Эта программа предназначена для детей 9-12 лет. Занятия проводятся один раз в неделю. На этих занятия дети познают о хороших поступках, о дружбе, добре и зле.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа театрального кружка "В гостях у сказки"»
« Театр - ничуть не безделица и
вовсе не пустая вещь...
Это такая кафедра, с которой можно
много сказать миру добра».
Н.В. Гоголь
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности учителя дополнительного образования «В гостях у сказки» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОО «Школа №15»
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Ведение кружка « В гостях у сказки» в общеобразовательной школе способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс, т.к. происходит сплочение коллектива, расширяется культурный диапазон учеников и учителя, повышается культура поведения. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, трудовой опыт и развивает его.
Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и развивает фантазию, воображение, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в коллективе. Занятия кружка учат учащихся общаться друг с другом, делиться мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, развивают психологические структуры (внимание, мышление, волю, память), придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. С помощью педагога юные артисты работают над своими ролями, со словом, его произнесением и звучанием, чистотой интонации, ясной артикуляцией, мимикой, точностью ритмического рисунка, находят нужные краски и средства выразительности для раскрытия художественного образа. Выбор роли происходит по взаимному согласию учителя и учащихся. Занятия кружка способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытия “Я” личности учащегося служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой.
При отработке сценического движения большое внимание уделяется пластике, выразительности движений. Работа кружка предполагает знакомство с основами актерского мастерства, просмотр телеспектаклей, выезд в театр, постановки мини-спектаклей.
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Именно выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность программы системы классных часов.
Программа «В гостях у сказки» реализуется классным руководителем в сотрудничестве с родителями. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время. На занятиях используется яркая наглядность, дополнительная литература, электронные ресурсы.
Данная программа способствует активности школьников, его участию в обсуждении жизненных ситуаций, пробуждению у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.
Цели:
приобщение учащихся к театральному искусству; . обогащение духовных потребностей ребенка; . развитие его творческой активности.
Задачи:
. пробудить эстетическое чувство и творческое начало; . освоить необходимые навыки актерской техники; . развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик; . развить природные детские способности ребят: фантазию, воображение, внимание, контактность. Для достижения наилучших результатах в воспитании детей особое внимание можно уделить театрализации сказки. В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние…Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка предназначена для детей 9-12 лет. Кружок «В гостях у сказки» проводится 1 раз в неделю, в течение 40 минут.
Форма подведения:
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, других учреждений, показывать сказки за пределами посёлка, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Содержание работы театрального кружка « В гостях у сказки»
Занятия в кружке «В гостях у сказки» ведутся по программе, включающей несколько разделов. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда, противопожарного инструктажа учащихся, инструктаж по ПДД.
В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
1. Тема «Пластичность» (4 часа).
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки. Формы – театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
2. Тема «Речевая гимнастика» (5 часов).
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть. «Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса. Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
3. Тема «Развитие речи» (6 часов)
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.
4. Тема «Знакомство с традициями» (4 часа).
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, КВН.
5. Тема «Театр» (4 часа).
Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, экскурсии в театр, в костюмерную, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре, Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка спектакля.
6. Тема «Творчество» (5 часов).
В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Постановка спектакля» (4 часа).
«Постановка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.
1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведения руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения. Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновений героев. 2. Коллективное разучивание реплик. От формирования целостного эмоционального состояния следует переходить к более детальному анализу ролей. 3. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов. Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждогоперсонажа. 4. Коллективно выполняются эскизы декораций, костюмов, их изготовление. 5. Индивидуальная подготовка главных исполнителей. 6. Повторное обращение к тексту пьесы. 7. Генеральные репетиции, выступление. 8. Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации.
Средства обучения.
Печатные тексты;
Комплекты кукол;
Ширма;
Ткань;
Наглядность.
Технические средства обучения:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран проекционный,
интерактивная доска, -DVD,
музыкальные инструменты
Ожидаемые результаты:
К концу года занятий ребёнок
Должен знать: 1. Что такое театр 2. Чем отличается театр от других видов искусств 3. С чего зародился театр 4. Какие виды театров существуют 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Иметь понятия: 1. Об элементарных технических средствах сцены 2. Об оформлении сцены 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Уметь: 1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене 2. Образно мыслить 3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве
Приобрести навыки: 1. Общения с партнером (одноклассниками) 2. Элементарного актёрского мастерства 3. Образного восприятия окружающего мира 4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 5. Коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, способность бережного отношения к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Литература:
1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000. 2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004. 3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005. 4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа». No11/1997. 5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006. 6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003 7. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
Тематическое планирование театрального кружка «В гостях у сказки»
№
Тема
Кол – во часов
1
Вводная беседа
1час
2
Пластичность
4 часа
3
Речевая гимнастика
5 час
4
Развитие речи
6 час
5
Фольклор
4 час
6
Знакомство с традициями
4 час
7
Театр
4 час
8
Творчество
5 час
9
Постановка спектакля
4 час
Итого: 35 час.
Учебно-тематический план
№
Тема занятий
Количество часов
Сроки
111
Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка
1
Пластичность
2 2-4
Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).
3
33 3 5
Выпуск газеты «Слово в театре…»
1
Речевая гимнастика
44 6-7 7
Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки.
Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…»
1
7 12
Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.
1
8 13
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»).
1
9 14
Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.
1
11
Фольклор
1 15
Отработка роле. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
1
116
Отработка ролей в 8,9,10,11 явлениях. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)
1
117-
Подбор музыкального сопровождения к сценарию сказки. Репетиция.
1
1 18
Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.
1
16
Выступление со спектаклем перед учениками, учителями школы и родителями
Знакомство с традициями
1 19
Связь этики с общей культурой человека. (Уважение человека к человеку, к природе, к земле, к Родине, к детству, к старости, к матери, к хлебу, к знанию; к тому, чего не знаешь, самоуважение).
1
1 20
Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет»)
1
2 21
Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов».
1
21 22
Привычки дурного тона.
1
22
Выпуск газеты
Театр
1 23
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата
1
2 24
Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна»
1
3 25-2 26
Вечер «Знание – сила»
2
Творчество
4 27
Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
1
5 28-2 29
Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре : «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».
2
6 30
Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов.
1
7 31
Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.
1
Постановка спектаклей
8 32
Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).
1
9 33
Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).
1
1 34
Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»).
1
11 35
Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).
1
12
Выступление ребят за пределами посёлка, анализ работы за год