Данная методическая рекомендация разработана как теоретический и практический материал для педагогов, работающих с дошкольниками в Школах раннего развития и учащимися младших классов. Ею могут воспользоваться воспитатели детских садов, а также родители, желающие проследить, правильно организовать психолого-педагогическую подготовку своего ребенка к школе. Данная работа поможет педагогам и родителям правильно поствить руку ребенка для письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка руки к письму»
Методическая рекомендация
«Подготовка руки к письму»
Как сидеть при письме
Если ты пишешь правой рукой
Если ты пишешь левой рукой
Как держать ручку
Если ты правша Если ты левша
Для успешной учёбы будущего первоклассника одного желания родителей бывает недостаточно. К обучению в школе ребенка надо готовить заранее.
Многие не задумываются над тем, что грамотное письмо напрямую зависит от четкого взаимодействия уха, языка, глаза и руки.
УХО звук определит,
ЯЗЫЧОК проговорит,
ГЛАЗ увидеть букву сможет
РУКЕ писать поможет.
Сбой в каком-либо звене данной цепочки приводит к нарушению письменной речи. Необходимо сформировать у дошкольников (и младших школьников) графомоторные навыки: развить взаимоконтроль глаза и руки; укрепить мелкие мышцы пальцев при физической нагрузке; научить соблюдать последовательность направлений при выполнении элементов письма, переносить контуры предметов на разные расстояния - слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Многим дошкольникам трудно работать в стандартных прописях, альбомах и пособиях для подготовки руки к письму. Это может сформировать отрицательное отношение к графическим упражнениям, письму и учебной деятельности в целом. Поэтому очень важно учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста: несовершенство зрительного и двигательного анализаторов и регуляций движений, несформированность опорно-двигательного аппарата. Задания, предлагаемые мной на занятиях, способствует развитию координации движений, пространственных отношений, глазомера, укреплению мышц руки, усвоению гигиенических правил письма. Это упражнения по обводке, штриховке, раскрашиванию, дорисовке. Для работы предлагается специальная увеличенная строка и клетка (1,5 х 1,5 см).
Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые и ломаные линии в различных направлениях. Затем он учится ставить точки. Тренировать точечные движения очень важно многим детям с нарушениями речи. Доказано, что точность движения пальцев рук тесно связана с точностью движения артикуляционных органов. Поэтому необходимо обратить внимание на обработку умения ставить точку в заданное место рисунка. Как это сделать? Сначала нужно поставить указательный палец взрослого на ладошку ребенка и совершать пальцем легкие вращательно-круговые движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок может проделать это упражнение самостоятельно. Далее надо тренировать ставить точку карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от места бумаги. Точка в этом случае получается не размазанная и не слабая.
В дошкольных учреждениях занятия по подготовке руки к письму рекомендуется проводить 2 раза в неделю. Если же малыш занимается дома, то родители могут самостоятельно подбирать посильную для ребенка нагрузку. Чтобы занятия принесли ребенку пользу и заинтересовали его:
- надо проводить занятия в игровой форме;
- желательно, чтобы занятия носили систематический характер, так ребенку будет легче закрепить полученные навыки;
- обязательно надо хвалить и подбадривать ребенка. Отмечать его старания и успехи;
- не торопить ребенка во время выполнения задания;
- занятия не должны длиться более 15 минут в день.
Для выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если ребенок ошибся, то можно воспользоваться стирательной резинкой. Раскрашивать рисунки нужно цветными карандашами (не фломастерами, не шариковыми ручками!). Работа фломастером не требует контролируемого усилия, след легко возникает на бумаге. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается ребенком как волевое. Тем самым формируется навык самоконтроля, который так необходим детям. Надо следить, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка. Линии при штриховке должны идти параллельно.
Начинать занятия надо с упражнений, направленных на правильный захват карандаша и подготовки руки к выполнению графических заданий.
1) захват граненого карандаша большим и указательным пальцами рабочей руки;
2) перекладывание карандаша с одного места на другое, при этом карандаш захватывается большим и указательным пальцами;
3) прокатыванием карандаша между ладонями;
4) прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами;
5) расслабление кистей рук путем поглаживания листа бумаги от середины в сторону или сверху вниз (бумагу можно заменить приятной на ощупь тканью или кусочками меха);
6) круговые вращения кистей рук с последующим их расслаблением;
7) попеременное поглаживание одной кисти руки другой.
Когда ребёнок овладеет основными графическими приёмами, можно познакомить его с буквами. Следует обратить внимание на то, что это не является обязательным, хотя практика показывает, что многие малыши рано знакомятся с буквами и хорошо их запоминают. Прописывать буквы в алфавитном порядке совсем не обязательно, особенно детям с нарушениями речи. Сначала рекомендуется исправить или поставить произношение того или иного звука (это работа логопеда), а затем уже знакомиться с буквами. Сначала ребёнок может «напечатать» букву по элементам, затем можно
предложить выполнить увлекательное задание «Почини букву», или предложить обвести рисунок, на котором изображён предмет, начинающийся с данной буквы (кроме букв ъ, ы, ь) по пунктирным линиям.
Занимаясь с ребенком, взрослый должен четко формулировать всю последовательность действий и постараться, чтобы занятия были интересными и полезными для ребенка.