Просмотр содержимого документа
«Программа волонтерской деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
г. Кондопоги Республики Карелия
Принята педагогическим советом УТВЕРЖДАЮ:
протокол № от ____________ Директор МОУ СОШ № 8
_______________Мотрий Е.М.
« »20____г.
Приказ №: _____________
Программа волонтёрской деятельности
Разработчик программы:
Хлебус С.И., социальный педагог
Грицева Н.П., учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г. Кондопоги
Срок реализации программы 1 год.
г. Кондопога
2017г.
Пояснительная записка
Программа волонтёрской деятельности является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования, развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности молодежи.
Современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы. Говорить сегодня о волонтерском движении, как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — безвозмездно помогать людям.
Волонтерство — это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны. Данная программа призвана сформировать в участниках добровольческого объединения лидеров, способных вести за собой своих сверстников, как умелых организаторов разнообразных интересных дел. Но содержание проектов, входящих в программу, таково, что способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже у тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Программа волонтёрской деятельности преследует основную идею — воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны ни слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Цель программы волонтёрской деятельности: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.
Задачи:
формировать активную жизненную позицию подростков и стремление заниматься волонтерской (добровольческой) работой;
сформировать сплоченный коллектив волонтеров;
установить механизм взаимодействия с социумом в сфере продвижения и развития волонтерского движения;
вовлекать школьников в социальную практику;
предоставлять возможность школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал;
сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим;
оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей;
утверждать позитивное отношение к здоровому образу жизни;
повышать уровень знаний подростков о здоровом образе жизни.
Основные направления и мероприятия по реализации программы
Направления программы
Основные мероприятия
Информационный блок
1.Создание, выпуск и распространение информационных листовок. 2.Помещение материалов на сайт МОУ СОШ № 8.
Валеологический блок
1.Мероприятия по здоровому образу жизни.
Проектный блок
1.Разработка и реализация проектов и акций.
Познавательный блок
1.Сбор и обобщение информации о вредных привычках человека, причинах их появления. 2.Рассказы и беседы о социально опасных болезнях. 3.Мероприятия, посвященные Международным дням и акциям.
Тренинговый блок
1.Работа с КДМ.
2. Проведение тренингов в Центре помощи детям «Надежда».
Координационный блок
1.Координация работы группы волонтеров руководителем группы. 2.Организация встреч со специалистами города.
По возрастному уровню программа волонтёрской деятельности предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, в возрасте от 11 до 18 лет.
Срок реализации программы волонтёрской деятельности составляет 1 учебный год.
Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:
индивидуальная;
групповая;
работа по подгруппам.
Формы организации занятий: акции, деловая игра, дискуссии, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, КТД по разным направлениям деятельности, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, праздники, размышления, рейды, семинары, тренинги, турниры, фестивали, ярмарки и т.д.
Программа предполагает виды и формы добровольческой деятельности:
работа с социально-незащищенными слоями населения (пожилые, люди без определенных занятий и места жительства, люди с ограниченными возможностями);
работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации;
работа с детьми и молодежью (в центре помощи детям, школах, детских садах и т.д.);
участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ;
реализация проектов, направленных на предотвращение конфликтов, развитие идей терпимости в обществе;
развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков;
и многое другое.
Ожидаемые результаты реализации программы
В результате реализации программы волонтёрской деятельности подростки должны овладеть следующими навыками:
позитивного общения;
принятия решения;
решения проблем;
критического мышления;
межличностных контактов;
умения постоять за себя и договориться с другими;
сопротивления негативному групповому давлению сверстников.
В ходе реализации программы ожидается:
формирование у молодёжи высоких нравственных, морально — психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;
формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;
формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;
получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;
обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью последующего внедрения инновационных форм и методов работы;
овладение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;
формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
участие в акциях;
организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;
включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;
привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;
привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;
создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;
формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.
Критерии эффективности реализации программы
Число постоянных волонтёров в организации
Активно работающие волонтёры (% от общего числа зарегистрированных волонтёров)
Участие в городских, республиканских и российских акциях
Количество проведенных волонтерских акций, мероприятий
Удовлетворение волонтеров от программы
Число нуждающихся, получивших услуги волонтеров
Позитивные отзывы получателей услуг и партнеров (количество благодарностей)
Количество публикаций в СМИ о программе
Учебно-тематический план работы волонтёрского отряда МОУ СОШ № 8
на 2017-2018 учебный год
№
Название мероприятия
Сроки
1
Общегородская игра по профилактике злоупотребления алкоголем «Алко-Бинго»
Октябрь
2
Общегородская станционная игра по профилактике на тему «ВИЧ/СПИДА»
Декабрь
3
Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Ноябрь-январь
4
«Интеллектуальное казино» командная игра, приуроченная к 14 февраля (тема: ЗОЖ)
Февраль
5
Участие в конкурсе «Я-Волонтёр» от Всероссийского интернет-портала «Одаренные дети»
Февраль
6
Тренинг на командообразование в Центре помощи детям «Надежда»
Февраль, март
7
Акция «Помощь хвостикам»
Март
8
Станционная игра по патриотическому воспитанию для 5-ых классов