Разноуровневое обучение в дополнительном образовании
Разноуровневое обучение в дополнительном образовании
Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разноуровневое обучение в дополнительном образовании»
Разноуровневое обучение в дополнительном образовании
Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому обучающийся овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.
Предполагает регулярное чередование различных уровней усвоения учебных знаний (от доступности до высокого уровня трудности), что обеспечивает, с одной стороны, успешность обучения (при доступности) и, с другой стороны, интенсивность развития (при преодолении трудностей).
В качестве основных принципов данной педагогической технологии были выбраны следующие:
1) всеобщая талантливость — нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
2) взаимное превосходство - если у кого-то что-то Получается хуже, чем у других, значит что-то должно Получаться лучше; это что-то нужно искать;
3) неизбежность перемен — ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
Содержание разноуровневого обучения обеспечивается делением учебного материала на три уровня:
уровень А – общеобразовательный (базовый), который сохраняет логику самой науки и позволяет получить общее представление об учебном предмете;
уровень В – программный, основанный на уровне А, углубляющий, обогащающий его по содержанию;
уровень С – усложненный, расширяющий уровень В за счет включения в содержание обучения дополнительного учебного материала, не предусмотренного стандартами.
Деятельность педагога при организации разноуровневых групп состоит в:
- делении обучающихся на группы (по уровню знаний, способностям)
- разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний
- оценивании деятельности обучающихся
Применение разноуровневого обучения помогает педагогу достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А»)
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа « С»)
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива обучающихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
В условиях дополнительного образования педагог как никто другой имеет дело не с унифицированным ученическим сообществом, а с отдельными личностями, имеющими индивидуальные склонности, потребности и интересы. При отсутствии должного внимания к себе ребенок не станет задерживаться в коллективе и обязательно уйдет из объединения, чувствуя себя непонятым, не реализовав своих потенциальных возможностей.
Поэтому задачей педагога становится не только обучение, воспитание, развитие и формирование ученического коллектива, но и акцентирование вынимания на каждом ребенке, его интересах, способностях и мотивах. Важно создать такие условия обучения, в которых ребенку будут предлагаться поочередно различные уровни освоения образовательной программы – от стартового до продвинутого, что обеспечит и успешность его обучения, и интенсивность развития в процессе преодоления возникающих учебных трудностей.
Иными словами, задачами педагога, работающего по технологии разноуровневого обучения, являются:
– предоставление учащимся максимальной требуемой помощи в реализации их потенциальных возможностей;
– создание на занятиях эмоционально-положительной атмосферы;
– создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии;
– создание условий для приобщения учащихся к духовным и культурным ценностям, воспитания уважения к традициям и культуре своей и других народностей.
Следует также помнить о том, что ребенок включается в группы по уровням не навсегда. При изменении уровня развития, повышении уровня физической подготовленности ученик считается поднявшимся на следующий уровень. Определить время перехода педагогу позволяют промежуточная диагностика, наблюдение за динамикой участия ученика в соревнованиях и другие методы диагностики.
Работать в системе дополнительного образования и иметь в своем арсенале всего одну технологию, невозможно.
На каждом учебном занятии в детском объединении педагогом используются несколько педагогических технологий.
Их использование зависит от темы, целей занятия, выбора методов, но на любом занятии одна из технологий становится главной, основополагающей.
И какая бы технология не использовалась, задача её реализации – работа на ребенка, его результаты, личностный рост, достижения и перспективы.