Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"
Программа «Мир цвета радуги» (художественно-эстетическое направление) предназначена для реализации в отдельно взятом классе (1 классы) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Состоит из теоретической и практической частей и носит сезонный характер (темы занятий распределены по временам года).
Программа «Мир цвета радуги» рассчитана на 66 часов в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия в первом классе 35 минут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
города Магнитогорска
Рекомендована к использованию ШМО
Протокол от _________ № _____
Руководитель ШМО ________________
«Утверждаю»
Приказ от _________ № ____
Директор ___________/У.Ю.Кукар/
Рабочая программа
внеурочной деятельности
в рамках реализации ФГОС
художественно-эстетического направления
«Мир цвета радуги»
для обучающихся 6 — 7 лет
Разработчик-автор программы: Дархан А.В.
учитель начальных классов
2015-2016
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовыми документами программы являются:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. регистрационный номер 17785).
2. СанПин 2.4.2.2821 — 10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А. Горского – М., Просвещение, 2010.
6. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя – М., Просвещение, 2010.
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.
Актуальность и перспективность курса
Программа « Мир цвета радуги» предназначена для реализации в отдельно взятом классе (1 классы) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к творчеству.
Программа «Мир цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного искусства, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, использование различных методов и приемов рисования нетрадиционными способами.
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности, развитие коммуникативной компетенции, умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны.
Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, учитывая особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов группы и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий - образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности способствует активизации внимания учащихся.
Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки. Главное условие: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.
Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы в целом.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально - творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие;
- информационное ознакомление;
- изобразительная деятельность;
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта;
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принципы построения программы:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.
- Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: 1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; 2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
3. от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; 4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; 5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; 6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
обучающие — осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, соединяя их с целью получения выразительного образа;
воспитательные — формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества — как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально;
развивающие — развивать творческие способности, фантазию, воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
2.1. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Данная программа дополняет предмет «Изобразительное искусство» и построена таким образом, что идет постепенное усложнение теории и практики.
2.2. Особенности возрастной группы.
Программа представляет вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классе (возраст детей 6-7 лет).
Для детей 6-7 лет характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память. Развивается произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Творческое воображение развивается благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах: семье, среди сверстников и т.д. Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу». Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни, и участвовать в общественно-значимой деятельности.
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Вид детской группы: комплексная, научно-исследовательская.
Состав группы: постоянная.
Особенности набора детей: свободный.
Количество обучающихся: все первые классы.
2.3. Режим занятий.
Программа «Мир цвета радуги» рассчитана на 66 часов в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия в первом классе 35 минут.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
осознавать роль художественного искусства в жизни людей;
эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);
понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;
моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
пользоваться материалами.
Оценка эффективности реализации программы
1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
3. Участие в районных конкурсах.
4. Портфель достижений школьника.
4. Содержание курса внеурочной деятельности. Тематическое планирование.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6-7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Программа состоит из теоретической и практической частей и носит сезонный характер (темы занятий распределены по временам года).
Теоретическая часть:
Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.
Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме.
Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.
Календарно-тематический план (Практическая часть), 66 ч.
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
Содержание занятия
Осень. 24 ч.
1.
Знакомство с королевой Кисточкой.
1
Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)
2.
Что могут краски?
1
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.
3.
Радуга над лужайкой.
1
Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий.
4.
Разноцветные шарики.
1
Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».
5.
Изображать можно пятном.
1
Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.
6.
Осьминожки (рисование ладошками).
1
Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.
7.
Осень. Листопад.
1
Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.
8.
Осенние листья (печатание листьями).
1
Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
9.
Силуэт дерева.
1
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
10.
Волшебный лес (рисование + аппликация).
1
Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей, вырезанных из журналов.
11.
Грустный дождик.
1
Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
12.
Изображать можно в объёме.
1
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.
13.
Рисуем пластилином.
1
Выполнение рисунков пластилином.
14.
Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»
1
Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.
15.
«Здравствуй, мир!»
1
Фантазия. Творческая работа.
16.
Красоту нужно уметь замечать.
1
Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
17.
Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация).
1
Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.
18.
Невиданный зверь.
1
Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.
19.
Рисуем дерево тампованием.
1
Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
20.
Рисуем животное тампованием.
1
Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
21.
Осенние дары.
1
Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
22.
Поздняя осень.
1
Фантазия. Творческая работа.
23.
Лес поздней осенью и ранней зимой.
1
Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.
24.
Узоры снежинок.
1
Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.
Зима. 20 ч.
25.
Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету).
1
Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.
26.
Зимние забавы.
1
Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
27.
Портрет Снегурочки.
1
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.
Урок – игра: общение по телефону.
28.
К нам едет Дед Мороз.
1
Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.
29-30.
Мастерская Деда Мороза.
2
Создавать новогодние украшения, новогоднюю открытку, используя ранее изученные техники.
Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.
33.
Ёлочка – красавица.
1
Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.
34.
Снегири на ветке (метод тычка).
1
Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.
35.
Дерево колдуньи (рисование + аппликация).
1
Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.
36.
Кто живёт под снегом.
1
Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).
37.
Красивые рыбы.
1
Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.
38.
Сказочная птица (экспериментирование с материалами).
1
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.
39.
Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия).
1
Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.
40.
Веселые фигуры.
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
41.
Веселый поезд.
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем.
42.
Веселая игра.
1
Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.
43.
Превращение ладошки.
1
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.
44.
Моя мама.
1
Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.
Весна. 22 ч.
45.
Подарок маме.
1
Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма.
46.
Волшебная птица весны.
1
Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
47.
Цветы и травы.
1
Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».
48.
Цветы и бабочки.
1
Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.
49.
Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика.
1
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
50.
Моя семья.
1
Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.
51.
Мой маленький друг (техника тычка).
1
Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.
52.
Домашние питомцы.
1
Рисование натюрморта.
53.
Вселенная глазами детей.
1
Представление детей о космосе. Рисуем, используя любую технику.
54.
Космический коллаж (рисование + аппликация).
1
Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
55.
Мы в цирке.
1
Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.
56.
Портрет клоуна.
1
Учить передавать настроение. Пропорции человеческого лица. Теплые цвета.
57.
Весенняя клумба.
1
Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.
58.
Весенние сады.
1
Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.
59.
Мы рисуем цветы.
1
Видеофильм о цветах. Рисование по теме.
60.
Веселый лужок.
1
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.
61.
«Победителям –Слава!»
1
Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ.
62.
Изготовление праздничной открытки.
1
Создание простого подарочного изделия.
63.
Родина моя.
1
Передача красоты родного края выразительными средствами.
64.
«Лето, здравствуй!»
1
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.
Фантазия. Творческая работа. Свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.
66.
Маленькая галерея.
1
Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
Формы и методы работы с детьми.
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Краткая характеристика условий реализации программы.
Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: www.1september.ru
Методические рекомендации
Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:
где работают художники;
основные жанры живописи;
наш вернисаж;
богатства земли Русской;
техника безопасности;
как прекрасен этот мир;
информация.
Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.
Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники-творцы прекрасных произведений.
Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.
Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.
Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.
6. Список литературы
Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. - М., 2010.
Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. - М.: «Лист», 1998. - 144с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.
Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск. 1996.
Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск, 1996.
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск, 1996.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2001.
Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008, №1, с.54. Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья».
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978.
Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, 1999. - 96с.
Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 64с.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 96с.
Фиона Уотт. Я умею рисовать. - М.: ООО Издательство «РОСМЭН — ПРЕСС», 2003. - 96с.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1988.
Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. - С.-П., 2013.
Журнал «Начальная школа».
«Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября».