Рабочая программа по внеурочной деятельности "Акварелька".
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Акварелька".
Направление программы " общекультурное" возраст детей 6,5-8лет, срок реализации - 1 год. Программа соответствует требования ФГОС. Цель программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
• развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
• расширение методов познания окружающей действительности;
• формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Акварелька". »
Пояснительная записка.
Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Новизна программы заключается в том, что занятия во многом будет определяться индивидуальными особенностями педагога, его творческим воображением, его уровнем образованности.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Программа подчеркивает важность увлеченности школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Важно высвободить творческую энергию детей. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
Основной вид организации внеурочной деятельности – учебное занятие, включающее теоретическую, практическую части. На «теоретических» занятиях дети узнают поэтапность рисования предмета . На «практических» занятиях учатся сами поэтапно изображать предмет. Неотъемлемой частью занятия является физкультурная минутка.
Форма проведения занятия определяется дидактическими и воспитательными задачами:
рассказ(с элементами рассуждения),
беседа,
игра,
практические занятия,
Программа «Акварелька»- программа постоянного состава. Количество обучающихся: 17 человек. Возраст детей: 6,5-8 лет. Программа рассчитана на 33 часа. Количество занятий в неделю – 1 час. Продолжительность одного занятия – 35 минут. Место проведение занятия – помещение 1 класса (учебный класс), библиотека, пришкольный участок.
Ожидаемые результаты
Задачи
Прогнозируемый результат
Пути отслеживания
1. Образовательная
В результате обучения учащиеся должны знать:
-Основные и составные цвета;
- о роли декоративно-прикладного искусства в жизни людей;
- знать об особенностях национальной художественной культуры;
Учащиеся должны уметь:
-различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
-иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных техниках;
- рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
при выполнении практических работ;
- использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции
Беседа
Устный опрос
Викторина
Конкурс на лучший рисунок…
Устный опрос
Викторина
Ролевая игра
Беседа
2. Развивающая
Программа направлена на развитие:
- творческих способностей
- речи учащихся
- коммуникативных навыков
Театрализация
Беседа
Ролевая игра
3. Воспитательная
Программа предполагает воспитание:
- самостоятельности
- культуры межличностных отношений
- любви к русской культуре
Творческая работа
Ролевая игра
Личностные результаты
учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты
Регулятивные
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ и окружающих;
работать с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ;
моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Общее количество учебных часов
теория
практика
дата
план
факт
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
Учимся рисовать животных (10 часов)
2
Три основных цвета. Радуга.
1
0,5
0,5
3
Учимся рисовать птицу. Воробей.
1
0,5
0,5
4.
Учимся рисовать птицу. Синица.
1
0,5
0,5
5.
Учимся рисовать птицу. Сова.
1
0,5
0,5
6.
Учимся рисовать птицу. Утка.
1
0,5
0,5
7.
Учимся рисовать зверей. Мышь.
1
0,5
0,5
8.
Учимся рисовать зверей. Ёж.
1
0,5
0,5
9.
Учимся рисовать рыб.
1
0,5
0,5
10.
Учимся рисовать домашних животных. Поросёнок.
1
0,5
0,5
11.
Учимся рисовать пресмыкающихся. Черепаха.
1
0,5
0,5
Рисуем иллюстрации к сказкам (10 часов)
12.
Иллюстрация к сказке «Репка»
1
0,5
0,5
13.
Иллюстрация к сказке «Колобок»
1
0,5
0,5
14.
Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».
1
0,5
0,5
15
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Праздник русской матрёшки. Знакомство с творчеством мастеров Полхов –Майдана..
1
0,5
0,5
23-24.
Гжель. Роспись тарелки.
2
0,5
1,5
25- 26
Дымковская игрушка.
2
0,5
1,5
27.
Городецкая роспись. Донце прялки.
1
0,5
0,5
28.
Хохломская роспись. Посуда.
1
0,5
0,5
29.
Конкурс рисунков на тему: «Народно – прикладное искусство».
1
0,5
0,5
Искусство аппликации ( 4 часа).
30.
Аппликация из материи. Домик.
1
0,5
0,5
31.
Аппликация из бумаги. Цветы.
1
0,5
0,5
32.
Аппликация из манной крупы.
1
0,5
0,5
33.
Итоговое занятие. Выставка работ.
1
1
Итого
33
Содержание изучаемого курса (33ч)
Вводное занятие. Техника безопасности. Обзор основных тем кружка. Правила техники безопасности
Учимся рисовать животных ( 10 часов)
Три основных цвета. Радуга (Основные цвета. Составные цвета. Изображение радуги). Учимся рисовать птицу. Воробей.( Отношение к птицам. Изображение воробья). Учимся рисовать птицу. Синица (Отношение к птицам. Изображение синицы). Учимся рисовать птицу. Сова. (Отношение к птицам. Изображение совы) . Учимся рисовать птицу. Утка. (Отношение к птицам. Изображение утки ).Учимся рисовать зверей. Мышь. (Отношение к животным. Изображение мышки).Учимся рисовать зверей. Ёж (Отношение к животным. Изображение ежа). Учимся рисовать рыб.( Отношение к рабам. Изображение рыб). Учимся рисовать домашних животных. Поросёнок. (Отношение к домашним животным. Изображение поросёнка). Учимся рисовать пресмыкающих. Черепаха. (Отношение к пресмыкающим. Изображение черепахи).
Рисуем иллюстрации к сказкам (10 часов)
Иллюстрация к сказке «Репка» (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Иллюстрация к сказке «Колобок» (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Иллюстрация к сказке «Гуси – лебеди». (Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации). Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный. (Изображение персонажей: Баба – Яга, Водяной, Кощей – Бессмертный по выбору). Рисунок-декорация «Сказочный домик». (Создание декорации из бумаги). Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» (Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа).
Декоративно-прикладное искусство (8 часов)
Праздник русской матрёшки. Знакомство с творчеством мастеров Полхов –Майдана. (Знакомство с народными промыслами. Роспись матрёшки). Гжель. Роспись тарелки. (Знакомство с народными промыслами. Роспись тарелки). Дымковская игрушка. (Знакомство с народными промыслами. Лепка игрушки и роспись). Городецкая роспись. Донце прялки. (Знакомство с народными промыслами. Роспись донца прялки). Хохломская роспись. Посуда. (Знакомство с народными промыслами. Роспись посуды). Конкурс рисунков на тему: «Декоративно-прикладное искусство». (Выставка работ. Определение победителей).
Искусство аппликации( 4 часа).
Аппликация из материи. Домик. (Виды ткани. Аппликация по теме). Аппликация из бумаги. Цветы. (Видеофильм о цветах. Аппликация по теме). Аппликация из манной крупы. (Аппликация по теме). Итоговое занятие. Выставка работ. (Выставка работ. Определение лучших работ).
Сроки реализации программы: 1год (1 класс).
Программа предусматривает достижение первого уровеня результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний. Результат выражается в умении поэтапно изображать предметы.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации рисунков, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки и пр.
Условия реализации программы.
1. Нормативное обеспечение.
Программа предполагает наличие:
- образовательной программы «Акварелька»
- должностных обязанностей педагога дополнительного образования
- журнала учета работы
- расписания занятий внеурочной деятельности «Акварелька»
- списка детей, занимающихся во внеурочной деятельности
- еженедельных планов учебных занятий
- инструкции по соблюдению правил ТБ.
2. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования имеет 25 лет педагогического стажа, что позволяет вести занятия с учетом индивидуальных, возрастных и других особенностей детей.
3. Учебно-методические условия:
В ходе реализации программы создан и имеется большой фонд разнообразных учебно-методических материалов. Также для решения поставленных задач необходимо наличие:
сборник русских народных сказок;
интернет – сайты.
4. Психолого-педагогические условия:
- Создание ситуации успеха, благоприятной атмосферы для свободного общения,
- учет индивидуальных особенностей.
5.Материально – технические условия:
Для реализации программы необходимо наличие:
- учебного кабинета, оборудованного столами и стульями.
- классной доски
- компьютера;
- фотоаппарата;
- принтера;
- бумаги;
-краски
-кисти
Перечень информационно- методического обеспечения
Печатные пособия:
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
Куприянова Л.Л. Русский фольклор. – изд-во Мнемозина, Москва, 2000.
Кузин В.С. Изобразительное искусство в начальной школе,- изд-во Москва, 2001
Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994.
Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
Макарова Е. Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М.: Школа-Пресс, 1996.
Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.
Неменский Б. М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 2001.
Русский фольклор. Книга для ученика и учителя. – Москва, 1999.