Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в 5 классе "Логика в математике"
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в 5 классе "Логика в математике"
Программа создана для занятий с обучающимися 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий по решению содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления в 5 классе "Логика в математике"»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ»
Класс: 5А
Количество часов: 68
Педагог: Шеламова Елена Станиславовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок «Логика в математике». Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа кружка создана для занятий с обучающимися 5 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.
Данная программа является частью общеинтеллектуального направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Цель программы – создание условий для развития интереса воспитанников к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса воспитанников к математике и ее приложениям.
- оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие им определенных навыков научно-исследовательского характера.
- воспитание высокой культуры математического мышления.
- развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
- развитие у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Актуальность программы определена тем, что математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте. В свою очередь логика способствует развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей воспитанников, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для воспитанников. В ходе занятий они выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию воспитанников. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно-ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация, ИКТ-технологии.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
Программа кружка рассчитана на один год обучения по 2 часа в неделю (68 занятий в течение учебного года).
Условия организации занятий:
Кружок создается из обучающихся 5 классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12-15 человек. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 2 занятия с перерывом 10 минут.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники научатся:
• нестандартным методам решения различных математических задач;
• логическим приемам, применяемым при решении задач.
По окончании обучения воспитанники получат возможность:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач;
• узнать историю развития математической науки, биографию известных ученых-математиков, виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
•научиться новым приемам устного счета;
•получить навыки решения нестандартных задач;
•выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении;
•решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления воспитанников на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», научно-практической конференции, а также создание брошюры «Математическая шкатулка» (банк нестандартных задач для учащихся 5 класса), где будут собраны задачи по темам всего курса, которые составлены воспитанниками или взяты из каких-либо источников (книги, журналы, интернет) и их решения, проектные работы воспитанников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Дата проведения занятия
Раздел, тема
Количество часов по теме
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Многозначные числа
6
3
3
1
03.09.2015
Цифры и числа. Приемы быстрого счёта
2
1
-
2
03.09.2015
-
1
3
10.09.2015
Числа-великаны и числа малютки
2
1
-
4
10.09.2015
-
1
5
17.09.2015
Числовые последовательности
2
1
-
6
17.09.2015
-
1
Геометрия
10
5
5
7
24.09.2015
Линии и фигуры. Плоскости и поверхности
2
1
-
8
24.09.2015
-
1
9
01.10.2015
Равносоставленные фигуры
2
1
-
10
01.10.2015
1
11
08.10.2015
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
2
-
1
12
08.10.2015
-
1
13
15.10.2015
Пять правильных многогранников
2
1
-
14
15.10.2015
-
1
15
22.10.2015
Тела вращения: цилиндр, конус, шар
2
1
-
16
22.10.2015
-
1
Комбинаторика
4
2
2
17
29.10.2015
Вероятностные задачи
2
1
-
18
29.10.2015
-
1
19
12.11.2015
Комбинаторные задачи
2
1
-
20
12.11.2015
-
1
Логика
20
10
10
21
19.11.2015
Круги Эйлера
2
1
-
22
19.11.2015
-
1
23
26.11.2015
Простейшие графы
2
1
-
24
26.11.2015
-
1
25
03.12.2015
Софизмы
2
1
-
26
03.12.2015
-
1
27
10.12.2015
Задачи на «переливание»
2
1
-
28
10.12.2015
-
1
29
17.12.2015
Задачи на «взвешивание»
2
1
-
30
17.12.2015
-
1
31
24.12.2015
Задачи на «переправы»
2
1
-
32
24.12.2015
-
1
33
14.01.2016
Задачи на установление закономерности, нахождение лишнего