kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентация старшеклассников с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная адаптация является завершающим этапом в процессе профессионального самоопределения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которая предполагает приспособление их к условиям профессионального труда

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профориентация старшеклассников с умственной отсталостью»

В настоящее время возникает большая проблема в выборе профессии обучающимися c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В силу психофизических особенностей, обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка трудa, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы. Основоположниками профориентационной работы считают А. Бине, Ф. Гальтона, Г. Мюнстерберга, Ф. Парсонса и Л. Термена, которые впервые разработали психологические тесты, которые позволяют выявлять профeccиональные способности человека. Существенный вклад в развитие профориентационной работы внесли физиологи В.М. Бехтерев, K.M. Гуревич, В.В. Небылицин и др., психологи Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и др., педагоги С.Я. Батышев, А.Е. Голомшток, В.А. Поляков и др., социологи Э. Гинсберг, В.А. Ядов и др. Философские и социальные аспекты профессионально ориентированной работы рассматриваются в работах И.С. Кона и В.А. Ядова; её физиологические основы отражены в трудах В.М. Бехтерева и В.В. Небылицина; изучению методологических основ профориентации посвящены работы А.Е. Голомштока и С.Н. Чистяковой. Часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специальных (коррекционных) образовательных школ идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные низко оплачиваемые виды труда, но большая часть обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) продолжают своё обучение в образовательных учреждениях, в основном это специальные группы профессионально – технических училищ (ПТУ). В дальнейшем обучающиеся 5 испытывают затруднения в трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: — психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; — отсутствием чётких, конкретных жизненных перспектив, основной причиной является отсутствие чувства социальной защищенности; — неадекватной самооценкой своих способностей и возможностей при выборе профессии; — невозможностью адекватно оценить влияние производственного микроклимата на обучающегося и неготовность к преодолению определённых профессиональных трудностей[2]. Таким образом, ряд серьезных нерешенных проблем, препятствует профессиональной интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Профориентационная работа должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Объект исследования – особенности профессионального самоопределения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предмет исследования – процесс профориентационной работы олигофренопедагога с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах. Цель исследования: Составление и частичная апробация программы профориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) старших классах школы. В соответствии с целью поставлены следующие задачи: - анализ психолого – педагогической литературы по проблеме профессиональной ориентации и формирования профессионального 6 самоопределения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - теоретическое изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - экспериментальное изучение особенностей профессионального самоопределения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); - составление и частичная апробация программы профессиональной ориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), анализ реализованных мероприятий; - составление рекомендаций педагогам по оптимизации профориентационной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. 7 ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) 1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме профессиональной ориентации и формирования профессионального самоопределения обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Профессиональная ориентация – система мер, направленных на оказание помощи обучающимся в выборе профессии, на удовлетворение потребности их в профессиональном самоопределении[15]. Профессиональная ориентация является комплексом психологопедагогических мероприятий, которые направлены на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) профессиональных интересов и склонностей в соответствии с их личными способностями и возможностями является основной частью воспитательной работы учебных заведений. Процесс психолого- педагогических мероприятий, в основном осуществляется в школе, предполагает целенаправленное воздействие направленное, на изучение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также на понимание ими условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность[23]. Как показывает практика очень сложно установить связи между трудовым воспитанием и работой по профессиональной ориентации. Исследования авторов (О.П. Хохлина, В.Н. Синев, И.В. Кущенко, В.В. Золотоверх и др.) показывают, что работа по профориентации в школе в 8 основном рассматривается, как особая отдельная деятельность, которая проводится отдельно от трудового воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). То есть «параллельно» работают две системы – система трудового воспитания и система профессиональной ориентации обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Если же объединить эти две системы, трудовое воспитание и профориентацию, в одну, то конечным результатом такой работы станет профессиональное самоопределение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их сознательный, адекватный выбор профессии, что и является основным в работе образовательных учреждений. Анализируя работы по профориентации у исследователей (Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов.А. Д. Сазонов, В. Ф. Сaxaров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Xoxлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.), можно сделать вывод, что необходимо проводить работу по профессиональному просвещению обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одни это называют профориентацией, другие – профинформацией, третьи – сообщением знаний о профессиях, четвертые – ознакомлением обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с профессиями, пятые – профинформационной деятельностью[6]. Профессиональное просвещение – это знакомство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с разными видами труда, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям, воспитание уважительного отношения к чужому труду. Прямое воздействие на выбор профессии – это, как считают все авторы, профессиональная консультация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Но некоторые авторы считают, что в 9 понятие профориентации профконсультация не является составляющим компонентом, но в тоже время они говорят об индивидуальной работе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) или работе по изучению в целях их профориентации при этом, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Помощь в форме совета обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые колеблются и еще не определились в выборе профессии, учитывая интересы и склонности, физиологические возможности это и является профессиональной консультацией. Таким образом, профконсультация – это правильный, аргументированный педагогический совет обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в выборе профессии, а не принятие решения за них. Она ведется на основе длительного психологопедагогического изучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Исходя из этого, в структуру изучения профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вводят самостоятельный компонент, или рассматривают его как, составную частью профессиональной консультации. Вышесказанное свидетельствует о том что, оба компонента нужно рассматривать как единую систему, так как профконсультация невозможна без изучения интересов и склонностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и в дальнейшем их использовать в период консультации на протяжении всего обучения в целом. Однако для более чёткого выявления структуры общей профориентации всё же необходимо условно разграничить эти компоненты[29]. 10 Некоторые авторы считают, что вполне правомерным подходом является рассматривание предварительной трудовой подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к работе в избираемой ими отрасли, как самостоятельный компонент профориентации, что позволит дать им более углублённые дополнительные знания и умения, которые в дальнейшем помогут им реализовать себя в первых трудовых начинаниях. Также это относится и к физическому развитию обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), его психике, и умственному развитию, и профессиональным умениям и навыкам.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профориентация старшеклассников с умственной отсталостью

Автор: Нарине Вячеславовна Мирумян

Дата: 24.02.2021

Номер свидетельства: 574092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАСТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. "
    ["seo_title"] => string(148) "priedprofil-naia-podgotovka-obuchaiushchikhsia-s-intielliektual-nymi-narushieniiami-v-usloviiakh-obshchieobrazovatiel-nogo-chastnogo-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "244819"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446018060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства