Рабочая программа факультативного курса "Основы логики" 1-4 классы
Рабочая программа факультативного курса "Основы логики" 1-4 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1 -4 классов «Основы логики»
Мартынова и.В., учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ»31 августа 2017года, протокол №1
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультативного курса "Основы логики" 1-4 классы»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сусловская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № 1
«30» августа2017
Согласовано
на педагогическом совете
МБОУ «Сусловская СОШ»
протокол № 1
«31» августа 2017
Утверждена
Приказом № ___
МБОУ «Сусловская СОШ» «31» августа 2017
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Основы логики»
1 - 4 классы
Составитель
Мартынова И.В.,
учитель начальных классов
Суслово
2017
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления для 1 -4 классов «Основы логики»
Мартынова и.В., учитель начальных классов
Программа согласована на Педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ»31 августа 2017года, протокол №1
Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса «Мир логики» Н.Д.Рындиной.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Основы логики» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009 № 373, с изменениями и дополнениями) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий; на основе Примерной основной образовательной программы; в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов), в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 24.05.2016 № 120.
Цельпрограммы: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций учащихся.
Задачи:
Создать условия для развития у учащихся познавательных интересов, формирование стремления к размышлению и поиску.
Обеспечить становление развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности;
- формирование личностного смысла учения;
- формирование целостного взгляда на окружающий мир.
Метапредметные результаты:
Познавательные УДД:
- овладение современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдение норм этики и этикета;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УДД:
- осваивание способов решения проблем поискового характера;
- определение наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осваивание форм познавательной и личностной рефлексии;
Логические игры, кроссворды, задачи, конкурсы, игры
Игровая
2
Сравнение
5
Дидактическая игра, задания на смекалку, составление правила сравнения.
Практическая работа
3
Комбинаторика
6
Решение нестандартных задач Коллективная работа
Коллективная работа
4
Действия предметов
2
Час вопросов и ответов, решение примеров
Групповая работа
5
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
5
Логические игры, кроссворды, задачи, конкурсы.
Игровая
6
Множество
7
Игры дидактические, марафоны, викторины Коллективная работа
Коллективная работа
7
Выражение и высказывания
5
Задания на смекалку Игровая, КВН
Игровая, КВН
Итого
34
4 класс (34ч)
№ п/п
Темы разделов
Кол – во часов
Основные формы деятельности
Основные виды деятельности
1
Повторение основных мыслительных операций
2
Играют в игру «Вопрос-ответ». Работают в индивидуальных листах.
Игровая, индивидуальная
2
Сравнение
2
Игровая, Выполняют
«Мозговую гимнастику».
Играют в игру
«Вопрос- ответ».
Игровая, коллективная
3
Комбинаторика
2
Выполняют задания на развитие памяти, логического мышления.
Коллективная работа
4
Элементы логики
12
Дидактические игры, решение нестандартных задач, задания на смекалку
Индивидуальная, практическая работа
5
Развитие творческого воображения
12
Знакомятся с понятием фразеологизм, синонимы, антонимы, образность, многозначность речи.
Учатся разгадывать шарады.
Игровая, коллективная работа
6
Практический материал
4
Записывают недо-стающие глаголы. Пишут несколько слов на тему «Юмор». Изменяют положение слов в стихотворении, чтобы получилась смешная небывальщина, желательно в рифму.
Индивидуальная, практическая работа, КВН
Итого: 34 часа
Тематическое планирование
1 класс (33ч)
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Свойства, признаки и составные части предметов
8
1.
Вводный тест.
1
2.
Сравнение предметов по свойству.
1
3.
Целое и часть.
1
4.
Знакомство с отрицанием (термин не вводится).
1
5.
Признаки предметов.
1
6.
Признаки предметов и значение признаков.
1
7.
Обобщение по признаку.
1
8.
Закономерности в значении признаков у серии предметов.
1
Действия предметов
6
9.
Описание последовательности действий.
1
10.
Логические упражнения.
1
11.
Последовательность действий и состояний в природе.
1
12.
Целое действие и его части.
1
13.
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.
1
14.
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.
1
Элементы логики
5
15.
Одно действие, применяемое к разным предметам.
1
16.
Промежуточный тест.
1
17.
Функции предметов.
1
18.
Логическая операция «и».
1
19.
Выделение главных свойств предметов.
1
Сравнение
4
20.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
21.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
22.
Упорядочивание серии предметов по разным признакам.
1
23.
Последовательность событий.
1
Комбинаторика
3
24.
Высказывания.
1
25.
Истинные и ложные высказывания.
1
26.
Комбинаторика. Расстановки и перестановки.
1
Развитие творческого воображения
4
27.
Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).
1
28.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.
1
29.
Перенос свойств с одних предметов на другие.
1
30.
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.
1
Практический материал
3
31.
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.
1
32.
Часть-целое (в действиях).
1
33.
Итоговый тест.
1
Итого:
33
2 класс (34ч)
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Свойства, признаки и составные части предметов
4
1.
Входной тест
1
2.
Выделение признаков.
1
3.
Различие.
1
4.
Сходство.
1
Сравнение
6
5.
Существенные признаки.
1
6.
Характерные признаки.
1
7.
Упорядочивание признаков.
1
8.
Правила сравнения.
1
9.
Значение сравнения.
1
10.
Тест «Сравнение».
1
Взаимосвязь между видовыми и родовыми понятиями
4
11.
Истинные и ложные высказывания.
1
12.
Отрицание высказывания.
1
13.
Понятие о классах.
1
14.
Правила классификации.
1
Комбинаторика
4
15.
Вопросы.
1
16.
Алгоритм.
1
17.
Тест «Алгоритм».
1
18.
Закономерность в числах и фигурах.
1
Элементы логики
7
19.
Закономерность в буквах и словах.
1
20.
Комбинаторика. Перестановки.
1
21.
Комбинаторика. Размещения.
1
22.
Комбинаторика. Сочетания.
1
23.
Причина и следствие.
1
24.
Причинно-следственные цепочки.
1
25.
Противоположные отношения между понятиями.
1
Развитие творческого воображения
2
26.
Отношения: род-вид.
1
27.
Упорядочивание по родовидовым отношениям.
1
Практический материал
7
28.
Виды отношений.
1
29.
Тест «Отношения».
1
30.
Определения.
1
31.
Ошибки в построении определений.
1
32.
Суждения.
1
33.
Итоговый тест.
1
34.
Работа над ошибками. Итоговое занятие.
1
Итого:
34
3 класс (34ч)
№
п/п
Разделы/ Темы занятий
Количество часов
Свойства, признаки и составные части предметов
4
1.
Входной тест.
1
2.
Закономерности в чередовании признаков.
1
3.
Классификация по какому-то признаку.
1
4.
Сравнение предметов по признакам.
1
Сравнение
5
5.
Тест «Сравнение».
1
6.
Состав предметов.
1
7.
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».
1
8.
Найди отличия.
1
9.
Действия предметов. Игра «Кто так делает?»
1
Комбинаторика
6
10.
Комбинаторика. Перестановки, размещения.
1
11.
Функциональные признаки предметов.
1
12.
Симметрия. Симметричные фигуры.
1
13.
Логическая операция «и».
1
14.
Координатная сетка.
1
15.
Решение логических задач и задач-шуток.
1
Действия предметов
2
16.
Результат действия предметов.
1
17.
Обратные действия.
1
Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями
5
18.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
1
19.
Тест «Отношения».
1
20.
Порядок действий, последовательность событий.
1
21.
. Размещение, сочетание.
1
22.
Составление загадок, чайнвордов.
1
Множество
7
23.
Множество. Элементы множества.
1
24.
Классификация по одному свойству.
1
25.
Тест «Классификация».
1
26.
Способы задания множества.
1
27.
Сравнение множеств.
1
28.
Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).
1
29.
Решение задач с использованием понятий о множествах.