kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Правонарушения и ответственность" классный час

Нажмите, чтобы узнать подробности

.  Определение термина «правонарушение».

Но начнем мы с определения: что такое правонарушение? (Выслушать представления детей о правонарушении)

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность

Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, право.

3. Виды правонарушений и ответственности за них. Воспитатель.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения)

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую

Дисциплинарные:

систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Правонарушения и ответственность" классный час»

Семейный час.

Тема: «Правонарушения и ответственность».

Цели:

1) Формирование у детей умений постоянно вести себя в рамках законности.

2) Донести до воспитанников, что злонамеренный поступок или неудачная шалость могут привести к отрицательным последствиям.

3) Виды правонарушений.

4) Формирование отношения к преступлению, как к самому страшному деянию.

Оборудование: Слайдовая презентация.

Ход мероприятия.

1. Стихотворение В. Высоцкого читает Дима.

Во мне два я - два полюса планеты,

Два разных человека, два врага.

Когда один стремится на балеты.

Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,

Когда живу от первого лица, -

Но часто вырывается на волю

Второе я в обличье подлеца.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца,

О, участь беспокойная моя,

Боюсь ошибки: может оказаться,

Что я давно не то второе я.

2. Слово воспитателя. Обсуждение стихотворения.

Как вы думаете, о чем стихотворение? О каких двух «я»? (Обсуждение)

В каждом из нас живет два человека. В каждом из нас живут противоречивые чувства.

Но в том-то и дело, что нужно уметь на первый план всегда выводить свое лучшее я.

Сегодня мы будем говорить о правонарушениях и ответственности несовершеннолетних

Нам важно выяснить какие виды правонарушений существуют? Как предотвратить правонарушение?

2. Воспитатель. Определение термина «правонарушение».

Но начнем мы с определения: что такое правонарушение? (Выслушать представления детей о правонарушении)

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность

Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, право.

3. Виды правонарушений и ответственности за них. Воспитатель.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения)

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую

Дисциплинарные:

систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

исключение из учреждения.

К примеру:

за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;

за опоздание на урок – выговор;

за драку – строгий выговор и т. д.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом правления социальными процессами в обществе. Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства .

Примеры административного проступка.

Задание: На столах лежат выдержки из Административного кодекса. Какие ещё существуют правонарушения. Зачитайте названия статей.

Вопрос: Знаете ли вы с какого возраста начинается ответственность за административное правонарушение?

Ответ: С 16 лет.

  1. Уголовное преступление.

Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).

Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси, употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства[3]. В русской средневековой литературе (XVI век) в ходу было слово «уголовие» со значение «лишение жизни», «лишение головы»: Это самое страшное общественно опасное деяние.

Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.

5. Воспитатель. Несовершеннолетие и преступление. Наказание.

Некоторые из подростков убеждены, что до 18 лет, чтобы они ни совершили, все равно им ничего не будет.

Может быть, и в самом деле несовершеннолетие - это щит от всякого наказания? (Обсуждение)

Разумеется, нет. За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РК, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя. И каждый 16-летний молодой человек знает, что кража, хулиганство – это преступление. По закону несовершеннолетний преступник лишается свободы на срок не свыше 10 лет, даже если за данное преступление предусмотрена более суровая санкция.

В соответствии с Гражданским Кодексом РК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правовая самостоятельность (правоспособность) гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-го возраста. Однако правовая дееспособность приходит юному гражданину и раньше этого возраста, по мере роста сознательности, ответственности, способности принимать разные решения.

Некоторые моменты дееспособности относятся к шести годам, когда ребенок может выполнять небольшие поручения родителей (от 6 до 14 лет). Предполагается, что с этого возраста ребенок способен разумно действовать и осознавать значение своих действий при совершении сделок, предусмотренных статьей 28.2 согласно Гражданскому Кодексу Республики Казахстан.

С 14-ти лет дееспособность (правовая самостоятельность) несовершеннолетних расширяется. В этот момент начинает действовать гражданская ответственность. Сам факт возможности привлечения человека к уголовной ответственности с 14-ти лет за ряд преступлений свидетельствует том, что человек уже юридически обязан с повышенной ответственностью, относиться к своему поведению.

Ну, а если преступнику 15 или 14 лет? Что же, подростки остаются безнаказанными? Не во всех случаях.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 96), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103), изнасилование (статья 120), похищения человека (статья125), кражу (статья 175), грабеж (статья 178), разбой(статья 179), вымогательство (статья 181), умышленное уничтожение или повреждение государственного или личного имущества (статья 187), терроризм (статья 233), захват заложника (статья 234), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), взрывчатых веществ, взрывных устройств (статья 255), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), хищение либо вымогательство наркотических веществ или психотропных веществ (статья 260), надругательство над телами умерших и местами их захоронения при отягчающих обстоятельствах (статья 257, ч. 2, 3), умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 299) (стр. 10, Уголовный кодекс РК)

За остальные преступления подростки этого возраста не несут уголовной ответственности. Но если подросток этого возраста совершил общественно опасное деяние, материалы на него передаются в комиссию по делам несовершеннолетних, где к нему применяются меры воспитательного характера Суд, освободив подростка от уголовной ответственности, передает его под строгий надзор родителям или лицам, их заменяющим. При этом вначале выясняется, способны ли они правильно воспитывать и контролировать поведение несовершеннолетнего.

6. Условное осуждение. Читает воспитанница Алина.

Если перевоспитание такого подростка связано с определенными трудностями, по решению суда он направляется в специальное лечебно воспитательное или учебно-воспитательное учреждение. Комиссия по делам несовершеннолетних систематически проверяет, как осуществляется надзор или наблюдение над несовершеннолетним подростком. И если убедится, что подросток исправился и ведет себя нормально, выносит решение о снятии с него надзора или наблюдения.

Судом предусмотрена еще такая мера наказания, как условное осуждение. Виновному дается испытательный срок (от одного до пяти лет), в течение которого он должен доказать, это сделал для себя правильное выводы из приговора суда и больше не нарушит закона. Продолжительность испытательного срока устанавливает суд. Условное осуждение - гуманный акт, позволяющий правонарушителю исправиться. Но у подростков не должно возникать чувства безнаказанности за совершение преступления. В течение испытательного срока виновный постоянно находится под угрозой наказания, которое назначено ему судом. Если в этот период он не совершит нового умышленного преступления, то наказание погашается. А сам человек считается не имеющим судимости.

К сожалению, некоторые подростки, не оценив оказанного им доверия, вновь грубо нарушают закон. Расплата следует незамедлительно. Виновный несет ответственность за последнее преступление и плюс за первое, отложенное наказание, Отсрочка исполнения приговора - тоже гуманная мера, применяется в том случае, если подросток впервые осуждается к лишению свободы до 3-х лет. Исполнение приговора может быть отсрочено на срок от 6 месяцев до 2-х лет. Осужденный подросток находится под постоянным контролем комиссии по делам несовершеннолетних. Отсрочка исполнения приговора предоставляется осужденному подростку для того, чтобы дать ему возможность исправиться. Часто такая гуманная норма закона оправдывает себя: подросток нормально себя ведет, успешно трудится, хорошо учится.

7. Причины, побудившие подростка преступить закон. Воспитатель.

Но иногда случается по-другому. Закон становится суровым и непримиримым к тем, кто не встал на путь исправления. Нередко подростки переходят грань закона, находясь под отрицательным влиянием взрослых. Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность происходит по-разному. Для этого используется запугивание, насилие, обещание что-либо сделать для подростка при условии, если он пойдет на преступление. Взрослые часто действуют уговорами, убеждениями, обманом. Обычно в группе подростков кто-то занимает главенствующее положение, оказывает решающее влияние на их поведение. Именно он зачастую оказывается инициатором преступления, в котором участвует вся группа. Какие причины способствуют тому, что человек только готовящийся вступить в самостоятельную жизнь, уже нарушил закон, совершил преступление?

Данные судебной статистики говорят о том, что 80% преступлений, которые совершают подростки, составляют кражи, а также хулиганские действия, отличающиеся жестокостью.

Культурно-образовательный уровень несовершеннолетних правонарушителей обычно невысок. Они не отличаются трудолюбием, интересы их носят односторонний характер. Собраться компанией, выпить бутылку вина, а затем побродить по улицам - вот основной круг "занятий" таких подростков. У них ослабленное чувство стыда за свои действия, искаженное представление о таких понятиях, как товарищество, дружба, смелость. Неблагоприятное бытовое окружение, контакты по месту жительства, учебы - одна из причин правонарушений среди подростков. Часто они объединяются в группы, где верховодят ребята, уже совершавшие антиобщественные поступки. Иногда такие группы находятся под влиянием взрослых людей, имевших в прошлом судимости. Оторванные от интересных дел и увлечений, от внимания в семье, такие ребята заполняют свой досуг бесцельным хождением по улицам, выпивками, хулиганскими выходками.

7. Причины, побудившие подростка преступить закон. Воспитатель.

Мы попробуем разобраться, по каким причинам происходит преступление? И как помочь самому себе и тем, кто стоит на грани совершения преступления.

Причины преступлений

  1. Доказать, что ты не трус.

  2. Нехватка денег в семье.

  3. Выделиться среди остальных.

  4. Покрасоваться перед девчонкой (например, побить кого-то).

  5. Легкая нажива.

  6. Моральная неустойчивость.

  7. Плохая компания.

  8. Употребление алкоголя или даже наркотика.

  9. Любопытство.

  10. Спор.

  11. Задолжал денег кому-то.

  12. Желание быть не хуже других (иметь телефон и т.д).

  13. Гнев и раздражение.

  14. Собственные неудачи.

  15. Зависть.

  16. Скука.

  17. Давление старших.

  18. Низкая самооценка.

  19. Самоутверждение.

  20. Любовь к приключениям

  1. Подведение итогов. Воспитатель.

Все правильно. Причин может быть много. Но самая важная - человека некому было остановить, помочь решить проблемы, подросток нравственно не смог противостоять преступлению.

Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой.

Не оступиться в жизни - трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «Вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь».

Все не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи или чего-то еще, а что будет завтра?

Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.

Но как противостоять, когда нет никого, кому можно все рассказать. Ведь каждый имеет право на ошибку, ее совершают многие, но не все становятся преступниками?

Ошибки мы совершаем все. Но во что они выливаются, у всех это происходит по-разному. Но был задан вопрос, что делать, когда рядом нет надежного человека?

Ребята, давайте подумаем вместе и запишем на доске:

  1. Всегда должен быть верный друг, который все поймет.

  2. Попробовать поговорить с родителями.

  3. Обратиться к одноклассникам.

  4. Телефон доверия.

  5. Обратиться к психологу.

  6. Поговорить даже с кем-то незнакомым.

А вот вы, сверстники, к примеру, узнав, что ваш друг совершил какой-то проступок, что сможете предпринять? (Обсуждение)

Поговорить, прежде всего, откровенно и доброжелательно.

Если можно исправить ситуацию, предложить выход, желательно без вмешательства полиции или кого-то еще.

Обратиться за помощью в психологический центр.

Стараться не оставлять одного, чтобы кто-то был рядом.

Помочь раскрыться в другом - спорте, творчестве и т.д.

Дать человеку веру в то, что мы его уважаем и не бросим.

9. Рефлексия.

Итак, с какого возраста вы несете ответственность по некоторым статьям уголовного кодекса?

Какие виды правонарушений вы знаете? (Трудовые, дисциплинарные, административные и гражданские.)

Какие виды ответственности вам известны? (Уголовная, административная, гражданская.)

По каким причинам происходит преступление?

Как помочь самому себе и тем, кто стоит на грани совершения преступления?

Молодцы! Очень хорошо. Надеюсь, что это не просто слова, а руководство к действию, если оно понадобится. Думаю, на этой хорошей ноте мы и закончим нашу беседу.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Правонарушения и ответственность" классный час

Автор: Варлыгина Валерия Валентиновна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311877

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час по профилактике правонарушений"
    ["seo_title"] => string(47) "klassnyi-chas-po-profilaktikie-pravonarushienii"
    ["file_id"] => string(6) "292790"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455352322"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Классный час по профилактике правонарушений"
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-po-profilaktikie-pravonarushienii-1"
    ["file_id"] => string(6) "292791"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455352329"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час на тему "Подросток. Правонарушение. Ответственность""
    ["seo_title"] => string(67) "klassnyi-chas-na-tiemu-podrostok-pravonarushieniie-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "305226"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457885887"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Классный час "Закон и мы""
    ["seo_title"] => string(20) "klassnyichaszakonimy"
    ["file_id"] => string(6) "255878"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448014883"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Классный час «Правонарушение, преступление и подросток» "
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-pravonarushieniie-priestuplieniie-i-podrostok"
    ["file_id"] => string(6) "134205"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416682548"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства