажем прямо, порой необыкновенно трудно, но это возможно в подавляющем большинстве случаев - в этом суть.
Но чтобы осуществить эту благородную миссию, учителю следует фундаментальнейшим образом познакомиться с проблемой способностей и овладеть методом индивидуального подхода.
Итак, один ученик отличается от другого прежде всего своими способностями. Что такое способности?
Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность.
Есть способности к музыке, живописи, к математике, к спорту, к литературе и т.д. И взрослые люди имеют разные способности. Один - прекрасный столяр, другой - закройщик третий - сталевар, шофер и т.д.
В той области, где есть способности, человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки, умения, с интересом и продуктивно трудится, способен даже к творчеству, оригинальным решениям.
Нет данных, которые при правильном и умном обучении и воспитании, препятствовали бы формированию положительной личности. Воспитание всесильно. Но оно всесильно только тогда, когда учитывает природу человека и согласует с ней выбор методов обучения и педагогического воздействия.
Что получает человек от природы в области способностей? Только предпосылки, определенную предрасположенность, иногда благоприятную, хотя и разную (к музыке, живописи, математике, спорту и т.д.), иногда зловещую и опасную (умственную неполноценность, болезни).
Мы значительно больше уделяем времени так называемому коллективному воспитанию, ориентируясь на "середняка", выделяем то, что роднит детей и нередко игнорируем то, что их различает. Мы слишком озабочены стремлением дать детям как можно больше информации и приучить их мыслить по образцам, по каким-то стандартам. Нам удобно вольно или невольно "лепить" детей по одному образцу. Объективно это приносит большой вред. Наша задача не столько добиваться усвоения мыслей, сколько учить мыслить, научить ребенка самому находить решения, объяснять события, давать свою оценку тем или иным явлениям, при этом учитывать индивидуальные качества, увлечения, интересы детей.
Вместе с тем нужно проявлять чувство меры, знать возможности детей, не перегружать их.
Школьные предметы изучить могут любые нормальные, умственно полноценные люда. Более того, в школе еще далеко не всегда раскрываются подлинные задатки и наклонности, а порой это развитие носит запоздалый, замедленный, скрытый характер. Например, Альберт Эйнштейн весьма неровно учился в школе, и его учитель ему предрек: "Из вас, Эйнштейн, никогда ничего путного не выйдет", Эмиль Золя провалил экзамены... по литературе, академик Курчатов был отстающим... по математике.
И, наоборот, сколько подающих надежды, так называемых "вундеркиндов" вырастали в весьма посредственных людей. Психология детей развивается неровно, в отдельные периоды детства быстрее, чем в другие. Ускоренный процесс носит временный характер, и то, что иной раз принимается за одаренность, отнюдь не всегда является ее признаком. Главное - дать всестороннее образование и гармоническое развитие, приучить мыслить, анализировать, выработать трудовые навыки, умение трудиться, любовь к труду.
Какие бывают способности? Как они проявляются в школе? Прежде всего, отметим так называемые ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ.
Ученик одинаково успешно занимается по всем предметам, трудится, добросовестен, активен. Нередко это отличник. Много читает, всем интересуется, имеет отличную память, сообразителен. Таких учеников любят, родители ими гордятся, учителя их ставят в пример, их портреты красуются на почетных досках. Никто не беспокоится об их будущем: как правило, это институт и почти всегда вне конкурса. Оправдан ли такой оптимизм? Практика говорит, что в большинстве случаев — нет! Ранние общие способности не гарантируют последующего успеха. Многие становятся слабыми студентами, а еще большее количество отличников — весьма заурядными нетворческими работниками, в лучшем случае - эрудитами. Мы часто не умеем воспитывать детей с общими способностями, захваливаем их, не развиваем увлеченности, умения фундаментально работать в какой-то области, творчески мыслить.
Нужно учитывать, что дети с общими способностями не в меньшей степени, чем другие, нуждаются в индивидуальном подходе.
Другой вид способностей называют ГРУППОВЫМИ, направленными по какому-то определенному руслу: это гуманитарные способности, способности к точным наукам и т.д. Дети с этим видом способностей успешно учатся по отдельным предметам определенного профиля, а по другим - гораздо слабее, а порой и просто плохо. Но из этой категории довольно большое количество по-настоящему одаренных людей, хороших специалистов. В институты и техникумы абитуриентов отбирают именно по групповым признакам, так называемым профилирующим предметам! И этот принцип оправдал себя. А в воспитании эти дети довольно сложные, они увлечены своими предметами. Порой их так и разделяют: на "технарей" и "гуманитариев", на "физиков" и "лириков". Нередко они высмеивают друг друга, одних называют "сухарями", других - "богемой", а выигрывают те, кто умеет совместить: один - физик, математик, химик, но любит поэзию, театр, живопись и даже участвует в самодеятельности, пишет стихи. Другой - поэт, историк, географ, но не пропускает ни одного номера журнала "Знание - сила" или "Наука и жизнь", интересуется медициной, техникой, научными открытиями. Это, так сказать, в идеале, к этому нужно стремиться. Но приходится учитывать факт такого разделения и строить систему обучения, исходя из наличия разной направленности способностей и увлеченности. В этом нет ничего дурного или опасного.
Третий вид способностей наиболее педагогически своеобразен и труден: речь вдет о так называемых СПЕЦИФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЯХ.
Ребенок обнаруживает повышенные наклонности к весьма узкому виду занятий: не просто к музыке, а к композиции, к пению, фортепьяно, не ко всей физике, а к разделу электроника, радиодело и т.д. Эти узконаправленные способности могут быть и к спорту, литературе, математике и т.д. Как правило, это дети крайне трудные в обучении и воспитании. Они могут плохо учиться, даже не успевать по ряду предметов, проявляя упрямство, капризы, нетерпимость, высказывать самые удивительные мнения, предлагать оригинальные необычные решения. С ними трудно, очень трудно, но именно из этой категории выходит много одаренных людей, тем более что эти специфические способности раскрываются не сразу. Известно, что английский ученый Чарльз Дарвин плохо учился в школе, великий норвежский драматург Генрих Ибсен окончил школу и университет с большим трудом; таких примеров - множество.
Вот выдержка из рапорта на известного русского математика Н. Лобачевского:
"Худое поведение Николая Лобачевского, мечтательное о себе самомнение, упорство, неповиновение, грубость, нарушение порядка и отчасти возмутительные поступки; оказывая их, в значительной степени явил признаки безбожия".
Как различить умного человека от неумного? По уровню знаний? Но ведь бывают умные, но необразованные люди, и, наоборот.
Но плохо учиться могут и умные дети, у которых и память хорошая, и воображение, и сообразительность. Причина неуспеваемости чаще всего - лень, отсутствие навыков учебного труда или другие увлечения (хоккей, голуби, бродяжничество, а порой воровство, азартные игры и т.д.) В этих областях они умные, настойчивые, сообразительные. У них порочный ущербный динамический стереотип, неправильное распределение очагов возбуждения и торможения. Они не занимались математикой, языком - и на этих участках головного мозга - устойчивое торможение, мешающее нормальной учебе.
Зависят ли умственные способности от пола? Многочисленные исследования доказали, что мужчина и женщина обладают примерно одинаковым уровнем умственного развития. Однако имеются определенные отличия: мужчины чаще всего лучше справляются с цифровыми и пространственными задачами, женщины - лучше решают словесные задания. Наблюдается отличие в количестве "очень умных" и "очень глупых" представителей. Просто "умные" женщины встречаются чаще просто "умных" мужчин. Они наблюдательнее, тоньше понимают искусство, лучше разбираются в отношениях между людьми, образованнее, заботливее, ответственнее, порядочнее, умело воспитывают детей. Однако очень "умных" и очень "глупых" мужчин гораздо больше, чем очень "умных" и очень "глупых" женщин. Среди талантливых ученых, мастеров-производственников (даже, казалось бы, женских профессий: поваров, портных, учителей и т.д.) больше мужчин, при этом также гораздо больше "дебилов".
В школе на первых порах учатся успешнее девочки, потом происходит выравнивание, а в старших классах и институтах больших успехов добиваются чаще всего мальчики.
В общем плане в области способностей подавляющее большинство населения (около 70 процентов) обладает средними умственными способностями, обладающих выдающимися способностями или, наоборот, низкими способностями примерно по 15%, причем способности могут успешно развиваться только при правильном обучении и воспитании.
Что необходимо для развития способностей? Известный советский математик, академик Андрей Николаевич Колмогоров перечисляет пять таких условий:
От рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области.
С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и развитие конкретных способностей.
С раннего возраста приобретать надлежащие волевые и эмоциональные качества (настойчивость, трудолюбие, упорство, уверенность в себе, азарт).
С определенного возраста получить должное общее образование и начать работу в избранном направлении.
Своевременно начать научную и практическую подготовку, поиски, тренировки (в науке, спорте, музыке, живописи, ремесле), научиться выдвигать свои гипотезы и идеи и пытаться их решать, все время экспериментировать, что-то делать в избранном направлении, быть активным, предприимчивым, не боясь неудач.
Учителя и родители должны помогать детям развивать их наклонности, вырабатывать нужные навыки.
В обучении и воспитании в связи с наличием определенных способностей необходимо осуществлять так называемый индивидуальный подход. В этой связи следует разобраться, какие по успеваемости встречаются дети и в каком подходе они нуждаются.
Прежде всего мы выделяем так называемых высокоуспевающих учеников, обладающих в основном общими способностями. Их примерно 25% из общего числа учащихся. Это две группы: те, что успевают на "5" и "5" и "4", и те, что успевают на "4" и "5" и на "4". Их в большинстве случаев отличают высокий уровень познавательного интереса, трудолюбие, добросовестность.
В работе с ними главное внимание следует уделить индивидуальному подходу, давать им повышенные задания и установить особые наклонности, которые следует развивать специально. Опасно перехваливать их, создавать ореол исключительности. При возможности привлекать к исследовательской, поисковой работе. Среди них могут быть так называемые "зубрилы", которые берут хорошей механической памятью и усидчивостью. Таким следует давать нестандартное задание, заставлять думать, рассуждать. Среди них могут быть и лентяи, которые, используя срои способности быстро схватывать и запоминать, мало работают. Из таких вырастают верхогляды и дилетанты. Их следует "разоблачать" и серьезно подстегивать.
Вторая категория - это среднеуспевающие ученики, их примерно 50%. Их тоже две группы: те, что успевают на "4", "3" и "3" и "4", как правило, групповые способности, но бывают и специфические, и те, что успевают на "3" (бывают изредка и "4").
У этой категории учеников по некоторым предметам повышенный интерес, но в общем уровень познавательной самостоятельности - средний, недостаточно высока память и сообразительность (быстрота мыслительных операций), навыки самостоятельной работы имеются, но наблюдаются затруднения в подготовке материалов, решении задач, написания сочинений и т.д.
В работе со среднеуспевающими учениками требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приемов, стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности. Этих учеников нужно учить слушать учителя, записывать планы, делать выписки из учебников и пособий, правильно готовить уроки, особенно учить искусству устной и письменной речи.
Третья категория - это слабоуспевающие ученики, их в общей сложности до 25% из общего числа учеников. Их три типа - это те, кто как-то старается учиться, но у них не получается, оценки их "3", а иногда и "2". Второй вид - это те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя. Их оценки "3" и "2", чаще "2".
Третий вид учащихся - это те, кто и способности к учебе имеет крайне ограниченные, и потребности в учебе потерял. Оценки таких учеников по многим предметам "2".
Третий тип учеников - большая редкость, это что-то около 1-2% из общего количества неуспевающих. У них почти полное отсутствие навыков учебного труда. Но основная масса слабоуспевающих учеников может и обязана усвоить программный материал и заслуженно получить базовое образование. Среди этой категории учащихся много так называемых "трудных", нуждающихся в особых приемах педагогического воздействия. Решающим в работе с этими учениками является специальная воспитательная работа. Их нужно как-то приохотить к учебе, непрерывно помогать им, осуществлять постоянный контроль, не допускать образования пробелов. Нужно учесть, что у многих из этих ребят основная забота - избежать всякой работы независимо от того, какая она - умственная или физическая. А основная задача учителя — не дать им никакой возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы. Это нелегкая участь учителя, но иных путей нет. Другой путь - это путь наказаний, упреков, "войны нервов" или натяжка оценок, пресловутая "процентомания", что может окончательно разболтать таких детей, приучая их к наглости и откровенному безделью, причем не только в школе. Многие из них и после школы работают так же, как учились - нечестно.
Понятие о способностях детей тесно связано с уровнем усвоения знаний. Существует три уровня усвоения.
Первый уровень усвоения- это запоминание и последующее воспроизведение изучаемого материала. Такой уровень крайне необходим, он способствует накоплению знаний, фактических сведений. Без этого не может быть образованного человека. Правда, у нас еще нередко высмеивают такой вид знаний.
Тем не менее, не следует преуменьшать значение накопления знаний, научной информации - это важный этап в обучении, очень важный, но все-таки только этап.
Исследования показывают, что при правильно поставленном обучении почти все дети способны успешно овладевать первым уровнем усвоения.
Второй уровень усвоения- применение знаний на практике, умение пользоваться знаниями, в сходной обстановке, по образцам, по шаблону. Ученик запомнил правило и пишет грамотно, научился решать задачи по определенному стандарту и успешно решает точно такие же, заучил трудовые операции и совершает их по инструкции. Он вырабатывает умения и навыки, порой доведенные до мастерства: прекрасно чертит, работает рубанком, проводит опыты, бегло читает, грамотно пишет, аккуратно выполняет все задания, составляет конспекты, тезисы точно по указаниям учителя. Такой уровень усвоения: знает и умеет, усвоил и применяет на практике - важнейший этап в обучении.
Вершиной познания является третий уровень усвоения.
Третий уровень усвоения- это применение знаний в оригинальной, нестандартной обстановке, это творческий подход к решению задач, трансформация знаний, их комбинация, самостоятельная оценка явлений, фактов, событий.
Третий уровень требует анализа, объяснений, толкования изучаемого материала.
Не следует думать, что третий уровень усвоения - удел избранных, особо одаренных. Если учащихся непрерывно тренировать, развивать, приучать к раздумьям, самостоятельным поискам и действиям, они в конце концов научатся творчески работать, а это необходимо каждому человеку.
В основном, именно на уроке осуществляется реализация всех трех уровней усвоения.
Учебный процесс состоит из различных направлений деятельности. Это следующие направления:
объяснение учителя;
обратная связь (все виды опрашивания, опроса, контроля);
самостоятельная работа учащихся;
воспитание в процессе обучения;
задание на дом и проверка домашних заданий;
внеурочная образовательная работа.
При планировании этих направлений учебной работы можно и нужно учитывать индивидуальные способности конкретного ученика. При объяснении нового материала использовать частичные подключения учащихся к работе, что повышает активность учащихся и обеспечивает поисковую деятельность детей. При этом ученик самостоятельно делает вывод, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует на основе опытной, лабораторной, практической работы, выводит какие то новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады, тезисы, рефераты.
Пример:
Особое внимание следует уделять связи обучения с жизнью и действительностью.
Пример: Знакомя учащихся с законами динамики учитель подводит их к практическому применению и использованию этих законов.
Обратная связь осуществляется в виде различных способов опроса:
индивидуальный
фронтальный
комбинированный
Самостоятельная работа учащихся бывают следующих видов
по образцу;
реконструктивно-вариативные, которые требуют переноса известного способа с некоторой модификацией в необычную ситуацию;
частично-поисковые, которые требуют переноса нескольких известных способов с некоторыми модификациями в необычную ситуацию и их комбинирование для решения задачи;
исследовательские, которые требуют создания нового способа решения задачи.