kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность является актуальной в настоящее время. Обучающиеся должны знать основы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

(проектная деятельность)

в 5 классе

на 2024-2025 учебный год

































Основы финансовой грамотности

5 «А» класс

1 час в неделю

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (проектная деятельность) для обучающихся 5 «А» класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012.;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”,

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";

  • Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ от 11.03.2016 № ВК 452/07.

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);

  • Санитарно – эпидемиологическими правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”;

  • Приказом Минтруда России от 18.10.2013г №544н (с изм. от 25.12.2014г) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.04.2023г. №240 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

  • АООП ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курска;

  • Положение о рабочей программе учителя;

  • Учебный план ОКОУ «Школа-интернат № 5» г. Курска на 2024-2025 учебный год.

  • Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Программами:

- программы для 5–7 классов общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). 

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.

Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству, как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам, обучающимся в школе-интернате. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.

Данная учебная программа рассчитана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.

Курс повышения финансовой грамотности предполагает формирование у обучающихся понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. Учатся работать с пластиковыми картами, рассматривают вопросы кредитования, страхования, налогообложения.

Цели курса «Финансовая грамотность» направлены на воспитание молодых людей, которые:

- будут ответственными гражданами своей страны;

-смогут максимально эффективно использовать свои возможности на благо себя и общества;

- будут инициативны, активны, самостоятельны в принятии решений;

- будут ориентированы на самообразование и развитие своей личности.

Исходя из целей школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, курс финансовой грамотности решает следующие задачи:

- проинформировать обучающихся об основных финансовых инструментах и услугах доступных всему населению страны;

- показать реальные возможности по повышение личной финансовой защищённости и росту уровня материального благополучия семьи;

- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;

- учить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.

Распределение материала представлено концентрически с учётом познавательных возрастных и коммуникативных возможностей обучающихся, поэтому в процессе обучения используются как теоретические, так и практические занятия. Повторение изученного материала сочетаются с постоянной подготовкой к восприятию новых знаний.



Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» состоит из восьми частей:

1. Что такое деньги и откуда они взялись.

2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

3. Какие деньги были раньше в России.

4. Современные деньги России и других стран.

5. Откуда в семье деньги.

6. На что тратятся деньги.

7. Как умно управлять своими деньгами.

8. Как делать сбережения.

Курс занятий.

Данный курс состоит из 34 тематических занятий, а также вводного и заключительного занятий (проект), предусматривает организацию деятельности обучающихся по интересам, занятия направлены на формирование опыта финансовой грамотности.

Темы занятий:

1. Как появились деньги?

2. История российских денег

3. Какие бывают деньги?

4. Банки, банкоматы и банковские карты

5. Безналичные деньги и платежи

6. Как я умею пользоваться деньгами

7. Что такое валюта?

8. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги

9. Откуда в семье берутся деньги?

10. Подсчитаем все доходы семьи

11. На что семья тратит деньги

12. Подсчитаем все расходы семьи

13. Как планировать семейный бюджет

14. Правила составления семейного бюджета

15. Учимся составлять семейный бюджет

16. Итоговая проверочная работа

17. Итоговая интеллектуальная игра «Деньги дикие и домашние».

Каждая из тем, приведенных выше, занимает два занятия, продолжительность которых составляет 1 час.


Личностные и предметные результаты освоения курса

Планируемые личностные результаты:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

- самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

- ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

- понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

- понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Планируемые предметные результаты:

- правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта);

- объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

- объяснять проблемы, возникающие при обмене;

- приводить примеры товарных денег;

- объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

- понимать, что деньги зарабатываются трудом;

- описывать виды и функции денег;

- объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

- производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

- называть основные источники доходов;

- приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

- называть основные направления расходов семьи;

- приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

- различать планируемые и непредвиденные расходы;

- считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

- объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

- объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

- называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

- объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.


Содержание курса


 Что такое деньги, и откуда они взялись?

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

Основные понятия

Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.  

           Компетенции

-Объяснять причины и приводить примеры обмена.

-Объяснять проблемы, возникающие при обмене.

-Описывать свойства товарных денег.

-Приводить примеры товарных денег.

-Приводить примеры первых денег.

 Рассмотрим деньги поближе. Защита денег от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

          Компетенции

-Объяснять, почему появились монеты.

-Описывать купюры и монеты.

-Сравнивать металлические и бумажные деньги.

-Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

          Компетенции

-Описывать старинные российские деньги.

-Объяснять происхождение названий денег.

 Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

          Компетенции

-Описывать современные российские деньги.

-Решать задачи с элементарными денежными расчётами.

- Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.

-Приводить примеры иностранных валют.

 Откуда в семье деньги?

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получить арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

         Компетенции

-Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

-Объяснять причины различий в заработной плате.

- Объяснять, кому и почему платят пособия.

-Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

 На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.

          Компетенции

-Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.

- Сравнивать покупки по степени необходимости.

 -Различать планируемые и непредвиденные расходы.

- Объяснять, как появляются сбережения и долги.

 Как с умом управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

          Компетенции

-Объяснять, как управлять деньгами.

 -Сравнивать доходы и расходы.

-Объяснять, как можно экономить.

-Составлять  бюджет на простом примере.

 Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

          Компетенции

-Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.

-Приводить примеры доходов от различных вложений денег.

-Сравнивать разные виды сбережений.

В конце изучения курса обучающиеся предоставят совместный проект по итогам изучения курса в 5а классе.

Краткая аннотация проекта

Данный проект будет посвящен формированию основ финансовой грамотности обучающихся через разработку, внедрение и реализацию комплекса образовательных мероприятий по ФГ в ОКОУ «Школа-интернат №5».  Своевременность проекта для образовательной организации обусловлена потребностью обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации способностей и возможностей в аспекте овладения финансовой грамотностью как основы социализации; необходимостью организации деятельности школы с учетом требований ФГОС: разработка программ внеурочной деятельности, направленных на формирование финансовой грамотности, поиск эффективной системы социализации обучающихся; готовностью педагогов школы к формированию финансовой грамотности обучающихся в рамках внеурочной деятельности и на уроках.

Новизна проекта: 

Создание образовательной среды для повышения финансовой грамотности обучающихся в системном подходе к формированию финансовой грамотности подрастающего поколения, который рассмотрен, как форма обеспечения финансовой безопасности семьи.

Цель проекта - создание условий для привлечения обучающихся к вопросам грамотного распоряжения финансами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления младших школьников, их социализации.

Цель ставит определённые задачи:

-Использовать возможность интегрирования тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин, реализуемых в образовательной организации, в частности математики, окружающего мира.

-Актуализировать знания обучающихся в области финансовой грамотности, формируя актуальные личностные компетенции обучающихся, закладывая тем самым основы рационального финансового поведения.

-Активно использовать в образовательном процессе активные и интерактивные формы групповой одновозрастной и разновозрастной работы, проектной, исследовательской, игровой деятельности и др.

-Включить в образовательный процесс родителей, укрепив семейные отношения, а также взаимоотношения родителей со школой.

Методы обучения и организации занятий по «Финансовой грамотности» характеризуются использованием разнообразных методик, направленных на поддержку собственной активности школьников в процессе обучения; прикладной характер обучения – создание учебных ситуаций, основанных на реальной практике, и применение полученных знаний на практике; использование разнообразных видов деятельности на уроке: обучение в сотрудничестве, работа в команде, самостоятельная работа вне школы, получение знаний из различных источников (библиотеки, Интернет, семейный опыт, семейные проекты).

При изучении курса предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Например,

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам  группы случайным образом (например, на каждом столе

лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Обучающиеся пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи  каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и  услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса  вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Поэтому в контрольных измерительных материалах предлагаются разные варианты заданий. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от  кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации  с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, мы будем иметь в виду ситуацию из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

• Право ответа на вопрос покупается.

• Стартовая цена простого вопроса —  5 баллов, сложного —  10 бал-

лов.

• Цена может меняться с шагом 5 баллов.

• Окончательная цена определяется в результате торгов.

• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто

отвечал, при неверном  вычитается.

Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них

Необходима  комиссия  из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Программа реализуется через следующие формы занятий:

  • ситуационная игра

  • образно-ролевые игры

  • исследовательская деятельность

  • урок-практикум

  • дискуссия, обсуждение

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

Образно-ролевые игры – это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

Исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

Урок-практикум – это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений  руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема - решение – последствие (проблема) и т.д.»

Дискуссионный клуб– метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения - независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

  • в работу вовлечены все участники;

  • используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

  • обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

  • Технологии обучения:

  • Здоровьесберегающие, игровые, развивающего обучения, традиционные, информационные и коммуникационные, технологии уровневой дифференциации, технология АМО (активные методы обучения), мультимедийные технологии.

Программа составлена с учётом дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости, финансовой грамотности, знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений по финансовой грамотности, который доступен большинству школьников и позволяет учитывать особенности тех обучающихся, которые отстают от одноклассников в освоении знаний.


Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане

В учебном плане на изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 ч в неделю (34 учебные недели). Направление деятельности – проектная деятельность. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.


Тематический план курса


Темы разделов

Кол-во часов

1

Что такое деньги и откуда они взялись

8

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

8

3

Какие деньги были раньше в России

7

4

Современные деньги России и других стран.

9

5

Повторение

2


Итого

34



Сводная таблица по видам контроля

Класс – 5 «А»

Количество часов в неделю – 1 час



I

II

III

IY

год

По плану

8

8

10

8

34

По факту






Практические работы







Календарно - тематическое планирование


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Характеристика видов деятельности обучающихся

Основные понятия, словарь

Наглядный материал, дополнительная литература

Примечания

1

Что такое деньги?

1


Слушают рассказ учителя, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, знакомятся с понятием «что такое деньги», формируют представление о деньгах, рассматривают деньги, рисуют их, заучивают пословицы о деньгах.

Просмотр презентации.

Деньги, монета, счет

Альбом «Деньги», купюры и монеты разного достоинства, карандаши, рабочие тетради, презентация


2

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1


Узнают происхождение слова «деньги» и что оно означает, что было до денег, рассматривают рисунки и узнают, как получали товары наши далекие предки, участвуют в игре «Товарообмен»

Деньги, товар, обмен, бартер

Иллюстрации «Товарообмен», карточки для игры, рабочие тетради


3

Как появились деньги. Появление обмена товарами.

1



4

Проблемы товарного обмена.

1


Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы по темам предыдущих уроков, делают выводы – по их мнению товарообмен это был хороший способ торговать? Что в нем хорошего, а что – плохого? Закрепляют знания по основам древней торговли и принципам товарообмена.

Товарообмен, товар, обмен, первые деньги

Учебник, рабочие тетради, картинки с изображением первых денег


5

Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью.

1


Закрепляют знания, запоминают, что такое деньги и зачем они нужны, почему использовать деньги лучше, чем жить товарообменом.

Просмотр презентации.

Товар, деньги, товарообмен, ликвидность

Альбом «Товарные деньги», презентация


6

Свойства драгоценных металлов.

1


Просмотр презентации, отвечают на вопросы, почему неудобно было меняться коровами и верблюдами, что произошло дальше. Делают вывод, что на смену товарным деньгам пришли золото и серебро, медь

Драгоценные металлы, золото, серебро

Альбом «Монеты», презентация


7

Появление первых монет.

1


Слушают рассказ учителя и участвуют в беседе, как появились первые монеты; рассматривают альбом «Монеты» и знакомятся с формами монет

Монета, гривна

Альбом «Монеты», учебник, рабочая тетрадь


8

Первые монеты разных государств

1


Рассматривают монеты разных государств, запоминают названия, рисуют их

Монета, государство

Картинки, иллюстрации с монетами разных государств, карандаши, рабочие тетради


9

Что такое деньги и откуда они взялись?

1


Урок-закрепление полученных знаний. Просмотр презентации. Отвечают на вопросы теста.


Презентация, листы с заданиями теста


10

Устройство монеты.

1


Рассматривание монет,

Просмотр видеоролика «Устройство монеты», сюжетно-дидактическая игра «Монетный двор»

Аверс, реверс, легенда, гурт, лицевая и оборотная сторона

Альбом денег, монеты для игры, видеоролик


11

Изобретение бумажных денег

1


Слушают рассказ учителя и отвечают на вопрос почему появились бумажные деньги

Деньги, достоинство, купюра, монета

Купюры и монеты разного достоинства


12

Изобретение бумажных денег

1


Поделка различных денег для игры в «Магазин» (обязательно отмечают достоинство купюр, монет)

Достоинство, купюра, монета

Купюры, монеты, пластилин, карандаши, бумага, ножницы


13

Защита монет от подделок.

1


На основе просмотра презентации знакомятся, как монеты защищают от подделки, как можно отличить фальшивую монету от настоящей

Монета, подделка, фальшивые монеты, поддельные монеты

Монеты разного достоинства, презентация


14

Современные монеты.

1


Знакомятся с современными монетами нашей страны и других государств

монета

Монеты разного достоинства


15

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1


Знакомятся с приемами защиты купюр, на примере купюр находят защитные знаки.

Просмотр презентации

Водяные знаки, микроперфорация, защитная нить, микротекст

Купюры разного достоинства, презентация


16

Способы защиты от подделок бумажных денег.

1



17

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

1




18

Древнерусские товарные деньги.

1


Расширяют представление об истории денег, устанавливают и выявляют причинно-следственные связи.

Повторяют, какие древнерусские деньги были: раковины моллюсков, бруски, кольца, прутики, мех…

Игра «Кто быстрее соберет изображение монеты»

Товарные деньги

Картинки с изображение разных монет Древней Руси, материал для игры


19

Какие деньги были раньше в России. Клады. «Меховые деньги».

1


Работа по различению видов денег, объясняют, почему появились монеты, описывают старинные русские монеты, характеризуют деньги наших предков.

Меховые деньги, клад,

Карточки-модели денег, пиктограммы


20

Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка».

1


Практическая работа «Чеканный монетный двор»: берут кусок пластилина – это гривна. Из гривны получают рубль, копейку. Объясняют происхождение слов, делают записи в тетрадях

Деньги, рубль, копейка

Пластилин, рабочие тетради, картинки с изображением и описанием монет


21

Первые русские монеты. Деньга и копейка.

1


Продолжают знакомство с русскими монетами (деньга – полкопейки, копейка – 2 деньги), узнают, почему они так называются. Читают текст «Деньги»

Деньга, копейка

Картинки с изображением монет, текст «Деньги»


22

Рубль, гривенник и полтинник.

1


Практическая работа: лепят гривну, половина гривны (разделить – рубль), разбить рубль на 2 части – полтина.


Рубль, гривенник, полтинник.

Пластилин, картинки с образцами монет


23

Пословицы и поговорки про деньги.

1


Чтение пословиц, объяснение их значений.

Пословица, поговорка

Плакат с пословицами


24

Дизайн купюры сказочной страны.

1


Беседа «Бывают ли сказочные деньги».

Рисование своей сказочной купюры. Дают описание купюры.

дизайн

Бумага, карандаши


25

Современные деньги России .

1


Знакомство со всеми купюрами нашей страны: рассматривают, рассказывают, что изображено на купюре каждого достоинства. Просмотр презентации.

Деньги, купюры

Образцы купюр нашей страны, презентация


26

Современные деньги мира.

1


Знакомство с купюрами других стран: рассматривают, рассказывают, что изображено на купюре каждого достоинства. Просмотр презентации.

Доллар, евро

Иллюстрации с изображением денег разных стран, презентация


27

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги.

1



28

Появление безналичных денег.

1


Повторение: что такое деньги? Зачем нужны?...

Знакомство с историей появления безналичных денег.

Просмотр презентации

Безналичные деньги, банк, банковская карта, счет

Презентация, образец банковской карты


29

Безналичные деньги как информация на банковских счетах.

1


Знакомство с понятием «банковский счет», получают представления о некоторых операциях, производимых в банке.

Просмотр видеофрагмента

Безналичные деньги, банковский счет

ПК


30

Проведение безналичных расчётов.

1


Слушают учителя, участвуют в обсуждении в каких ситуациях можно использовать безналичный расчет

Безналичный расчет

Учебник , рабочая тетрадь


31

Функции банкоматов.

1


Знакомятся с функциями банкомата и правилами пользования банкоматами.

Просмотр презентации

банкомат

Презентация


32

Наличные, безналичные и электронные деньги.

1


Слушают рассказ учителя про электронные деньги, отвечают на вопросы:

-что отличает их от других видов денег?

-как они используются?

-какие риски им присущи?

-где можно воспользоваться наличными и безналичными деньгами?

Просмотр презентации.

Наличные, безналичные и электронные деньги.

ПК, презентация


33

Повторение изученного материала

1


Срез знаний обучающихся, тестирование


Задания и упражнения на проверку знаний


34

Защита совместного проекта по итогам изучения курса ФГ в 5а классе

1


Защита проекта


ПК, презентация, плакаты.


Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»

В результате изучения курса обучающиеся смогут:

- принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

- проводить своевременный финансовый анализ;

- ставить задачи для достижения личных финансовых целей;

- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

- основам взаимодействия с кредитными организациями;

- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

- составлять личный финансовый план.

 Получат возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

- понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

- понимать права и обязанности в сфере финансов;

- владеть коммуникативными компетенциями;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

- определять задачи в области управления личными финансами;

- находить источники информации для решения финансовых задач;

- сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

- формировать собственную финансовую стратегию;

- решать финансовые задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.



Учебно-методическое обеспечение

Автор

Название учебника

Издательство, год издания

И.В. Липсиц,

Е.А. Вигдорчик

Финансовая грамотность,

5-7 класс

Москва, «ВИТА-ПРЕСС», 2019 г.

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Основы финансовой грамотности 8-9 класс (методические рекомендации)

Москва, «Просвещение», 2019 г.

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Рабочая тетрадь «Основы финансовой грамотности»

Москва, «Просвещение», 2020

В.В. Чумаченко, А.П. Горячев

Основы финансовой грамотности (методические рекомендации)

Москва, «Просвещение», 2017 г.

Г.П. Поварницина,

Ю.А. Киселёва

Финансовая грамотность дошкольника.

Волгоград

Ю. Антонова

Как и о чём говорить с детьми на уроках финансовой грамотности


Москва, «ВИТА-ПРЕСС», 2017 г.

О.Н. Исупова,

А.А. Козлова и др.

Введение в финансовую грамотность. Рабочие тетради для начальной школы.

Подготовлено по заказу Банка России

О.Н. Исупова,

А.А. Козлова и др.

Введение в финансовую грамотность. Учебное пособие для начальной школы.

Подготовлено по заказу Банка России

О.Н. Исупова,

А.А. Козлова и др.

Введение в финансовую грамотность. Практикум к учебному пособию для начальной школы.

Подготовлено по заказу Банка России

О.Н. Исупова,

А.А. Козлова и др.

Методические рекомендации для учителей начальной школы к УМК «Введение в финансовую грамотность»

Москва, 2019



Интернет-источники

1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» —

http://www.dostatok.ru;

3. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-

rabota-i-zarplata;

4. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.cls-

kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

5. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».

6. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».

7. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

8. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».

9. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».

10. http://www.mind-map.ru/ – сайт «Интеллект-карты. Тренинг эффективного мышления».


Список литературы, используемый для составления программы

  1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5-7 классы, общеобразоват. орг./ Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, А.В.Половникова - М.: ВАКО, 2018. – (Учимся разумному финансовому поведению)

  2. И.В.Липсиц, Е.А.Вигдорчик. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват.орг.- М.: ВАКО, 2018.

  3. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5-7 классы общеобразоват.орг. - М.: ВАКО, 2018.

  4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5-7 классы общеобразоват.орг.- М.: ВАКО, 2018.

Электронные ресурсы:

  1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ

  2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ

  3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики



Материально-техническое обеспечение

1.Рабочий лист урока

2.Компьютер, проектор

3.Калькуляторы

4.Лэпбук «Юный финансист»

5.Таблицы по темам
6.Раздадочный материал

7.Альбомы, цветные карандаши

8.Рабочие тетради














13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Автор: Анна Александровна Кандыбина

Дата: 20.08.2024

Номер свидетельства: 655092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(23) "rabochaia_programma_167"
    ["file_id"] => string(6) "619341"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1670323146"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Секреты финансовой грамотности""
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_sekrety_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "654635"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1722652431"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа по курсу «Основы финансовой грамотности»"
    ["seo_title"] => string(58) "rabochaia_programma_po_kursu_osnovy_finansovoi_gramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "507385"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1555474049"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2023-2024 учебный год (общеинтеллектуальное направление) «Основы финансовой грамотности»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_vneurochnoi_deiatelnosti_na_2023_2024_uchebnyi_god_obshchein"
    ["file_id"] => string(6) "647237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1710603631"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_osnovy_finansovoi_gramotnosti_dlia_uchashc"
    ["file_id"] => string(6) "515531"
    ["category_seo"] => string(22) "finansovaya-gramotnost"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1560999210"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства