Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Данный проект помогает детям старшего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, знакомит детей с основными дорожными знаками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы «Умники», родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии, книги);
- дидактические игры;
- подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- выставка игрушек, книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
- заинтересованность родителей и детей;
- методические разработки.
Актуальность проекта: Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Данный проект помогает детям старшего дошкольного возраста лучше усвоить правила дорожного движения, поведения на улице, знакомит детей с основными дорожными знаками.
Зачастую виновниками дорожно – транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят их них. Приводят к этому элементарное незнание правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они еще не умеют в должной степени управлять своим поведением.
Дети – наше будущее, и их безопасность зависит только от нас самих.
Цель проекта: Формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах, направленных на усвоение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
Задачи проекта: Познакомить детей с историей светофора и его назначении.
- Расширить представление об улице, проезжей части, дорожных знаках.
- Формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.
- Закрепить с детьми знания правил движения и поведения пешехода на улицах города.
- Научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения.
- Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через практическую деятельность.
- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Что будет, если не соблюдать правила дорожного движения?
Что обозначает каждый знак?
И многое – многое другое…
Где и как найдем ответы на вопросы?
Спросим ответ у взрослых и воспитателя.
Задачи по работе с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей жизни;
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемые результаты: У детей сформированы первоначальные знания о правилах дорожного движения ,дорожных знаках и навыков безопасного поведения на дороге и на улице. Заинтересованность детей темой.
- Дети самостоятельно проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации, участвуют в беседах, задают вопросы; проявляют творчество, активность в работе.
- С удовольствием рисуют и играют в разные игры.
- Участие в совместной деятельности родителей.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (срок 3 дня.).Постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?».
Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта.
Подбор дидактических игр.
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Анкетирование родителей « Взрослые и дети на улицах города», анкета для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
Выявление проблемы.
Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о светофоре и дорожных знаках;
- вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
- подбор методической и художественной литературы;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми;
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы;
- подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
Формы организации работы 2 этапа:
- Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
Формы работы с родителями
Создание проблемной ситуации:"Что было бы, если бы не было дорожных знаков и светофора»"
Анкетирование родителей по ПДД
Тематические беседы: 1.Беседа по картине «Улица города».
2. Беседа «Правила для пешеходов и пассажиров».
3. Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
4.Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»
5.Беседа «наш друг – светофор»
6. Беседа: «Правила поведения в транспорте»
Папка-передвижка по тематике «Правила дорожного движения»
Рассматривание материала по теме: «Правила дорожного движения», «Мой друг-светофор», «Правила поведения на дороге и на улице», иллюстрации с изображением транспортных средств.
Консультации: «Знает правила семья, значит, знаю их и Я»;
Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?»
Памятка «Приемы обучения юного пешехода», «Правила дорожного движения».
Пальчиковая гимнастика «Машины». «Дорожных правил очень много». «Постовой».
Дидактические игры:
«Подумай — отгадай»
«Светофор»
«Дорожные знаки»
Лото «Дорожные знаки»
«Кто больше назовет дорожных знаков?», «Собери знак».
Индтвидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей правильно вести себя на улице.
Сюжетно-ролевая игра «Инспектор ДПС»
«Автошкола» «Прогулка по городу»
Чтение художественной литературы:
Сказка «Подарок от зебры»
О.Бедарев «Если бы…»
С. Михалков «Моя улица»
И.Кончаловский «Самокат»
Сказка про дорожные знаки
Н. Носов «Автомобиль»
Е. Житков «Светофор»,
Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу»,
В. Сиротов «Твой товарищ светофор»,
И. Серяков «Законы улиц и дорог»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
В. Семернин «Запрещается — разрешается»
Загадки о светофоре и дорожных знаках.
Подготовить для родителей выставку детских рисунков «Светофор Светофорович»
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы».
Художественно – продуктивная деятельность:
- Создание и рассматривание макета «Город»
- рисование «Дорожные знаки»;
«Машины на нашей улице улице»
«Светофор Светофорович»
- аппликация «Светофор и друзья знаки» из салфеток;
-- Лепка «Наш помощник светофор»
Системная «паутинка» проекта
Познавательное развитие
Беседы: 1.Беседа по картине «Улица города».
2. Беседа «Правила для пешеходов и пассажиров».
3. Беседа «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
4.Беседа «Зачем нужны дорожные знаки»
5.Беседа «наш друг – светофор»
Социально – коммуникативное развитие
Создание и рассматривание макета «Город»
Беседа: Правила поведения в транспорте
Речевое развитие
Дидактические игры: «Подумай — отгадай»
«Собери светофор»; « Собери машину», «Назови цвета светофора»; «Собери свою дорогу»; «Разрезные картинки»; «Собери машину из геометрических фигур», «Дорожная азбука», «Безопасность движения», «Домино».
Художественно – эстетическое развитие
Чтение: Сказка «Подарок от зебры»
О.Бедарев «Если бы…»
С. Михалков «Моя улица»
И.Кончаловский «Самокат»
Сказка про дорожные знаки
Н. Носов «Автомобиль»
Е. Житков «Светофор»,
Н. Калинин «Как ребята, переходили улицу»,
В. Сиротов «Твой товарищ светофор»,
И. Серяков «Законы улиц и дорог»,
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили».
В. Семернин «Запрещается — разрешается»
рисование «Дорожные знаки»;
«Машины на нашей улице»
«Светофор Светофорович»
-лепка «Наш помощник светофор»
- аппликация «Светофор и друзья знаки» из салфеток;
Физическое развитие
Физминутки: «Пешеходы», «Покажите мне ладошки…», «На улице нашей дети шагают на месте»
Подвижные игры: «Передай жезл»
«Будь внимательным»
«К своим знакам»
«Веселый трамвайчик»
«Грузовик»
3 этап – обобщающий (заключительный).
Квест – игра «Правила дорожные - друзья надежные»
Выставка детского творчеств
Фото- презентация осуществления проекта;
Диагностика детей.
Создание дидактических игр : «Поставь правильно дорожный знак» «Подбери дорожный знак»
Родителями связана игрушка- полицейский
Результат: Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы стало следующее:
- Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорога (в соответствии с возрастными требованиями). Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Дети знают:
-Участниками движения на дороге являются пешеходы и водители;
-пешеходы передвигаются по тротуару, а транспорт по проезжей части дороги;
-переходить дорогу можно только на пешеходном переходе; светофор нужен для регулирования движения на дороге и обозначает: красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди; познакомились с историей появления светофора.
-дорогу переходить надо шагом, держа взрослых за руку;
-играть и баловаться на дороге нельзя
- знают и называют основные дорожные знаки: «Пешеходный переход» «Дети» « Подземный пешеходный переход» «Надземный пешеходный переход» «Место остановки автобуса»
- Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях.
- Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
- Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
- Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
- Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем продолжить начатую работу.
Список используемой литературы:
1. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников».
2. Г. П. Шалаева Школа раннего развития. «Мои друзья – дорожные знаки».
3. Л. И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду».
4. Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр 2-7 лет».
5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада».
6. А. Меркурьева «Дорожные знаки для детей».
7. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения».
8. Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром».