Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования
«Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования».
«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Это высказывание Сухомлинского очень просто объясняет значение развития мелкой моторики руки.
Часто от родителей и педагогов мы слышим такие фразы: интеллект ребенка развит хорошо; разбирается в азах грамоты и математики, знает об окружающем мире. Вот только не развита рука.
Слабую руку ребенка можно и нужно развивать.
Особая роль в подготовки руки к письму отводится декоративному рисованию.
Для дошкольников декоративное рисование интересно и увлекательно. Узоры привлекают детей яркостью красок, ритмом движения, возможностью украшать разные предметы.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче форм, величины, пространственного расположения элементов.
Рисуя орнаменты дети: узнают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направления линий и движения руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением определять на глаз. Благодаря декоративному рисованию рука, кисть ребенка становятся сильными, движения ловкими и уверенными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (дошкольные группы) № 70
Доклад консультация для воспитателей.
Тема:
« Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»
МБОУ СОШ №70(дошкольные группы)
г.Липецк
Воспитатель подготовительной группы
Салина М.В
«Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования».
«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Это высказывание Сухомлинского очень просто объясняет значение развития мелкой моторики руки.
Часто от родителей и педагогов мы слышим такие фразы: интеллект ребенка развит хорошо; разбирается в азах грамоты и математики, знает об окружающем мире. Вот только не развита рука.
Слабую руку ребенка можно и нужно развивать.
Особая роль в подготовки руки к письму отводится декоративному рисованию.
Для дошкольников декоративное рисование интересно и увлекательно. Узоры привлекают детей яркостью красок, ритмом движения, возможностью украшать разные предметы.
Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче форм, величины, пространственного расположения элементов.
Рисуя орнаменты дети: узнают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направления линий и движения руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением определять на глаз. Благодаря декоративному рисованию рука, кисть ребенка становятся сильными, движения ловкими и уверенными.
На основе полученных результатов выделили следующие задачи:
Создание условий для развития моторики руки у детей старшего дошкольного возраста средствами декоративного рисования.
Выявление эффективных методов и приемов работы с детьми.
Обеспечение целенаправленной работы по взаимодействию с семьей.
Работа по реализации поставленных задач включала 3 этапа (подготовительный,основной, итоговый) и была простроена по следующим направлениям:
работа по созданию предметно-развивающей среды,
работа с детьми,
работа со специалистами,
работа с родителями.
Чтобы активизировать детей в самостоятельной деятельности возникла необходимость организовать предметно - развивающую среду в группах для подготовки руки детей к письму.
Поэтому был подобран соответствующий материал, изготавливались дидактические игры на развитие мелкой моторики, приобретались альбомы с разными видами декоративной росписи, тетради для упражнения в рисовании декоративных элементов и т.д.
Так же пополнялась предметно – развивающая среда:
различными художественными материалами «Уголок творчества»,
изготовленными таблицами с элементами хохломской, городецкой, жостовской росписями,
прописями, тетрадями с узорами для развития тонкой моторики рук,
подлинными изделиями мастеров Городца, Хохломы, Дымки, народной игрушки.
В работе использовались разнообразные методы и приемы, которые ориентированы на развитие мелкой моторики руки: дидактические и пальчиковые игры, использование шаблонов и трафаретов, прорисовывание узоров в тетрадях по клеткам и в линейку.
В педагогическом процессе также использовались и нетрадиционные методы для развития руки ребенка и подготовке ее к письму.
Это:
пальчиковый конструктор,
мелкие бусы разных цветов и леска для их нанизывания,
бисероплетение,
вышивание,
прорисовывание пальчиками узоров на песке, мелких крупах,
игровое упражнение «Золушка»,
бассейны с разными наполнителями, где дети отыскивают мелкие предметы,
разминание пальцами теста, глины, пластилина .
Далее был намечен перспективный план работы, который определил содержание деятельности на год.
Свою работу начали со знакомства с изделиями народных мастеров и многообразием орнаментов Городца, Семенова, Дымково. Учили детей рисовать орнаменты на полосе, в квадрате, в круге, подбирать декоративные узоры для украшения платьев, косынок, салфеток.
Знакомили с дымковской игрушкой, учили использовать различные возможности кисти при рисовании дымковских узоров: концом, всем ворсом, обратной стороной, плавным неотрывным движением при рисовании кругов и овалов, учили рисовать пальцами точки.
Усложнением в работе была лепка из глины и роспись объемных форм элементами дымковского орнамента сначала лошадку, затем барышню.
Продолжением работы было знакомство с русской матрешкой: семеновской . Учили детей закрашивать элементы одежды правильно, рисовать элементы узора, используя наложение более темных красок на светлые.
Далее знакомили с изделиями народных умельцев Городца, учили наносить основу цветов - круги широкой кистью двумя мазками, тонкой кистью оттенять узор дугами, штрихами, капельками, оживлять узор белилами, смешивать цвета с белилами для получения более светлых оттенков.
При знакомстве с хохломскими узорами учили приемам нанесения элементов: ягоды, травка, листья, завитки, используя разный нажим кисти, ватные палочки - тычки для симметричного нанесения элементов узора.
Для подведения итогов работы по подготовки руки к письму было проведено занятие на тему: «Русская ярмарка», целью которого было проанализировать уровень сформированности руки ребенка и овладение детьми знаний о характерных особенностях каждого вида. Результаты диагностики улучшились: из 20 детей - 14 человек на высоком уровне (56%), 6- на среднем (44%), на низком уровне развития ни одного ребенка.
В работе по подготовке руки к письму важна была и связь со специалистами по согласованию планов работы с детьми: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом - психологом.
Тщательно продумывали содержание занятий в режиме дня, использовали разнообразные методы и приемы:
Проведение совместных эколого- оздоровительных походов, экскурсий в природу, рисование плакатов, участие в природоохранных акциях
Подбор и разучивание физкультурных минуток и пальчиковых игр
Знакомство с русскими народными промыслами, с народным костюмом
Чтение русских сказок, разучивание стихов, потешек
Проведение совместных праздников «Масленица», «Рождественские колядки»
Большая роль в подготовке руки к письму отводится родителям.
Важно было простроить работу с родителями и убедить их в значимости темы, ее актуальности, обеспечить себя их помощью и поддержкой. В работе с семьей использовались такие формы работы, как
Анкетирование
Консультации на темы «Подготовка руки к письму», «О пользе изобразительного творчества»
Папки- передвижки
Проделанная работа позволила сделать следующие выводы:
В группах созданы условия для подготовки руки к письму.
Выявлены эффективные методы и приемы в работе с детьми. Дети научились управлять движением рисующей руки. Рука, кисть, пальцы стали более сильными, движения ловкими, уверенными.
Повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах подготовки руки к письму.