Программа внеурочной деятельности "Разноцветный мир"
Программа внеурочной деятельности "Разноцветный мир"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образованияи реализуется в рамках внеурочной деятельности. Воспитание - важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школадолжна привить учащимся ответственное отношение к труду. хороший художественный вкус,воспитыватьлучшие нравственные качества, любоввь к Отечеству, к своему народу,его языку,духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей. Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Разноцветный мир" »
Пояснительная записка
«Всё, что совершается в стране через вашу душу и вашу мысль
должно приходить к детям».
«Человек только тогда становится гражданином,
когда он попадает в борющийся, действующий вперед коллектив».
А. С. Макаренко
Рабочая программа «разноцветный мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.
Устава, Основной Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11"
Учебного плана внеурочной деятельности школы
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности.
Методический конструктор: пособие для учителя стандарты второго поколения. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.
Программа разработана на основе государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015гг.»
Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьника. Начальная школа должна привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у младших школьников.
Актуальность программы обусловлена утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению общества. Поэтому разработка теоретических основ, программ патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
Формирование патриотического сознания – основа духовно-нравственного воспитания детей.
Цель программы – воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Основные задачи:
воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями;
воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству;
воспитание любви к родителям, уважение к старшим, к семье;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям своего народа;
привитие чувства гордости, глубокого уважения символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
изучение исторического прошлого родного края;
формирование у обучающихся сознательного отношения к здоровому образу жизни;
формирование культуры межнационального общения;
формирование у обучающихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники и культуры;
формирование традиций в коллективе;
Формы и методы работы:
индивидуальная;
фронтальная;
экскурсии;
игровые моменты;
проекты;
практические работы;
творческие работы;
самоанализ и самооценка
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (2 класс). Срок реализации программы 1 год, объем часов, отпущенных на занятия, составляет 16 часов из расчета 1 час в неделю при делении на 2 подгруппы.
Ожидаемый результат:
Освоение детьми программы «Разноцветный мир» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:
-учебно-познавательный интерес к роли государства и семьи в формировании личности;
-навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических и творческих работ;
-ориентации на понимание причин успеха практической деятельности;
-заложены основы социально-ценных качеств: достоинство, честность, милосердие, уважение традиций и культур других народов.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к роли государства и семьи в формировании личности;
-навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практическихи творческих работ;
-понимания причин успеха практической деятельности;
-эмоционально-ценностного отношения к системе общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:
-испытывать гордость за родную страну;
-соблюдать моральные нормы и правила поведения в семье, коллективе, обществе;
-умение работатьпо предложенному плану при составлении генеалогического дерева;
-адекватно воспринимать оценку окружающими своих действий при анализе проблемной ситуации.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне понимания проблемной ситуации;
-самостоятельно и адекватно оценивать правильность действия, вносить коррективы;
-моделировать ситуации с использованием социальных ролей;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и СМИ;
-выстраивать последовательность действий в межличностных отношениях.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:
-сравнивать и различать «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
-приобретать и осуществлять практические навыки в межличностном общении;
-размышлять о моральных нормах, правилах поведения, этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
-ролевому взаимодействию с людьми разного возраста и реализации гражданской позиции;
-сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-видеть красоту в окружающем мире, в поведении, в поступках людей;
-развивать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, об эстетическом отношении к окружающему миру и самому себе.
Младшие школьники научат возможность научиться:
-понимать значимость культурно-исторических ценностей, традицией и уважать их;
-сотрудничеству, оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно относиться к взрослым и сверстникам, строить свое общение в коллективе, в семье, в обществе;
-формировать собственное мнение и позицию.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и партнерской.
Первый уровень
ценностное отношение к своей семье и её родословной, толерантность в отношениях с представителями разных национальностей;
любовь к своему народу, родному языку, к своим родным и близким;
приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства.
у детей будут сформированы понятия «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни»;
ребята за год учёбы подружатся, научатся проявлять активность в мероприятиях, помогать друг другу;
появится положительная мотивация, интерес к учёбе;
дети посетят много интересных мест,(музеи, парки, выставки) где повысят свой интеллектуальный уровень, прикоснутся к прекрасному, поделятся впечатлениями.
Формы подведения итогов реализации Программы внеурочной деятельности:
выставки;
конкурсы;
проектная деятельность (групповая, индивидуальная) в соответствии с темой по разделам;
экскурсии (в краеведческий музей, библиотеку);
социально-значимые ролевые игры;
просмотр и обсуждение видеоматериалов и фотовыставок (с приглашением родителей, педагогов, гостей);
встреча с интересными людьми: поэтами, музыкантами, художниками;
итоговые беседы.
Ресурсное обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
компьютер;
интерактивная доска;
мультимедиапроектор;
СД диски с программами.
Учебно-тематический план
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие инструктаж по ТБ
1
1
-
2
С чего начинается Родина?
4
1
3
3
Что такое национальность и народ?
2
1
1
4
Когда язык мой – друг мой?
2
1
1
5
Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?
2
1
1
6
Что такое права и обязанности человека, его свобода и ответственность?
3
1
2
7
Что такое общество и государство?
2
1
1
16
7
9
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения направлен на формирование отношения к своей семье, её родословной, толерантности в отношениях с представителями разных национальностей. Приобретение первоначальных знаний об обществе, государстве, о социальной политике государства. Формирование понятий «Родина», «Отечество», «семейные ценности», «семья», «здоровый образ жизни», положительной мотивации, интересов к учебе.
Вводное занятие, инструктаж по ТБ
Теория: знакомство с основными направлениями работы, формами работы и оборудованием.
С чего начинается Родина?
Тема: Понятие «Родина», «страна», «государство».
Теория: знакомство с элементарными представлениями о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах. Представление о символах государства – Флаге, Гербе, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится ОУ.
Практика: творческая работа - рисунок «Символы России»
2. Тема: «Возникновение у людей имен, отчеств, фамилий»
Теория: история возникновения у людей фамилий и отчеств. Рассуждения о происхождении собственной фамилии. Воспитание гражданского отношения к себе.
Практика: сообщения детей
3. Тема:«Понятие семья и история её возникновения. Роль семьи в жизни современного человека»
Теория: беседа о роли семьи, истории возникновении семьи, формирование гражданского отношения к своей семье. Традиции российской семьи, ценности семьи, нравственные устои семьи.
Практика: творческая работа – рисунок «Моя семья»
4. Тема: Понятия «родственники», «предки», «потомки». Генеалогическое древо рода. Родословная семьи.
Теория: знакомство с понятиями «родственники», «родословная»; схема составления генеалогического древа; понятие связи поколений; выступления детей
1. Тема:Понятия «национальность» и «народ». История возникновения национальностей.
Теория: начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.
Практика:экскурсия в краеведческий музей.
2.Тема:Представление о своей национальности, знание основ культуры и истории своего народа. Представление о национальном характере.
Теория: знание обычаев своего народа, представление о национальном характере
Практика: творческая работа «Лучший национальный костюм»
Когда язык мой – друг мой?
1. Тема: Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык». История возникновения языка.
Теория: формирование понятий «русский язык», «иностранный язык», «родной язык»; об истории возникновении языка.
Практика: сочинение «Великий и могучий русский язык».
2. Тема: «Вначале было слово». Русский язык – как язык межнационального общения.
Теория: уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения, ценностное отношение к своему национальному языку и культуре.
Практика: мероприятие «Великий могучий русский язык»
Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?
Теория: формирование понятия этики семейных отношений.
Практика: ролевая игра (подбор сценок и стихов).
2. Тема:Роль матери и отца в семье. Обязанности родителей по воспитанию собственных детей и детей о своих родителях.
Теория: понимание сущности основных социальных ролей, представления о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством, ответственностью за благополучие семьи. Роль отца в семейном укладе, отцовская любовь, уважение и любовь к отцу. Описание психологического портрета счастливой семьи, суть семейного счастья. Формирование представлений о том, что ребенок должен слушать и слышать своих родителей.
3. Тема:Права членов семьи. Правила разрешения семейных конфликтов.
Теория: формирование доброго отношения к братьям и сестрам, определение качеств хороших братьев и сестер, нормы взаимодействия со старшими и младшими братьями и сестрами. Составление внешних и психологических портретов любимых и любящих бабушек и дедушек, роль пожилых людей в семье, уважение и любовь к ним.
Практика:сообщения детей на тему: «Я и мои права».
Что такое общество и государство?
1. Тема: «Общество и его социальная структура». Понятие «наше государство», «гражданин».
Теория: формирование интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Представление элементарных понятий о правах и обязанностях гражданина РФ. Формирование четкого представления о принадлежности РФ.
Практика: творческая работа - рисунок «Моя Родина»
2. Тема:Представления об этике межличностных отношений. Элементарные сведения о социальной политике государства.
Теория: формирование личности, поступать согласно своей совести, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. Элементарное понятие социального партнерства. Понятие коллектива, как маленького государства. Отношение внутри коллектива, чувство значимости, нужности, востребованности.
Практика: ролевая игра (подбор сценок и стихов).
Методическое обеспечение
Чтение стихов, сказок, рассказов;
Постановка драматических сценок, ролевые игры;
Прослушивание песен и стихов;
Разучивание и исполнение песен;
Организация праздников с приглашением родных и близких;