Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Статья позволит ответить на следующие вопросы: Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»»
Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»
Горьковец А.Г.
Понимание здорового образа жизни человека несёт в себе самый широкий контекст. Базовое понятие здесь – здоровье. И всё больше нас, учителей начальных классов, волнует состояние здоровья детей. Сложность младшего возрастного периода связана с тем, что в это время растёт умственное напряжение учащихся, существенно возросшее за последние годы в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Проблема оздоровления детей стоит сейчас достаточно остро. Её пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и общеобразовательных учреждений.
Как сохранить и укрепить здоровье детей в период интенсивного роста, серьезной перестройки функциональных систем организма условиях интенсивного обучения? Как помочь заболевшим детям справиться с недугом? Известно, что нарушения питания в этом возрасте могут привести к серьезным нарушениям жизнедеятельности организма, в том числе и к расстройствам функции органов пищеварения, сердечнососудистой системы, высшей нервной деятельности. Поэтому вооружение школьников информацией о правильном питании является одним из ведущих условий их гармоничного развития.
Доказано что дети, получающие правильное питание, реже болеют, а в случае возникновения заболеваний переносят их сравнительного легко. Воспитание у детей культуры питания - задача сложная. Так как же выработать у детей потребность питаться правильно? Поэтому, когда в нашей школе появилась возможность участия в реализации программы "Разговор о правильном питании", учителя, дети и родители откликнулись с удовольствием. Мы стали работать по программе «Разговор о правильном питании», так как она позволяет формировать у детей сознательное отношение к своему здоровью, осваивать навыки правильного питания, формировать представления о правилах этикета, пробуждать интерес к народным традициям.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои коммуникативные и творческие способности.
Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Культура питания – это основа здорового образа жизни. Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Формирование навыков общения у младших школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и на процесс их социализации, развития личности в целом. Согласно ФГОС нормативным требованием к деятельности современного педагога становится способность формировать и совершенствовать навыки общения младших школьников со сверстниками, как на уроках, так и во внеурочной деятельности,
По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать коллективные формы работы.
В разработанном мною методическом материале основная форма работы коллективная. Ребята на протяжении почти всего занятия работают в группах.
Описание методики выполнения занятия «Всякому овощу своё время»
Форма занятия: занятие - исследование
Состав учащихся: 1 класс
Тип занятия: открытия новых знаний
Тема: «Всякому овощу - своё время»
Цель занятия: содействовать знакомству детей с разнообразием овощей, их полезными свойствами и характерными особенностями.
Задачи:
*развитие коммуникативных навыков у младших школьников при реализации программы «Разговор о правильном питании»;
*формирование ценностных установок, связанных с культурой питания;
*воспитание стремления к сохранению своего здоровья.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
Личностные: быть способным к самооценке на основе создания ситуации успеха, формировать позитивное отношение к учёбе и интерес к предмету.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь управлять своей учебной деятельностью, определять и формулировать цели урока, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативу и саморегуляцию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные - уметь извлекать информацию из разных источников, находить ответы с опорой на свои наблюдения и жизненный опыт;
Коммуникативные - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога, развивать навык сотрудничества, осуществлять работу в паре и группе
1.Организация. Создание эмоционально-образного настроя.
Учитель:
Ребята, внимание!
Начинаем очередное заседание.
Сегодня, в очередной раз,
Превращается в исследователей
Весь наш класс.
Тема исследования:
«Разговор о правильном питании»
-Что будет объектом исследования, узнаете позже. А пока угадайте загадки:
На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. Ответ (Огурец)
Как на нашей грядке Выросли загадки Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют. Ответ (Помидоры)
Круглый бок, жёлтый бок, Сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? Ответ (Репка)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... Ответ (лук)
Неказиста, шишковата, А придёт на стол она, Скажут весело ребята: "Ну, рассыпчата, вкусна!" Ответ (Картошка)
За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень гладкая, На вкус - как сахар сладкая. Ответ (Морковь)
-Как эти предметы можно назвать, одним словом?
- Овощи.
- Итак, сегодня предметом нашего исследования будут овощи.
Посмотрите на интерактивную доску. О чем ведут разговор наши герои. (На интерактивной доске появляются герои программы «Разговор о правильном питании».)
Мама: Наступила осень. Пришло время собирать урожай.
Аня: Какой у нас богатый урожай!
Мама: Посмотрите, сколько выросло овощей и созрело фруктов
Учитель : А у нас какие овощи дали самый большой урожай в этом году?.. (ответы детей)
Аня: А почему говорят: «Всякому овощу – своё время»?
Бабушка: Помнишь, уже в начале лета мы ели редис, салаты из зелени.
Мама: А некоторые овощи и фрукты растут всё лето и созревают только к осени. Вот и получается – летом и осенью по очереди созревают полезные ягоды, фрукты и овощи, богатые витаминами.
Учитель: О чем ведут разговор наши герои? Все ли овощи и фрукты созревают в одно и то же время? Почему говорят «Всякому овощу - свое время»? Сегодня мы об этом поговорим на занятии, и будем выполнять необычные задания.
- У нас в классе присутствуют не просто зрители, А всё знающие и грамотные родители.
Вместе с детьми, вместе с нами Они изучают данную программу. Послушайте их внимательно, не перебивайте, Все, что услышите, хорошенько запоминайте.
Знатоки:
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему овощи, фрукты и ягоды должны быть в рационе ребёнка регулярно.
Учитель:
- Сегодня к нам гости пришел весёлый человечек, которого зовут Здравик.
- Как вы думаете, почему его зовут именно так? Давайте послушаем, почему Здравик считает, что очень полезно есть овощи каждый день.
Здравик:
- Нам всем знакомо слово «витамины». А что оно значит? «Вита» в переводе с латинского значит «жизнь».
А вы, ребята, знаете какие-нибудь витамины?
Сценка «Познакомьтесь с нами»: на сцену выходят ребята с табличками-названиями - «А», «В», «С», «Д» - и рассказывают о том, какое они имеют значение для организма человека.
Витамин А: Я полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свёкле, картофеле, сыре.
Витамин В: Я укрепляю организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в хлебе, молоке, яйцах, зелени, свинине, печени.
Витамин С: Я закаливаю организм, оказываю благоприятное действие на зубы и кости, встречаюсь в цитрусовых, помидорах, капусте.
Витамин Д: Я укрепляю костную систему и вырабатываюсь под воздействием солнечных лучей. Меня вы можете также обнаружить в рыбе и масле.
Здравик. Все эти витамины нужны вашему организму, при их недостатке организм слабеет, человек быстро устаёт, плохо выглядит.
Дидактические игры
Работа в группах. Игра «Шифровальщики»
Здравик: Дано слово «Баклажан». Необходимо образовать новые слова, используя буквы этого слова. Буквы можно повторять. (Банка, клан, жбан, жаба, бал, бак, кабан, балка, лак, банан.)
Работа в парах.
Здравик:А теперь поработайте в парах. Отгадайте названия овощей, правильно расставив буквы.
АТСТУПАК-капуста.
ЕЛКВАС - свёкла.
УЛК-лук.
ОКОВМРЬ - морковь.
ЛЕФОТКАРЬ - картофель.
ДОРМИПО - помидор.
Учитель: наш разговор продолжают родители - знатоки
Знатоки
Свекла
Свекла - древний овощ. Люди ее выращивали ещё две тысячи лет назад на своих огородах. Но сначала в пищу употребляли только вершки. Лишь через тысячу лет люди поняли, что корешки гораздо вкуснее. Свекла бывает кормовая (оранжевая) - для скота, столовая (красная) - для борща и салатов, а также сахарная (белая), из которой вырабатывают сахар.
Капуста
С давних пор белокочанная капуста - народная любимица.В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно заквасить и запасти впрок. Родина капусты - берега Средиземного моря. Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется «капут», отсюда и произошло слово «капуста».
Овощи – неотъемлемая часть здорового усвоения белков, жиров и углеводов. Употребление их в пищу оказывает пользу организму, не забывайте об этом. Чтобы дольше жить, ешьте больше овощей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Подвижная игра «Огуречик». Правила игры: Дети встают в круг, водящий - в середине. Дети идут по кругу со словами:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.
Дети разбегаются, водящий старается дотронуться до них.
Разгадывание ребусов. Работа в группах.
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Практическое задание.
Приготовление салатов (из свёклы, капусты, моркови )
Три группы учащихся, во главе с родителем готовят салаты. Во время приготовления салатов проводятся игры среди учащихся.
Игра «УГАДАЙ »
Учитель: Молодцы, ребята! А сумеете ли вы угадать самые витаминные продукты, не глядя на них?
У меня в корзине много разных овощей, По очереди подходите ко мне с завязанными глазами и доставайте из корзины витаминный продукт, а потом на ощупь и по запаху попытайтесь угадать, что именно вы достали.
Игра «ЧТО ЕДЯТ В СЫРОМ ВИДЕ, А ЧТО В ВАРЕНОМ?»
Учитель показывает поочередно картинки овощей овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Вместо слов можно хлопать в ладоши, если «нельзя», дети сидят — тихо.
-Чтобы вырасти сильными, крепкими и здоровыми, нужно кушать полезные продукты, богатые витаминами, а овощи, фрукты – самые витаминные продукты! Теперь вы знаете, почему говорят: «Всякому овощу свое время».
Здравик:
Пожалуйста, ребята, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: Спасибо за приятное занятие! Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Информационные источники
1. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.
2. Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. – М.: ОЛМА Медиа Групп,2009.
3.Вахрушев А.А., Кузнецова И.В. Как мы предлагаем использовать технологию работы в малых группах // Начальная школа плюс До и После
№ 6, 2003.
4. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Чернова А.А. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №
5. Программа: «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009), «Две недели в лагере здоровья» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2007), «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009)