kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья позволит ответить на следующие вопросы: Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»»

Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Горьковец А.Г.


Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь – здоровье. И всё больше нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. Сложность младшего возрастного периода связана с тем, что в это время растёт умственное напряжение учащихся, существенно возросшее за последние годы в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Проблема оздоровления детей стоит сейчас достаточно остро. Её пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и общеобразовательных учреждений.

Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? Известно, что нарушения питания в этом возрасте могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе и к расстройствам функции органов пищеварения, сердечнососудистой системы, высшей нервной деятельности. Поэтому вооружение школьников информацией о правильном питании является одним из ведущих условий их гармоничного развития.

Доказано что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительного легко. Воспитание у детей культуры питания - задача сложная. Так как же выработать у детей потребность питаться правильно? Поэтому, когда в нашей школе появилась возможность участия в реализации программы "Разговор о правильном питании", учителя, дети и родители откликнулись с удовольствием. Мы стали работать по программе «Разговор о правильном питании», так как она позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие  непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои коммуникативные и творческие способности.  

Содержание  программы, а также используемые формы  и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.  Данная система занятий   предполагает активное  участие и максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Согласно ФГОС нормативным требованием к деятельности современного педагога становится способность формировать и совершенствовать навыки общения младших школьников со сверстниками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности,

По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать коллективные формы работы.

В разработанном мною методическом материале основная форма работы коллективная. Ребята на протяжении почти всего занятия работают в группах.

Описание методики выполнения занятия «Всякому овощу своё время»

Форма занятия: занятие - исследование

Состав учащихся: 1 класс

Тип занятия: открытия новых знаний

Тема: «Всякому овощу - своё время»

Цель занятия: содействовать знакомству детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами и характерными особенностями.

Задачи:

*развитие коммуникативных навыков у младших школьников при реализации программы «Разговор о правильном питании»;

*формирование ценностных установок, связанных с культурой питания;

*воспитание стремления к сохранению своего здоровья.

Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:

Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха, формировать позитивное отношение к учёбе и интерес к предмету.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативу и саморегуляцию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные - уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы с опорой на свои наблюдения и жизненный опыт;

Коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе

Оборудование:

Наглядность: таблички «Исследователи», «Знатоки»,; таблички «Витамин А», витамин «В», витамин «С», витамин «Д», головные уборы «Овощи», картинки овощей, корзина с овощами, раздаточный материал: ребусы «Овощи»

ИКТ: интерактивная доска, презентация

Ход занятия

1.Организация. Создание эмоционально-образного настроя.

Учитель:

Ребята, внимание!

Начинаем очередное заседание.

Сегодня, в очередной раз,

Превращается в исследователей

Весь наш класс.

Тема исследования:

«Разговор о правильном питании»

-Что будет объектом исследования, узнаете позже. А пока угадайте загадки:

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.
Ответ (Огурец)

Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
Ответ (Помидоры)

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
Ответ (Репка)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ...
Ответ (лук)

Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
Ответ (Картошка)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая.
Ответ (Морковь)

-Как эти предметы можно назвать, одним словом?

- Овощи.

- Итак, сегодня предметом нашего исследования будут овощи.

Посмотрите на интерактивную доску. О чем ведут разговор наши герои. (На интерактивной доске появляются герои программы «Разговор о правильном питании».)

Мама: Наступила осень. Пришло время собирать урожай.

Аня: Какой у нас богатый урожай!

Мама: Посмотрите, сколько выросло овощей и созрело фруктов

Учитель : А у нас какие овощи дали самый большой урожай в этом году?.. (ответы детей)

Аня: А почему говорят: «Всякому овощу – своё время»?

Бабушка: Помнишь, уже в начале лета мы ели редис, салаты из зелени.

Мама: А некоторые овощи и фрукты растут всё лето и созревают только к осени. Вот и получается – летом и осенью по очереди созревают полезные ягоды, фрукты и овощи, богатые витаминами.

Учитель: О чем ведут разговор наши герои? Все ли овощи и фрукты созревают в одно и то же время? Почему говорят «Всякому овощу - свое время»? Сегодня мы об этом поговорим на занятии, и будем выполнять необычные задания.

- У нас в классе присутствуют не просто зрители, А всё знающие и грамотные родители.

Вместе с детьми, вместе с нами Они изучают данную программу. Послушайте их внимательно, не перебивайте, Все, что услышите, хорошенько запоминайте.

Знатоки:

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему овощи, фрукты и ягоды должны быть в рационе ребёнка регулярно.

Учитель:

- Сегодня к нам гости пришел весёлый человечек, которого зовут Здравик.

- Как вы думаете, почему его зовут именно так? Давайте послушаем, почему Здравик считает, что очень полезно есть овощи каждый день.

Здравик:

- Нам всем знакомо слово «витамины». А что оно значит? «Вита» в переводе с латинского значит «жизнь».

А вы, ребята, знаете какие-нибудь витамины?

Сценка «Познакомьтесь с нами»: на сцену выходят ребята с таб­личками-названиями - «А», «В», «С», «Д» - и рассказывают о том, какое они имеют значение для организма человека.

Витамин А: Я полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свёкле, картофеле, сыре.

Витамин В: Я укрепляю организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в хлебе, молоке, яйцах, зелени, сви­нине, печени.

Витамин С: Я закаливаю организм, оказываю благоприят­ное действие на зубы и кости, встречаюсь в цитрусовых, помидо­рах, капусте.

Витамин Д: Я укрепляю костную систему и вырабатываюсь под воздействием солнечных лучей. Меня вы можете также обна­ружить в рыбе и масле.

Здравик. Все эти витамины нужны вашему организму, при их недостатке организм слабеет, человек быстро устаёт, плохо выглядит.

Дидактические игры

Работа в группах. Игра «Шифровальщики»

Здравик: Дано слово «Баклажан». Необходи­мо образовать новые слова, используя буквы этого слова. Буквы можно повторять. (Банка, клан, жбан, жаба, бал, бак, кабан, балка, лак, банан.)

Работа в парах.

Здравик: А теперь поработайте в парах. Отгадайте названия овощей, правильно расставив буквы.

АТСТУПАК-капуста.

ЕЛКВАС - свёкла.

УЛК-лук.

ОКОВМРЬ - морковь.

ЛЕФОТКАРЬ - картофель.

ДОРМИПО - помидор.

Учитель: наш разговор продолжают родители - знатоки

Знатоки

Свекла

Свекла - древний овощ. Люди ее выращивали ещё две тысячи лет назад на своих огородах. Но сначала в пищу употребляли толь­ко вершки. Лишь через тысячу лет люди поняли, что корешки го­раздо вкуснее. Свекла бывает кормовая (оранжевая) - для скота, столовая (красная) - для борща и салатов, а также сахарная (белая), из которой вырабатывают сахар.

Капуста

С давних пор белокочанная капуста - народная любимица.В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно заквасить и запасти впрок. Родина капусты - берега Средиземного моря. Кочан капусты похож на голову, а по-латыни го­лова называется «капут», отсюда и произошло слово «капуста».

Овощи – неотъемлемая часть здорового усвоения белков, жиров и углеводов. Употребление их в пищу оказывает пользу организму, не забывайте об этом. Чтобы дольше жить, ешьте больше овощей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Подвижная игра «Огуречик». Правила игры: Дети встают в круг, водящий - в середине. Дети идут по кругу со словами:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызёт.

Дети разбегаются, водящий старается дотронуться до них.

Разгадывание ребусов. Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Практическое задание.

Приготовление салатов (из свёклы, капусты, моркови )

Три группы учащихся, во главе с родителем готовят салаты. Во время приготовления салатов проводятся игры среди учащихся.

Игра «УГАДАЙ »

Учитель: Молодцы, ребята! А сумеете ли вы угадать самые витаминные про­дукты, не глядя на них?

У меня в корзине много разных овощей, По очере­ди подходите ко мне с завязанными глазами и доставайте из корзины витаминный продукт, а потом на ощупь и по запаху попытайтесь уга­дать, что именно вы достали.

Игра     «ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»

Учитель показывает поочередно картинки овощей овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.

(Учитель показывает: огурец, морковь, свеклу, картофель, кабачок, баклажан, лук, патиссон, томат, редис, капусту, петрушку).

Подведение итога занятия. Рефллексия

Учитель

- Чему посвящено наше исследование?

-Что нового узнали?

-Что для вас было самым интересным?

-Что для вас было самым полезным?

-Все ли овощи и фрукты созревают одновременно?

-Чтобы вырасти сильными, крепкими и здоровыми, нужно кушать полезные продукты, богатые витаминами, а овощи, фрукты – самые витаминные продукты! Теперь вы знаете, почему говорят: «Всякому овощу свое время».

Здравик:

Пожалуйста, ребята, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: Спасибо за приятное занятие! Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Информационные источники

1.  Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.

2.  Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.

3.Вахрушев А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах // Начальная школа плюс До и После

№ 6, 2003.

4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №

5. Программа: «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009)

6. http://pandia.ru/text/78/593/15845.php


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Горьковец Анна Геннадьевна

Дата: 02.08.2016

Номер свидетельства: 338456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
    ["seo_title"] => string(89) "ikt-v-nachal-noi-shkolie-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "315258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459856518"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : " Мы хотим вас научить, как здоровье сохранить."  3 класс"
    ["seo_title"] => string(81) "konkursnaia-rabota-na-tiemu-my-khotim-vas-nauchit-kak-zdorov-ie-sokhranit-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314009"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459594893"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства