Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Твори Добро"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 имени Ивана Нечаева
городского поселения поселка Чистые Боры
Буйского муниципального района Костромской области
Программа
воспитательной деятельности
классного руководителя
«Твори Добро»
Мусарова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория;
Сипилина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе:
Федерального закона «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07. 2013),
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897),
Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников,
Программы развития МОУ СОШ №1 имени И. Нечаева г.п.п. Чистые Боры.
Программы духовно-нравственного воспитания Содружество поколений «Русская изба» МОУ СОШ №1 имени Ивана Нечаева г.п.п. Чистые Боры
Актуальность программы
Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.
В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.
Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.
Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
«Обеспечение духовно-нравственного развития личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, направленной на модернизацию страны. Духовно-нравственное развитие гражданина есть развитие России, осуществление процесса модернизации страны в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Духовно-нравственное воспитание школьников есть задача первостепенной важности, государственный заказ для общеобразовательной школы.
Духовно-нравственное воспитание - это и система воспитательных мер, и специально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека.
Воспитательной службой нашей школы был проведён мониторинг нравственной воспитанности подростков. На диаграмме представлены результаты этого мониторинга.
Мониторинг нравственной воспитанности подростка
Из диаграммы видно, что 53% учащихся имеют средний и низкий уровень воспитанности.
Нами проведен подобный мониторинг на ступени начальной школы. На диаграмме представлены результаты этого мониторинга.
Из диаграммы видно, что 62% учащихся начальной школы имеют средний и низкий уровень воспитанности. Это показатель имеющихся проблем в системе нравственного воспитания учащихся, над которыми необходимо работать классному руководителю.
Таким образом, приоритетным направлением воспитательной работы в начальной школе должно быть духовно-нравственное воспитание. Поэтому в программу воспитательной работы во всех классах включён цикл бесед со священником так как православные ценности не противоречат общечеловеческим, государственным, национальным, более того, они являются базовыми.
От школы нельзя требовать полного решения задач воспитания. Это может сделать только общество в целом. Но в каждой этой ситуации мы можем повлиять на развитие духовного мира наших детей своими словами и делами. Мы можем повлиять на часть того мира, в котором живет школьник, работая с родителями. Поэтому в программу включены психологические и педагогические тренинги, родительские всеобучи.
Цель программы: создание условий для воспитания гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, твердой моралью, ориентированного на саморазвитие и сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
.
Для реализации программы требуется решить следующие задачи:
воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения
познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного, социального саморазвития.
Программа рассчитана на 4 года, каждый год реализации программы имеет свои цели и задачи.
1-й год реализации программы (1-й класс):
Цель: создание условий для вхождения в новую социальную роль - роль школьника
Задачи:
обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
2-й год реализации программы (2 класс):
Цель: обучение коллективной деятельности
Задачи:
воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, мини группе, коллективе;
создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;
нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;
создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;
4-й год реализации программы (4 класс):
Цель: формирование самосознания учащихся
Задачи:
формировать устойчивую потребность у учащихся к саморазвитию;
поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;
формировать активную жизненную позицию
Участники программы «Твори Добро»: учащиеся, классный руководитель, педагоги, работающие в классе, школьный психолог, социальный педагог, педагог-организатор, родители учащихся, священник.
Прогнозируемые результаты:
настойчивость в достижении учащимися поставленных целей, стремление преодолевать затруднения в учебе и внеклассной работе, в личном поведении, умение проявлять собранность, организованность
стабильный положительный настрой учащихся к активной познавательной и творческой деятельности
осознание учащимися ценности межличностных отношений и необходимости их расширения
заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей своих детей, учащихся класса
хороший уровень удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса, школы
высокий уровень сплоченности детского коллектива.
следование идеалам добра и преодоления зла; развитие нравственного сознания и самосознания, нравственного поведения
Инструментарий для оценивания:
самооценивание
коллективное обсуждение
презентации творческих работ
творческий отчет
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
активность в проектах и исследованиях по внеурочной деятельности
мониторинги уровня воспитанности
анализ успеваемости школьников
анкеты
диагностический мониторингинтеллектуальных способностей и личностных особенностей
Тест Тулуз-Пьерона «Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»
ГП «ИМАТОН» Санкт-Петербург
1997
3
Тест Тэммл, Дорки, Амен (диагностика уровня тревожности)
ГП «ИМАТОН» Санкт-Петербург
1999
4
«Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» (интеллектуальные способности и личностные особенности)
ГП «ИМАТОН» Санкт-Петербург
1999
5
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» (интеллектуальные способности и личностные особенности)
ГП «ИМАТОН» Санкт-Петербург
2001
Взаимодействие с социальными партнерами
Содержание программы:
Общеинтеллектуальное направление
Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.
Планируемые результаты:
приобретение знаний об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий
формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность
умение высказывать мнение, обобщать, классифицировать, обсуждать
умение самостоятельно применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат
Сроки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сентябрь
Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
Праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!»
Обучающая игра «Учебники - наши помощники»
Активное занятие «Учебная книга – наш друг»
Игра «Что? Где? Когда?»
Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
Классный час «Встречают по одёжке, провожают по уму».
Октябрь
Экскурсия в школьную библиотеку.
Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
Праздник «Золотая осень».
Экскурсия в поселковую библиотеку.
КВН «Лес – наше богатство».
Экологическое путешествие «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»
Игра-викторина «Ч то? Где? Когда?»
Ноябрь
Классный час «Мир моих увлечений».
Классный час «Поговорим о профессиях»
Классный час «Книга рекордов Гиннеса».
Путешествие в страну неразгаданных тайн.
Декабрь
Игра-путешествие «Путешествие по сказкам»
Классный час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство»
Поле чудес «Там на неведомых дорожках»
Классный час «Где живёт Дед Мороз?»
Январь
Классный час «Зачем мы ходим в школу?»
Классный час «Трудно ли учиться в школе».
Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе».
Классный час «Самооценка и взаимооценка как способ познания себя и других».
Конкурс на лучший сборник пословиц и поговорок о труде.
Литературные посиделки «С книгой жить – век не тужить».
Апрель
Викторина «Животные твоего края»
Конкурс знатоков природы
«Космический» КВН
Конкурс сочинений «Наследники Юрия Гагарина»
Май
Классный час «Это интересно…»
Классный час «Почему их так называют?»
Классный час «Путешествие по родному краю»
Беседа «Растения – синоптики».
Духовно-нравственное направление
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Планируемые результаты:
приобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, формах поведения в обществе, социально одобряемых и не одобряемых
получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
получение учащимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения
Сроки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сентябрь
Правила поведения в школе, в столовой.
«Праздник первоклассника»
Экскурсия в школьный музей «Русская изба»
«Я гражданин России» «Государственная символика РФ»
Права и обязанности школьника.
День солидарности в борьбе с терроризмом (беседа)
Круглый стол «Знакомство с семейными реликвиями».
Классный час «Человек среди людей».
Акция для детского сада
«Поиграем с малышами»
Октябрь
Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать» Беседа с батюшкой о правде.
Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
Классный час «Традиции семьи – история России»
Беседа с батюшкой о добрых делах.
Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
Мудрые заповеди предков (беседа)
Беседа с батюшкой о любви к ближнему.
Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
Беседа «Правила обязательные для всех» Беседа с батюшкой о милосердии в слове.
Ноябрь
Подготовка к празднику День Матери
Конкурс чтецов «Вифлиемская звезда»
Беседа «Будь внимательным к людям».
Подготовка к празднику День Матери
Конкурс чтецов «Вифлиемская звезда»
Ролевая игра «Учимся дружить».
Подготовка к празднику День Матери
Конкурс чтецов «Вифлиемская звезда»
Кл.час «Спешите делать добро».
Подготовка к празднику День Матери
Конкурс чтецов «Вифлиемская звезда»
Беседа «Поступки твои и других»
Декабрь
Классный час «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя»
Беседа с батюшкой о дружбе.
Беседа о дне Героев Отечества
Беседа с батюшкой о доброте.
Классный час «День Конституции РФ» Беседа с батюшкой о доброте истинной и ложной.
Конкурс социальных проектов «Я гражданин России».
Кл.час «Посеешь привычку, пожнёшь характер».
Беседа с батюшкой « Без терпения нет умения»
Январь
Экскурсия в школьный музей
Ремонт книг в библиотеке.
Символика города Буя и Кострома
Ремонт книг в библиотеке.
Конкурс чтецов «Наша страна Россия»
Ремонт книг в библиотеке.
Практические игры «Учимся правильно жить и дружить».
Ремонт книг в библиотеке.
Февраль
Классный час «Будь справедливым в словах и поступках»
Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»
Классный час «Защитники Родины моей».
Наша Российская армия (литературная композиция)
Акция для детского сада «Снежные подарки»
Классный час «Что значит быть мужественным?»
Март
Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей.
Конкурс стихов и пословиц о маме.
Праздник «При солнышке тепло, при матери добро».
Акция для детского сада «Подари игрушку малышу»
Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой»
Классный час «Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир».
Апрель
Классный час «Умей себя защитить».
Беседа с батюшкой о послушании.
Классный час «Как я умею преодолевать трудности».
Беседа с батюшкой о семье.
Классный час «А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций.
Беседа с батюшкой о сострадании.
«День толерантности».
Беседа с батюшкой о милосердии в деле.
Май
Классный час «О тех, кто мир нам подарил»
Как трудится моя семья. Выставка рисунков
Митинг к Дню Победы, возложение цветов к памятнику.
Митинг к Дню Победы, возложение цветов к памятнику.
Беседа «За что человека уважают в семье и обществе?»
Митинг к Дню Победы, возложение цветов к памятнику.
Кл. час «Дети – герои Великой Отечественной войны»
Митинг к Дню Победы, возложение цветов к памятнику.
Классный час «Звучи, памяти набат!»
Классный час «Не будь равнодушным».
Спортивно-оздоровительное направление
Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры
Планируемые результаты:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания
формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни
Сроки
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Сентябрь
Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ.
Месячник безопасности дорожного движения.
Беседа « Режим дня».
Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. Месячник безопасности дорожного движения.
Беседа о личных вещах и гигиене. Встреча с медицинским работником школы.
Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. Месячник безопасности дорожного движения.
Турнир по футболу.
Классный час « Как правильно организовать свой день»
Проведение инструктажей по ГО, ПДД, ППБ. Месячник безопасности дорожного движения.
Турнир по футболу. Классный час «Режим дня – здоровый образ жизни».
Октябрь
Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой»
Витамины наши друзья (интерактивная игра)
Беседа «Причины несчастных случаев»
Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Беседа « Если хочешь быть здоров – правильно питайся!»
Классный час «Мы и наши зубы». Выступление стоматолога.
Ноябрь
Классный час по теме «Внимание, грипп».
«Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ПДД.
Классный час по теме «Внимание, грипп».
Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
Классный час по теме «Внимание, грипп».
Классный час «Чистота – залог здоровья!»
Классный час «Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться».
Декабрь
Весёлые старты «Самые ловкие и смелые» «Волшебные стёкла» (беседа о зрении).