kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на развитие навыков социальной коммуникации подростков, развитие их аналитического мышления, формирование устойчивого интереса к исследовательской работе и социально-психологическому знанию, имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы. Данная программа направлена на развитие у обучающихся навыков исследовательской работы в области изучения социальных коммуникаций и социального проектирования. Наряду со знаниями о существующих на сегодняшний день подходах социальной психологии и социологии, обучающиеся также получат навыки исследовательской работы.

Актуальность  данной программы заключается в том, что опыт и результаты социального проектирования убедительно свидетельствуют, что включение обучающихся, педагогов, родителей в деятельностные технологии развивают их инициативность, самостоятельность, гражданственность в решении проблем местного сообщества. Через участие в социально значимой деятельности у них появляется уверенность в своих силах, значимость личного вклада в решении проблем, толерантность, творческий подход к решению жизненных ситуаций.  Практика внедрения социального проектирования является новой для дополнительного образования и предполагает существенные изменения. Кроме того, сам процесс обучения социальному проектированию требует от всех участников многих новых знаний и компетентностей. 

       Таким образом, возникает необходимость создания объединения «Основы социально-проектной деятельности волонтёра».

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного и воспитательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

В связи с этим разработка дополнительной общеобразовательной программы «Основы социально-проектной деятельности в волонтёрстве», направленная на подготовку и участие подростков в волонтерской деятельности и создания личностных социальных, исследовательских проектов является актуальной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРА»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Муниципальное автономное учреждение

Дополнительного образования

«Межшкольный учебный комбинат «Эврика»

(МАУ ДО МУК «Эврика»)


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Решением Педагогического совета Директор МАУ ДО МУК «Эврика»

(протокол от ________________К.А.Филатов









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности


«ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОНТЁРА»






























СОДЕРЖАНИЕ



  1. Характеристика программы………………………………………………………….3

    1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

    2. Цели и задачи программы…………………………………………………………...6

    3. Учебный план………………………………………………………………………...7

    4. Календарный учебный график……………………………………………………...7

    5. Содержание программы……………………………………………………………..8

    6. Планируемые результаты обучения……………………………………………….10

  2. Организационно-педагогические условия реализации программы…………...11

    1. Кадровое обеспечение……………………………………………………………...11

    2. Учебно-методическое и информационное обеспечение…………………………12

    3. Материально-техническое обеспечение…………………………………………..13

  3. Формы аттестации…………………………………………………………………….13






































  1. Характеристика программы

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа «Основы социально-проектной деятельности волонтёра» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.;

- Конвенции о правах ребёнка;

- Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;

-Указ Президента от 19 декабря 2012 г. № 1666 РФ «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон о дополнительном образовании от 12 июля 2001 года;

- Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)";

- Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 № 135-ФЗ РФ;

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 г. № 996-р;

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по добполнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения от 09.11.2018 №196 (с изм.и доп. от 30.09.2020);

-Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28;

- Устав Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат «Эврика»


Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

         В.В. Давыдов в качестве ведущей деятельности подростка выделял общественно-значимую деятельность. Через собственное участие в реализации социально-значимых видах деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками,  развивает свои средства общения с окружающими. Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой,  позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Ведущие современные педагоги, психологи, философы и социологи считают, что добровольная общественная деятельность сегодня не только сможет помочь решить многие социальные проблемы общества, но и будет способствовать развитию социально-значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Приобщению к активной социальной, досуговой, познавательной и другим видам деятельности способствует программа дополнительного образования детей «Основы социально-проектной деятельности волонтёра». Процесс воспитания активности строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Развитие современного технического знания невозможно без изменения форм коммуникации, которые за последнее время стали чрезмерно технологизированными. Технологизация общения, в свою очередь, приводит к нивелированию самой функции коммуникации, сводя ее к простому обмену большим количеством информации. Вопрос о том, насколько у тебя крутой гаджет (мобильный телефон, планшетный компьютер и т. п.) оказывается более востребованным по сравнению с вопросом о том, что с помощью этих устройств ты сможешь узнать нового или какой информацией захочешь поделиться с другими. В этой связи, особенно важно развивать у обучающихся навыки социальной коммуникации и социального проектирования, делая это не столько в традиционном формате теоретических и практических занятий, а уделяя большее внимание проектно-командной работе.

Программа включает следующие разделы:

• Основу социальной добровольческой деятельности.

• Ключевые подходы в современных социальных науках к объяснению различных аспектов коммуникации и взаимодействия: от объяснения к изменению;

• Основы исследовательской работы. Типологию социальных и исследовательских проектов.

Во время занятий в начальный период обучающиеся знакомятся с основными теоретическими подходами к объяснению принципов коммуникации на индивидуальном и групповом уровне, далее — курс знакомит слушателей с основами исследовательской работы в области социально-значимых проектов. В ходе курса обучающиеся пройдут несколько занятий в тренинговом формате, направленные на развитие навыков коммуникации, взаимодействия в команде, лидерских качеств. В заключительной части обучения волонтеры будут реализовывать собственный исследовательский проект и работая в командах по 2-3 человека. Исследовательский проект включает в себя как социально-проектную деятельность, так и научно-исследовательскую.


Программа направлена на развитие навыков социальной коммуникации подростков, развитие их аналитического мышления, формирование устойчивого интереса к исследовательской работе и социально-психологическому знанию, имеет социально-педагогическую направленность.


Новизна и значимость программы. Отличительной особенностью данной программы является то, что она отражает современные идеи и актуальные направления на развитие самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности подростка.

Программа интегрирована в обучающий процесс МАУ ДО МУК «Эврика» и признана помочь обучающимся в освоении методов социального проектирования и иных форм социальной активности. Она является реальным связующим звеном между молодыми добровольцами с организациями местного сообщества: неправительственными, некоммерческими организациями, государственными, социальными учреждениями, молодёжными клубами и СМИ.


Актуальность программы. Данная программа направлена на развитие у обучающихся навыков исследовательской работы в области изучения социальных коммуникаций и социального проектирования. Наряду со знаниями о существующих на сегодняшний день подходах социальной психологии и социологии, обучающиеся также получат навыки исследовательской работы.

Актуальность  данной программы заключается в том, что опыт и результаты социального проектирования убедительно свидетельствуют, что включение обучающихся, педагогов, родителей в деятельностные технологии развивают их инициативность, самостоятельность, гражданственность в решении проблем местного сообщества. Через участие в социально значимой деятельности у них появляется уверенность в своих силах, значимость личного вклада в решении проблем, толерантность, творческий подход к решению жизненных ситуаций.  Практика внедрения социального проектирования является новой для дополнительного образования и предполагает существенные изменения. Кроме того, сам процесс обучения социальному проектированию требует от всех участников многих новых знаний и компетентностей. 

       Таким образом, возникает необходимость создания объединения «Основы социально-проектной деятельности волонтёра».

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного и воспитательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

В связи с этим разработка дополнительной общеобразовательной программы «Основы социально-проектной деятельности в волонтёрстве», направленная на подготовку и участие подростков в волонтерской деятельности и создания личностных социальных, исследовательских проектов является актуальной.

Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что осознание собственных сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, различный образовательный уровень и опыт обучающихся, различное видение проблем местного сообщества позволяет сформировать у обучающихся представление о роли социальных проектов в решении задач местного сообщества.

Социальный проект является конструирующим фактором региональной молодежной политики, его органические элементы включают в себя проблемы социального предвидения, прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, обоснования, путей действий, моделирования, выводов, рекомендаций, способов внедрения. Социальный проект диктует потребность в групповой принадлежности и имеет самоценное значение, он моделирует социальные явления, вырабатывает дискуссионные навыки проектантов, расширяет кругозор участников в решении молодежных проблем. Различают четыре вида направленности социального проектирования: укрепление и поддержка традиционных норм; осуществление старых норм, «реанимация» проектов предыдущих лет, если они социально значимы в настоящее время; принятие новых норм; изменение норм. Изменения, характерные для образования в целом, в свете новых стандартов приводят к изменениям в системе профессионального обучения. Возникает необходимость подготовки специалистов нового типа. Образователь программа «Основы социально-проектной деятельности в волонтёрстве» является дополнительным источником профессиональных знаний, умений и навыков в области создания социальных проектов.

Программа ориентирована на осознанность выбора вида творческой деятельности, на развитие коммуникативной культуры и сотрудничества; на развитие самостоятельности, ответственности, умения вести исследовательскую и поисковую работу. Социальное проектирование - технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет обучающимся решать основные 2 задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение и устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Под социальным проектированием понимается деятельность социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для обучающегося практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте.

1.1. Цели и задачи программы

Цель программы -  создание условий для привлечения внимания обучающихся к актуальным социальным проблемам через проектную деятельность.

Задачи программы - повышение уровня социальной культуры обучающихся за счет получения дополнительной информации; формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социаль мобильность и т.д.; закрепление навыков командной работы.


Образовательные:

- обучить технологии социального проектирования;

- рассмотреть основные проблемы в различных сферах в жизни обучающихся;

- знакомство с технологией социальной акции и технологий проведения социальных дел;

- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).


Воспитательные:

- воспитывать гуманистическое и творческое начало в личности;

-активизировать внимание, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

-воспитывать творческую инициативность.


Развивающие:

-развивать общие интеллектуальные, художественные, творческие способности обучающихся;

-развивать память, умение концентрировать внимание;

-развивать способность к анализу;

-развитие умение работать в команде;

-формирование первичных организаторских умений и навыков.



Категория обучающихся. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет, не зависимо уровня подготовки.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и методы обучения и воспитания:

Форма обучения:

Занятия делятся на теорию и практику.

Основной формой обучения являются групповые занятия. Состав групп- разновозрастной. Образовательный процесс предполагает проведение аудиторных и выездных занятий. Аудиторные проводятся приспособленном для проведения занятий по программному курсу и соответствующим требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14.

В сетку занятий входят:

Аудиторные занятия

- учебные занятия;

- видеолектории (просмотр и обсуждение специализированных краткометражных фильмов);

- обучающие семинары;

-тренинги,

- ролевые игры

Выездные занятия предполагают:

- выезды агитбригад;

- организацию трудовой занятости:

добровольческого труда по экологической очистке территорий, посадку деревьев, кустарников, уборка территорий.

- участие в городских акциях;

- экскурсии в волонтёрские организации разного уровня;

методы обучения:

- Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, дискуссии и «мозговые штурмы, объяснение.

- Игровые, тренинги. Игра помогает развить творческие способности волонтёров, опираясь на их самостоятельную работу. Это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества. Игры могут быть – деловым, имитационные, ролевые, сюжетные, игры- инсценировки.

- Практические занятия. Такой метод обучения позволяет не только проверить знания и умения волонтёров, но и дает им возможность самостоятельно научиться чему - либо, например, самостоятельное анкетирование, опрос. Приобретенный таким образом опыт помогает усвоить информацию эффективнее.

- Формальное обучение. Этот вид обучения используется в самом начале деятельности волонтера (добровольца), когда надо теоретически подготовить его к выполнению конкретной работы. Независимо от того, какая работа будет выполняться, формальное обучение имеет два уровня:

- первый – описание функциональных обязанностей,

- второй – распределение ролей и ответственности.

На первом уровне добровольцу сообщается:

- что необходимо делать в ходе работы;

- чего нельзя делать;

- Ситуационное обучение не возможно спланировать, оно применяется для проблемных ситуаций, возникающих в ходе деятельности. Руководитель может помочь добровольцу осознать то, что происходит, акцентируя внимание на следующих моментах:

- Определение проблемы (что идёт не так? Что происходит?);

- Определение причины проблемы (почему возникла проблема? Что эту проблему вызывает? Какие факторы привели к возникновению проблемы?);

- Определение альтернативы (какие другие выходы имеются в данной ситуации? что ещё мы можем сделать? пробовали ли вы такой способ действий?);

- Определение лучшего способа действий (каковы сильные и слабые стороны каждого варианта? Что вы можете сделать для решения проблемы?).

Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.


    1. Учебный план

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Тип занятия

Форма занятия


Теория

Практические занятия

1.

Основы добровольческой деятельности

6

2

4

Лекция

практические занятия

2.

Стратегия развития волонтерского движения


12

4

8

Лекция

практические занятия

3.

Добро и милосердие

27

9

18

Лекция, практические занятия

4.

Основы социального проектирования: Что такое социальный проект.

99

33

66

Лекция,

практические занятия

5.

Основы проектной работы. Понятие команды проекта

27

9

18

Лекция,

практические занятия

6.

Азбука права

33

11

22

Лекция,

практические занятия


ИТОГО:

204

68

136

Лекция,

практические занятия



1.4.Календарный учебный график

на 2020 – 2021 учебный год
















1.5.Содержание общеобразовательной программы


Тема 1. Основы добровольческой деятельности – 6 часов


Теория:

Правовые основы социального волонтерства. Значение волонтерского движения в мире.

Практика:

Диагностика «Приоритет жизненных ценностей». Тренинговое занятие «Расскажи мне о себе».


Тема 2. Стратегия развития волонтерского движения – 12 часов


Теория:

Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями. Как строить мосты а не стены. Поиск новых форм сотрудничества с другими общественными организациями. Изучение концепции развития добровольчества в России.

Практика: Акция «Письмо водителю». Личностные качества волонтера.


Тема Добро и милосердие - 27часов


Теория:

Ты и общество. Что есть «добро» и что есть «зло»?. Красоту уносят годы – доброту не унесут. Основные инвестирования социальных мероприятий/проектов. Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологический, биологический, социальный возраст людей. Психологические особенности людей пожилого возраста.

Практические занятия:

Акция «Дари тепло» к Дню пожилого человека. Акция «Чистая страна», уборка мусора с детских площадок. Тренинг «Подарок группе». Фестиваль «День здоровья» для детей с ОВЗ». Акция «Волонтеры и их добрые дела». Трудовая помощь пожилым людям.


Тема 4. Основы социального проектирования: Что такое социальный проект - 99 часов


Теория:

Понятие проекта, применяемое в project management. Определение понятия «социальный проект».9 командных ролей по Белбину. Структура социального проектирования. Социальный проект, субъект деятельности, объект деятельности. Мини – исследование «Социальные проекты сегодня». Основные требования к проекту. Правила презентации социального проекта. Речь выступающего. Оформление презентации. Разработка социального проекта. Тестирование. Презентация социального проекта.

Тренинг «Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается». Кто может быть волонтером. Виды трудовой помощи пожилым людям. Спорт и волонтерское движение. Права волонтера. Законы РФ связанные с правовой деятельностью добровольцев и НКО. Права и обязанности добровольца (волонтера) знакомство с законом от 05.02.2018. №15 ФЗ. Благотворительность. Основы для проведения социальных дел. Что такое проект, виды проектов. Формы и методы защиты проектов. Человек и культура общения. Событийное волонтерство. Социальное волонтерство. Волонтеры Победы. Волонтеры медики. Первые коллективы подростков в России. Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Психологические особенности. Отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Основные задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Принципы взаимодействия с ними с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная презентация. Теория: Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в жизни общества. Основы проведения социальных акций.

Практические занятия:

Подбор материала и подготовка к проекту «Азбука безопасности». Акция «Безопасная дорога». Подбор материалов и подготовка к проекту «Связь поколений». Акция «Старость в радость». Акция «Мы разные, но мы едины». Права и обязанности несовершеннолетнего. Проект «Береги свое здоровье». Защита социальных проектов. Трудовая помощь пожилым людям. Оказание адресной помощи ветеранам. Станционная игра «Экология вокруг нас». Подбор материала к проведению флешмоба «Мы за здоровый образ жизни».Флешмоб «Мы за здоровый образ жизни». Тренинг «Нет предела силе человека, если эта сила – коллектив». Создание информационного буклета. Представление информационной продукции (буклета, компьютерной презентации) на тему ЗОЖ. Организация и проведение тематических акций (экологических, профилактических,

социально-значимых). Разработка и проведение социальной акции. Виды экологических акций. Тренинг «Каков я на самом деле». Тренинг «Мои сильные и слабые стороны». Тренинг «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Проблемы можно решать». Просмотр и обсуждение фильма «Бабуся». Основные проблемы детей-сирот. Принципы взаимодействия волонтера с ними. Организация мастер – класса для детей находящихся в сложной жизненной ситуаци. Подготовка презентации на тему: Я - волонтер!

Тренинг «День друга» (учимся писать письма друзьям).Дискуссия «Типичные ошибки при презентации своего проекта». Как управлять социальным проектом.


Тема 5. Основы проектной работы. Понятие команды проекта 27ч.


Теория:

Команда - понятие и признаки. Этапы формирования команды. Особенности коллектива в добровольчестве. Субъекты и объекты добровольческой деятельности. Корпоративное добровольчество. Психологический климат коллектива. Игра-путешествие «Потерпевшие кораблекрушение». Тренинг «Мы с тобой похожи тем что..». Цикл проекта. Команда проекта. Расчет времени и стоимости проекта.

Практические занятия: Тренинг на сплочение команды «Свеча доверий». Конференция для участников коллектива «Если шансы у природы». Тренинг – игра «Ветер дует на того….». Встреча с инспектором ОДН. Встреча с психологом «Профилактика алкогольной, никотиновой, компьютерной, игровой зависимостей». Виды зависимостей. «Азбука здоровья». Коллаж на тему «Наш коллектив». Тренинг «Сердце коллектива». Тренинговое занятие «Мы вместе». Тренинг «Мы с тобой похожи тем что..»


Тема 6 «Азбука права» - 33 часа


Теория

Тренинг «Я и семья». Права ребенка в семье. Права и обязанности волонтера. Тренинг «Волонтер реальный, волонтер – идеальный». Подросток и права на труд. Как не стать жертвой преступления. Гражданская позиция. Конвенции о правах ребёнка. Обязанности школьника.

Практические занятия:

Пресс – конференция встреча с инспектором ОДН. Круглый стол «Обязанности подростка». Практикум «Моя гражданская позиция». Акция «Скажи наркотикам стоп!». Подготовка и защита профилактических проектов по проблеме ПАВ. Квест - игра «По трапе прав и обязанностей». Защита социальных проектов.





    1. Планируемые результаты

По окончании реализации программы «Основы проектной деятельности в волонтёрстве» обучающиеся будут уметь:

- характеризовать основные определения предмета учебного курса «Основы проектной работы. Понятие команды проекта»

-определять предмет рассматриваемой общеобразовательной программой — это значит, во-первых, охарактеризовать ее содержание; во-вторых, выявить ее отличие от других учебных дисциплин;

-определять научную и технологическую составляющие  понятия «проектная деятельность»;

-применять полученные з.у.н общеобразовательной программы «Основы социально-проектной деятельности в волонтёрстве»;

-анализировать взаимосвязь с другими общеобразовательными программами;

-применять некоторые рациональные приемы, обеспечивающие успешное выполнение учебной, исследовательской, социальной проектной работы;

-выделять виды учебно-исследовательских, научно-исследовательских, социально- значимых проектных работ;

-выполнять основные этапы проектирования;

 -практически выполнять проектные задания и задачи;

- определять проблему и вытекающие из неѐ задачи;

- ставить цель;

-составлять и реализовывать план проекта;

-отбирать материал из информационных источников, анализировать полученные данные, делать выводы;

-оценивать работу по критериям оценивания;

-выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать презентации проекта;

-оформлять результаты проектной деятельности;

-проводить рефлексию своей деятельности;

-работать в парах и в группах.

должен знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

-типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

-этапы выполнения проекта;

-структуру проекта;

-критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

- нормативно-правовую основу волонтёрской деятельности;

-роль государства в развитии волонтерской деятельности;

- основы социального проектирования;

- основы организации и проведения социальных, экологических, патриотических акций;

-методы и формы пропаганды здорового образа жизни;

будут владеть:

- навыками коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности и критического мышления;

- быть готовыми к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

- обладать навыками проектной деятельности, а также самостоятельного применения

приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов;

- самостоятельно определять цели и формулировать гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.


2. Организационно – педагогические условия реализации программы

2.1. Кадровое обеспечение

Реализация дополнительной общеразвивающей программы обеспечивается педагогическими кадрами, в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и защиты РФ от 05.05.2018 №298н имеющими:

  • высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки";

или

  • образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, и получение (при необходимости, после трудоустройства) дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки";

  • отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

  • В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 (в ред. приказа Минпросвещения России от 30.09.2020 №533), образовательная организация вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется образовательной организацией.


2.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение


Дополнительная общеразвивающая программа обеспечена учебным планом, календарным учебным графиком, учебно-методической документацией.

В учебном процессе используются видеофильмы, мультимедийные материалы. МАУ ДО МУК «Эврика» предоставляет обучающимся возможность доступа к информационным ресурсам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Установлен Контент-фильтр.


Основные источники:

  1. Учебное пособие «Волонтерское движение» прошлое и настоящее.

Составили: К.А.Потапова, Г.Р. Джумагалиева КНОРУС – 2016г.

  1. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018г.-160с.

Дополнительные источники:

  1. Министерство образования иркутской обрасти центр профилактики, реабилитации и коррекции «Я – волонтер», пособие для добровольцев и волонтеров образовательных организаций по профилактике социально-негативных явлений и пропаганде ЗОЖ (здорового образа жизни) среди сверстников. Выпуск 1. Иркутск 2016г.

  2. «Библиотечка» для учреждений дополнительного образования детей № 5-2017.ISSN 2500-1876. Издается при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ФГАУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки РФ.

  3. «Внешкольник» 5 (179)/2017 информационно-методический журнал, Дополнительное образование и социальное воспитание детей и молодежи . ISSN 2500-1884

  4. Методические рекомендации по организации обучения участников добровольческой деятельности. Ассоциация волонтерских центров. УДК 37.09 ББК 74.04 Ивоева А.В. Методические рекомендации по организации обучения участников добровольческой деятельности. — М.: АВЦ, 2020. — 89с.

Интернет-ресурсы:

  1. www.edu.ru – каталог образовательных Интернет-ресурсов

  2. Вострякова, Т. Н. Социальный проект в школе как средство социализации учащихся / Т. Н. Вострякова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/995/ (дата обращения: 12.05.2021).

  3. Бобылева, М. Н. Социальное проектирование как средство формирования у воспитанников социальной компетентности (из опыта социального проектирования детской организации «Новое поколение» г.Нерехты, Костромской области) / М. Н. Бобылева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 669-671. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6886/ (дата обращения: 12.05.2021).

Информационное обепечение:

  1. 1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82Практическое руководство для начинающих волонтеров

  2. 2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua

  3. 3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319


Методические материалы:


  1. Сеитова М.Р. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по темам «История волонтерства», «Правила безопасного поведения волонтеров», «Возникновение и развитие волонтерского движения в Российской Федерации». – Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2021. – 33 с.

  2. Сеитова М.Р. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по теме «Социальное проектирование». – Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2021. – 33 с.

  3. Сеитова М.Р. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по теме «Стратегия развития волонтерского движения».- Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2021. – 33 с.

  4. Сеитова М.Р. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по теме «Основы проектной работы».- Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2021. – 33 с.

  5. Сеитова М.Р. Методические указания к лабораторно-практическим занятиям по теме «Понятие команды проекта».- Новый Уренгой: МАУ ДО МУК «Эврика», 2021. – 33 с.


2.3. Материально- техническое обеспечение:

Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие специализированного кабинета, имеющего:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в сеть Интернет с установленным Контент-фильтром, лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение по профилю обучения; мультимедийный проектор, экран.

Для проведения лабораторно-практических занятий используются:

- футболки, кепки, бейджи, баннер

Дидактические материалы

- сценарии и методические разработки мероприятий

Учебный процесс обеспечен дидактическими материалами по всем темам программы:

  • наглядный материал - эскизы, альбомы, фотографии;

  • раздаточный материал - карточки, тесты, дневник волонтера;

  • информационно-методический материал - журналы, учебники;

  • диагностический материал: карточки с заданиями, тесты, анкеты.


3.Формы аттестации


С целью оценки степени и уровня освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей программы на разных этапах её реализации, проводятся текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации в соответствии с Положением МАУ ДО МУК «Эврика» «О порядке, формах и периодичности текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся».

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка качества усвоения обучающимися учебного материала. Проводится в форме педагогического наблюдения, устного опроса, собеседования, взаимопроверки в мини-группах, фронтальной беседы, др.

Промежуточная аттестация – оценка качества усвоения обучающимися учебного материала, проводимая по итогам учебного периода (полугодия). Формы проведения промежуточной аттестации определяются спецификой и направленностью программы и включают в себя: конкурс проектов, викторина, тематическая акция, тестирование, защита творческих работ, защита реферата.

устные опросы, групповые задания с инструкционными картами.

Итоговая аттестация – оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения программы. Итогом образовательного процесса является сумма образовательных результатов, достигнутых обучающимися на разных уровнях:

  • результаты на уровне образовательного объединения в рамках освоения дополнительной общеразвивающей программы;

  • результаты на уровне учреждения;

  • результаты, достигнутые на внешнем уровне.


В МАУ ДО МУК «Эврика» действует безоценочная система обучения.

По итогам проведения промежуточной и итоговой аттестации педагог анализирует и определяет уровень знаний, умений и навыков обучающихся по следующим уровням:

  • низкий уровень - до 40%;

  • средний уровень - от 41 до 70%;

  • высокий уровень - от 71 до 100%.


При низком уровне освоения программы:

  • воспроизведение и запоминание;

  • умение показывать, называть, давать определения, формулировать правила;

  • не принимает участие в смотрах, конкурсах, акциях;


При среднем уровне освоения программы:

  • применение знаний в знакомой ситуации;

  • выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма;

  • умение измерять, объяснять, сравнивать, соблюдать правила;

  • участие в смотрах, конкурсах, акциях;


При высоком уровне освоения программы:

  • способность самостоятельно определить способы выполнения полученного задания;

  • творческое применение полученных знаний на практике в незнакомой ситуации;

  • умение анализировать информацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций;

  • самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал;

  • победитель или призер смотров, конкурсов, активное участие в акциях, их организация.


Задание для проведения промежуточной аттестации:

1.Подобрать нормативно - правовые документы по вопросам добровольческой

деятельности

2.Сформировать теоретический минимум по теме «Зарубежный опыт волонтерского

движения в разных странах».

3. Выполнить презентацию по теме «Опыт работы волонтерских организаций».

4. Проанализировать компетенции, необходимые волонтеру.

5. Описать принципы волонтерской деятельности.

6. Описать технологии создания эффективно работающей команды волонтеров.

7. Рассмотреть технологии набора волонтеров.

8. Составить вопросы для интервью с волонтером.

9. Разработать тренинговое занятие для обучения волонтеров.

10. Создать проект смены в детском оздоровительном лагере для обучения волонтеров.

11. Представить методы оценки работы волонтера.

12. Описать технологии обучения волонтеров.

13. Разработать профориентационный волонтерский проект «Один день в ВУЗе».

14.Написать эссе на тему «Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества» (или «Я – волонтер»).

15. Составить глоссарий: «волонтер», «доброволец», «добровольчество», «волонтерская

деятельность» «социально-значимая деятельность», «проект», «тимуровцы» и др.

16. Составить буклет «Памятка молодого волонтера».

17. Разработать памятку «Как стать волонтером».

18. Разработать волонтерский проект и представить его на конкурс социально-значимых проектов.

19. Исследовать уровень осведомленности молодежи о добровольческой деятельности.

20. Составить проект конференции «Развитие добровольчества в Российской Федерации 2020. От настоящего к будущему».

21. Заполнить рабочую тетрадь по дисциплине.

22. Выполнить творческую работу «Идеальный волонтер».

23. Составить матрицу актуальных добровольческих проблем в виде таблицы (презентации, коллажа и др.)

24. Выполнить презентацию по теме «Волонтер – это..»

25.Составить концептуальную карту по теме «Системное развитие России».

26. Составить текст выступления на «круглом столе», конференции по проблемам добровольческой деятельности.

27.Выполнить коллаж по теме «Современные направления волонтерской деятельности».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сеитова Мадина Руслановна

Дата: 17.05.2021

Номер свидетельства: 580616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства