Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Математика и логика
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Математика и логика
Задачи являются важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических понятий, ведущей формой внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению у учащихся в процессе обучения школьников способам отыскания путей к решению нестандартных задач, как в математике, так и в других жизненных ситуациях. О наличии у учащихся вычислительной культуры можно судить по их умению производить устные и письменные вычисления, рационально организовывать ход вычислений в математических расчетахя. а также рационально планировать любую другую работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Математика и логика»
Шапошникова Нахима Мулаколеевна,
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №148(ф)
г.Челябинска
2011 год
УТВЕРЖДАЮ:
Директор структурного подразделения
МОУ СОШ №148(ф0
_____________ Т.М.Иванов
«___»___________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Математика и логика
Автор-составитель:
Шапошникова Н.М., учитель
начальных классов
МОУ СОШ №148(ф)
Содержание
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………………… 7
Планируемые результаты освоения программы в первом классе…. 9
Содержание программы в первом классе……………………………… 10
Тематическое планирование в первом классе… 11
Планируемые результаты освоения программы во втором классе……… 12
Содержание программы во втором классе……… 13
Тематическое планирование во втором классе…………………………… 14
Планируемые результаты освоения программы в третьем классе…………15
Содержание программы в третьем классе……………………………………16
Тематическое планирование в третьем классе……………………………… 17
Планируемые результаты освоения программы в четвертом классе……… 19
Содержание программы в четвертом классе……………………………… 20
Тематическое планирование в четвертом классе………………………… 21
Формы контроля и критерии оценки результатов………………………… 21
Литература……………………………………………………………………. 22
Приложение: материалы для оценки планируемых результатов 40
Пояснительная записка
к программе внеурочной деятельности: «Клуб логических рассуждений»
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А.З.Зак
Целью современной школы является обеспечение качественного и доступного образования для обучающихся, содействие социальной успешности в обществе. На ее достижение направлена реализация образовательной программы нашей школы, где каждый ученик может получить образование с учетом его возможностей и потребностей, развить природные способности, сформировать ключевые компетенции. Начальная школа МОУ СОШ №148(ф) работает по традиционной программе «Школа России».
Главной задачей обучения детей по ФГОСу является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Мышление — это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. В учении и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях — результат обязательно будет.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гумманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Клуб логических рассуждений» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление «Клуба логических рассуждений» связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Актуальность выбора «Клуба логических рассуждений» определена следующими факторами: на основе диагностических фактов выявлено, что у младших школьников, занимающихся в нашей школе, слабо развито логическое мышление, концентрация внимания, быстрота реакции.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, ролевая и деловая игра;
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий «Клуба логических рассуждений» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью «Клуба логических рассуждений» является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Планируемые результаты освоения обучающимися программы: «Клуб логических рассуждений»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам «Клуба логических рассуждений»
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Содержание программы
1 класс
Свойства, признаки и составные части предметов (6 часов)
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Действия предметов (8 часов)
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Элементы логики (5 часов)
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Сравнение (3 часа)
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Комбинаторика (2 часа)
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Развитие творческого воображения (4 часа)
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
Практический материал (3 часа)
Логические упражнения. Логические задачи. Задачи-шутки. Логические игры.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
дата
1.
Вводное занятие
1
2.
Что такое - высказывание?
1
3.
Истинные и ложные высказывания
1
4.
Задачи, где не все высказывания истинны
1
5.
Задачи на установление связей между множествами
1
6.
Задачи на смекалку и внимание
1
7.
Игра «Поиск девятого»
1
8.
Закономерности
1
9.
Арифметические ребусы
1
10.
Логические упражнения.
1
11.
Последовательность действий и состояний в природе.
1
12.
Целое действие и его части.
1
13.
Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов.
1
14.
Комбинаторика. Систематический перебор вариантов.
1
15.
Одно действие, применяемое к разным предметам.
1
16.
Промежуточный тест.
1
17.
Функции предметов.
1
18.
Логическая операция «и».
1
19.
Выделение главных свойств предметов.
1
20.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
21.
Закономерность в расположении фигур и предметов.
1
22.
Упорядочивание серии предметов по разным признакам.
1
23.
Последовательность событий.
1
24.
Высказывания.
1
25.
Истинные и ложные высказывания.
1
26.
Комбинаторика. Расстановки и перестановки.
1
27.
Задачи-шутки ( на внимание и логические рассуждения).
1
28.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.
1
29.
Перенос свойств с одних предметов на другие.
1
30.
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.
1
31.
Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции.
1
32.
Часть-целое ( в действиях).
1
33.
Игра «Поиск девятого
34.
Итоговое занятие.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» во втором классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Содержание программы
4 класс
Сравнение (2 часа)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (2 часа)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики (11 часов)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения (11 часов)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал (3 часа)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
4 класс
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
дата
1.
Вводное занятие
1
2.
Повторение основных мыслительных операций.
1
3.
Причинно-следственные цепочки.
1
4.
Интегрированный: логика в окружающем мире.
1
5.
Интегрированный: логика в русском языке.
1
6.
Виды отношений между понятиями.
1
7.
Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц.
1
8.
Понятие о графах.
1
9.
Рефлексивность отношений.
1
10.
Симметричность отношений.
1
11.
Игра «Отношения между понятиями».
1
12.
Классификация.
1
13.
Язык и логика. Фразеологизмы.
1
14.
Язык и логика. Образность и меткость речи.
1
15.
Язык и логика. Речевые ошибки.
1
16.
Язык и логика. Пословицы.
1
17.
Игра «Язык и логика».
1
18.
Логические задачи, решаемые с помощью «графа»
1
19.
Логические связки «или», «и».
1
20.
Логическая связка «если …, то».
1
21.
Логические возможности.
1
22.
Ситуативная связь между понятиями.
1
23.
Оценка ситуации с разных сторон.
1
24.
Образное сравнение.
1
25.
Синонимы. Многозначность.
1
26.
Антонимы.
1
27.
Игра «Языковая логика».
1
28.
Закономерности
1
29.
Комбинаторика. Решение задач с помощью графов.
1
30.
Рассуждения.
1
31.
Выводы в рассуждениях.
1
32.
Юмор и логика.
1
33.
Юмор и логика.
1
34.
Конкурс эрудитов.
1
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы работы:
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Учебно-методическая литература для учителя
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Литература для учащихся
Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 6-7 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления для детей 7-8 лет. Ярославль. Академия развития.2010г.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
4. А.З.Зак Поиск девятого.
5. Овсянникова Л.В. Математика и логика.
6. Тесты профессора Айзенка.
Приложение
1 класс
Вводное занятие
Буквы обведи в кружок, цифры – зачеркивай.
Н Т 1 Ф 2 Б Г Д 5 Ю Т Я Ю К 6 Л М 9 Р Ш 6 Э Н Т 3 В О 7 Е Ж 8 Я Т 1 С Ъ И 4
П Т Д 5 Х 6 Н М У С К Е 7 Н Б Т З Л 8
Реши задачу.
Маша поет лучше Кати, Катя поет лучше Нади. Кто из девочек поет лучше всех?
Нарисуй недостающую фигуру.
?
Перед тобой зашифрованные слова. Расшифруй их и найди лишнее. Дай название оставшейся группе слов.
В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вымыть посуду.
Передохнуть.
Справиться с напряжением.
Находиться в отпуске.
Тянуть лямку.
Гнуть спину.
Испытывать судьбу.
Потерять почву под ногами.
4 класс
Игра «Язык и логика»
Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.
Старые лебеди склонила над ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.
Сорняки шипучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.
Дети страдали от недоедания пищи.
Закончи фразеологизмы:
Ни к селу, … .
В час по … .
Как снег … .
Совать нос … .
… из мухи … .
Продолжи пословицы.
Январь – году начало, зиме … .
… всякий молод.
Красна птица пером, а человек … .
Крепкую дружбу … .
Мал золотник, да … .
Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.
Вести честную игру.
Играть со смертью.
Быть хозяином своей судьбы.
Играть по правилам.
Объясни смысл следующих фразеологизмов:
с минуты на минуту;
утереть нос;
перемывать кости;
говорить в глаза.
Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :
полной темноте;
том, кто сам не пользуется т и другим не дает;
делах, которые идут успешно, удачно;
том, что одно плохое портит много хорошего.
У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.
Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.
Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:
Я под синим пулогом
На холме полугом.
Найди такие слова для стихотворения Я Козловского:
На двери замка ни … .
Живет щегол здесь – первый … .
И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.
4 класс
Игра: « Языковая логика»
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:
дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло
Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.
Хлеб – ручка.
а) …
б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.
Передохнуть. Пока еще не поздно.
Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.
Находиться в отпуске. В два счета.
Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.
Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.
Объясни смысл следующих сравнений:
Медвежья услуга - … .
Заячья душа - … .
Волчьи законы - … .
Найди синонимы и подчеркни их.
Больной, необычный, усталый, странный, далекий.
Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.
Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.
Угадай многозначное слово.
Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.
Часть книги ( … ) часть дерева.
Древнее оружие ( … ) овощ.
Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.
Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.
Подбери антонимы к данным словосочетаниям:
Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …
К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
____________________________ хвост, холод.
____________________________ характер, перстень.
____________________________ нервы, труба.
____________________________ жизнь, конфета.
Реши анаграммы и исключи лишнее слово.
К О Х Й Е К
СНИНЕТ ОЖИВТ Л У Ф О Б Т
4 класс
Конкурс эрудитов
Закончи фразеологизмы.
Ни в зуб … .
Как снег … .
Ждать у моря … .
Язык … .
Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго.
Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.
ГОР ( … ) ОЛАД.
КАБ ( … ) ОШКО.
ЗА ( … ) ЕЦ.
За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?
В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.
Какие эпитеты употребляются со словами:
Ночь Сокол
Вода Леса
Горы Поле
Солнышко Реки
Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий7 Ответ поясни.
Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.
Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:
… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.
В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.