Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"
Рабочая программа к курсу «Мир логики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир логики"»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Мир логики» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2011 г. – с. 191 – 210.
Цели и задачи курса
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание места учебного курса «Мир логики» в учебном плане
По данному курсу в 4 классе предусмотрено 34 занятия (1 час в неделю).
В учебном плане школы на 2018 -2019 год занятия внеурочной деятельности проводятся в рамках ГПД. Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут (во 2 – 4 классах).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Мир логики»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Тематическое планирование курса «Мир логики»
№
Тема занятия
Содержание занятия
Результат
деятельность учащихся
1
Выявление уровня развития познавательных процессов (вводный урок)
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Определяет и формулирует цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривает последовательность действий .
Учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.
Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушает и понимает речь других.
Читает и пересказывает текст.
Совместно договаривается о правилах общения и поведения в школе и следует им.
Описывает признаки предметов и узнает предметы по их признакам;
Выделяет существенные признаки предметов;
Сравнивает между собой предметы, явления;
Обобщает, делает несложные выводы;
Классифицирует явления, предметы;
Определяет последовательность событий.
2
3
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
4
5
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
6
7
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
8
Логически-поисковые задания.
9
10
Развитие внимания.
Тренировка внимания.
11
12
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
13
14
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
15
Развитие быстроты реакции, мышления.
16
17
Развитие внимания.
Тренировка внимания.
18
19
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
20
21
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
22
Развитие быстроты реакции, мышления.
23
24
Тренировка концентрации внимания.
Тренировка внимания.
25
26
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
27
28
Поиск закономерностей.
Совершенствование воображения.
29
Логически-поисковые задания.
30
31
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания.
32
33
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.
34
Выявление уровня развития познавательных процессов (итоговый урок)
Учебно – методическая литература
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
1.
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-10лет)»
Методическое пособие для 1-4 классов
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2017 г
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9-10 лет)»