Просмотр содержимого документа
«Проблемно- диалогическая технология и "молчащие" дети»
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И «МОЛЧАЩИЕ» ДЕТИ.
Мельникова Наталья Игоревна
1963Natalja@mail.ru
Обобщается опыт работы с «молчащими» детьми, давший серьезные результаты: звание в городе «Самый читающий класс», высокие результаты на ГИА и ЕГЭ, победы в областных и всероссийских конкурсах. Опыт сотрудничества с детской библиотекой им. П.П.Бажова ПГО. Предлагаются к осмыслению формы, методы, приемы, стратегии, позволяющие обучающимся открывать для себя новое, стать активными участниками речевого процесса.
Проблемно-диалогическая технология и «молчащие» дети.
Об этой технологии пишут: «…носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю»; «позволяет обучающимся самостоятельно «открывать» новые знания, что естественно способствует развитию познавательных способностей и активизации деятельности на уроке, формированию у детей умения общаться, рассуждать, анализировать, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умению самостоятельно ориентироваться в выполнении нестандартных заданий, логически мыслить, свободно высказываться, развивает творческие способности»[1]. А ещё… способствует развивающему обучению каждого, предъявляя в современном звучании термины: «личностно-ориентированное обучение», «индивидуализация и дифференциация обучения». Существенно меняется сегодня роль учителя в образовательном процессе: теперь его главная задача – обеспечить условия для оптимального удовлетворения запросов обучающихся и помогать становлению их личности. Технологично эта роль проявляется в том, что учитель в первую очередь становится организатором отношений и взаимоотношений в учебном процессе, участвуя в групповых формах деятельности равноправным активным сотрудником; осуществляет мотивационное управление учением школьников, создавая ситуации успеха, демонстрируя полное доверие и веру в их возможности и т.п.
Если вернуться к толкованию слова «технология», прочно вошедшего в педагогический лексикон, то вновь и вновь подвергаются переосмыслению основные понятия: «совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле…» (толковый словарь), «инструментарий педагогического процесса…» (Б.Т.Лихачев), «описание процесса достижения планируемых результатов обучения…» (И.П.Волков), « процессуальная часть дидактической системы…» (М.Чошанов), «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий…» (В.М.Монахов), « системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО). Итак, педагогическое сопровождение, нацеленное на создание условий, включающее в себя следующие направления: индивидуальное сопровождение учебной деятельности, проектирование образовательного процесса, внеурочная деятельность.
ИСУД (индивидуальный стиль учебной деятельности). Особо значимым становится в работе с детьми с ОВЗ. По словам Н.Л.Галеевой, ИСУД – интегрированное содержание, на основе которого «могут быть выстроены и непосредственная деятельность учителя по проектированию условий для развития каждого ученика средствами учебного предмета, и деятельность команды учителей»[2]. Создание команды, куда входят учителя- предметники, завуч и школьный психолог, – идеальное сопровождение нуждающихся в этом детей. Последовательное внедрение дополняется диагностикой, проектированием контрольно-измерительных срезов, использованием приемов мотивации класса и отдельного ученика на деятельность и результат, созданием картотеки приемов и методов, ведением мониторинга. «Молчащие» дети обязательно должны общаться (работа в парах, в группах, решение проблемных ситуаций, «примерка роли учителя», обсуждение сложных вопросов, высказывание личного мнения, рефлексия «Я раньше не умел, а теперь знаю как…», «То, чему я сегодня научился, мне пригодится…»). Так, среди приемов работы с текстом появляется прием «внимательный ученик» (дети сами выводят тему урока, постепенно переходят к работе с текстом, для визуалов – выделение орфограммы ручкой зеленого цвета; для аудиалов – отгадывание загадок, определение явления по описанию; для кинестетиков – анаграммы, образование слов, деление на группы; для смешанного типа восприятия – звукобуквенный разбор, цифровой диктант, тестовые задания). Учет ведущего канала приема информации полезен в восприятии новой информации ( визуалу пригодится листок, где можно чертить, штриховать, рисовать; аудиалу разрешено издавать звуки, шевелить губами, кинестетику дается возможность моторной разрядки: сходить за мелом, писать на доске, передвигаться из пары к паре). Применение приема «проверь по эталону» активизирует работу всех учащихся («Какое слово нравится и почему?», «Что общего у…?»). Визуалам важны на уроках схемы, рисунки, видео, иллюстрации на основе прочитанного, задания на доске, сигнальные карточки, сочинение – описание, задания по образцу; аудиалам – работа в одиночку, проговаривание текста про себя, сочинение-рассуждение, смена интонации, устный текст; кинестетикам – составление предложений из слов, возможные модели, краткие конспекты, задания по учебнику (найти, составить), сочинения-ассоциации, творческие задания, задания на исправление ошибок, демонстрации, ролевые игры. Тогда и «молчащие» дети заговорят. Современный урок не может быть эффективным без учета степени участия в нем каждого ученика, без индивидуальной работы с обучающимися.
Еще в восьмидесятых годах двадцатого века появился термин «педагогика сотрудничества» («педагогика сотрудничества вся направлена на одно – дать ребенку уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться»[1]). Педагогика сотрудничества невозможна без дифференциации обучения: не снижается базовый уровень (выполнение требований стандарта), учитываются склонности, увлечения, проявившиеся способности, на каждом уроке даются разноуровневые задания. Так изо дня в день, из урока в урок проектируется образовательный процесс. Коммуникативная компетентность «молчащих» детей в зоне особого внимания. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются следующие: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников общения. В основе побуждающий диалог, состоящий из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески (как результат задания «Придумай схему», «Зарифмуй правило»). Например, урок русского языка в 7 классе «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных». На доске слова, записанные в два столбика: железнодорожный, древнерусский и юго-западный, англо-русский. Ставятся побуждающие к диалогу вопросы: что заметили общего, в чем различие? После чего задается еще один вопрос: значит, какая сегодня тема урока? Тема фиксируется. Задания, которые предлагаются «молчащим» детям: перевод «с русского на русский» (читаются сложные предложения и пересказываются своими словами), десять вопросов к тексту, выделение ключевых слов в отрывке текста, пересказ по ним текста, составление шпаргалки для устного ответа, поиск информации в Интернете, ее изложение, составление синквейна, сочинение от имени героя, создание рекламы, отчет об экскурсии, поездке, оформление тематического сборника (пословиц, поговорок, стихов, песен…) и его представление. Существует арсенал привычных приемов: определение темы текста, вопросы-стимулы, разгадывание «смысловых ловушек» автора, рабочая матрица к любому тексту (кто написал текст, о чем в нем говорится, почему именно эту проблему поднимает автор, каково отношение автора к поднятой проблеме, какие изобразительно-выразительные средства позволяют автору ярче выразить свою позицию, к какому выводу приводит нас автор). Для работы по подготовке к сдаче ГВЭ составляются к каждому тексту вопросы-задания (например, к тексту о культе индивидуализма предлагается задание: дать полный ответ, опираясь на поставленные вопросы: «Как ты понимаешь слово «взаимопомощь?»; «Чем значение этого слова отличается от слова «помощь»?»; «Оказывал ли тебе кто-нибудь помощь, если да, скажи, тобою оказывается помощь по чьей-либо просьбе или по велению сердца?»; «Какие чувства испытывал ты, когда помогали тебе?», «А какие чувства наполняли твою душу, когда ты помогал в ответ?», «Сможешь сделать вывод о том, как это здорово, если люди помогают друг другу?»). Особое место отводится самооценке, по словам Л.Выготского, самооценка – это формирование самосознания, а «самосознание – это непрерывный процесс, проходящий непрерывный путь развития, путь психологических и социальных изменений» [3]. При систематической работе над самооценкой можно добиться оценочного суждения («считаю, что меня можно оценить на «5», так как написал отзыв по плану на самостоятельно прочитанную книгу», «…выполнил данное упражнение со всеми дополнительными заданиями», «выполнил домашнее задание без ошибок»).
«Молчащий» школьник – это, скорее всего, нечитающий ученик… Без чтения никогда не получить думающего, грамотного, критически мыслящего, отстаивающего свою точку зрения человека. Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни. Чтение – это разговор с интересным и умным собеседником. Как сделать чтение художественной литературы делом, жизненно важным для подростков? Как пробудить у них интерес к вдумчивому чтению? Организация и проведение встреч в библиотеке помогает защитить книгу от разрушительного напора массовой культуры, помочь ей занять достойное место в жизни. Система сотрудничества с детской библиотекой представляет собой систему целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. Работа по программе творческого развивающего чтения для отроков 11-14 лет «Читать, взрослеть и не бояться!» (детская библиотека им. П.П.Бажова г. Полевской) предполагает цикл внеурочных встреч, рассчитанных прежде всего на «молчащих» детей. Составление синквейнов, метод «6 шляп мышления», стратегия обучения решению проблем «Идеал» (Интересно, в чем проблема? Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Есть ли какие – либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор. Любопытно, как это осуществить на практике? « Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально» (Дж. Гилфорд). Каждое занятие заканчивается призывом: «Читай, чтобы стать успешным»). Любимой стратегией стала стратегия «Чтение с остановками» (медленное осмысление прочитанного, анализ и сравнение с опытом автора и своим лично с обязательным включение в диалог «молчащих» детей). Встречи в библиотеке ребята ждут с нетерпением. Почему? Да потому, что это смена обстановки, безотметочные ответы, радостные мгновения, встречи с писателями и поэтами (Олег Райн, Вадим Осипов, Аркадий Застырец, Светлана Лаврова и многие другие), интерактивные спектакли, библионочи, призыв к совместному семейному чтению родителей (предусмотрены родительский собрания в здании библиотеки). Арсенал методов и форм на этом не заканчивается: ведение Читательского дневника или Ежедневника читателя (автор-произведение-жанр-тема произведения-идея-герои-диалог с автором - понравившиеся цитаты-поиск дополнительной информации о книге и ее авторе и т.д.); создание проблемных ситуаций перед обсуждением книги при помощи визуальных образов; введение нового материала при помощи интерактивных виртуальных экскурсий; использование приема «медленного чтения», подкрепленного технологическим приемом «диафильм»; создание читателями коллажей в различных графических программах; озвучивание диафильмов; создание читателями видеороликов, буктрейлеров, видероликов, мультимедийных игр, пазлов по прочитанным произведениям; привлечение обучающихся к участию в литературных конкурсах, телемостах, к чтению электронных книг, журналов…
Глубокие знания особенностей каждого ребенка, правильно выбранная образовательная траектория, намеченный круг чтения и сотрудничество позволяют и «молчащим» детям стать активными участниками процессов общения, обучения и развития. И результат не заставит себя ждать!
Вместо послесловия. Воспитание речевой культуры современных школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С обязательным использованием потенциала учителей- предметников нефилологического цикла! А в программе наблюдения за учебным занятием основным пунктом должен стать пункт отслеживания уровня языковой грамотности и речевой компетентности обучающихся и педагога (достаточен ли он для организации образовательного процесса).
Литература.
Гульчевская В.Г., Чекунова Е.А. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. – Москва, 2009.
Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик». – Москва, 2005.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва, Педагогика, 1991.
Сведения об авторе:
Мельникова Наталья Игоревна, учитель русского языка и литературы МАОУ ПГО «СОШ№8».