kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы студентов, как неотъемлемая часть профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Северо-Запад России занимает восточную часть Северной Европы, которая несмотря на  определенную общность природных условий имеет существенные внутренние ландшафтные различия.  Климат, как известно, является ведущим природным фактором формирования экологической обстановки. Причем, климат влияет на экологическую  обстановку как прямой и, при этом, лимитирующий экологический фактор на определенной территории. Основной атмосферный процесс, характерный для территории региона – западно-восточный перенос воздушных масс и связанная с ним циклоническая  деятельность. По мере продвижения на восток атлантические воздушные массы трансформируются, отдавая влагу, прогреваясь летом и охлаждаясь зимой.  Определенную роль в формировании  климата Северо-Запада играют и  холодные арктические воздушные массы, под воздействием которых находится вся его территория благодаря ее открытости в сторону Северного Ледовитого океана. Обычно вторжение арктических масс наблюдается в летний период, однако наиболее сильные понижения температуры

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы студентов, как неотъемлемая часть профессионального образования »



Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы студентов, как неотъемлемая часть профессионального образования

Гарбовская Марина Викторовна – заместитель директора по учебной работе, преподаватель дисциплины «Экологические основы природопользования»

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Беседский сельскохозяйственный техникум»

Северо-Запад России занимает восточную часть Северной Европы, которая несмотря на определенную общность природных условий имеет существенные внутренние ландшафтные различия. Климат, как известно, является ведущим природным фактором формирования экологической обстановки. Причем, климат влияет на экологическую обстановку как прямой и, при этом, лимитирующий экологический фактор на определенной территории. Основной атмосферный процесс, характерный для территории региона – западно-восточный перенос воздушных масс и связанная с ним циклоническая деятельность. По мере продвижения на восток атлантические воздушные массы трансформируются, отдавая влагу, прогреваясь летом и охлаждаясь зимой. Определенную роль в формировании климата Северо-Запада играют и холодные арктические воздушные массы, под воздействием которых находится вся его территория благодаря ее открытости в сторону Северного Ледовитого океана. Обычно вторжение арктических масс наблюдается в летний период, однако наиболее сильные понижения температуры воздуха они приносят зимой. Временами на территорию Северо-Запада проникают восточные и даже юго-восточные воздушные массы. Они обычно сопровождаются антициклонами. Частые смены направлений движения воздушных масс и перемещения атмосферных фронтов и связанных с ними циклов являются причиной неустойчивой погоды, особенно в западных и северных районах. К наиболее заметным различиям климатического характера следует отнести различия в температурных режимах, количестве дней с атмосферными осадками и как следствие – избыточная влажность. Так, к абиотическим природным факторам риска окружающей среды относятся климато-метеорологические, это - температура, движение воздуха, осадки, ливни, ураганы, засухи. Именно это вызвало интерес у студентов занимающихся кружковой работой при кабинете «Экологические основы природопользования». Организация систематических наблюдений над климатическими изменениями той местности где ты живешь проводится ежедневно с января 2007 года по следующим показателям: температура воздуха, облачность, осадки, критические показатели атмосферного давления и природные явления, такие как – метель, гроза, град, крупка, оледенение, первый заморозок, первая гроза, ураган. Фиксируются также и фенологические наблюдения - прилет грачей, гусей, цветение вербы. Результаты наблюдений проводятся с 12 до 13 часов, а по метеорологическим явлениям в течение суток. Студенты учатся обрабатывать материалы наблюдений – составлять графики температуры воздуха, наличия осадков в виде дождя, снега, описывать погоду за день, неделю, месяц, сезон и год. Также они учатся делать сравнительный анализ изменения климатических показателей за годовые периоды, пытаясь прогнозировать предшествующую погоду на определенный календарный период. Это прогнозирование вызывает интерес у студентов, побуждает их к обсуждениям, полемике по вопросам и даже оформлению исследуемого материала. Студенты практикуют записи результатов наблюдений над погодой в таблицах на территории месторасположения техникума, пользуются общепринятыми условными обозначениями. Также они учатся строить диаграммы облачности, количества осадков и розу ветров. По прибору анемометру студенты определяют силу ветра, но так как этот показатель часто меняется в течение суток, он не подвергается систематизации. В таблице студенты записывают также и обобщенные данные, подводят итог наблюдений за месяц. Материалы представлены в виде доступной информации и часто вызывают интерес у студентов и сотрудников техникума.

Анализируя накопленный практический материал за 8 лет наблюдений хочется отметить, что среднегодовая температура воздуха с 2007года по 2014 год колеблется в пределах от +7.0*С до + 9.1*С. Самые холодные месячные температуры воздуха наблюдались в 2010 году в январе месяце, с показателем -12.6*С. Самые жаркие среднемесячные температуры воздуха отмечены в июле 2010 года и равны +30.1*С. Несмотря на то, что январь является типичным зимним месяцем года разница среднемесячных температур по 2008 (+3.1*С) и по 2010 (-12.6*С) годам составляет +9.5*С. По этим же годам разница среднемесячных температур июля месяца составляет +10.4*С. Самая низкая температура в ночное время была зафиксирована18 февраля 2011 года, ее показатель составил – 39*С. Температура с показателем -35.0*С наблюдалась 23.01.2010 года и 16.02.2011года. За исследуемый период самый теплый день был 08.08.2010 года, с температурой воздуха +36*С. Корреляция изменений по среднемесячным температурам за исследуемый период составляет +2.5 *С. Самые значительные изменения приходятся на такие месяца как январь, февраль, март и июль. Данные по измерениям среднемесячных температур представлены в таблице №1.

Таблица №1.Показатели среднемесячных и среднегодовых температур в п. Беседа.

год

Сред- ая t воздуха

Среднемесячная температура воздуха

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2007

9.1

-1.1

-8.7

8.0

9.4

15.9

20.7

20.1

23.1

12.8

8.3

0.2

1.0

2008

8.7

3.1

1.5

2.8

8.6

12.7

17.3

19.7

17.2

10.6

8.8

3.2

-0.5

2009

7.4

-3.1

-3.5

2.2

6.1

13.5

16.9

20.7

18.0

14.5

5.1

2.7

-4.2

2010

7.0

-12.6

-6.1

0.3

8.5

15.6

16.5

30.1

21.9

12.3

5.5

0.6

-7.9

2011

8.7

-3.9

-10.0

1.8

8.7

12.7

20.1

27.1

19.5

13.5

7.8

5.2

2.6

2012

7.2

-5.7

-9.6

1.9

7.5

15.1

15.1

21.3

19.0

12.0

6.0

3.0

1.3

2013

8.2

-7.5

-3.7

-5.3

6.1

15.6

22.0

22.1

20.2

14.1

8.4

4.8

1.3

2014

8.5

-8.2

-0.1

4.9

9.9

15.4

16.2

24.1

21.1

14.4

4.7

1.1

-1.3



Анализируемый материал подтверждает, что погоду на местности обуславливает преобладание западного переноса воздушных масс. В холодное время года из Атлантики приходит около десятка циклонов. При их движении на восток происходит резкая смена воздушных масс, вызывающих чередование потеплений и похолоданий, причем иногда в очень короткий временной период, даже в течении суток. Близкое расположение Балтийского моря и Финского залива обеспечивают дополнительный перенос влажных воздушных масс. Относительно невысокие температуры и значительное количество атмосферных осадков являются причиной развития облачности на данной территории. Количество солнечных дней за исследуемый период варьирует от 189 до 265. Это достаточно много, но хочется отметить, что в течении дня наблюдается и переменная облачность. Очень часто происходит наступление воздушных облачных масс в течении дня, особенно в дневной период 13-14 часов и в 17-18 часов. На пасмурные дни, с преобладанием значительной облачности приходится от 115 до 180 дней, а это составляет до половины дней календарного года. Иногда возможны мелкие осадки в виде дождя, тумана и мороси. Часто характер таких осадков становится локальным. Подобные атмосферные явления снижают ощутимый температурный порог восприятия и вызывают неприятные и порой депрессионные состояния у населения. Наблюдения за атмосферными явлениями представлены в таблице №2.

Таблица №2.Среднегодовые данные по атмосферным явлениям и климатическим наблюдениям в п. Беседа

год

Среднегодовая температура

Солнечные дни

Пасмурные дни

Дождливые дни

Снежные дни

Метель

Гроза

Ураган

Град

2007

9.1

180

180

70

43

14

10

1

0

2008

8.7

193

168

92

52

6

13

2

1

2009

7.4

213

147

114

54

1

10

0

0

2010

7.0

245

115

92

83

3

21

2

1

2011

8.7

244

116

105

45

6

13

2

2

2012

7.2

200

160

96

48

4

7

2

1

2013

8.2

265

95

121

33

2

18

3

2

2014

8.5

261

99

102

54

2

11

2

4



Данные таблицы позволяют сделать вывод, что число дождливых дней может достигать 1/3 годового времени, в то время как на пасмурные дни приходится до половины времени года. В связи с тем, что осадки на данной территории в осенне-зимний период часто бывают смешанными, в виде дождя и мокрого снега, число дне со снегом колеблется от 43 до 83. Количество метелей составляет от 1 до14 дней. Грозы посещают территорию достаточно часто, от 10 до 21 дня в году. Причем, в 2007 году первая гроза отмечена 21 марта, а это очень рано. Практически ежегодно бывают сильные ураганы, но количество их невелико, от 1 до 3. Количество дней с градом, также очень мало, однако в 2014 году их было 4. Таким образом, результаты практических наблюдений и их анализ, позволяют сделать вывод о том, что для западной части территории Северо-Запада Ленинградской области характерны общие тенденции климатических характеристик основных показателей и как следствие этого – формирование климата на небольшом географическом масштабе. В тоже время иногда наблюдаются значительные и резкие отклонения в показателях, по сравнению с многолетними данными наблюдений. Это еще раз подтверждает то, что природа не бывает постоянной и часто очень изменчива.



Литература:

1.Экологические проблемы Северо-Запада России и пути их решения. СПБ., 1997, 528 с.

2.Дмитриев В.В., Фрумин Г.Т. Экологическое нормирование и устойчивость природных систем. – СПб., 2004. – 294 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гарбовская Марина Викторовна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202461

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(295) "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенций и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста "
    ["seo_title"] => string(168) "komp-iutiernaia-ghramotnost-kak-faktor-razvitiia-obrazovatiel-nykh-kompietientsii-i-standart-podghotovki-vysokokvalifitsirovannogho-konkurientosposobnogho-spietsialista"
    ["file_id"] => string(6) "173805"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424025114"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Творческий отчет "Развитие познавательной активности учащихся""
    ["seo_title"] => string(72) "tvorchieskii-otchiet-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "298874"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456412820"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства