kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути развития одарённых детей по иностранному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из направленийтразвития образования является система поддержки одаренных детей.Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живём.В докладе описаны пути развития одаренных детей через классно-урочную, внеклассную деятельность и дополнительное образование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития одарённых детей по иностранному языку»

Пути развития одаренных детей по иностранному языку

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский

Процесс цивилизации зависит от людей творческих и одаренных. В условиях нового Федерального Государственного Стандарта важнейшей задачей является сохранение и развитие каждого одаренного ребенка. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку.

Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а так же развивающим и воспитательным потенциалом для раскрытия таланта ребенка.

Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.

Учителю английского языка необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы одаренный ученик развивал не только свои способности, но и память, речевую культуру, дисциплинированность, ответственность, которые создадут для него ситуацию успеха.

Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно разделить на три части:

1-классно-урочная деятельность - традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки, дискуссия;

2-внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания, интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины;

3-система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой портфолио.

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;

-проблемный;

-проективный;

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

На наш взгляд, реализация создания условий для развития личности в обучении иностранному языку происходит в основном, на учебных занятиях, то есть на уроке, где учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень предметных знаний и уровень обученности в целом. Урок является основой для работы с одаренными детьми, но в данном случае он требует иной композиции, иного содержания и иной организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Существует четыре основных подхода в работе с одаренными детьми: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация. Все эти подходы требуют нестандартных форм урока, таких, как дифференцированная работа, разноуровневая технология, создание проектов, уроки с ИКТ, урок-дебаты, урок-экскурсия, урок-телемост, ролевая игра, интегрированный урок, что позволяет поддерживать и сохранять интерес к предмету, развитию познавательной деятельности учащихся, базируясь на фактах, явлениях, социокультурном компоненте исторического развития нации. Дифференцированный подход в данном случае означает определение количества, качества и последовательности упражнений, заданий, задач, требующих выполнение различных по количеству и качеству ментальных операций. Самым ценным в данной точке зрения является то, что это происходит незримо для учащихся, то есть они работают все в одном ключе, к примеру, обсуждают прочитанный текст, жизненную ситуацию, необычный случай, поступок.

Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания. Сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Мыслится, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; видеть и ощущать продукт собственной деятельности, иными словами, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является также проектный метод как активный способ обучения одаренных детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития одаренности ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения. Преимущества проектной деятельности очевидны, потому что она:

  • включает в себя интегрированную межкультурную работу;

  • оказывает содействие социальному и культурному развитию;

  • через привлечение к продуктивной деятельности дети могут ощутить радость успеха;

  • придает учебному процессу динамичность и привлекательность;

  • проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения;

  • проект всесторонне развивает ребенка, обогащает его образовательный уровень

  • положительно влияет на эмоциональное развитие ребенка.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет видеть проблему, создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Но это требует от учителя определенной этапности в работе:

А- учитель предлагает проблему для обсуждения, итогом работы является личностная позиция учителя по данной проблеме, которую он излагает учащимся логично и доказательно (как образец);

Б- ученики сами определяют проблему и коллективно решают выделенную проблему;

В-ученики сами определяют и решают проблему.

Фактически, такая организация деятельности реализует теорию поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора и вдохновителя самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него больше появляется возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Важно также подчеркнуть, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного уровня развития. Именно поэтому, учитывая особенности работы с одаренными детьми, мы сможем реализовать тот потенциал, который заложен в одаренном ребенке.

В начальных классах (2-4 класс) необходимо создавать такие речевые ситуации, когда детям хочется говорить, активно участвовать в учебном процессе. Ребенок так счастлив, когда у него что-то получается. При создании ситуации успеха он испытывает чувство удовольствия, радости, начинает верить в себя и свои способности. Главная задача - помочь детям преодолеть страх делать ошибки, стремиться узнать больше и проявить интерес к предмету. С этой целью смышлёным детям можно предложить следующие задания:

  • Закончи рифмовку;

  • Прочитай правильно новые слова;

  • Напиши рассказ о своем питомце;

  • Сделай описание комнаты или дома по картинке;

  • Составь здоровое меню для семейного завтрака или обеда;

  • Сравни жизнь в городе и на селе;

  • Подготовь текст для быстрого и правильного чтения;

  • Подготовь мини-проект о своей школе, квартире, домашнем питомце, временах года;

  • Напиши поздравительную открытку своему другу к Рождеству.

Для поддержания интереса к изучению иностранного языка важно использовать дополнительный материал по страноведению и краеведению. Ученики поддерживают учителя своими находками, принося картинки, фотографии, книги с нужным для темы материалом.

На среднем этапе обучения (5-8 класс) начинается формирование исследовательской деятельности. Здесь первые помощники - одаренные ученики, которые могут не просто прочитать правило, но исследовать образование грамматической конструкции, происхождение слова, сделать вывод или обобщение. Темы разделов учебника могут быть дополнены видео - экскурсиями, индивидуальными работами и сообщениями о спорте, удивительных местах нашей планеты, биографиями всемирно-известных людей нашей страны и изучаемого языка. Это обогащает ребенка в плане саморазвития и его культурном самоопределении. Главное со стороны учителя - помочь ребенку не потеряться в темах, а выбрать ту, которая доставит ему радость и удовольствие. Следует заметить, что одаренные дети терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. Они любят «докопаться» до истины самостоятельно [2]. Работая в группах и парах, сильный ученик заинтересован в успешном выполнении задания и требует этого от других; сильный ученик делает выводы и обобщает подготовленный материал в группе; он может помогать слабым ученикам, тем самым вырабатывая ответственность, положительное и толерантное отношение к участникам учебного процесса.

С 8 класса вполне возможно начать подготовку учащихся к ГИА. Так ,например, можно давать задания на аудирование или предложить выполнить задание по чтению, использованию видо-временных форм глагола и лексики на распечатанном материале специально для этой цели. Группы учащихся работают одновременно по разным направлениям в рамках обычного учебного процесса.

Проекты с презентацией, стихами, песнями могут прекрасно дополнить и расширить материал учебника. Например, в средних классах, изучая тему «Школьное образование», ученики получают задание взять интервью у учителей, которые являются выпускниками этой же школы и сделать сообщение о каждом из них. Другая группа учащихся готовит презентации о работе школьной столовой, школьной форме для учителя и учеников с эскизами придуманной одежды, о работе технических работников школы, о спортивных достижениях учащихся своей школы. При этом урок-проект получается насыщенным, интересным и очень полезным.

Для одаренных детей средней ступени обучения можно предложить следующие виды заданий:

  • Составить вопросы для интервью по теме урока;

  • Написать рекламу своему кружку или спортивной секции;

  • Нарисовать символы летних и зимних Олимпийских игр;

  • Перевести лучшие кулинарные рецепты из поваренной книги мамы и обменяться ими с учащимися класса;

  • Составить меню для детского кафе.

На старшем этапе обучения (9-11 классы) задача учителя усложняется, но если работа с одаренными детьми происходит систематически, то она становится неотъемлемой частью всего учебного процесса [1; 5]. На уроках в старших классах необходимо использовать не только задания для подготовки к ЕГЭ, но и творческие уроки-проекты, страноведческие тесты, билингвальные уроки. Уроки-проекты помогают детям приобщаться к своим родным реалиям. Учитель добивается от учеников проявления личной инициативы, расширения круга своих познаний, приобретения культурных и этнокультурных знаний и представлений. К урокам о модной одежде и стиле можно дать дополнительную информацию об истории русского сарафана и кокошника; изучая исторические реликвии стран изучаемого языка, возможно применение материала о «восьмом чуде света» - янтарной комнате в Санкт-Петербурге. Проблемы окружающей среды, поднимаемые в текстах учебников, можно дополнить статистическими данными по своему городу или селу. По предлагаемой теме учебника «Театр. Кино» ученики готовят эссе по статьям популярных журналов, в которых много материала о российских и зарубежных звездах театра и кино. Учащиеся представляют эссе статей на английском языке и находят этот вид работы очень интересным. В конце каждой четверти возможно проведение синквейн-исследования, для которого ученики подбирают материал о знаменитых людях Великобритании, США и России (например, о Джеймсе Куке, Джоне Ленноне, Сергее Королеве, Юрии Гагарине, Уинстоне Черчилле и др.) Этот вид работы обусловливает социально-осмысленное восприятие и понимание учащимися взаимосвязи национально-культурных ценностей своей страны с общечеловеческими. Учитель выступает здесь посредником между культурой и личностью.

Конечно, такая работа требует больших усилий со стороны учителя, у которого мало времени для поиска полезной информации, качественного учебного материала. И вот тогда на помощь приходят одаренные дети, которые выполнят все поручения учителя, найдут то, что нужно, проконтролируют процесс подготовки необычного урока, распределят обязанности между одноклассниками.

Во внеурочной деятельности учителю необходимо продолжать работу с одаренными детьми. Так можно применить методику «О талантах ребёнка: как их выявить» (А. Де Хана и Г. Кафа). При подсчете баллов в данной методике, возможно определить технические, музыкальные, исследовательские, артистические способности, уровень интеллекта, спортивный, литературный и художественный таланты ребенка [3]. На основе предложенной методики, ребенку можно правильно подобрать вид деятельности: кружки по интересам, участие в интеллектуальном марафоне, олимпиадах и конкурсах.

В итоге целенаправленной работы с одаренными детьми учитель может ожидать высоких результатов от участия своих учеников в международных конкурсах, предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях и как следствие – поступление в престижные ВУЗы страны. В этой связи можно считать, что результаты работы с одаренными детьми есть и будут у всех, кто знает, что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А.Сухомлинский).

Статья по английскому языку для 2-4 классов на тему: «Работа с одарёнными детьми».

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На мой взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Учитель должен быть:

-непременно талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;

-профессионально грамотным;

-интеллигентным, нравственным и эрудированным;

-владеть современными педагогическими технологиями;

-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

-иметь позитивную Я – концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным.

Таким образом, учитель как профессионал и как личность, является основным субъектом дидактического процесса, который должен иметь:

- соответствующую теоретическую и практическую подготовку для работы с одаренными детьми;

- умение распознать признаки одаренности;

- умение строить обучение в соответствии с результатами диагностирования;

- доброжелательность, чуткость, наличие чувства юмора;

- эмоциональная стабильность;

- умение координировать свои действия с действиями родителей.

- способность к самоанализу;

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.


Литература:

  1. Овчарова Л.А. Одаренный ребенок. М. Просвещение,2009 г. - С.34.

  1. Введенский В. Одаренный ребенок. Что с ним делать? Директор школы. 2008 г.- №3,С.79-82.

  1. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников. Вопросы психологии. - 1991. – С.27-33.

  2. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – С. 24.

  3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей .-М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004 г. –С. 159.

  4. Ильин В.П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. – С. 32.

  5. Татарченкова С.С.Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург, 2008г.

  6. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999

  7. Селевно Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.

  8. Научно- методический сборник. Детская одаренность: от теории к практике. Ижевск, 2005 г.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;

  2. http://www.interlog.com - образовательные программы для одаренных и талантливых;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Пути развития одарённых детей по иностранному языку

Автор: Казаковцева Светлана Дмитриевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 307048

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся(из  опыта работы с одаренными детьми по русскому языку) "
    ["seo_title"] => string(131) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-iz-opyta-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "242809"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445538765"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Формирование гражданских компетентностей через работу с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(85) "formirovaniie-ghrazhdanskikh-kompietientnostiei-chieriez-rabotu-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "100097"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402365262"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "приемы работы с одаренными детьми"
    ["seo_title"] => string(31) "priiemyrabotysodariennymidietmi"
    ["file_id"] => string(6) "313093"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459433092"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства