kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика насилия в школьной среде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе социального педагога специальной (коррекционной) школы говорится о проблеме насилия среди школьников. Обращение к проблеме насилия в школьной среде обусловлено тем, что со­временная школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в ко­тором ребенок нередко получает травматичес­кий социальный опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика насилия в школьной среде.»

25


Профилактика насилия в школьной среде

Часть I

Проблема насилия в школе


Человек обладает способностью любить, 
и если он не может найти применения своей способности любить, 
он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. 
Этим средством он руководствуется, 
как бегством от собственной душевной боли… 
Эрих Фромм

Обращение к проблеме насилия среди школьников обусловлено тем, что со­временная школа является не только образовательным учреждением, но и местом, в ко­тором ребенок нередко получает травматичес­кий социальный опыт. Каждый из нас по-разному вспоминает время, проведенное в шко­ле. Для одних оно связано с радостными мо­ментами, для других – с разочарованиями, обидами и унижением...

Учителя, психологи и административные органы школ ломают голову над тем, каким образом воз­можно снизить агрессивное поведение школьников и подобрать адекватные организационные и психолого-педагогические меры, позволяющие эффектив­но решать спорные и конфликтные ситуации. Задача эта не простая вследствие того, что школа является зеркальным отражением общества, а обще­ство буквально пропитано насилием. Одной из труд­норазрешимых проблем для педагогического пер­сонала образовательных учреждений является про­блема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать кон­фликтные ситуации или умение их избегать.

Школьное насилие рассматривается в современном мире как серьезная социальная проблема. Научное описание проблемы насилия в школах над детьми имеет различные трактовки и в связи с неоднозначностью терминологии, затрудняется. Сама категория «школьное насилие» многолика и в более современных подходах включает в это понятие целый спектр поведенческих феноменов. Так, под школьным насилием понимают «нанесение любого ущерба (физического, морального, психологического, идеологического и др.) или любые формы принуждения в отношении ученика, учителя или группы школьников, а также руководства учебного заведения».

В настоящее время разрабатываются разные спо­собы решения проблемы насилия в школьной среде. Безусловно, лучший способ – профилактика. Профилактику необходимо начинать с раннего подросткового возраста. Из-за своей не­опытности подростки особенно восприимчивы к тра­диционно принятым гендерным стереотипам, при­держиваются мнения о том, что они должны доми­нировать и поддерживать свою власть при помощи силы и жестокости. Это приводит к замешатель­ству в момент принятия ответственного решения, подросткам бывает трудно судить о том, какое по­ведение можно назвать нормальным, а какое – аг­рессивным.

Когда в школе речь заходит об «агрессорах», то прак­тически сразу имеются в виду ученики с более низ­кой успеваемостью, отвергающие школу, обреме­ненные семейными и личными проблемами. Кроме того, агрессивное поведение наблюдается у физи­чески развитых детей без явных проблем с успевае­мостью, из внешне благополучных и здоровых семей. Наконец, «агрессорами» или возмутителями спо­койствия могут быть дети с психическими и физи­ческими отклонениями.

В фокусе пристального внимания педагогов и ис­следователей проблемы детской агрессии находятся не только «агрессоры», но и «жертвы», дети, которые являются «социальными аутсайдерами», так как наиболее часто именно они подвергаются нападениям и унижениям со стороны сверстников. Среди жертв отмечаются «пассивные» и «провоци­рующие» жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверст­ников и в момент нападения отступают или реаги­руют слезами или бегством. В школе или на улице они социально изолированы и замкнуты, так как имеют мало знакомых и друзей, из-за чего их называют индивидуалистами, аутсайдерами или чудаками.
Другая группа – «провоцирующие жертвы», могут одновременно демонстрировать образцы бо­язливого и агрессивного поведения. Частично у про­воцирующих жертв обнаруживаются те же призна­ки, что и у аг­рессоров. Та­кие подростки импульсивны, легко ранимы и «постоянно готовы к борь­бе». Своим не­адекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко по­зволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны, они являются жертвами, а с дру­гой – пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жерт­вы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и на­силием, невозможно провести четкой границы меж­ду типичными жертвами и агрессорами.


Унижения, вымогательства, оскорбления, угрозы, неприятие одноклассниками происходят за стенами школ по всему миру. Согласно первым крупномасштабным исследованиям, проведенным Д.Ольвеусом, в которых приняли участие около 568000 норвежских учащихся, одна седьмая опрошенных (1983г.) учеников были подвергнуты травле своих одноклассников или сами становились жертвами детских преследований. Из них примерно одна девятая были жертвами и одна десятая являлись агрессорами и травили своих одноклассников регулярно.

На территории субъектов РФ также существует локальная и региональная статистика различных психолого-педагогических исследований феномена школьного насилия, проведенных отечественными специалистами. Так, Н.А. Хвыля-Олинтер на основе репрезентативного исследования в школах г. Москвы установила, что только три четверти учеников из 1500 детей никогда не унижали и не оскорбляли, но каждого третьего ребенка грубо одергивали или высмеивали перед всем классом.

Проблема школьной травли является актуальной в любом образовательном учреждении. Инциденты школьного насилия влияют на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и на успеваемость учеников. Вследствие этого процесс профилактики школьного насилия относят к ключевым в организации учебно-воспитательной деятельности.

Цена бездействия слишком высока, поскольку последствия школьного насилия сказываются на дальнейшей жизни детей, замедляя их эмоциональное и когнитивное развитие, разрушая здоровье, пагубно влияя на поведение и в конечном итоге — на общество в целом. Никакое насилие не может быть оправдано, любое проявление насилия можно предотвратить.

Безусловно, решающая роль в борьбе с насилием в школе принадлежит учителям, но им не под силу справиться с его проявлениями в одиночку. Так как причины насилия в школе многогранны, то и борьба с ним требует многосторонних действий с привлечением всех членов школьного сообщества. Родители, социальные работники, представители органов власти и общественных организаций должны действовать рука об руку с учащимися, учителями и руководством школы. Часть II Основные факторы и формы насилия в образовательной среде

2.1. Факторы, провоцирующие жестокость


Внешними источниками насилия для детей и подростков часто являются родители или родственники, соседи, случайные знакомые, страдающие психическими аномалиями и имеющие глубокие психологические проблемы, а также, как это ни парадоксально, педагоги и воспитатели. Поэтому на первый план, наряду с необходимостью организации помощи пострадавшим детям и подросткам, выступает задача создания профилактики - мер по снижению вероятности проявления актов системы насилия в учебных заведениях. Для создания такой системы необходимо выявление факторов, провоцирующих жестокое обращение, и условий, снижающих возможность агрессивного поведения.

Среди наиболее важных факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных организациях, можно выделить личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные.

  1. Личностные факторы

Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия,

ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью в школе, высокой склонностью к гневу.

Учащиеся, систематически издевающиеся над сверстниками, а иногда и учителями, делают это, как правило, вполне сознательно, чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть. Их агрессия вызвана не столько неумением сдерживать гнев, сколько желанием устрашить, причинить боль и страдания другим в условиях отсутствия угрозы наказания.

У некоторых обидчиков могут наблюдаться различные психические расстройства.

Причиной виктимизации может стать «фактор инаковости» — наличие

какого-либо отличия от большинства сверстников, например, особенностей

(нарушений) развития или внешнего вида, характера, поведения. Часто такие

дети не имеют друзей и не пользуются защитой со стороны сверстников, что

превращает их в легкую мишень для обидчика. Однако от насилия и травли

страдают и вполне общительные дети, у которых есть друзья. Например, буллингу нередко подвергаются одаренные дети (дети, имеющие высокие академические или интеллектуальные способности), которые особенно тяжело переживают травлю в силу повышенной чувствительности, коррелирующей с их одаренностью. Во многих случаях с насилием и издевательствами сталкиваются дети, которые не могут постоять за себя физически, не находят в себе душевных сил сопротивляться и не могут найти поддержку среди сверстников и взрослых (родителей, учителей).

  1. Семейные факторы

Важным фактором, повышающим вероятность проявления насилия в образовательной организации, является семейная ситуация обучающихся: социально-психологическое неблагополучие в семье, отсутствие контроля за жизнедеятельностью ребенка со стороны родителей, опыт насильственных отношений внутри семьи, отсутствие теплых доверительных отношений с родителями, эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи, отсутствие взаимной поддержки. Насилие в отношениях между родителями и со стороны родителей в отношении детей может задать парадигму межличностных отношений ребенка в школе, в основе которой будет лежать агрессия и насилие. Нередко обидчиками становятся дети, которых родители учат вести себя доминантно, подавлять других и отстаивать свои интересы любой ценой.

  1. Факторы среды

Неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, а также равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей создают благоприятную среду для появления и повторения единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.

Преподаватели, другие работники образовательной организации могут провоцировать насильственное поведение среди обучающихся, проявляя насилие по отношению к ним: применяя телесные наказания, употребляя грубые, унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, подвергая дискриминации, пытаясь жестко регламентировать все аспекты жизнедеятельности обучающихся, предъявляя завышенные требования к учебе или дисциплине, занижая оценки в качестве наказания за нежелательное поведение. Негативное восприятие учащимся образовательной организации лишь увеличивает риск агрессивного поведения. Агрессивную реакцию учеников может вызвать и чрезмерное выделение педагогом кого-то из них в качестве положительного или отрицательного примера, а также стимулирование между ними соперничества в ущерб сотрудничеству.

Наиболее сложная и тяжелая для всех участников образовательных отношений ситуация возникает в том случае, когда руководство и педагогический коллектив образовательной организации отказывается признавать случаи насилия, возлагает вину за случившееся на пострадавшего, убеждает родителей не обращаться в правоохранительные органы. Подобные действия усиливают у обидчиков чувство безнаказанности, а у пострадавших вызывают отчаяние и ощущение безнадежности, способствуют эскалации насилия и нередко приводят к трагическому исходу.

  1. Ситуативные факторы

Совершению насильственных действий могут способствовать или препятствовать определенные, так называемые ситуативные факторы, в числе которых:

  • место и время: чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других укромных местах, где нет взрослых;

  • присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственные действия без свидетелей теряет смысл; в тоже время, при свидетелях акты насилия происходят чаще и с большей травматизацией для пострадавшего; присутствие взрослых может предотвратить или приостановить насилие;

  • потребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других обучающихся чрезмерно употребляют спиртное и носят оружие; кроме того, состояние алкогольного или наркотического опьянения может усиливать аффективные реакции, а наличие оружия повышает риск нанесения тяжелых травм.

  1. Социальные факторы

Характер и распространенность насилия в образовательных организациях часто отражает ситуацию с насилием в обществе в целом, что, в свою очередь, отражает социально-экономические и политические условия, культурные нормы, традиции и ценности, законы и их соблюдение.

Среди социальных факторов возникновения насилия в целом и буллинга в частности — гендерные стереотипы, социально-экономическое неравенство и влияние средств массовой информации.

Гендерные стереотипы нередко становятся причиной насилия в образовательной организации. Традиционные представления о доминировании мужчины и подчинении женщины становятся причиной гендерного насилия в отношении девочек. Ученики-мальчики и преподаватели-мужчины или другие работники образовательной организации, убежденные в своем превосходстве над девочками (жещинами), могут допускать домогательства, принуждать к сексуальным отношениям, демонстрируя силу и прибегая к открытым угрозам, переходить от угроз к насильственным действиям.

Они также могут действовать косвенно, используя средства психологического давления (например, предлагать хорошую оценку в обмен на секс).

Объектами насмешек, обзывания, физического и сексуального насилия, вплоть до изнасилования становятся, как правило, мальчики, физически более слабые, чем их сверстники, поведение которых не соответствует распространенным представлениям о мужественности и «правильном» мужском поведении. С подобным насилием сталкиваются и девочки, внешний вид и поведение которых не укладываются в «традиционные» представления о женском и женственности или позволяет заподозрить «ненормативную» сексуальную ориентацию. Нередко гендерное насилие провоцируется дискриминационным отношением к гендерно некомформным учащимся со стороны руководства, педагогов, сотрудников образовательной организации.

Социальное и экономическое неравенство— еще одна распространенная причина насилия и травли в образовательной организации. Учащиеся из более обеспеченных семей или с более высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей. Мигранты и представители этнических меньшинств чаще остальных подвергаются травле в школе. В свою очередь, те, к кому относятся с пренебрежением, могут подвергать физическому насилию своих обидчиков. Для маргинализированных детей и подростков физическое притеснение и психологическое давление на других становится способом восстановления социальной справедливости и самоутверждения. Мальчики и девочки из неблагополучных семей могут вымещать свои фрустрации на более благополучных учениках, внушая им страх и чувство неполноценности по сравнению с собой — более сильными и смелыми представителями «низов».

Место расположения образовательной организации также влияет на степень распространенности в нем насилия. В тех школах, которые расположены в социально неблагополучных районах города или сельских поселениях, отмеченных более высоким уровнем криминогенной обстановки, чаще совершаются акты насилия.

Частое упоминание и демонстрация насилия в средствах массовой информации, культивирование насилия в кино и рекламе, использование сюжетов с насилием в популярных компьютерных играх и неконтролируемое распространение порнографии увеличивают агрессивность людей в целом, и детей и подростков в частности. Несовершеннолетние — важная часть потребителей средств массовой информации, включая развлечения и рекламу. Исследования показывают, что восприятие картин насилия в средствах массовой информации увеличивает агрессивное поведение детей по отношению к друзьям и одноклассникам.

Любые из выделенных факторов могут лежать в основе проявлений насилия. Но ни один из перечисленных факторов по отдельности не способен объяснить, почему один человек ведет себя агрессивно, а другой нет, или почему в одних учебных заведениях совершается больше актов насилия, чем в других. Насилие в образовательной организации — это результат сложного взаимодействия личностных, семейных, средовых и социальных факторов. Осмысление того, как все эти факторы связаны с насилием в конкретной школе — важный шаг для его предотвращения и предупреждения нанесения вреда, который затрагивает всех без исключения участников ситуации насилия.


2.2. Формы насилия в образовательном учреждении


Насилие в образовательном учреждении – это спланированные или спонтанные агрессивные действия, происходящие на его территории или в его помещениях во время занятий, перемен, по пути в него и обратно, а также на мероприятиях, проводимых образовательным учреждением в другом месте (например, во время экскурсий). Субъектами и объектами насилия в образовательном учреждении могут выступать педагоги, другие работники, учащиеся и их родители. Представитель любой из названных групп может оказаться инициатором насильственных действий, пострадавшей стороной или свидетелем

Существуют различные критерии для определения видов насилия, которые происходят в образовательных учреждениях. Как правило, в международных исследованиях применяется классификация насилия, основанная на видах агрессивных действий в отношении пострадавшего: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое (вымогательство, порча или отбирание вещей, денег) насилие. К насилию также относится дискриминация по любому признаку, которая проявляется в предвзятом отношении и различных действиях. По характеру проявления выделяют отдельные, однократные насильственные действия и систематическое, регулярно повторяющееся насилие – буллинг. В соответствии с доминирующей во многих случаях насилия (в любых его видах) гендерной составляющей выделяют гендерное насилие. Среди насилия, происходящего в образовательных учреждениях, отдельное место занимают телесные наказания, применяемые учителями в отношении учеников.

Физическое насилие – это действия с применением физической силы в целях причинения человеку боли, дискомфорта, унижения его достоинства. К физическому насилию относятся удары, наносимые рукой, ногой, при помощи каких-либо предметов, избиение, толчки, пинки, подзатыльники, укусы, надирание ушей, выкручивание рук, заламывание пальцев, принуждение оставаться в какой-либо неудобной или унизительной позе, удушение, дерганье за волосы, тряска и нападение с каким-либо предметом или оружием и др. Физическое насилие может привести к физическим и психологическим травмам, инвалидности пострадавшего или смерти в результате травмы или суицида. Несмотря на законодательные запреты, учителя и другие работники образовательных учреждений иногда прибегают к мерам физического воздействия для поддержания дисциплины или наказания учеников. Чаще всего они используют шлепки, подзатыльники, удары рукой или каким-либо предметом, но могут также толкать, ставить детей в угол, принуждать их оставаться в неудобной позе.

Психологическое насилие включает в себя совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека. Психологическое насилие может проявляться в насмешках, обзываниях (присвоении обидных кличек), высмеивании, отказе от общения, недопущении в группу, игру, на спортивное занятие или другое мероприятие, а также в оскорблении, грубых и унизительных высказываниях, ругани, которые подрывают самооценку и самоуважение человека, убеждают его в «никчемности», отверженности со стороны сообщества, обесценивают его личность. Физическое и психологическое насилие часто начинается с запугивания – угроз в устной или письменной форме (в том числе с использованием электронной почты, социальных сетей), физических нападок и других действий с целью внушить страх, подчинить жертву, принудить ее к совершению каких-либо действий. Запугивание основано на реальном или предполагаемом неравенстве сил обидчика и пострадавшего. Если обидчик не получает должного отпора, как правило, он вновь и вновь прибегает к запугиванию – оно становится систематическим.

Сексуальное насилие – это принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия. Изнасилование (половые отношения с применением насилия или с угрозой их применения) – крайняя степень сексуального насилия. Такое насилие наносит глубокую психологическую травму, приводит к снижению самооценки и может стать причиной попытки покончить с жизнью. Сексуальное насилие может проявляться через нежелательные объятия и прикосновения, в том числе к половым органам другого человека, или непристойное обнажение своих половых органов, показ порнографии, подглядывании за человеком в обнаженном виде. К сексуальному насилию также относятся унижающие достоинство высказывания и нежелательные притязания сексуального характера – заигрывания, ухаживания и домогательства, а также любые другие действия, направленные на притеснение человека, отклонившего подобные притязания.

Экономическое насилие в образовательном учреждении проявляется в порче или насильственном отбирании имущества (одежды, школьных принадлежностей, личных вещей, телефонов и др.) и денег у учащихся или работников. Часто этот вид насилия проявляется через вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен. Подобные действия наносят жертве не только материальный, но и моральный ущерб от причиненных физических и нравственных страданий (боли, страха, унижения).

Дискриминация подразумевает предвзятое или отличительное обращение с человеком на основании его национальности, пола, гендерной идентичности и сексуальной ориентации, социально-экономического положения, религиозной принадлежности, инвалидности, особенностей развития или поведения, наличия заболевания или любого другого признака. Дискриминация может проявляться по-разному: явно и открыто через оскорбительные и унижающие достоинство человека высказывания, комментарии, шутки, клички и обзывания, исключение из игр и мероприятий, а также неявно через предвзятое, неравное отношение.

Гендерное насилие может принимать форму психологического, физического или сексуального насилия, в его основе лежат дисбаланс сил и гендерные стереотипы. Любые насильственные и дискриминационные действия, осуществляемые на гендерной почве, в том числе по причине неприятия гендерной идентичности и сексуальной ориентации человека, являются проявлениями гендерного насилия.

Насильственные действия, независимо от видов и форм проявления, могут быть однократными или регулярно повторяться в отношении одного и того же лица. Когда насилие приобретает систематический характер и преследует своей целью закрепить власть и авторитет обидчика за счет унижения и обесценивания пострадавшего в его собственных глазах и в глазах окружающих, то для его обозначения используют термин «буллинг», или «травля». Рассмотрим более подробно.

Английское слово буллинг давно уже стало из обыденного социально- психологическим и педагогическим термином. Исследователи обычно определяют буллинг (это слово можно перевести как «травля») как повторяющееся враждебное поведение, имеющее целью причинить ущерб кому-то физически или психологически более слабому.

Буллинг – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.

Мотивацией к буллингу могут выступать зависть, месть, чувство неприязни, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, нейтрализация соперника, самоутверждение и др., вплоть до удовлетворения садистических потребностей отдельных личностей. Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, в основе которых может лежать что угодно – от национальности до внешних данных ребенка, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, байкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Булли чрезвычайно изобретательны. Новейшее их «достижение» - кибербуллинг, т.е. буллинг с использованием электронных средств коммуникации.

Некоторые исследователи предлагают систематизировать все проявления буллинга в две группы:

1 группа – проявления, связанные преимущественно с активными формами унижения;

2 группа – проявления, связанные с сознательной изоляцией, обструкцией пострадавших.

Буллинг охватывает очень широкую сферу деятельности:

1.Поведение ученика

Физическя агрессия: включает в себя толкание, пихание, пинки и удары – может также приобретать форму жестокого физического насилия. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек.

Словесный буллинг: в этом случае оружием служит голос. Может существовать в форме обидного имени, с которым постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня, оскорбляя и унижая его. Этот вид буллинга зачастую направлен на те жертвы, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость. Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика. (Использование анонимных телефонных звонков – очень распространённая форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя).

Запугивание: основывается на использовании очень агрессивного языка тела и интонации голоса, чтобы заставить жертву делать то, что он/она не желает делать. Мимика или «взгляд» хулигана может выражать агрессию и/или неприязнь. Угрозы также используются для того, чтобы подорвать уверенность жертвы.

Изоляция: инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган. Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом. Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах.

Вымогательство: в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдаёт их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, талоны или деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество для хулигана. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву.

Повреждение имущества: хулиган может сосредоточить внимание на имуществе жертвы. В результате могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи.

2. Поведение взрослых

Взрослый в школе может непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать такому поведению путём:

  • унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях;

  • негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика;

  • устрашающие и угрожающие жесты или выражения.

Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учеными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 процентов детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу. Социальная структура буллинга, как правило, включает в себя три элемента: преследователя (булли), жертву и наблюдателя. В науке существует несколько подходов к рассмотрению буллинга. Одни исследователи сосредотачивают свое внимание на поиске и определении личностных свойств, характерных для личности булли и его жертвы. Другие пытаются рассмотреть буллинг как социально-психологический процесс. Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус:

 Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

 Они импульсивны и легко приходят в ярость.

 Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

 Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

 Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков. Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

 Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

 Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение.

 Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

 Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

 Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.

Стоит отметить, что жертвой буллинга может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

 физические недостатки. Детей с физическими недостатками — носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений (например, при ДЦП), то есть тех, кто не может дать адекватный отпор и защитить себя — обижают гораздо чаще;

  особенности поведения. Мишенью для насмешек и агрессии становятся замкнутые дети (интроверты и флегматики) или дети с импульсивным поведением. В какой-то мере гиперактивные дети бывают слишком назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т. д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и получают «ответный удар». Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и насильниками, а нередко и теми и другими одновременно;

 особенности внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т. д.;

  плохие социальные навыки. Есть дети, у которых не выработана психологическая защита от вербального и физического насилия по причине недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению с детьми, у которых социальные навыки развиты в соответствии с их возрастом, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику: «...ну, значит, я такой, стою этого, заслужил это».

  страх перед школой. Он чаще возникает у тех, кто идет в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх индуцируется от родителей, у которых самих были проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице и плохих оценках. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче станет объектом для издевательств одноклассников;

  отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами в общении. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад;

  болезни. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи — дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.;

  низкий интеллект и трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую обучаемость ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: «Я не справлюсь. Я хуже других» и т. д. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

По каким же признакам можно заподозрить в ребенке жертву буллинга? Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели. Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка. На проявления буллинга все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться их следующие особенности.

Поведенческие особенности жертвы буллинга:

  • дистанцированность от взрослых и детей;

  • негативизм при обсуждении темы буллинга;

  • агрессивность к взрослым и детям.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга:

  • напряженность и страх при появлении ровесников;

  • обидчивость и раздражительность;

  • грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Признаки буллинга, которые должны насторожить учителя:

  • Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу;

  • Несчастный внешний вид;

  • Отсутствие друзей;

  • Никто не хочет с ним сидеть за партой;

  • Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора;

  • У ребенка снижается успеваемость;

  • Ребенок часто приходит с подранными вещам;

  • Ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не подходит;

  • Ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание, когда приходит на занятия с невыученными урокам;

  • На соревнованиях дети говорят «только не с ним!»;

  • Ребенок часто проводит время на переменах в одиночестве.

Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги.






Часть III

Реализация мер по профилактике насилия в условиях образовательной среды

3.1. Информационно-просветительская работа с учащимися


Одной из важных мер профилактики насилия в образовательной среде является формирование у обучающихся умений и навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений. Для этого учебный план образовательной организации должен содержать образовательные программы, обучающие детей навыкам управления своим поведением, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, конструктивного разрешения конфликтов, распознавания манипуляций и сопротивления негативному влиянию, самостоятельного принятия решений. Подобные программы помогают учащимся усваивать общечеловеческие ценности, учиться уважать права и достоинство человека, гендерное равенство и многообразие, формироваться как личность, повышать самоуважение и укреплять самооценку.

Образовательные программы, направленные на профилактику насилия, не должны содержать послания, усиливающие насилие, дискриминацию, гендерные предрассудки и стереотипы. Их следует:

  • разрабатывать с участием различных специалистов в области детской подростковой психологии, педагогики, права и др.;

  • составлять с учетом реальных потребностей обучающихся в информации, их возрастных особенностей и когнитивных возможностей;

  • основывать на принципе целенаправленного формирования поведенческих установок, учитывающих ключевые познавательные, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы изменения поведения.

В этих программах необходимо:

  • использовать ценностно-мотивационный подход, чтобы актуализировать у обучающихся ценность здоровых межличностных отношений без насилия и дискриминации;

  • применять интерактивные методы обучения для активного вовлечения обучающихся в образовательный процесс;

  • учитывать влияние окружающей социальной среды, существующие модели поведения взрослых и сверстников, основанные на распространенных в обществе стереотипах (в т.ч. гендерных), социокультурных особенностях и национальных традициях;

  • рассматривать примеры ситуаций, связанных с проявлением насилия, представляющих опасность для физического и психологического здоровья, способы предупреждения таких ситуаций и выхода из них;

  • учитывать уровень профессиональной подготовки педагогов и ресурсные возможности образовательной организации.

Обучение обучающихся противодействию насилию может быть доверено специально подготовленным педагогам или психологам, которые обладают навыками эффективной коммуникации и готовы обсуждать с учащимися различные, в том числе, «деликатные» темы, связанные с межличностными, гендерными и сексуальными отношениями. Этих специалистов необходимо обеспечить соответствующими методическими, учебными и информационными материалами.

Во время проведения обучающих занятий необходимо создать психологически комфортную и безопасную обстановку, чтобы содержание обсуждений, высказываний становилось личностно принятым, ценностным для каждого из его участников. Это достигается путем использования таких методов обучения, при которых педагог выступает в роли модератора и, не предлагая готовых решений и оценок, побуждает обучающихся к самостоятельному определению своего отношения к различным жизненным ситуациям и выстраиванию модели своего поведения.

Обучение и информационно-просветительская работа являются необходимым направлением профилактической деятельности по предупреждению ситуаций насилия в образовательной среде.


3.2. Рекомендации педагогам по предотвращению насилия в школе


В настоящий момент в  школе внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия). В школу привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.

     В рамках профилактической работы проводятся дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

           Детям создаются условия, способствующие выплеску агрессивной энергии через социально одобряемые виды деятельности (игры, спорт, досуг).

Стоит отметить, что каждый педагог может своим личным примером демонстрировать негативное отношение к насилию в любых его проявлениях, вести себя так, чтобы поддерживать в классе здоровые отношения. В этом ему поможет следование определенным рекомендациям.

Рассмотрим рекомендации, которые помогут учителям предотвратить насилие в классе и школе.

1. Отстаивайте комплексный подход к проблеме с привлечением учащихся, сотрудников школы, родителей и представителей местного сообщества. Поговорите с директором школы, школьным психологом, коллегами, учениками, родителями и лидерами местного сообщества, чтобы выработать общее понимание проблемы насилия в вашей школе. Учителям не справиться с ней в одиночку. Все члены школьного сообщества должны прийти к единому мнению, что насилие, сексуальные домогательства, буллинг и нетерпимость в вашей школе неприемлемы. Если каждый будет знать о том, в каких формах может проявляться насилие, о людях, которые от него страдают, и о его последствиях, найти решение будет гораздо легче.

Занятия, которые можно провести в классе. Попросите учащихся поговорить о насилии в школе между собой, с учителем и с школьным психологом. Обсудите, на кого оно направлено и как проявляется, к кому можно обратиться за помощью в школе и в местном сообществе. Составьте список людей и организаций, которые могут оказать школьникам поддержку в борьбе с насилием, и расскажите, как можно с ними связаться.

2. Сделайте учащихся своими союзниками в борьбе с насилием Включите изучение прав человека и воспитание в духе мира в школьную программу. Расскажите ученикам об их правах и правах их сверстников, учителей, членов семьи и местного сообщества. Знакомство с правами человека и правами ребенка может происходить в форме бесед, дискуссий, ролевых игр, с помощью игровых программ и на примере последних школьных событий, чтобы ученики могли проанализировать полученные ими знания о правах человека и применить их к реальным условиям жизни своей школы и сообщества.

Используйте на занятиях соответствующие возрасту учащихся версии Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка, которые имеются как в печатном, так и в электронном виде. В обоих документах провозглашается право каждого человека на образование и право каждого ребенка расти в безопасной обстановке. Обсудите эти документы со своими учениками и попробуйте сформулировать, как следует понимать, уважать и защищать права каждого ученика в классе.

3. Используйте конструктивные дисциплинарные приемы и методы. Правила класса должны быть позитивными, точными и краткими, не больше пяти-шести пунктов. Они должны быть простыми по форме и ясными по содержанию. Старайтесь формулировать правила с позитивной, а не с негативной стороны, то есть «как надо», а не как «не надо» поступать. Проследите, чтобы правила класса не противоречили общешкольным.

Используйте дисциплинарные меры, имеющие воспитательный, а не карательный характер. Делая ученику выговор, помните, что ваши слова должны быть направлены на проступок и его возможные последствия, а не на личность ученика. В зависимости от тяжести проступка вы можете воспользоваться следующими воспитательными мерами:

  • выделите специальное время после уроков или во время перемены, чтобы обсудить проступок с учеником, выяснить, почему он так поступил и что нужно сделать, чтобы исправить его;

  • предложите ученику извиниться;

  • пересадите учеников;

  • напишите записку родителям или позвоните им;

  • проанализируйте серьезность ситуации и, если сочтете нужным, отправьте ученика к директору школы.

4. Принимайте активное и действенное участие в борьбе с буллингом. Совместно с учениками, учителями, другими работникам школы сформулируйте определение буллинга, чтобы у всех было одинаковое понимание этого явления. Последовательно реагируйте на физические и вербальные проявления агрессии. Эффективный ответ должен быть:

  • кратким, чтобы его можно было использовать постоянно;

  • более строгим к повторным проявлениям агрессии;

  • предсказуемым и немедленным;

  • основанным на одинаковых ожиданиях для всех учащихся.

Обычно в таких случаях применяются дисциплинарные меры с ограничением свободного времени: лишение перемены, возможности обедать вместе с одноклассниками или участвовать во внеклассных мероприятиях. Наряду с применением дисциплинарных мер попросите школьного психолога побеседовать с обидчиком. Поддерживайте учащихся, над которыми издеваются. Убедите их в необходимости поговорить с учителями и школьным психологом, продолжая при этом работать с родителями, учениками и сотрудниками школы, чтобы не допустить повторения издевательств.

Давайте положительную оценку действиям учащихся, которые поддерживают друг друга, чтобы остановить буллинг. Не менее важно также оградить от преследования тех, кто сообщает о случаях буллинга.

5. Учите учащихся стойкости и помогайте им отвечать на вызовы жизни конструктивно. Развивайте у учащихся стойкость и способность успешно справляться с каждодневными проблемами, стрессом и неприятностями, устанавливая дружеские отношения с одноклассниками. Это снижает вероятность того, что ученик прибегнет к насилию или сам станет его жертвой. Учителя, демонстрирующие социальное конструктивное поведение, умеющие направить и защитить своих учеников, повышают сопротивляемость учеников, показывают пример, как нужно позитивно отвечать на неизбежные жизненные трудности.

Помните, что школьные психологи или социальные педагоги помогают учащимся справляться с жизненными трудностями и предотвращать возможное насилие. Они оказывают поддержку учительскому коллективу и учащимся и помогают предотвратить насилие,

  • выступая посредниками в ситуациях, которые могут привести к насилию;

  • предлагая мирное решение конфликтной ситуации до того, как она перейдет в стадию физического насилия;

  • работая с жертвами и виновниками насилия, предоставляя им психологическую помощь;

  • внедряя программы, направленные на решение проблем буллинга, наркомании и молодежных банд.

Используйте для предотвращения конфликтов между учащимися игры. Попросите своих учеников разыграть ситуацию, например: «Ты столкнулся с обидчиком. Твои действия». Участвуя в приближенной к реальной ситуации, ваши ученики на практике попробуют справиться со стрессом, поймут, как вести себя, оказавшись в непривычной или неожиданной ситуации. Поощряйте также игры, в которых учащиеся смогут примерить на себя роль обижаемого одноклассника, — это пробудит в них сочувствие. Попросите их рассказать, какие чувства они испытали и что им помогло справиться с ситуацией.

6. Будьте образцом для подражания, выступая против сексуального и гендерного насилия. Помните, что гендерная предвзятость порождает гендерную дискриминацию. Иногда учителя относятся к мальчикам иначе, чем к девочкам. Например, некоторые уверены, что мальчикам легче дается математика или что они «от природы умнее», а девочки «берут усидчивостью и трудолюбием». Такие стереотипы необходимо преодолеть. Предъявляйте к мальчикам и девочкам, мужчинам и женщинам одинаковые требования. Боритесь с такими предрассудками в классе и поощряйте к этому ваших коллег. Мальчики в школе бывают и агрессорами, и жертвами, поэтому учителям не следует фокусировать внимание только на случаях издевательств над девочками.

7. Отстаивайте механизмы школьной безопасности. Поддерживайте грамотное управление и эффективное руководство школой. Очень важно, чтобы члены школьной администрации, действуя заодно с учителями и представителями органов управления образованием, принимали меры, направленные на искоренение применения силы, а также пресекали акты насилия на самом раннем этапе и создавали в школе атмосферу доверия. Содействуйте принятию в своей школе правил (кодекса) поведения в духе уважения прав человека, гарантирующих право учить и учиться в безопасной школьной среде. Сообщайте о случаях насилия и лично участвуйте в принятии решения. Разработайте безопасные для учащихся механизмы сообщения о случаях насилия, чтобы они не боялись этого делать. Эти механизмы должны обеспечивать учащимся поддержку и конфиденциальность, быть тактичными. Относитесь к жалобам учащихся на случаи насилия серьезно, проявляя заботу об их физическом и душевном здоровье. Доверяйте сказанному учениками: ситуацию нельзя недооценивать.

8. Обеспечьте удобные и безопасные места для учащихся. Обойдите с учениками школу и определите опасные и безопасные места, а также территории, представляющие для учеников особую угрозу. Школьный персонал должен обратить особое внимание на темные углы, плохо освещенные места, безнадзорные лестницы и туалеты, где учащиеся могут подвергнуться сексуальному или физическому насилию. Обратите внимание на безопасность учащихся в туалетных комнатах. В некоторых странах и регионах существенной причиной, почему девочки отказываются посещать школу, является отсутствие безопасных и чистых туалетов с индивидуальными кабинками.

9. Изучите методы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций и научите им учащихся. Освойте методы мирного разрешения конфликтных ситуаций, научитесь руководить классом на основе принципов уважения прав человека и воспитания в духе мира. Применяйте техники посредничества и научите своих учеников, как с их помощью выходить из конфликтных ситуаций.

  • Научите учеников методам ведения переговоров, которые помогут им:

  • определить суть конфликта («Из-за чего мы спорим? Как и почему возникла проблема?»);

  • поделиться мнениями и обменяться предложениями («Я думаю, надо поступить так, потому что…»);

  • взглянуть на ситуацию со стороны (посредством ролевых игр, обсуждений);

  • найти компромисс, который позволит обоим участникам достичь согласия, не ущемляя интересов друг друга («Давай сегодня поступим по-твоему, а завтра по-моему и посмотрим, как лучше»);

  • прийти к разумному решению.

  • Научите учащихся, как выступить в роли посредника в спорах одноклассников и помочь им найти конструктивное решение.

  • Выберите спорный вопрос, который возник или мог возникнуть между двумя учениками. Пусть они разыграют эту ситуацию. Попросите третьего ученика помочь своим одноклассникам прийти к общему решению. Скажите ему, что он должен использовать свое знание товарищей и предмета спора, чтобы предложить наиболее подходящий, с его точки зрения, компромисс.

  • Когда все учащиеся овладеют приемами ведения переговоров и посредничества, назначайте каждый день по два ученика, желательно мальчика и девочку, официальными посредниками. Следите, чтобы все без исключения попробовали себя в этой роли. Посредники нужны, чтобы помочь разрешить конфликт, если его участники не могут договориться сами.

10. Оцените, есть ли в вашей школе насилие и дискриминация в отношении учащихся с ограниченными возможностями, тех, кто принадлежит к этническому меньшинству или иной уязвимой группе. При необходимости расскажите ученикам о причинах, по которым некоторые дети ведут себя не так, как остальные, объясните, что они испытывают трудности в учебе, имеют ограничения в занятиях спортом и других активных видах деятельности из-за нарушений умственного или физического развития. Подчеркните, что все ученики класса чем-нибудь отличаются друг от друга, но именно это и придает им неповторимость. Различия между людьми следует принимать. Каждый имеет право быть таким, каким он родился, и это право нужно уважать. Подобная работа должна проводиться и на родительских собраниях. Проанализируйте предрассудки и стереотипы, которые, возможно, существуют в вашей школе. Попросите своих учеников критически взглянуть на предубеждения, с которыми они относятся к тем, кто на них не похож. Ведите себя так, чтобы служить примером для своих учеников.

Проанализируйте предрассудки и стереотипы, которые, возможно, существуют в вашей школе. Попросите своих учеников критически взглянуть на предубеждения, с которыми они относятся к тем, кто на них не похож. Ведите себя так, чтобы служить примером для своих учеников. Незамедлительно реагируйте на любые дискриминационные высказывания. Объясните своим ученикам, что словом тоже можно ранить человека. Следите за тем, чтобы дискриминационные или расистские замечания ни в коем случае не сопровождались даже самыми незначительными проявлениями физического насилия. Проверьте программу и учебники. Учитывают ли они существование в обществе различных культурных норм и традиций? Развивают ли понимание таких различий, учат ли школьников умению жить вместе? Следите за тем, чтобы отдельные ученики не превращались исключительно в представителей своей культурной или этнической группы. «Приклеивание ярлыков» только усилит их изоляцию от одноклассников. Помогая им стать частью коллектива класса, вы способствуете более полному пониманию значения многообразия.

Предупреждение насилия над учащимися школы зависит от внимания, неравнодушия и компетентности взрослых.



Литература

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. — СПб.: Нева, 2002. — С. 248.

  2. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. - С. 304.

  3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. М.: ВЛАДОС, 2006.

  4. Гуггенбюлъ А. Зловещее очарование насилия. — СПб.: Академический проспект, 2002. - С. 98.

  5. Е.В. Гребенкин. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.

  6. Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов вузов / Авторы-составители М.В. Земляных, Е.С. Заиченко. Б.: 2000.

  7. Клейберт Ю.А. Психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2001. — С. 47.

  8. Семенюк Л.К. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. — М.: Флинта, 1998. - С. 27.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика насилия в школьной среде.

Автор: Малахов Александр Александрович

Дата: 01.04.2019

Номер свидетельства: 505666

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через формирование толерантности "
    ["seo_title"] => string(92) "profilaktika-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-formirovaniie-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "243639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445779453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Школьный буллинг и его профилактика"
    ["seo_title"] => string(35) "shkolnyi_bulling_i_ego_profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "648154"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1711577342"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Педагогический совет "Здоровье сберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе" "
    ["seo_title"] => string(119) "piedaghoghichieskii-soviet-zdorov-ie-sbierieghaiushchaia-orghanizatsiia-uchiebno-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156500"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421430873"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "подпрограмма "Подросток"- составляющая Программы социализации школьника"
    ["seo_title"] => string(79) "podproghramma_podrostok_sostavliaiushchaia_proghrammy_sotsializatsii_shkol_nika"
    ["file_id"] => string(6) "342541"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473177845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства