«Мир вокруг нас» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Содержание курса «Мир вокруг нас» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей: - идея многообразия мира; - идея экологической целостности мира; - идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Программа кружка «Мир вокруг нас» способствует усвоению обучающимися необходимых знаний, помогает обучающимся находить ответы на все вопросы, интересующие ребят, а так же удовлетворить любопытство, формировать в свободном общении у обучающихся интерес к естественнонаучным дисциплинам, основам экологической культуры. Формирование представлений целостной картине мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности обучающегося средствами курса окружающего мира. Деятельность кружка организована в рамках общекультурного направления. Программа строится на основе принципов: - принципа целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней; - принципа междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии; - принципа взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем; - принципа соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся. Программа кружка «Мир вокруг нас» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные на уроках, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими материалом занятий позволяет раскрывать связи между новым материалом и предыдущим, создавая условия для повышения метапредметных результатов образования, обеспечивает различными видами деятельности, активизирует познавательный интерес и создает возможность для более успешного формирования регулятивных УУД. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от умения наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, к проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на защитах мини-проектов. Защита мини-проектов рассматривается как один из способов формирования регулятивных и личностных УУД во время выполнения работы. Поэтому особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников. Вспомогательным средством при освоении экологических знаний является использование туристской деятельности. Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: - Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. - Изучение природы родного края. - Развитие познавательного интереса учащихся к природе - Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Возраст детей от7 до 11лет. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от15 человек. Планируемые результаты Система контроля и оценки достижения планируемых результатов. Формы и средства контроля. Формы учебных занятий в кружке различны: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом. Индивидуальная работа Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачами руководителя кружка является: - выявить уровень знаний учащихся о природе; - способствовать развитию личностных компетентностей у обучающихся; - формировать у обучающихся целостную систему представлений, понятий, умений и навыков; - проводить мониторинг сформированности познавательного интереса учащихся. Работа в парах Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища. Работа проходит в 2 этапа: 1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу. 2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе. Групповая работа Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования. Организация групповой работы: - распределение работы между участниками; - умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы; - владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля; - умение представить результат работы, обосновать выбор решения Формами контроля сформированности представлений об окружающем мире являются: þ соревнования, турниры, þ спектакли, þ интеллектуальные игры, þ конкурсы, викторины, þ конференции ( см. Приложение 1), þ изобразительные работы, выставки (см. Приложение 2) þ портфолио обучающегося (см. Приложение 3) . Основная цель проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания. Планируемые результаты: 1 класс: Личностными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1-м классе является формирование следующих умений: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения кружка «Мир вокруг нас» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - Учиться высказывать своё предположение (версию). - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации. - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). - Слушать и понимать речь других. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 2 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем . - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - 3 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты. Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. - Учиться совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем. - Формулировать и высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться толерантно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 4 класс: Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. - Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. - В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. - Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). - Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. - Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. - Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). - Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные результаты 1-2 класс доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. 3- 4 класс оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. Предполагаемые результаты реализации программы На первом уровне школьник должен уметь: называть окружающие предметы и их взаимосвязи; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года.: перечислять особенности растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. На втором уровне школьник должен уметь: объяснять, как люди помогают друг другу жить; оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения). На третьем уровне школьник должен уметь: наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс 1. Как мы понимаем друг друга.( 5ч) Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости. Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; Составление режима дня Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.) Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам. 2. Времена года (4 ч.) Приметы осени. Листопад. Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель. Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны. Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. 3. Как ты познаёшь мир (2 ч.) Органы чувств человека. Память – хранилище опыта. Ум. 4. Твоя семья и друзья (3 ч.) Твоя семья и её состав. Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека. 5. Что нас окружает( 6 ч.) Город (село) и его особенности. Взаимосвязь людей разных профессий. Зависимость человека от природы. Три состояния воды. 6. Живые обитатели планеты (8 ч.) Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Сходство растений и животных. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Правила поведения в природе. Бережное отношение к окружающему миру. 7. КТД (3 ч.) Конкурсные и развлекательные программы. Свойства предметов, их части и действия с ними. Книга хранит знания и опыт людей. Правила безопасного поведения на улице. 8. Итоговое занятие. (1 ч.) Игра «Поле чудес» 2 класс Наша планета Земля (22 ч) Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето? Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте. Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки? Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей. Земля – наш общий дом (12 ч ) Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» 3 класс ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3ч.) Почему пластилин мягкий, а стекло – твердое Энергия. Как происходит превращение энергии. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». | ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ (4ч.) Планета, охваченная жизнью. О тех, кто всех кормит, всех поедает, все убирает. Солнце – источник энергии. Интеллектуальный марафон «загадочная планета» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (4 ч) Цепи питания. Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. Лесные загадки. Игра «Детектив» Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч) Растения и их роль на Земле .Экскурсия. О братьях наших меньших. Рыбы и их многообразие Час эрудитов «Птичьи имена». Проект «Сохраним красоту природы» ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА(3 ч) Человек и его корни. Родословное древо семьи Моя Родина – Россия! Путешествие в прошлое. История моей Родины. ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) Откуда пошла земля Русская! Ледовое побоище. Слово о полку Игореве. Московское государство. Московский Кремль. Смутное время в России. Преобразования Петра I Екатерина Великая Михаил Васильевич Ломоносов Отечественная война 1812 года. Император Александр II Времена Советской власти и СССР. Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) Российская Федерация Проект «Сохраним историю Кузбасса» 4 класс КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. Опора тела и движение Наше питание О дыхании и вреде курения. Органы чувств человека. Диспут «Тело человека и охрана здоровья» РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) Растения и животные на службе у человека. Изобретение рычага и колеса и их применение Свойства воды и воздуха и их использование человеком. Как человек использует горные породы и минералы Как обрабатывают металлы. Невидимая сила Человек проникает в тайны природы Экологический проект «Земля – планета жизни» ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) Как стать личностью? Эмоции и чувства Как настроение? ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) Почему возникают конфликты? Совесть. Путешествие по правам человека. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) Добро и зло в Первобытном мире Мир средневековых цивилизаций Технические достижения эпохи Нового времени 21 век ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» Мы не похожи, ну и что же? Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) Что такое деньги. Почему разные страны помогают друг другу? Сказки разных народов Глобальные проблемы Проект «Моё человечество» | | | УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Первый год обучения № | Название темы | Количество часов | | Теорет. | Практ. | всего | | Как мы понимаем друг друга | | | 5ч | 1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | 1 | - | 1 | 2-3 | Школьные правила вежливости. | 1 | 1 | 2 | 4 | Режим дня школьника. | | 1 | 1 | 5 | Ты – ученик. | | 1 | 1 | | Как мы познаём, что перед нами | | | 2ч | 6 | Что за словом? | 1 | - | 1 | 7 | Путешествие в Загадайку. КТД | - | 1 | 1 | | Времена года | | | 4ч | 8 | Осенние посиделки. | | 1 | 1 | 9 | Зимушка-зима. | | 1 | 1 | 10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | | 1 | 1 | 11 | Весёлое лето. | 1 | - | 1 | | Как ты познаёшь мир | | | 3ч | 12 | Глаза – главные помощники человека. | 1 | | 1 | 13 | Память и ум – помощники человека. | 1 | | 1 | 14 | Жить – с книгою дружить. КТД | | 1 | 1 | | Твоя семья и друзья | | | 3ч | 15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | - | 1 | 1 | 16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | | 1 | 1 | 17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | - | 1 | | Что нас окружает | | | 7ч | 18 | Моя станица. Достопримечательности станицы. | | 1 | 1 | 19 | Мы – пешеходы. | - | 1 | 1 | 20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | 1 | - | 1 | 21 | Из чего что сделано? | 1 | - | 1 | 22 | Водица-царица.(Три состояния воды) | - | 1 | 1 | 23 | Транспорт. Мы – пассажиры. | - | 1 | 1 | 24 | Мой путь от дома до школы. КТД | 1 | - | 1 | | Живые обитатели планеты | | | 8ч | 25 | Живое и неживое. | | 1 - | 1 | 26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | - | 1 | 27 | Путешествие по зоопарку. | | 1 | 1 | 28 | Домашние любимцы и комнатные растения. | 1 | - | 1 | 29 | Собака – верный друг человека | 1 | - | 1 | 30 | Строение тела человека. | 1 | - | 1 | 31 | Правила поведения в природе. | | 1 | 1 | 32 | Земля – наш общий дом. | 1 | - | 1 | | Итоговое занятие | | | 1ч | 33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | - | 1 | 1 | 2-й год обучения № п\п | Название темы | Кол-во часов | Всего | Теорет. | Практ | | НАША ПЛАНЕТА | | | 12ч | 1 | Мир живой и неживой природы | | 1 | 1 | 2 | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | | 1 | 1 | 3 | Как без часов определить время суток? | | 1 | 1 | 4 | Форма Земли | | 1 | 1 | 5 | О чем рассказывает глобус | 1 | | 1 | 6 | Викторина «Занимательный мир» | 1 | | 1 | 7 | Звёзды, созвездия, планеты. | 1 | | 1 | 8 | Земное притяжение. | | 1 | 1 | 9 | Почему день сменяется ночью? | 1 | | 1 | 10 | Почему бывает лето? | 1 | | 1 | 11 | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | | 1 | 12 | Прозрачный невидимка (воздух) | | 1 | 1 | 13 | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | | 1 | 14 | Путешествие по карте России. | 1 | | 1 | 15 | Адрес на глобусе и карте | 1 | | 1 | 16 | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | | 1 | 17 | Путешествие по морям и океанам | 1 | | 1 | 18. | Куда текут реки? | 1 | | 1 | 19. | Как рождаются реки? | 1 | | 1 | 20. | Моря и острова | 1 | | 1 | 21. | Жители морей. | 1 | | 1 | 22. | Проект «Страна, в которой я живу» | 1 | | 1 | | ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | | | 12ч | 23. | Жизнь вокруг нас | | 1 | 1 | 24 | Путешествие по природным зонам | 1 | | 1 | 25 | Красная книга | | 1 | 1 | 26 | Жизнь леса | 1 | | 1 | 27 | Хрупкая природа степей и пустынь | | 1 | 1 | 28 | Где растут тропические леса? | 1 | | 1 | 29 | Животные гор. | 1 | | 1 | 30. | Путешествие по Европе | 1 | | 1 | 31 | Страны Африки и Америки | 1 | | 1 | 32 | Австралия и Антарктида | 1 | | 1 | 33 | Родина моя –Россия. | 1 | | 1 | 34 | Земля – наш общий дом. Выставка работ. | | 1 | 1 | | ИТОГО: | | | 34 | | | | | | | 3-й год обучения № п\п | Название темы | Кол-во часов | Всего | | | Теорет. | Практ. | | | ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | | | 3ч. | 1 | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | | 1 | 2 | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | | 1 | 1 | 3 | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | | 1 | 1 | | ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ | | | 4ч | 4 | Живая оболочка планеты. | 1 | | 1 | 5 | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | | 1 | 1 | 6 | Солнце - как источник энергии. | | 1 | 1 | 7 | КВН «Планета загадок» | 1 | | 1 | | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | 1 | | 4ч. | 8 | Цепи питания | | 1 | 1 | 9 | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 1 | | 1 | 10 | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 1 | | 1 | 11 | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | | | 1 | | ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | | | 5ч. | 12 | Растения и их роль на Земле. Экскурсия. | | 1 | 1 | 13 | О братьях наших меньших. | 1 | | 1 | 14 | Рыбы и их многообразие. | 1 | | 1 | 15 | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | | 1 | 16 | Проект «Сохраним красоту природы» | | 1 | 1 | | ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | | | 3ч | 17 | Человек и его корни. Родословное древо семьи | 1 | | 1 | 18 | Моя Родина – Россия! | 1 | | 1 | 19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | | 1 | 1 | | ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | | | 13 ч. | 20 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | | 1 | 21 | Ледовое побоище. | 1 | | 1 | 22 | Слово о полку Игореве. | | 1 | 1 | 23 | Московское государство. | 1 | | 1 | 24 | Московский Кремль. | 1 | | 1 | 25 | Смутное время в России. | 1 | | 1 | 26 | Преобразования Петра I | 1 | | 1 | 27 | Екатерина Великая | 1 | | 1 | 28 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | 1 | 29 | Отечественная война 1812 года. | 1 | | 1 | 30 | Император Александр II | 1 | | 1 | 31 | Времена Советской власти и СССР. | | 1 | 1 | 32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | | 1 | 1 | | СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | | | 2ч | 33 | Российская Федерация | | 1 | 1 | 34 | Проект «Сохраним историю Кузбасса» | | 1 | 1 | | Итого | | | 34ч | 4-й год обучения № п\п | Название темы | Кол-во часов | Всего | | | Теорет. | Практ. | | | КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 1 | | 7ч. | 1 | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | | 1 | 2 | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | | 1 | 3 | Опора тела и движение. | | 1 | 1 | 4 | Наше питание | 1 | | 1 | 5 | О дыхании и вреде курения. | 1 | | 1 | 6 | Органы чувств человека. | 1 | | 1 | 7 | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | | | 1 | | РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | | | 8ч. | 8 | Растения и животные на службе у человека. | | 1 | 1 | 9 | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | | 1 | 10 | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | | 1 | 11 | Как человек использует горные породы и минералы | 1 | | 1 | 13 | Как обрабатывают металлы. | 1 | | 1 | 14 | Невидимая сила | | 1 | 1 | 15 | Человек проникает в тайны природы | 1 | | 1 | 16 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | | 1 | 1 | | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | | | 3ч | 17 | Как стать личностью? | 1 | | 1 | 18 | Эмоции и чувства | 1 | | 1 | 19 | Как настроение? | | 1 | 1 | | ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | | | 3ч | 20 | Почему возникают конфликты | 1 | | 1 | 21 | Совесть. | | 1 | 1 | 22 | Путешествие по правам человека. | 1 | | 1 | | ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | | | 3ч. | 23 | Добро и зло в первобытном мире | 1 | | 1 | 24 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | | 1 | 25 | Технические достижения эпохи Нового времени. 21 век | | 1 | 1 | | ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | | | 4ч. | 26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 | | 1 | 27 | Мы не похожи, ну и что же? | | 1 | 1 | 28 | Пути духовных исканий. | 1 | | 1 | 29 | Выставка работ «Дети разных народов» | | 1 | 1 | | ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | | | 5ч. | 30 | Что такое деньги | 1 | | 1 | 31 | Почему разные страны помогают друг другу? | 1 | | 1 | 32 | Сказки разных народов | | 1 | 1 | 33 | Глобальные проблемы | 1 | | 1 | 34 | Проект «Моё человечество» | | 1 | 1 | | ИТОГО: | | | 34ч. | МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА № п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количест- во часов | Библиотечный фонд. (для учителя) | 1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 | 2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 | 3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 | 4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 | 5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 | 6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 | 7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | | Библиотечный фонд. (для учеников) | 1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 | 2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 | 3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 | 4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 | 5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 | 6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 | 7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 | 8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 | 9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 | 10 | Г.К. Плотников. Животный мир Краснодарского края. | 1 | 11 | Тайны живой природы. Рик Моррис | 1 | Наглядные пособия | 1 | натуральные живые пособия :растения, животные. | | 2 | коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; | 2 | 3 | гербарии; коллекции насекомых; | 3 | 4 | изобразительные наглядные пособия – таблицы | 5 | 5 | предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества | | Технические средства обучения. | 1 | компьютер, | 1 | 2 | медиапроектор | 1 | 3 | экран | 1 | Экранно-звуковые пособия | 1 | Диск. «Звуки живой природы» | 1 | 2 | Фильм «Многообразие животного мира» | 1 | 3 | Фильм «Природа в разное время года» | 1 | 4 | Фильм «Бережем природу» | 1 | 5 | Презентация «Человек как часть природы» | 1 | 6 | Презентация «Что такое снег» | 1 | 7 | Презентация «Мой город в разное время года» | 1 | 8 | Презентация «Виды транспорта на улице моего города» | 1 | 9 | Презентация «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений» | 1 | 10 | Презентация «Звери и растения нашего края». | 1 | 11 | Презентация «Красная книга» | 1 | | Список использованной литературы: А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011. А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Наша планета Земля» учебник в 2 ч. – М.: Баласс, 2011. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. Рабочая тетрадь.2 класс - М.: Баласс, 2011. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: Баласс, 2011. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Моё Отечество» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2011. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., СизоваЕ.В.Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса. – М.: Баласс, 2011. Сизова Е.В., Харитонова Н.В.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Моё Отечество») для 3-го класса - М.: Баласс, 2011. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 211. Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова , И. В.Харитонова, С. С. Кузнецова, Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество». 4 класс. – М.: Баласс, 2011. Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: учебник для 4 класса. – М.: Баласс, 2011 Вахрушев, А. А. Данилов, Д. Д. Окружающий мир. Человек и природа: Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и природа» 4 класс. – М.: Баласс, 2011. Сизова Е.В., Стойка Е.И.Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Человек и человечество») для 4-го класса.- М.: Баласс, 2011 2. Информационно-коммуникативные средства. Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева 3. Наглядные пособия. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева. 4. Материально-технические средства. Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц. Список рекомендуемой литературы: для учителя: 1. Методические рекомендации МУМЦ по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении. 2. Истомина Н. Б. Уроки окружающего мира. 2 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации / Пособие для учителей. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010. 3. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2009 г. 4. Поглазова О.Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г. 5. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. Программа и тематическое планирование для начальной школы. Москва «Просвещение» 2003. 6. О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс. Москва «Вако» 2006. 7.Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2009. 8.Тетрадь «Проверь себя» .А.А. Плешаков.4класс.в 2-х ч.- М.: Просвещение,2012г. 9.А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010. 10.О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. Москва. «ВАКО». 2007 11.Тесты. Начальная школа.4класс:Учеб.метод.пособие/Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова и др.- 2-е изд.исправ.-М.:Дрофа,2003.-144с.: ил. для учащихся: 1.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г. 2.Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010 г. 3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010. 4. А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Учебник в двух частях. Москва «Просвещение» 2006. 5.А. А. Плешаков. Мир вокруг нас. 3 класс. Рабочая тетрадь, ч.1,2. Москва «Просвещение» 2009.. 6. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2007. 7.Тетрадь «Проверь себя» .А.А. Плешаков.4класс.в 2-х ч.- М.: Просвещение,2012г. 8. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010. |