Проект программы внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению
Проект программы внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Направленность: рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на обще-интеллектуальное развитие обучающихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Принципы программы
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя уверенно. У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
8. Принцип системности. Развитие ребёнка - процесс, в котором взаимосвязаны и взаимозависимы все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребёнка.
Возраст детей – 8-10 лет (4 класс).
Срок реализации программы - 1 год.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф.
Программа рассчитана на 33 ч. в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 1 час в группе от 5 до 30 человек.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся научатся:
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Способы проверки: педагогическое наблюдение, мониторинг, анализ результатов.
Формы подведения итогов реализации программы: КВН «Математика- Царица наук».
Учебно – тематический план
№
Название разделов и тем
Всего часов
Теоретические
Практические
1.
Раздел 1 «Математика путешествий»
8
4
4
1.1
Тема: «Математика – это интересно»
1
1
-
1.2
Тема: «Танграм: древняя китайская головоломка»
1
1
-
1.3
Тема: «Путешествие точки»
1
1
-
1.4
Тема: «Игры с кубиками»
1
-
1
1.5
Тема: «Танграм: древняя китайская головоломка»
1
-
1
1.6
Тема: «Волшебная линейка»
1
1
-
1.7
Тема: «Праздник числа 10»
1
-
1
1.8
Тема: «Конструирование многоугольников из деталей танграма»
1
-
1
2.
Раздел 2 «Веселая математика»
12
6
4
2.1
Тема: «Игра-соревнование «Весёлый счёт»
1
1
-
2.2
Тема: «Игры с кубиками»
1
1
-
2.3
Тема: «Конструкторы лего»
2
1
-
2.4
Тема: «Весёлая геометрия»
1
-
1
2.5
Тема: «Математические игры»
1
-
1
2.6
Тема: «Спичечный» конструктор»
2
1
-
2.7
Тема: «Задачи-смекалки»
1
-
1
2.8
Тема: «Прятки с фигурами»
1
-
1
2.9
Тема: «Математические игры»
1
1
-
2.10
Тема: «Числовые головоломки»
1
1
-
3.
Раздел 3 «Решаем и играем»
13
7
4
3.1
Тема: «Математическая карусель»
2
1
-
3.2
Тема: «Уголки»
1
1
-
3.3
Тема: «Игра в магазин. Монеты»
4
1
-
3.4
Тема: «Конструирование фигур из деталей танграма»
6
-
1
ИТОГО
33
17
12
Содержание изучаемого курса
Тема 1.1 Математика – это интересно (1 час) - Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).
Тема 1.2 Танграм: древняя китайская головоломка (1 час) - Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.
Тема 1.3 Путешествие точки (1 час) - Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото».
Тема 1.4 Игры с кубиками (1 час) - Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Тема 1.5 Танграм: древняя китайская головоломка (1 час) - Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 1.6 Волшебная линейка (1 час) - Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.
Тема 1.7 Праздник числа 10 (1 час) - Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
Тема 1.8 Конструирование многоугольников из деталей танграма (1 час) - Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Тема 2.1 Игра-соревнование «Весёлый счёт» (1 час) - Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
Тема 2.2 Игры с кубиками (1 час) - Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.
Тема 2.3 Конструкторы лего (2 часа) - Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
Тема 2.5 Математические игры (1 час) - Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».
Тема 2.6 «Спичечный» конструктор (2 часа) - Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
Тема 2.7 Задачи-смекалки (1 час) - Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.
Тема 2.8 Прятки с фигурами (1 час) - Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».
Тема 2.9 Математические игры (1 час) - Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».
Тема 2.10 Числовые головоломки (1 час) - Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема 3.1 Математическая карусель (2 часа) - Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 3.2 Уголки (1 час) - Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.
Тема 3.3 Игра в магазин. Монеты (4 часа) - Сложение и вычитание в пределах 20.
Тема 3.4 Конструирование фигур из деталей танграма (6 часов) - Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.
Методическое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ..., 9 (10);
-10,20, 30, 40..., 90;
-100, 200, 300, 400..., 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Список литературы
Литература для учащихся
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
3. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
4. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.