kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования (в детском объединении)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Современный работник производства для успешной карьеры просто вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию и принимать нестандартные решения. Организация проектной деятельности обусловлена не только потребностью общества в выделении и поддержке особо одаренных детей, но и в большей степени тем, что проект и исследование формируют особые личностные качества, необходимые любому гражданину для успеха в социально-экономической жизни общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования (в детском объединении)"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества «Меридиан»











Творческая разработка


«Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дополнительного образования (в детском объединении)»









Выполнил: Шишкина Е.В.,

педагог-организатор,


Проверил: Толстых О.Н.,

зав. методическим отделом,

МБОУ ДОД «Центр «Меридиан»













Новокузнецк, 2014

Оглавление



Введение ……………………………………………………………………3

Содержание………………………………………………………………….4

Список литературы………………………………………………………….11







































2

Введение


«Скажи мне, и я многое забуду

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»

Китайская мудрость



Актуальность

Особенность современного мира – высокая динамичность. Повседневная жизнь требует от каждого из нас проявление поисковой активности. От современного образования требуется целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.(5, стр. 60). Метод проектов отнесён к технологиям 21-го века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в постиндустриальном обществе.

Современный работник производства для успешной карьеры просто вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию и принимать для себя информацию и принимать нестандартные решения. (1, стр. 6).

Организация проектной деятельности обусловлена не только потребностью общества в выделении и поддержке особо одарённых детей, но и в большей степени тем, что проект и исследование формируют особые личностные качества, необходимые любому гражданину для успеха в социально-экономической жизни общества. Успешное формирование проектной деятельности способствует самостоятельному планированию и последовательной реализации реальных жизненных потребностей, развивает умение доводить начатое дело до логического завершения. Исследовательская деятельность формирует способность человека мыслить логично, грамотно использовать в бытовой жизни достижения научно- технического прогресса, адекватно оценивать происходящие события, наблюдаемые явления, получаемую информацию с помощью научного метода.

Именно проектная и исследовательская деятельность может целенаправленно учитывать индивидуальные возрастные психологические и физиологические особенности обучающихся, формировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ребёнка, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.









3

Содержание

Немного истории

Руководство проектной и исследовательской деятельностью подростков имеет в нашей стране давнюю историю. Ещё в 1918 году по инициативе профессора Б.В. Всехсвятского в Москве открылась первая станция «Станция юных любителей природы», где дети городских окраин могли познавать тайны природы вместе с настоящими энтузиастами своего дела, профессиональными учёными. Одним из основоположников метода проектов в полной мере можно считать Станислава Теофиловича Шацкого, вошедшего в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор (2, стр.13).


Проект и исследование

В практике одна и та же работа может называться и проектной и исследовательской. М.Н, Скаткин и И.Я.Лернер определяют проектную деятельность как предшествующую исследовательской в силу большой сложности последней. Исследование, по их мнению, предполагает способность самостоятельно выбирать цель исследования. Планировать свою деятельность и оценивать результаты. Цели же проекта определяет педагог.

Метод творческих проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом. (Полат Е.С.).

Проектная деятельность – это совокупность приёмов, действий обучающихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследование как форма организации работы обучающихся предполагает проведение определённой работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов, представления этих результатов заинтересованным в исследовании лицам и рефлексии по поводу проведённой работы. Методика в данном случае применяется только одна –исследовательского обучения. Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.

Компоненты проектной (исследовательской деятельности): самостоятельный выбор реальной цели, самостоятельное планирование, навыки экспериментальной работы, способность анализа результатов, оформление и представление своей работы, объективная самооценка.


Способ проектирования – способ развития обучения (1, стр.8, 9)

В сфере регулятивных универсальных учебных действий внимание уделяется



4

формированию способности учащегося ставить новые учебные цели и задачи. Самостоятельно планировать их осуществление, искать и находить пути и средства их достижения. Контролировать и оценивать свои действия, вносить необходимые изменения.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий проектная деятельность стимулирует формирование способности организовывать и спланировать сотрудничество с учителем и сверстниками, увеличивает опыт работы в группе, освоение научной этики. Презентация проектов способствует приобретению опыта использования речевых средств.


В сфере познавательных универсальных учебных действий главное значение проектной деятельности – в приобретении навыков поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках. Учащиеся осваивают приёмы поиска, организации и хранения информации, используют полученные знания для установления причинно-следственных связей.


Возрастные особенности

Основная цель проектной деятельности – развитие способности каждого учащегося определять и принимать общую цель работы и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребёнка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Главный мотив деятельности в младшем школьном возрасте – познавательный. Реальная задача в этом возрасте – обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска. Способом познания действительности является игра (в том числе и «мозговой штурм», эвристические игры), которая всегда содержит элементы исследовательской деятельности: поиск, выдвижение предположений, создание чего-то нового и, конечно, потребность в общении. Но в игре отсутствуют: эксперимент, анализ, неожиданность. Особое место в образовательной среде, направленной на организацию проектной деятельности младших школьников имеет семья. Родители, которые сами охотно получают новые знания и опыт, скорее передадут детям подобное отношение к проектной деятельности и нередко становятся руководителями работы своих детей и их друзей. В младшем школьном возрасте ребёнок не способен надолго удерживать поставленную задачу. Продолжительность работы над проектом должна составляет от двух недель до двух месяцев. При большем времени работа становится утомительной.

Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Рефераты и доклады тоже являются методом проектной и исследовательской деятельности, но важно, чтобы анализ литературных источников ребёнок провёл в максимальной степени сам. Разновидностью же проектной деятельности в этом возрасте является – практическая работа.


5

5-8 класс – накопление представлений об исследовательской деятельности, её

средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений, решение самими учащимися задач в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. Исследовательская деятельность не может носить массовый характер и обычно проводится с наиболее увлечёнными, способными и подготовленными детьми. При современном личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании категория таких детей должна иметь возможность для развития своих способностей (2, стр.12). Продолжительность работы над проектом и исследованием в 7-8 классах может увеличиваться от 2-х

месяцев до года.

9-11 класс – на этом возрастном этапе формой организации научной работы является Научное общество учащихся (НОУ). Участвуя в работе НОУ, учащиеся совершенствуют свои знания в определённой области и приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагога, учёных и других специалистов. Участие и работа в НОУ учат аргументировано отстаивать свою точку зрения, рефлексивно оценивать собственную деятельность.

Важно отметить, что для проектно- исследовательской деятельности необходимо материальное обеспечение: приборы, книги, расходные материалы и т.д. Большое значение при организации проектно- исследовательской деятельности должно уделяться технике безопасности.


Задача педагога

Навыки проектирования и исследования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Очень важно, чтобы сам педагог владел этими методиками и свои знания и умения передавал детям.

Заниматься руководством проектной деятельностью может и должен только взрослый человек, который получил определённое образование. Имеет положительное отношение к ученику как к субъекту взаимодействия. Готов выполнять различные социальные роли в процессе взаимодействия с учащимися, как самостоятельно действующими личностями. Задача педагога как руководителя проекта или исследования как раз состоит в том, чтобы разглядеть за простым, иногда за сиюминутным интересом ребёнка предпосылки социальной активности, направленной на изучение окружающего мира. Индивидуальный подход к ребёнку, который щадит его самолюбие, учитывает особенности здоровья, скорости психических процессов выявляет разные стороны одарённости – всё это обеспечивает организация индивидуальной проектной или исследовательской деятельности.

Примеры недопустимых действий педагога и родителей

- Родители или репетитор пишет проектную или исследовательскую работу. Ребёнок зазубривает её наизусть и презентует. Ребёнок не понимает, чем



6

обусловлен результат как победы, так и поражения. В итоге его работа представляется ему дополнительной нагрузкой, от которой хорошо бы увильнуть.

- Педагог по старинке обязывает родителей собрать материал для проекта. Первое место занимает работа наиболее успешного в учёбе ребёнка. Результат: проектная деятельность формируется у родителей.

- Педагог, от которого требуются победы на конкурсах, конференциях сидит над проектом вместо учащегося дни и ночи. Результат: после победы ребёнок ждёт, что педагог всё за него сделает.

- Не может быть признаками способности к исследовательской деятельности отличная успеваемость ребёнка, аккуратность и работоспособность. Наоборот, ребёнок, одарённый исследовательским талантом, иногда сознательно не тратит своё время и силы на эти признаки. Главным условием формирования исследовательской деятельности является высокая познавательная активность ребёнка. Роль педагога – поддержать активность ребёнка, помочь ему овладеть навыками самостоятельного поиска информации. Но выбор направления поиска, способа действия необходимо предоставить самому ребёнку.


Одарённые дети

Проблема выявления одарённых детей имеет чётко выраженный этический аспект, Идентифицировать ребёнка как «одарённого» либо как «неодарённого» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу. (3, стр.31).Заранее предопределяя его субьективные ожидания. Многие жизненные конфликты «одарённых» или «неодарённых» коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность далеко не всегда гарантирует талант взрослого человека.

Очень важно привлекать к проектной деятельности всех детей, заинтересовавшихся ею, вне зависимости от успеваемости и поведения

Но бывает, что уже в младшем школьном возрасте можно встретить таких детей, которые читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Работать с одарёнными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. А поддержать одарённого ребёнка и развить его способности может в первую очередь семья, школа и занятия в учебном объединении дополнительного образования. (3, стр.134).


Профильные смены

В настоящее время активно развивается такая форма дополнительного образования, как профильные лагеря, в которых организуется проектная деятельность. Обычно школьники в лагерь попадают, не зная с кем окажутся в отряде. (1, стр.103). В таком случае создаётся особая ситуация перераспределения ролей, чему дети часто бывают рады. Важная особенность работы в такой ситуации организатора- взрослого. Не только стимулировать выполнение задания, но и следить за психологическим комфортом всех членов отряда. Наш ДЦ(ю)ТТ


7

«Меридиан» совместно с ГАОУ ДОД КО ОЦД(ю)ТТ и БДД каждый год проводит областную профильную смену «Юный техник – эрудит» в «Детском оздоровительно- образовательном центре «Сибирская сказка». В этом году дети, которые были вы лагере, участвовали в областной игре «Эврика-2014». Игра под названием «Большие гонки» проводилась между командами методом «мозгового штурма». Команды преодолевали маршрут, который содержал следующие этапы: «Разгоночная полоса» (соревнования на дальность «пробега» автомобилей, сложенных с помощью оригами); «Интеллектуальные зигзаги» (решение задач командой); «Kids-Cross» (идеи, проекты, мероприятия, придуманные участниками для маршрута «Большие гонки» в центрах технического творчества) и «Творческие виражи» (конструирование транспортных средств в технике квилинг). Главная задача команд-техников - при выполнении любого задания сначала обсудить ответы и идеи в команде, выбрать один вариант и только потом сообщать жюри.

Также в в лагере прошёл конкурс «Мир проектов». Темы проектов были разнообразными по форме и содержанию. В них решались важные проблемы. За творческий подход при разработке и реализации проектов отмечены следующие проекты: «Техническая страна», «Вспомним о тех, кто дорог», «Уборщик планеты». «Календарь пожеланий», «Живая скульптура».


Личный опыт занятий проектной и исследовательской деятельностью

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполнимый в последующие годы (4, стр. 5). У меня есть опыт работы с учащимися 1-4 классов. Моё учебное объединение называлось «Развитие технического мышления». В опыте моей педагогической деятельности развитие творческой личности происходило последовательно. На первом этапе – включение детей в проектную деятельность, как более организованный, управляемый процесс. Но затем на втором этапе обучающиеся приходят к исследовательской деятельности, как к процессу поиска неизвестного, новых знаний.

В младшем школьном возрасте дети не в состоянии провести самостоятельное исследование, они с готовностью работают по образцу (П.П. Блонский), но уже с 1-го класса важно формировать умения наблюдать

(3, стр. 69). Для этого существуют разные упражнения на внимание, задания с намеренно сделанными ошибками, рисунки по памяти и т.д. Детям в первом классе можно дать задание – выполнить самостоятельную работу (например, изготовить открытку по шаблону). Но украсить её они должны сами с помощью своего воображения. С детьми 1-2 класса мы учились проводить эксперименты. Например, исследовать свойства бумаги (непластична, легко мнётся, намокает) или изучить свойства пенистого вещества (способность покрывать поверхность и долго сохраняться, сохраняет тепло, удерживает лёгкие тела и т.д.).

После эксперимента ребята выдвигают идеи, например:



8

- пеной можно защитить растения от инея и мороза. Потом легко смыть

- пеной покрывать пыльные места, тогда ветер не будет разносить пыль по воздуху, например, руду или каменный уголь при транспортировке.

В работе с детьми этого возраста я использовала специальные игры (на внимание, логическое мышление, воображение, продолжи неоконченный рисунок или рассказ, определи, сколько значений у предмета, назови как можно больше признаков предмета, четвёртый лишний, игры-превращения, «если бы….» и т.д.) и занятия, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Например, предлагаю задание приготовить сообщение о разных видах сухопутного транспорта (сбор информации). На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Если есть иллюстрации (вырезки из журналов, газет) можно сделать лист-схему. Затем исследователи делают сообщения, в ходе которых обязательно проводим обсуждение.

В 3-4 классах можно приступать к выполнению проектов и исследовательских работ. Начинаем с выполнения проектов. Они назывались ТТЗ (творческие технические задания). Последовательность работы над проектом:

1 этап – а) Для чего и кому нужен проект, что будем делать? (Обсуждаем и выбираем изделие, определяем конструкцию изделия, подбираем подходящие материалы, выполняем зарисовки, схемы, эскизы объекта. Выбираем лучший вариант). б) Как делать? (Подбираем технологию выполнения. Продумываем возможные конструкторско- технологические проблемы и их решение. Подбираем инструменты).

2 этап. Выполнение проекта. а) Воплощаем замысел (Распределяем роли или обязанности (в коллективном и групповом проекте). Изготавливаем изделие. Вносим необходимые дополнения, исправления (в конструкцию, технологию).

3 этап. Защита проекта. а) Что делали и как? Что решили (решил или решила) делать и для чего. Как рождался образ объекта. Какие проблемы возникали. Как решались проблемы. Достигнут ли результат.

1- 2 классы – это только сбор информации о техническом предмете или устройстве. А сам проект выполняется в виде схемы, эскиза, рисунка.

В 3-4 классе дети должны выполнить все этапы проекта.


Исследование

Далее учимся выдвигать гипотезу. В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение: почему самолёты летают, и почему похожи на птиц, почему тяжёлые корабли плавают и не тонут и т.д. Делая предположение, обычно используем слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т.д. Важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Для этого использую следующие упражнения:





9

показываю картинки с изображением людей, животных, техники, планет и

предлагаю задать им вопросы. Или какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе. Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Далее важно научить давать определение понятиям с помощью простых приёмов – описание, сравнение, различение и обобщение. Также детям нужно знать, что настоящее всегда продолжается в будущем. Для этого существуют такие вопросы: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? (например, по теме «Экологическая тревога»). Учимся анализировать, выделять главное, делать выводы и умозаключения.

После оформления исследовательской работы или проекта приобретает особую значимость защита детьми собственных работ. Это необходимый этап работы. Можно дать выступающему план выступления в виде памятки.

- название проекта. Какова его идея? (я хотел узнать….);

- план работы над проектом (что решил сделать, к кому обратиться, где прочитать, что посмотреть, куда сходить?);

- что нового узнал и чему научился при выполнении проекта;

- какое оборудование и материалы использовал;

- кто и как помогал в осуществлении проекта;

- получилось ли всё, что задумал;

Дети учатся излагать информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы своих товарищей, которые могут более объективно оценить другие выступления.

Ребёнок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Исследование учащегося, которое не является вкладом в работу коллектива, не находит интереса у сверстников, теряет свою личностную и социальную значимость.

Пример исследовательской работы можно посмотреть в Приложении 1
















10

Список литературы


1. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. – М.: «УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2013.

2. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал

№2 - М.: Издательский дом «Народное образование», 2014

3. Исследовательская работа школьников. Научно-методический журнал,

№4. – М.: Издательский дом «Народное образование», 2014

4. Дети, техника, творчество. Образовательный научно-популярный журнал, №3 - М.: Издательский дом «Народное образование», 2006

5. Заворин В.В. Юный исследователь. Сборник материалов по организации мероприятий и тезисы исследовательских работ 2-ой районной исследовательской конференции обучающихся начальной школы Заводского и Новоильинского районов – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2008






























11


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шишкина Елена Владимировна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 298682

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "«Использование проектной и исследовательской деятельности в детских объединениях художественной направленности учреждения дополнительного образования»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_proiektnoi_i_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_v_dietskikh_obie"
    ["file_id"] => string(6) "429750"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506406353"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства