kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию " СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прзентация опыта работы по патриоическому воспитанию 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация опыта работы по патриотическому воспитанию " СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "»



СИСТЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

в государственном учреждении «Луганский учебно – воспитательный комплекс специализированная школа I ступени – гимназия № 52»


Сегодня тема патриотического воспитания детей и подростков очень актуальна. Еще совсем недавно проблема воспитания патриотизма не стояла так остро, как сейчас. Ей уделялось немало внимания, но особой и столь очевидной необходимости в этом не было, ибо дети с молоком матери впитывали понятия “Родина”, “великая держава”, “мы, советский народ” ... Раньше ученик смотрел на карту СССР и думал: “Я живу в самой большой, самой могущественной, самой хорошей стране”. Такое сознание закладывалось в нас не только при советской власти, оно круто замешивалось веками.

К сожалению, после распада СССР в наших детях чувство патриотизма практически полностью атрофировалось. Это проявляется во всем: в выбираемых ими тетрадях с иностранными обложками, в обожании западной музыки и кинофильмов, в употреблении жестов и возгласов, как это делают американские подростки и т.п.

Независимый социологический срез 2013 года зафиксировал деформацию у молодежи глубинных человеческих ценностей. 17-летние юноши и девушки на вопрос, что, по их мнению, является для молодежи самым важным в жизни, ответили:

  • деньги – 49,1 %;

  • деловая карьера и образование – 20 %;

  • получить от жизни побольше удовольствия – 18,7 %.

Извечные же ценности собрали такие цифры:

  • любовь – 5,1 %;

  • действия ради будущего страны – 4,4 %;

  • идеалы и вера – 2,7 %.

Из этих данных можно сделать вывод, что чувство патриотизма у молодёжи было слабо сформировано, личностные заботы детей и подростков лежат, в основном, в области собственного “я”. А тем не менее, воспитание любви к Родине может осуществляться ежеминутно – родителями, чтением “классики”, просмотром наших кинофильмов, телепередач, рассказывающих о событиях и людях, которыми мы можем гордиться, о вечных ценностях: любви к своей земле, национальных корнях.

После последних политических событий мы, педагоги, оказались пред проблемой возрождения патриотического воспитания молодёжи.

Так что же такое “патриотизм”? Дадим несколько определений.

  • Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

  • Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами.

  • Патриотизм - это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.

Мы провели опрос среди наших самых маленьких школьников – среди учеников начальной школы. Вот как они понимают значение слова «патриотизм»:

- это значит любить свой дом, свой город, свою Родину;

- это защищать Родину, когда война;

- это гордиться своей страной;

- это знать историю своей Родины;

- это любить природу и не сорить нигде;

-это делать что-то полезное для своей страны.

Пусть эти ответы несколько наивны, но мы видим, что ребята, в целом, очень правильно осознают, что же такое «патриотизм».

А что же тогда патриотическое воспитание?

  • Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание ребенка в духе патриотизма должно начинаться с самого раннего возраста и, учитывая его особенности, проводиться разными методами. Наша школа – гимназия на протяжении многих лет принимала участие во Всеукраинском эксперименте «Искусство» (1-11 кл., 2008 – 2013г.) и в Региональном эксперименте «Становление творческой личности средствами интеграции различных видов искусства» (1-4 кл.,2007 – 2012г.). Начальная школа имеет специализацию эстетического направления: дети много рисуют, занимаются музыкой, и именно в здесь зарождается школьный театральный кружок. С 2015г. Школа – гимназия получила Региональный статус экспериментальной работы по теме «Развитие морально – эмоциональной сферы учащихся в системе работы школьного театра на основе интеграции разных видов искусств». Спектакли на патриотическую тему, в которых участвуют ребята, помогают им прочувствовать, что такое героизм, подвиг, самопожертвование во имя Родины. Таким образом, осознание патриотизма начинается в начальной школе через чувства, ребята пропускают это понятие вначале через свою душу. Продолжая работу по воспитанию гражданина и патриота в старшей школе, педагоги стараются, чтобы патриотизм был теперь осознанной необходимостью. Большое внимание уделяется проектной деятельности, написанию исследовательских работ, посвященных истории и культуре нашего края, нашим знаменитым и талантливым землякам.

Давайте вспомним основополагающие принципы патриотического воспитания: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического и культурного наследия, духовных ценностей и традиций Родины; системность; преемственность и непрерывность в развитии молодежи; многообразие форм, методов и средств; индивидуальный подход.

Основными задачами патриотического воспитания являются:

  1. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности родине, готовности к служению Отечеству и его защите.

  2. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.

  3. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечиванию памяти защитников Отечества.

  4. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодежной среде.

  5. Передача и развитие лучших традиций воинства.

  6. Физическое развитие молодежи и детей, формирование здорового образа жизни.

Эта разноплановая и интересная работа проводится у нас по различным направлениям деятельности:

Традицией стал в гимназии конкурс чтецов и поэтов. С каждым годом все дальше от нас события Великой Отечественной войны. Уходят дедушки и бабушки, пережившие лихие годы, уходят ветераны. Боль притупляется, и приходят новые герои. И уже ретивые журналисты пишут, что и не было вовсе подвигов и героев, а молодые люди разбивают памятники Неизвестному солдату и пишут на стенах нацистские лозунги. Прав был Камю, что писал о фашизме как о чуме, которая сохраняется десятилетиями в придорожной пыли и ждет лишь момента, чтобы вернуться. А наши дети, поколение кока-колы и юные хакеры, ищущие себе кумиров и верящие в Гарри Поттера, так доверчивы и так хотят пойти за героем. Только вот какие это будут герои? Часто героя не разглядеть в стареньком седом ветеране, медленно идущем среди нарядной толпы. Слишком не похож он на бравых героев из триллеров. Но наши дети должны знать, что именно они, дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки, кажущиеся сейчас такими слабыми и беззащитными, спасли для нас не виртуальный мир, а самый настоящий.

Неслучайно в нашей гимназии эти конкурсы приурочены не ко Дню Победы, когда и так много мероприятий, а к другим датам – Дню освобождения бывшей Украинской СССР и Дню освобождения нашего города Луганска от немецко-фашистских захватчиков. На этих конкурсах традиционно много участников, многие заранее подбирают стихотворения, а у некоторых выступают слезы на глазах…

Поэзия всегда могла проникнуть в самые глубины души и заставить плакать, смеяться, сопереживать, верить. И во время Великой Отечественной войны, и сейчас Слово способно повести за собой, вдохновить на подвиг и воспитать Гражданина.

Трагедии человеческих судеб во время Великой отечественной войны посвящены спектакли школьного образцового театра «Маски» под руководством Черниковой Ларисы Владимировны. Это постановки «Дети войны» и «Расстрелянная любовь».

Особенностью спектаклей является то, что их сюжеты не придуманы, а представляют собой реальные жизненные истории. Подвиг, о котором они рассказывают, совершён не вымышленными супергероями, а нашими земляками, ровесниками нынешних школьников. Художественные произведения о Родине возвышают и укрепляют гражданское чувство, делают зрителей и слушателей чище и сильнее в нравственном отношении. Каждый наверняка задаёт себе вопрос: «А как бы я повёл себя в трудный час? Какой бы путь выбрал - героизма или предательства?»

Также традиционно проводятся в школе-гимназии мероприятия ко Дню Защитника Отечества:

- военная игра «Пакет» для учащихся 1-4 классов;

- спортивные соревнования среди 5-8 классов «Будь сильным»;

- конкурс строя и песни «Будь готов к защите Родины» среди учеников 9-11 классов;

- конкурс инсценированной военной песни;

- конкурс литературно-музыкальных композиций на военную и патриотическую тематику.

Эти мероприятия развивают физические и духовные качества школьника, тесная взаимосвязь которых способна обеспечить воспитание истинного патриота своей страны - сильного, мужественного, благородного, способного на Поступок и Подвиг.

Линейки-реквиемы стали одной из действенных форм патриотического воспитания в гимназии. С прошлого года у нас проводится линейка- реквием «Журавли», приуроченная ко Дню памяти и скорби по погибшим людям Луганщины в результате боевых действий в Донбассе.

Дай детям бумаги лист и карандаш,

Они целый мир на нём нарисуют.

Они нарисуют папу и маму,

Бревенчатый дом, окружённый забором…

Никак и ни при каких обстоятельствах

Рисунок не должен быть создан кровью!

Это отрывок из стихотворения, написанного ученицей 8-го класса. В конкурсе сочинений, посвящённом этому дню, ребята делились своим видением трагедии, произошедшей с нами, говорили об антигуманности любых военных действий. Вся школа в едином порыве чувствует свою причастность к подвигу героев и свою ответственность за будущее нашей страны. Запомнились учащимся линейки-реквиемы, посвящённые подвигу молодогвардейцев, а также героям партизанского движения во время Великой Отечественной войны.

Стали традицией в школе - гимназии экскурсии в город Краснодон к местам памяти наших земляков – молодогвардейцев. Эти поездки всегда оставляют чувство сопричастности с подвигом молодых людей, чувство благодарности за их мужество и самоотверженность.

Ярким событием стал мастер-класс для лидеров самоуправления школ города Луганска и заместителей директоров по воспитательной работе на тему «Дети войны» посвящённый молодёжной организации «Молодая гвардия», целью которого являлось развитие патриотизма подрастающего поколения. Комплекс мероприятий посвящён в нашей гимназии празднованию Дня Победы:

- выпуск газет и плакатов, посвящённых великой Победе;

- встреча с ветеранами и в стенах школы, и в городской библиотеке;

- уроки мужества, проходящие с 1 по 11 класс;

- участие в общегородской акции «Лента памяти»; «Бессмертный полк»;

- общешкольные литературно-музыкальные композиции «От героев былых времён…», «Письма с фронта»;

- акция «Поздравь ветерана!»

В этом году наша школа приняла участие в новой общегородской патриотической акции «Знамя Победы». После торжественной линейки этот символ великого героизма находился в нашем учебном заведении в течение недели, наполняя душу священным трепетом сопричастности к истории великого народа и подвигу наших прадедов.

Не забывают в нашей гимназии и ветеранов Афганистана. Каждый год проводятся встречи с ветеранами Афганистана, уроки мужества, литературно-музыкальные композиции о воинах афганской войны. Ребята знакомятся с людьми, профессией которых стало защищать Родину. Теперь они знают, что профессия военного - это путь непрерывного самопожертвования и внутренняя готовность к подвигу.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. В которой, помимо традиционных задач, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

Государство осознало, что эта тема очень важна, и работа данного направления взята под государственный контроль: разработана нормативно-правовая база, на которую необходимо опираться в своей работе. И в нашем городе осуществляется комплексная программа по патриотическому воспитанию «Луганский характер».

Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо, и в случае необходимости встать на его защиту.


Алешникова Н.В.

ГУ «ЛУВКСШГ № 52»

заместитель директор по УВР




ЛИТЕРАТУРА


1. Закон Луганской Народной Республики от 30. 07.2015г. «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики».

2. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18. 05. 2014 г.

3. https://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/zakonoproekty/723/

4. http://mdsmst.ru/tag/patrioticheskoe-vospitanie-lnr/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алешникова Наталья Вячеславовна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "«Патриотическое воспитание  в  социализации школьников»"
    ["seo_title"] => string(58) "patriotichieskoie-vospitaniie-v-sotsializatsii-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "267518"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450378890"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Обмен опытом "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории""
    ["seo_title"] => string(73) "obmienopytomformirovaniieghrazhdanstviennostiipatriotizmanaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "297805"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456239555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства