Рабочая программа по внеурочной деятельности – «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа по внеурочной деятельности – «Волшебный мир оригами»
Цель программы – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Задачи: • организовывать практическую творческую деятельность обучающихся, прогнозировать возможные ситуации и получать желаемый результат;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности – «Волшебный мир оригами»»
Рассмотрено на заседании
кафедры______________________
_____________________________
Протокол
От «____»______2013г. № ____
Заведующий кафедры
_______________/______________
Согласовано:
Куратор по НМР
_____________________________
_____________________________
Утверждено приказом
от «____» _______2013г.
№________
Директор МБОУ СОШ №70
____________О.Р. Прокопенко
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №70
Рабочая программа
Учебного курса по внеурочной деятельности – «Волшебный мир оригами»
для 4 -X классов
Составлена и адаптирована
руководителем дополнительного образования
Иргашевой Е.Ю.
Липецк – 2014 г.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка.
Цель программы – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Задачи: • организовывать практическую творческую деятельность обучающихся, прогнозировать возможные ситуации и получать желаемый результат;
• развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел в поделке, развивать аналитические способности, память, внимание, волю, глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус обучающихся;
• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, усидчивость, целенаправленность, критичность, эстетический вкус, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе;
Актуальность данной программы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; • быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Требования эти актуальны для выпускников школ. Реализация же этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.
Обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности
Внеурочная деятельность осуществляется в формах, отличных от классно – урочной и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (в условиях введения ФГОС).
Обеспечение современного качества образования является стратегической целью модернизации системы общего образования и дополнительного в том числе. Образовательная программа «Волшебный мир оригами» (модульное оригами) является модифицированной, содержание которой разработано на основе типовой государственной программы для внешкольных учреждений.
Данную программу можно использовать во внеурочной деятельности с обучающимися, в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов второго поколения.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей обучения для детей 9- 11 лет.
Занятия оригами, с точки зрения психологии, получаются эмоционально разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития обучающихся. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям.
Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); - частично - поисковый.
Каждое занятие, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе, что позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки работы с бумагой в технике оригами. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению сложных, от изменения каких-то деталей игрушки до моделирования и конструирования новых игрушек, тематических композиций.
Программа строится на таких дидактических принципах, как доступность, достоверность, повторяемость и практичность.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
Примерный план 1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте). 2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): • повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей); • повторение действий прошлого занятия; • повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники • безопасности. • 3. Введение в новую тему: загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.); • показ образца; • рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки); • повторение правил техники безопасности. 4. Практическая часть: • показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте - в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков); • вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка • схемы: «Что здесь делаю?»); • текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); • самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
• оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию; • анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).
Учебно–тематический план.
1 год обучения.
Цель: Эстетическое развитие младших школьников, через освоение элементарных навыков начального технического моделирования.
Задачи:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук, глазомера, развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
- воспитание интереса к искусству оригами, расширение коммуникативных способностей детей;
№п/п
Тема
Количество часов
В том числе
Теория
Практика
примечания
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Бумажная мозаика
3
1
2
3
Знакомство с оригами
1
1
-
4
Базовая форма «Квадрат»
3
1
3
5
Знакомство с модульным оригами
6
1
5
6
Изготовление
плоских фигур из модулей
10
-
10
7
Изготовление объемных фигур из модулей
10
-
10
Всего:
35
5
30
Содержание.
Вводное занятие.
Теория: Знакомство, сплочение детского коллектива, инструктаж ТБ на занятии, презентация.
Бумажная мозаика.
Теория: Бумага пластика. Знакомство с понятием аппликация, достоинства и недостатки такого материала как бумага, презентаций.
Практика: Работа по шаблону, вырезание и составление композиции из простейших геометрических фигур: «Подарок маме», «Полянка».
Знакомство с оригами.
Теория: История оригами. Освоение элементарных навыков складывания бумаги через искусство оригами, экскурсия.
Базовая форма «Квадрат».
Теория: Знакомство с геометрической фигурой «Квадрат», с понятием складывания «Прямое», «Диагональ»
Практика: Складывание простейших фигур «Лягушка», «Филин», «Парусник», «Ворона» и т.д.
Знакомство с модульным оригами.
Теория: Знакомство с понятием модуль, возможности соединения модулей, презентация.
Практика: Изготовление модулей, возможности соединения «Прямое», «Перевернутое», «Одностороннее».
Изготовление плоских фигур.
Практика: Изготовление модулей для создания плоских фигур «Двойная фоторамка», «Бабочка»
Изготовление объемных фигур.
Практика: Изготовление модулей для создания объемных фигур «Клубника», «Ваза», «Лебедь».
Тематический план
(См. Приложение)
Планируемые образовательные результаты обучающихся
В результате обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работу с бумагой.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
познакомятся с искусством оригами.
овладеют навыками культуры труда.
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов • Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе, • Участие в выставке детского прикладного и технического творчества.
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
I. Знание основных геометрических понятий ибазовых форм оригами • 1 год обучения – умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа), умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт». - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами
• 1 год обучения – умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения, умение сделать изделие по инструкционной карте. - Высокий уровень – делает самостоятельно, - Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей, - Низкий уровень – не может сделать.
III. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью; - Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы; - Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
IV. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
• Оцениваются умения: – организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы, – аккуратность выполнения работы.
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых поделок, книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном уровнях.