kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Понятие "стремление" и его содержание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Некоторые люди стремятся достигать определенные жизненно важные цели, затрагивающие не только личные цели, но и высокие цели общества. Другие же люди стремятся к самосовершенствованию. Каждый из нас куда-то стремиться, но зачем? Что вообще из себя представляет это стремление?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Понятие "стремление" и его содержание»

    1. Понятие «стремление» и его содержание

На протяжении всей своей жизни человек испытывает потребность стремиться к чему-либо. Некоторые люди стремятся достигать определенные жизненно важные цели, затрагивающие не только личные цели, но и высокие цели общества. Другие же люди стремятся к самосовершенствованию. Каждый из нас куда-то стремиться, но зачем? Что вообще из себя представляет это стремление?

Исходя из психологического словаря «Стремление» (англ. striving, tendency) это собирательный термин для обозначения актуализированных мотивационных образований, таких как влечение, желание, намерение, интересы и т.п., сущностью которых является потребностей отношение человека к миру.

Желание достичь цели и реализовать её побуждает в человеке личную мотивацию, развивает силу воли, а также выдержку в трудные моменты на пути достижения намеченного.

Волевой компонент личности включается только тогда, когда у человека появляется желание реализовать, или достичь чего либо, в следствии этого у человека развивается стремление. Именно поэтому стремление в большинстве случаев рассматривается в качестве определенного побуждения к деятельности

С точки зрения психологии существуют различные подходы к исследованию человека. Но, несмотря на различные в трактовки, в большинстве подходов в качестве ведущей характеристики личности выделяется направленность. Стоит сказать, что направленность личности всегда формируется в процессе воспитания и социально обусловлена. Направленность личности включает в себя какие-либо установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как желание, интерес, стремление, влечение, склонность и так далее. При этом в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Одним из компонентов в формировании стремлений являются мотивы, при чем данные мотивы не представлены субъекту в его предметном содержании, где на первостепенный план встает динамическая сторона деятельности, выражающееся как влечение и желание. Отсюда вытекает утверждение, что мотив, который не воспринимается субъектом в его предметном содержании, трактуется как стремление. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть». В словаре Ожегова говориться, что понятие стремление характеризует «настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-нибудь». Обращаясь же к психологическому словарю, то он связывает стремление с мотивами и потребностями и использует этот термин для обозначения «актуализированных мотивационных образований, которые включают в себя потребностное отношение человека к миру.

«Мотив – направленность активности на предмет, внутренне психическое состояние человека, прямо связано с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность». Если потребность характеризует готовность к деятельности, то наличие мотива придает активности новый, более действенный характер. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса». Фактически можно сказать, что сюда входит направленность ученика на овладение знаниями умениями навыками в повседневной жизни, на получение хороших оценок, на похвалу со стороны родителей, и на установление желаемых отношений между своими сверстниками. Иными словами, поведение побуждается всегда несколькими мотивами.

По словам А.Н. Леонтьева: «Мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей», и с этим нельзя не согласиться.

Особое место понятию «стремление» отводит К. Д. Ушинский. Константин Дмитриевич согласен с высказываниями С.Л. Рубинштейном, но добавляет, что «человек в каждую отдельную минуту своей деятельности стремится к достижению цели, т.е. чтобы уничтожить ее, а не к тому, чтобы иметь ее, и некогда не стремится к тому, чтобы отодвинуть ее далее…». Мы солидарны с высказываниями К.Д. Ушинского на возможности развития и воспитания «идей, чувств, нравственных и умственных стремлений человека».

С несколько иной точки зрения смотрит на данное понятие В.А. Петровский, осмысливая стремление как «направленность человека на продуцирование таких действий, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение, здесь сама возможность действия превращается в побуждение («могу» превращается в «хочу»), а удовлетворение желания действовать, очевидно, порождает рост возможностей действования». Вадим Артурович полагает, что это такая форма активности, в которой «хочу» и «могу» взаимосвязаны и переходят друг в друга. Олег Иванович Мотков при исследовании проблем самореализации возможностей личности, затрагивает понятие стремления, понимая удовлетворение основных стремлений как основное условие самореализации. Стремление к самореализации О.И. Мотков полагает сущностью развития личности. А. Н. Леонтьев утверждает, что ведущей движущей силой развитой личности является стремление к самореализации. Но фундаментом стремления к самореализации он называет «подспудное стремление к бессмертию», которое проявляется в различных формах: как стремление «продвинуть знание», передать опыт другим людям и т.д.

Понятие стремлений личности также рассматривались Эдвардом Деси и Рейнольдсом Райаном как интегральное, не сводимое к целям или ценностям. Авторы придерживаются взгляда о наличии внутренней и внешней мотивации. В связи с этим Деси и Райн две группы стремлений личности – внутренние и внешние. В первую категорию стремлений входят те стремления, которые обеспечивают удовлетворение базовых потребностей человека, а также способствуют личностному росту, стремление к любви и признанию и эмоционально-психологическому благополучию. Другая же категория (внешних) стремлений является средствами достижений целей личности, целей собственного «Я». Сюда можно отнести материальное благополучие, внешняя привлекательность, социальный статус. Оценка и достижение их зависят от реакций других людей. Но как ни странно существует промежуточное положение между внутренними и внешними стремлениями - стремление к здоровью. Хотя большинство исследователей отмечают, что данный критерий скорее всего относится к первой группе – внутренних стремлений.

Развивая тему стремлений личности, Э. Деси и Р. Райана предлжили использовать теорию самодетерминации (Self-Determination Theory) для системного анализа психических процессов. Начиная с 1980-х годов. проблемой самодетерминации стали заниматься различные западные психологи. Переходя в наше время к изучению психологических основ самодетерминации выражают свой интерес многие отечественные психологи и педагоги, среди которых А.Н. Леонтьев, В. И. Чирков и др. Подобные взгляды имели в своих работах многие авторы, среди которых К. Хорни, Э. Фромм, Р. Ассаджоли, В. П. Зинченко, А. Маслоу, В. Н. Панферов, В. А. Аверин, Ф. Е. Василюк и многие другие. Е. Ю. Коржова.

Теория самодетерминации представляет собой свободу выбора человеком, способа поведения и существования в мире независимо от влияния социума, она раскрывает механизмы проявления активности личности. Также по словам авторов такая теория дает возможность для ответа на вопрос Л. С. Выготского о том, как перейти от понимания мотивов, связанных с внешними силами, к управлению мотивацией самим человеком, объясняя процесс интеграции внешнего поведения во внутреннее, переход от внешних стремлений, проявляющихся, из высказываний Л. С. Выготского, в естественном поведении, к внутренним, характерным для культурного уровня. Стремления человека имеют свое место в направленности личности, как говорилось ранее Сергеем Леонидовичем Рубинштейном. Внутренние стремления включают в себя идеалы, в то время как внешние стремления не поднимаются выше уровня интересов. В данном смысле речь В. Н. Мясищева о направленности личности крайне важны: «Если суть, ядро, глубина личности заключается в том, что пронизывает и определяет все ее поведение и всю жизнь, то ясно, что для одной структуры, более совершенной, это будут идейные побуждения, а для других – инстинктивные».

Описанная А. Ф. Лазурским система развития личности имеет сходство с процессом интеграции внешней мотивации в направлении к внутренней, что является своеобразным переходом от взаимодействия с внешним миром, проявляющиеся в виде взаимоотношений к внутренним позициям личности, к формированию ее внутреннего содержания в форме смыслов и стремлений человека. Определяя, вслед за доктором психологических наук Коростылевой Людмилой Алексеевной, самореализацию как реализацию возможностей развития личностного «Я» с помощью собственных усилий, стараний, упорства, взаимодействия с людьми, социумом и миром в целом, мы можем сделать вывод, что внутренние стремления имеют место на верхнем уровне самореализации (смысл и ценность), внешние же стремления данного уровня не достигают, в связи с чем полная самореализация для людей с более выраженными внешними целями является проблемой.

Определённые авторы предполагали, что акцентирование на внешние и внутренние стремления излишне, поскольку результативность, которая обнаруживается в экспериментах с типами стремлений можно свести к особенностям регуляции человека.

Различные цели также, как и стремления человека проявляются в его действиях, которые строятся на основе внутренних желаний, потребностей, а также на основе внешних требований среды. Кроме этого, схожесть этих понятий можно обнаружить, обращаясь к работам А.Н. Леонтьева и описанному им процессу «сдвига мотива на цель», при котором действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. То есть средство становится самоцелью. Внешние стремления, которые могут рассматриваться как условия, благоприятствующие развитию личности, но не являющиеся высшей точкой ее развития, также могут стать самоценным для человека с внешне ориентированным поведением.

Из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что, не существует четкого и общепризнанного определения понятия «стремления», с точки зрения педагогики его как такого не существует. Исходя из трактовок, различных авторов мы можем выделить свое определение понятия «стремление»: «Стремление» – это форма направленности личности, побуждающая человека действовать в каком-либо направлении». Главное в стремлении, – это неразрывная связь с потребностями человека.



Список использованной литературы



Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психол. журнал, 2005, Т. 26, №6, с. 25-34;

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1960;

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева – М. : Смысл : Academia, 2006, 332 с.;

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее // Психологические исследования, М., 2010, вып. №4;

Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р.Райана. / Материалы VIII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2001", секция «Психология» (Москва, 2001 г.). – М.: МГУ, 2001;

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 335с.;

Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006 – 384 с.;

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения               самореализации в профессиональной сфере. – СПб.: изд-во Речь 2005;

Котельникова Ю.А. Личностные корреляты жизненных стремлений. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: 2009;

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности - http://mary1982.narod.ru/leontiev.html;

Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени - http://www.follow.ru/article/344;

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003, 351 с.;

Мотков, О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М., 1993. – 96 с.

Орлова, О. В. Исследование стремлений к творчеству: личностный подход / О. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/35/3975/ (дата обращения: 17.10.2020).

Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
Ушинский К.Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. www.i-u.ru\biblio

Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство Питер, 2000;

Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева - М.: Смысл, 2002;

ТолменЭ.Ч. «Целевое поведение у животных и человека» (Purposive behavior in animals and men) (New York—London, 1932);

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е издание. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003;

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996, № 3;

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

Kasser, T., & Ryan, R. M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1993, 410-422.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Понятие "стремление" и его содержание

Автор: Мария Владимировна Егорова

Дата: 30.11.2020

Номер свидетельства: 564964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Место лингвострановедческого аспекта в содержании обучения и мотивационный стимул изучения иностранного языка"
    ["seo_title"] => string(116) "miestolinghvostranoviedchieskoghoaspiektavsodierzhaniiobuchieniiaimotivatsionnyistimulizuchieniiainostrannoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "333991"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465564431"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Консультация для  воспитателей «Духовно нравственное воспитание в детском саду»"
    ["seo_title"] => string(86) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "290991"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455039258"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Развитие речи в дошкольном возрасте. "
    ["seo_title"] => string(40) "razvitiie-riechi-v-doshkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "159587"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421926205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок алгебры в 7Б классе  "Сумма внутренних углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(59) "urokalghiebryv7bklassiesummavnutriennikhughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "273410"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452224699"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Изменения в учебной программе предшкольной подготовки по обновлению содержания образования."
    ["seo_title"] => string(80) "izmienieniia_v_uchiebnoi_proghrammie_priedshkol_noi_podghotovki_po_obnovlieniiu_"
    ["file_id"] => string(6) "383859"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485366988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства