kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Мир цвета радуги» (художественно-эстетическое направление) предназначена для реализации в отдельно взятом классе (1 классы) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Состоит из теоретической и практической частей и носит сезонный характер (темы занятий распределены по временам года).

Программа «Мир цвета радуги» рассчитана на 66 часов в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками  - 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия в первом классе 35 минут.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

города Магнитогорска







Рекомендована к использованию ШМО

Протокол от _________ № _____

Руководитель ШМО ________________


«Утверждаю»

Приказ от _________ № ____

Директор ___________/У.Ю.Кукар/







Рабочая программа

внеурочной деятельности

в рамках реализации ФГОС

художественно-эстетического направления

«Мир цвета радуги»

для обучающихся 6 — 7 лет













Разработчик-автор программы: Дархан А.В.

учитель начальных классов













2015-2016



1. Пояснительная записка

Нормативно-правовыми документами программы являются:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Миню­сте России 22 декабря 2009 г. регистрационный номер 17785).

2. СанПин 2.4.2.2821 — 10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организа­ции обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного госу­дарственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистриро­ванным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

3. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта».

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) // под ред. В.А. Горского – М., Просвещение, 2010.

6. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструк­тор // пособие для учителя – М., Просвещение, 2010.

7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному со­бранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициа­тивы «Наша новая школа».

8. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».


Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Актуальность и перспективность курса

Программа « Мир цвета радуги» предназначена для реализации в отдельно взятом классе (1 классы) во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к творчеству.

Программа «Мир цвета радуги» является программой художественно-эстетической направ­ленности, которая предназначена для раскрытия творческих способностей в области изобразительного искусства, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобра­зительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспи­танию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой ак­тивности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возмож­ность творческой самореализации личности.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активи­зировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадици­онных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, использование различных методов и приемов рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности, развитие коммуни­кативной компетенции, умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой сторо­ны.

Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют учителю возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия изобразительным искусством, учитывая особенности тематической, содержа­тельной, технической сторон художественно-творческой деятельности, а также спектр интересов группы и отдельного ученика, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс желанным, интересным, познавательным.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, вы­разить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание рисовать, дети стано­вятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них раз­вивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продук­тивность, потенциал и интуиция. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий - образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества.

Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Обсуждение дет­ских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности способствует активи­зации внимания учащихся.

Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки. Главное усло­вие: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректиро­вать его. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоцио­нально расторможенных детей.

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы в целом.

Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблю­дением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художе­ственного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально - творческий потенци­ал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его воз­раста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие;

- информационное ознакомление;

- изобразительная деятельность;

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослу­шивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объёма художествен­но – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта;

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украше­ний.

Принципы построения программы:

- Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

-Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

-Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направле­ниях:
1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более слож­ным;

3. от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображе­ния;
6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Цель и задачи программы

Цель: раскрыть творческий потенциал ребенка художественно-изобразительными средствами.

Задачи:

обучающиеосваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции); использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, соединяя их с целью получения выразительного образа;

воспитательные формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества — как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально;

развивающие — развивать творческие способности, фантазию, воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей.

2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

2.1. Отличительные особенности программы.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплек­са различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творче­ской работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, зако­нов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родите­ли, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и соче­тания различных направлений и форм занятия.

Данная программа дополняет предмет «Изобразительное искусство» и построена таким образом, что идет постепенное усложнение теории и практики.

2.2. Особенности возрастной группы.

Программа представляет вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1 классе (возраст детей 6-7 лет).

Для детей 6-7 лет характерны определенные психологические особенности развития. Им присуще развитие различных мыслительных и познавательных психических процессов, таких как воображение, внимание, речь, мышление, память. Развивается произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития логического мышления. Это приводит к формированию у ребенка способности обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем мире. Творческое воображение развивается благодаря различным играм, конкретности и яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям. В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Постепенно формируется самооценка, которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность, насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах: семье, среди сверстников и т.д. Одним из наиболее важным новообразований в процессе развития личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен» постепенно все больше преобладают над «я хочу». Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой. Растет потребность выхода за рамки привычного образа жизни, и участвовать в общественно-значимой деятельности.

Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.


Вид детской группы: комплексная, научно-исследовательская.

Состав группы: постоянная.

Особенности набора детей: свободный.

Количество обучающихся: все первые классы.

2.3. Режим занятий.

Программа «Мир цвета радуги» рассчитана на 66 часов в год и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 2 часа в неделю. Продолжительность одного занятия в первом классе 35 минут.

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • осознавать роль художественного искусства в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

  1. определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  2. учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  3. учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);

  • понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.

Оценка эффективности реализации программы

1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.

2. Участие в школьных конкурсах.

3. Участие в районных конкурсах.

4. Портфель достижений школьника.

4. Содержание курса внеурочной деятельности. Тематическое планирование.

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6-7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет. Работа с различными материалами расширяет сферу возможностей ребенка, обеспечивает его раскрепощение.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.


Программа состоит из теоретической и практической частей и носит сезонный характер (темы занятий распределены по временам года).


Теоретическая часть:

  • Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.

  • Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.

  • Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

  • Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме.

  • Заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.

  • Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.


Календарно-тематический план (Практическая часть), 66 ч.

п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Дата

Содержание занятия

Осень. 24 ч.

1.

Знакомство с королевой Кисточкой.

1


Урок-игра. Условия безопасной работы. (Введение в образовательную программу.)

2.

Что могут краски?

1


Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

3.

Радуга над лужайкой.

1


Знакомство со спектром. Отработка приема: проведение непрерывных красочных линий.

4.

Разноцветные шарики.

1


Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».

5.

Изображать можно пятном.

1


Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

6.

Осьминожки (рисование ладошками).

1


Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие.

7.

Осень. Листопад.

1


Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

8.

Осенние листья (печатание листьями).

1


Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

9.

Силуэт дерева.

1


Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.

10.

Волшебный лес (рисование + аппликация).

1


Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей, вырезанных из журналов.

11.

Грустный дождик.

1


Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

12.

Изображать можно в объёме.

1


Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

13.

Рисуем пластилином.

1


Выполнение рисунков пластилином.

14.

Обзорная экскурсия «Здравствуй, мир!»

1


Наблюдение за окружающим: неживой природой, людьми, жизнью животных и птиц. Обсуждение увиденного.

15.

«Здравствуй, мир!»

1


Фантазия. Творческая работа.

16.

Красоту нужно уметь замечать.

1


Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

17.

Как прекрасен этот мир (рисование + аппликация).

1


Развивать воображение, творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы.

18.

Невиданный зверь.

1


Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа.

19.

Рисуем дерево тампованием.

1


Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

20.

Рисуем животное тампованием.

1


Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

21.

Осенние дары.

1


Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

22.

Поздняя осень.

1


Фантазия. Творческая работа.

23.

Лес поздней осенью и ранней зимой.

1


Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

24.

Узоры снежинок.

1


Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

Зима. 20 ч.

25.

Зимняя сказка (рисование пальцами, печать по трафарету).

1


Упражнять в печати по трафарету. Закреплять умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции.

26.

Зимние забавы.

1


Создавать творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

27.

Портрет Снегурочки.

1





Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Урок – игра: общение по телефону.

28.

К нам едет Дед Мороз.

1


Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов. Урок – игра: общение по телефону.

29-30.

Мастерская Деда Мороза.

2


Создавать новогодние украшения, новогоднюю открытку, используя ранее изученные техники.

31.

Снежная птица зимы.

1


Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

32.

Дом снежной птицы.

1


Ритм геометрических пятен. Отработка приема в декоре дома – линия зигзаг.

33.

Ёлочка – красавица.

1


Впечатления о прошедшем празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

34.

Снегири на ветке (метод тычка).

1


Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, используя метод тычка.

35.

Дерево колдуньи (рисование + аппликация).

1


Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

36.

Кто живёт под снегом.

1


Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

37.

Красивые рыбы.

1


Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

38.

Сказочная птица (экспериментирование с материалами).

1


Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами.

39.

Что за чудо эти сказки (пятно, штрих, линия).

1


Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь.

40.

Веселые фигуры.

1


Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

41.

Веселый поезд.

1


Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и поем.

42.

Веселая игра.

1


Урок-игра. Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о любимых играх.

43.

Превращение ладошки.

1


Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество.

44.

Моя мама.

1


Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

Весна. 22 ч.

45.

Подарок маме.

1


Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма.

46.

Волшебная птица весны.

1


Тёплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.

47.

Цветы и травы.

1


Изобразительные свойства графических материалов: фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы.– гномики».

48.

Цветы и бабочки.

1


Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

49.

Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика.

1


Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.

50.

Моя семья.

1


Творческая работа. Беседа с показом детских работ. Рассказы детей о своей семье.

51.

Мой маленький друг (техника тычка).

1


Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

52.

Домашние питомцы.

1


Рисование натюрморта.

53.

Вселенная глазами детей.

1


Представление детей о космосе. Рисуем, используя любую технику.

54.

Космический коллаж (рисование + аппликация).

1


Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.

55.

Мы в цирке.

1


Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

56.

Портрет клоуна.

1


Учить передавать настроение. Пропорции человеческого лица. Теплые цвета.

57.

Весенняя клумба.

1


Тёплая палитра. Гуашь. Рисование первых весенних цветов.

58.

Весенние сады.

1


Учить изображать цветущие деревья, строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту.

59.

Мы рисуем цветы.

1


Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

60.

Веселый лужок.

1


Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

61.

«Победителям –Слава!»

1


Творческая работа. Беседа о великом Дне 9 мая, о героизме защитников родины в дни ВОВ.

62.

Изготовление праздничной открытки.

1


Создание простого подарочного изделия.

63.

Родина моя.

1


Передача красоты родного края выразительными средствами.

64.

«Лето, здравствуй!»

1


Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе. Развивать воображение и творчество.

65.

Аттестационная работа: «Абракадабрик — фантастическое существо».

1


Фантазия. Творческая работа. Свободное экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.

66.

Маленькая галерея.

1


Заключительное занятие: выставка работ, награждение активных кружковцев.

5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

Формы и методы работы с детьми.

Формы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Основные методы и технологии:

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Краткая характеристика условий реализации программы.

Печатные пособия:

Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Телевизор (по возможности).

Видиоплейер (по возможности).

Магнитофон (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

ЭОРы:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru

Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»: http://www.rus.1september.ru

Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru

Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school

Газета «1 сентября»: www.1september.ru

Методические рекомендации

Для организации занятий нужен специально оформленный и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;

  • основные жанры живописи;

  • наш вернисаж;

  • богатства земли Русской;

  • техника безопасности;

  • как прекрасен этот мир;

  • информация.

Стенды должны быть работающими, легко трансформируемыми и часто обновляемыми.

Группа легких стендов по теме «Где работают художники» должна полно отражать разнообразие профессий художников в нашей жизни: архитекторы; дизайнеры посуды; художники-оформители; художники рекламы; художники-модельеры и, наконец, просто художники-творцы прекрасных произведений.

Необходимо отвести достаточное место для стенда «Наш вернисаж», где систематически вывешивать лучшие работы и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое, обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.

Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей.

Стенд для информации должен быть мобильным, желательно чтобы информацию готовили дети.

На следующем стенде «Богатство земли Русской» желательно рассказать о видах народного творчества, о богатстве и выразительности изделий народных умельцев.

Из оборудования в кабинете необходимо иметь посуду для наведения красок; достаточный обтирочный материал; доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.

Очень важно оборудовать кабинет ученическими мольбертами. В работе также необходимы палитры для акварели и темперы, гуаши.

Для постановки натуры нужно иметь легкий, переносной столик, к нему несколько видов драпировки, осветительную лампу на штативе.

Кабинет необходимо оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов, диафильмов. Желательно наличие компьютера и серии дисков о шедеврах живописи во всемирно известных музеях мира; ряд фильмов о живой природе; магнитофона с красивой музыкой на дисках.

6. Список литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. - М., 2010.

  2. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. - М.: «Лист», 1998. - 144с.

  3. Бадаев В.С. «Русская кистевая роспись». - М: «Владос». 2007.

  4. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М., 1998.

  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  6. Давыдова И.В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005, №4, с.56.

  7. Давыдова И.В. Его величество цвет// Школьный психолог. 2008, №1, с.43.

  8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - С.-Пб.: «Детство-Пресс», 2004. - 128с.

  9. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. - Мн.: ООО «Попурри», 2005. - 144с.

  10. Колль. Мери Энн Ф. Рисование красками. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 63с.

  11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. - М.: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005.- 63с.

  12. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М., 1985.

  13. Маслов Н.Я. Пленэр. – М., 1989.

  14. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987.

  15. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М., 1983.

  16. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина.– М., 1981.

  17. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С. Кузин.

  18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.

  19. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск. 1996.

  20. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск, 1996.

  21. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. - Обнинск, 1996.

  22. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2001.

  23. Старикова С. Арт-терапевтические методы в школе// Социальная педагогика. 2008, №1, с.54. Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья».

  24. Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978.

  25. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, 1999. - 96с.

  26. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 64с.

  27. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 96с.

  28. Фиона Уотт. Я умею рисовать. - М.: ООО Издательство «РОСМЭН — ПРЕСС», 2003. - 96с.

  29. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 1988.

  30. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. - С.-П., 2013.

  31. Журнал «Начальная школа».

  32. «Начальная школа» - журнал и приложение к газете « Первое сентября».

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1. Кузин В.С. «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1-4 кл. - «Дрофа». 2004.

2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.

3. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.

4. Энциклопедия мирового искусства «Шедевры русской живописи». - «Белый город». 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир цвета радуги"

Автор: Дархан Александра Васильевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа внеурочной деятельности «Родное слово» по  родному (татарскому) языку и литературе "
    ["seo_title"] => string(107) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-rodnoie-slovo-po-rodnomu-tatarskomu-iazyku-i-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "229975"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441922212"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация программы внеурочной деятельности "Радужный мир" "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-raduzhnyi-mir"
    ["file_id"] => string(6) "228288"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441212457"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства