Приложение 1
«Знатоки дорожных знаков»
Цель: Содействие формированию навыков безопасного поведения детей на дорогах, улицах и в общественном транспорте.
Задачи:
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
формировать навыки безопасного поведения на дорогах, улицах и в общественном транспорте;
знакомить детей с дорожными знаками;
воспитать культуру поведения на улице и в транспорте;
воспитать у детей умение работать в коллективе.
Ход занятия
I. Вступление.
- Сегодня у нас пройдет необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие в необычную страну - страну Дорожных знаков. Познакомимся с историей дороги и дорожных знаков.
Куда бежит, сама не знает.
В степи ровна, в лесу плутает.
Споткнется у порога.
Что это?! (дорога)
Историческая справка.
«Было это очень давно. Люди жили тогда в непроходимых лесах. Разводили скот, охотились, собирали мед, ловили рыбу. Трудно было пробираться сквозь дремучие леса, но это было необходимо. И люди стали прорубать в лесах проходы. Их стали называть «путинами». Путины соединяли между собой населенные пункты, их стали называть дорогами».
- Какие дороги вы знаете? (Скоростные, автомагистрали, главные, второстепенные).
- Как вы думаете, какое главное качество дороги? (Ширина, покрытие).
Историческая справка.
«В России первые мощеные дороги были сделаны из круглых, уложенных рядами бревен. Представляете, как на этой дороге трясло? Главные московские улицы было решено замостить камнем в 1692 году. По царскому указу в город никого не пропускали, пока не сдадут страже три камня, не меньше гусиного яйца.
Первая дорога появилась в России в 1722 году. По приказу Петра I ее проложили между Москвой и Петербургом. Дорогу покрыли гравием».
- Чем сейчас покрывают дороги? (Сейчас дороги покрывают слоем особой нефтяной смолы, битумом или асфальтом).
- Бегут дороги от города к городу, от поселка к поселку. Бегут по равнинам, пересекают реки, пробираются сквозь дремучие леса, вьются по склонам гор, словно паутиной покрывают землю. Подойдет дорога к городу, расступятся перед ней дома с широкими улицами.
- Что такое улица? (Дорога по городу).
- Все улицы делятся на две части. Как называется часть, по которой движутся машины? (Проезжая часть, мостовая).
- А как называется часть, где ходят люди? (Тротуар).
Историческая справка.
«Раньше на улицах не было тротуаров. С каждым годом все больше появлялось на улице экипажей, и росло число несчастных случаев. В 1782 году в Париже построили новое здание театра. По улицам двигалось большое количество карет и пешеходов. Кареты сталкивали, давили людей. И люди вместо театра попали в больницу. Тогда городские власти разделили дорогу между каретами и пешеходами. Люди стали ходить по тротуару».
- Сейчас тротуары есть во всех городах и поселках, деревнях. Это часть улицы безраздельно принадлежит людям.
- Как нужно двигаться по тротуару? (Движение по правой стороне).
- Тротуары устраивают выше, чем проезжую часть для чего? (Для того чтобы в дождь с них быстрее стекала вода, чтобы машины случайно не заезжали на тротуар и не задевали прохожих, чтобы обезопасить пешеходов, оградить их от транспорта).
- В наше время трудно представить, что можно обойтись без тротуара.
II. Основная часть.
- Если вы внимательно присмотритесь к тому, как движется по городу транспорт, вы заметите, что в кажущейся суматохе есть определенный порядок. Весь транспорт подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка.
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно, не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все. В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. (Слайд ). Потом появились велосипеды (двухколесные, трехколесные). (Слайд). Первый автомобиль, паровой, был создан в 1769 г. французом Жан Кюньо. (Слайд). В 1885 г. немецкие изобретатели Карл Бенц и Даймлер создали автомобиль с бензиновым мотором – мотоколяску. (Слайд). Позднее появились автомобили с двигателем внутреннего сгорания. (Слайд).
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы предупредить тем самым об опасности». Когда первые автомобили появились в Петербурге и Москве, городская дума предписывала их владельцам ездить по городу не быстрее 12 км/ч.»
- Сейчас мы и представить себе не можем, как это перед каждой машиной пустить человека, чтобы он бежал и подавал сигналы об опасности. Ни один самый лучший бегун не справится с этим. Но в то время другого способа предупредить людей не было. Правда, и скорость у машин была не такой, как сейчас. Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города – и все сложней и сложней становились правила.
- А сейчас вы мне сами расскажите правила дорожного движения. /Мультимедийная презентация. Просмотр и обсуждение ситуаций по ПДД. За правильный ответ дети получают 3 смайлика (красный, желтый и зеленый)/.
- У дорог и улиц есть свои строгие законы. Законы требуют знания дорожных знаков. На этом языке разговаривают все дороги, улицы, перекрестки, площади.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука - над мостовой,
Знаки развешаны над головой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
- Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов - предложения. У дорожного языка тоже есть буквы - знаки. Их нужно складывать в слова. Один знак – одна дорожная буква означает целую фразу - дорожный сигнал.
- Если бы вы сели рядом с водителем, то заметили бы, что его глаза направлены не только вперед на дорогу, но и немного выше. Что там его интересует? (Дорожные знаки).
- Они расставлены вдоль улицы, так что всегда оказываются справа от шофера. Круглые, треугольные, квадратные - укреплены на стойках, чтобы шофер мог их видеть, эти знаки ему все время о чем-то говорят на своем особом языке, понятном каждому водителю. Знаки установлены на всех автомобильных дорогах земного шара. Они повсюду одинаковы, понятны любому водителю - русскому и английскому, японскому и арабскому, итальянскому, французскому, индийскому. Эти знаки то предупреждают, то приказывают, то запрещают, дают добрый совет или о чем-то сообщают.
- Дорожных знаков очень много. (Слайд) Есть знаки запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные. Это еще не все. Знаки приоритета, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждой группе присвоен свой цвет - красные, синие и особая форма - круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные.
- Давайте познакомимся с дорожными знаками.
- Предупреждающие знаки (Слайд) – треугольные, а периметр треугольника красного цвета. Между собой знаки этой группы различаются рисунками внутри треугольника. Нарисованы бегущие дети – предупреждение водителю - приближается школа, детский сад. Автомобиль с извилистым следом шин в треугольнике предупреждает о том, что впереди скользкая дорога. На рисунке ты увидишь оленя или корову – значит, на дороге могут появиться животные.
- Послушайте эти загадки и попробуйте угадать, как будут называться эти предупреждающие знаки.
Нарисован человек,
Землю роет человек,
Почему проезда нет?
Может быть здесь, ищут клад? (Дорожные работы).
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике, ребята
Со всех ног бегут куда-то. (Дети).
- У запрещающих знаков (Слайд) изображения и цифры, нарисованные внутри красного круга, точно и категорически говорят, что именно данный знак запрещает. Вы должны знать о знаках, запрещающих пешеходное и велосипедное движение. Белая широкая горизонтальная полоса в сплошном красном круге запрещает въезд.
Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь свалка кирпича? (Въезд запрещен).
- Что будет нарисовано на знаке, запрещающем звуковые сигналы, например, около больницы?
- Следующая группа – предписывающие знаки. (Слайд) У этих знаков изображения и цифры расположены в круге синего цвета. Белые стрелки предписывают направление движения. Белые цифры на синем фоне предписывают водителю не максимальную, а минимальную скорость, или ехать медленно опасно.
Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг? (Круговое движение).
Я привык к велосипеду,
И на нем я смело еду. (Велосипедная дорожка)
- Информационно-указательные знаки. (Слайд) Их основной цвет – синий, а форма – квадратная или прямоугольная. Эти знаки указывают, где пешеходный переход и место стоянки, направление к нужному населенному пункту и расстояние до него.
Этот знак такого рода -
Он на страже пешехода.
Переходим дружно вместе
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход).
- Только кажется, что от обилия знаков кругом идет голова. На самом же деле, чем больше знаков, тем больше водитель и пешеход получает нужной, важной информации, обеспечивающей, прежде всего безопасность движения. Куда поворачивать – налево, направо? Помогает знак, подсказывающий направление объезда.
- Есть знаки, которые указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог. Их форма – треугольник, круг, квадрат и восьмигранник. Это знаки приоритета. (Слайд)
- Еще есть знаки сервиса, (Слайд) информирующие о расположении соответствующих объектов. Отгадайте эти знаки.
Если вдруг в пути машина
Закапризничать решила,
Там машину вам исправят,
Мигом на ноги поставят. (Техническое обслуживание автомобилей).
Тут вилка. Тут ложка,
Подзаправишься немножко,
Накормили и собаку,
Говорим «спасибо» знаку. (Пункт питания).
Если и нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом –
Этот знак к твоим услугам. (Телефон).
- Знаки дополнительной информации (таблички), (Слайд) которые применяются для уточнения или ограничения других знаков. Случайных знаков не существует, все они придуманы для пользы дела. Тридцать лет назад было всего полсотни знаков, а сегодня больше ста. Почему? (Ответы детей).
III. Самостоятельная работа
- Мы сегодня совершили путешествие в удивительную страну. И сейчас мы отправимся с вами на конечную станцию (в компьютерный класс), название который вы мне скажите сами. На интерактивной доске ребус:
Вы сегодня познакомились с дорожными знаками, узнали много интересного. А сейчас, вы должны будете на компьютере в графическом редакторе Paint нарисовать «Дорожный знак будущего». Проявите фантазию, придумайте не существующий дорожный знак.
IV. Закрепление знаний и подведение итога.
- Вы можете спросить: «А зачем мне знать эти знаки, я же не водитель?» Но ведь грамотный пешеход будет особенно внимателен там, где находится знак с указанием «Скользкая дорога». Будет осторожен, если впереди железнодорожный переход, или идут ремонтные работы. Ведь дорога говорит что-то, улица кричит о какой-то опасности, а пешеход «без языка» идет себе беспечно, потому что дорожного знака не понимает, сигнала на перекрестке не видит, об опасности на улице не слышит. Незнание дорожного языка опасно. Случается, за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью.
- Подведем итог занятия:
- Какие знаки вы запомнили?
- Зачем нужны дорожные знаки?
- В каком месте устанавливают знак «Дети»?
- Какого цвета запрещающие знаки?
- Для чего предназначен тротуар?
- Порча дорожных знаков, кидание камней в них, перестановка их, отбрасывание в сторону, сталкивание в кювет – это не безобидная шалость, не только хулиганство, а преступление. Всякая своевольная перестановка дорожных знаков чрезвычайно опасна и равна преступлению.
- Чтобы не волновались ваши родители - будьте внимательны на улице, соблюдайте правила дорожного движения.
V. Рефлексия проведенного занятия
- Ребята, вам понравилось занятие? Постарайтесь, используя смайлики оценить свою работу на занятии. Если вам сегодня было интересно – подарите нашему СВЕТОФОРИКУ веселый зеленый смайлик, если нет – грустный красный, а если вы остались равнодушны к занятию и ничего нового для себя не узнали, то выберите равнодушный желтый смайлик.
Приложение 2
Мониторинг игровой программы
После посещения электрофицированного класса на станции юных техников мы ожидаем, что дети будут лучше ориентироваться на дорогах и соблюдать правила дорожного движения. Также ребята смогут выбрать себе объединения по интересам. Только совместная работа школы, дополнительного образования и семьи могут дать положительные результаты.
В игровой программе приняло участие за 2013-14 года 3500 детей из школ № 2,3,5,6 8,11 гимназия. Некоторые из участников этого мероприятия уже посещают объединения станции юных техников, что является наглядным показателем результатов проекта «Путешествие в страну дорожных знаков».
Отзывы педагогических коллективов положительные.
Устный опрос учащихся
Что больше понравилось в игровой программе | % |
Получение новой информации | 100% |
Использование электрофицированного класса | 98% |
Решение ситуаций по правилам дорожного движения (мультимедийная презентация) | 95% |
Создание дорожного знака будущего в графическом редакторе Paint | 95% |
Подвижные и интеллектуальные игры | 100% |
Тест для детей “Дорожный знак будущего”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, полученные на занятии.
Инструкция: детям дается задание придумать и нарисовать на компьютере дорожный знак будущего в графическом редакторе Paint. На задание отводится 5 минут. Необходимо нарисовать, придумать название и рассказать о своем дорожном знаке будущего.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность дорожного знака, разнообразие используемых инструментов графического редактора Paint, оригинальность, словарный запас ребенка.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за необычный и оригинальный дорожный знак будущего, свидетельствующий о незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” – если дорожный знак будущего простой, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“удовлетворительно” - ребенок не смог придумать дорожный знак будущего.
По результатам теста можно сделать вывод, что ученики имеют незаурядную фантазию, хорошие знания правил дорожного движения, богатый словарный запас – 75%
20% - задание выполняют, но дорожный знак простой, нет оригинальности, знания правил дорожного движения недостаточные;
5% - дети не смогли придумать дорожный знак.
Приложение 3
Утверждаю
Директор
Станции юных техников
Г.А.Божедомов___________
«____»_______________2016 г.
Смета
расходов на реализацию проекта «Путешествие в страну дорожных знаков»
Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Станции юных техников»
Приобретение сувениров для награждения статья 340 |
| Наименование | Кол-во | Сумма | Итого |
1 | Сувениры | 100 | 300 | 30 000 руб. |
Материальное обеспечение: статья 340 |
| Наименование | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1 | Бумага | 10пач. | 300 | 3000 |
2 | Ламинат | 2пач. | 1000 | 2000 |
3 | Картридж | 1 шт. | 3000 | 3000 |
4 | Цифровая видеокамера | 1 шт. | 35 000 | 35 000 |
5 | Учебная, наглядная агитация | | | 5000 |
6 | Спортивный инвентарь | | | 5000 |
7 | Канцтовары | | | 5000 |
8 | Диски | 50 шт | 50 | 2500 |
9 | Форма для членов ЮИД | 5шт. | 3.000 | 15.000 |
Итого: 105. 500 рублей |
Всего: 105.500 рублей (Сто пять тысяч пятьсот рублей) |
Методист И.Л. Манвелян
Приложение 4
Схема взаимодействия участников проекта «Путешествие в страну дорожных знаков»
⌐⌐
Пути воздействия на детей профилактических мероприятий, направленных на предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей