Один из компонентов подготовки ребенка к школе — обучение чтению. В подготовительных группах дошкольных учреждений этому уделяется немало времени, однако далеко не все дошкольники оказываются восприимчивыми к азам грамоты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Подготовка детей к чтению»
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Один из компонентов подготовки ребенка к школе — обучение чтению. В подготовительных группах дошкольных учреждений этому уделяется немало времени, однако далеко не все дошкольники оказываются восприимчивыми к азам грамоты. Чем можно помочь этим детям?
Обучение дошкольника чтению поедет значительно успешнее, если этому будет предшествовать определенный подготовительный этап. Такая подготовка к чтению может быть естественным образом вплетена в повседневную жизнь ребенка.
Слова, написанные самыми разными способами, окружают нас повсюду. Это и вывески, и дорожные знаки, и различные указатели, эмблемы, товарные этикетки. Дорожный знак или указатель — эквивалент устной речи, в образной форме заменяющий нам целое распоряжение.
Обращая внимание детей на всевозможные печатные символы, окружающие их на улице и дома, объясняя их значение, мы постепенно помогаем им осознать, что устнаяречьимеет свойписьменныйэквивалент. Можно слово или фразу произнести, а можно и написать или нарисовать условным значком. Это очень существенный момент подготовки ребенка к обучению чтению.
Полезной может оказаться и игра «Путешествие по городу». Для этой игры потребуется набор картинок-вывесок: их можно вырезать из лото или нарисовать. На каждой картинке-вывеске должен быть изображен какой-нибудь предмет: ножницы, расческа, буханка хлеба, иголка с ниткой, автомобиль, письмо в конверте, пузырек с лекарством, бутылка молока и т.п.
Взрослый рассказывает детям историю о том, как они вместе будто бы попали в незнакомый город, где говорят на неизвестном языке. Как узнать, где в этом городе находятся магазины, мастерские, аптеки и пр.? Детям показывают первую картинку, например, с бутылкой молока и спрашивают, что может означать вывеска с таким рисунком. Когда дети хорошо научатся «читать» предлагаемые вывески, можно предложить им другой вариант игры: пусть теперь сами придумают, как можно обозначить дом, в котором находится аптека или мастерская по ремонту обуви и т.п. Не надо рисовать большие красочные картинки, важно, чтобы было понятно, что нарисовано: яблоко, грибок или таблетка.
Не менее важно научить детей выделять в речевом потоке отдельные слова. В восприятии ребенка младшего и даже среднего дошкольного возраста звучащая речь — это сплошной поток: мы говорим быстро и плавно, не делая пауз между словами. Дети зачастую не могут разделить фразу на составляющие ее элементы — отдельные слова, не говоря уж о том, чтобы разделить на элементы (то есть слоги и отдельные звуки) слово. Непонимание взрослыми этой особенности детского восприятия и приводит к выбору неадекватных или несвоевременных методов обучения чтению, снижает качество его работы.
Необходимо играть с детьми в самые разные игры, помогающие понять, что наша речь состоит из отдельных слов. Можно, например, научить детей рассказывать хорошо знакомое им стихотворение, произнося сначала каждую фразу, а потом каждое слово по очереди друг с другом.
Следующим шагом может стать уже игра с самими словами. Например, начинаете произносить слово «коро...», а дети заканчивают «...ва». Немного позже задачу можно усложнить. Вы начинаете слово только первым слогом, а дети его заканчивают, причем слова, предложенные детьми, могут и не совпадать с задуманным вами, но этого и не требуется. Вы можете предложить детям свои варианты слов, начинающиеся с одного и того же слога. Это расширит их словарный запас.
Следует только помнить, что дети еще знают, что не всегда слова пишутся так же, как и слышатся, поэтому они могут произнести «мароженое», «малако» и т. п., и это будет вполне соответствовать правилам игры. Попытки поправлять детей не принесут успеха, а лишь поселят в них чувство неуверенности в своих силах и возможностях.
Убедившись, что дети научились узнавать слово по первому слогу, можно переходить к следующему этапу. Вы выделяете голосом только первый звук, произнося его нараспев: а-а-апельсин, у-у-улица. Ребенок должен сказать, что он услышал в самом начале слова, и попытаться произнести слово так же, как его произносите вы. Постепенно они научатся выделять первый звук в слове. Много позже появится способность слышать последний звук слова и только потам — средние.
Знакомствосбуквамиможноначатьлишьпослетого, какдетинаучатсяуверенновычленятьвсловеотдельныезвуки. Теперьбуквабудетдлянихнебессмысленнымиероглифом, а письменным обозначением того звука, который они слышат и произносят. К этому времени дети уже хорошо знают, что все слова можно не только произносить, но и писать.
К сожалению, многие педагоги и родители начинают знакомить дошкольников с азбукой, никоим образом их к этому не подготовив. Требуя от ребенка запомнить, с какой буквы начинается то или иное слово, взрослые порой даже и не подозревают, что он еще попросту не готов к этому. В результате ребенок очень долго осваивает навыки чтения, не любит читать самостоятельно, медленно овладевает письменной речью. Следует помнить, что ни один этап в развитии и обучении ребенка не может быть пропущен, ибо каждый из них создает основу для перехода на следующий, более высокий уровень развития.
Обучая детей чтению, ни в коем случае нельзя торопиться и подгонять их, ведь каждый ребенок учится в своем собственном темпе. Очень многое зависит от того, в каком возрасте ребенок научился говорить: рано заговорившие дети обычно осваивают чтение быстрее, чем те, у кого речь появилась позже. Тем не менее раннее речевое развитие не дает никаких авансов в плане будущих интеллектуальных возможностей. Расценивая умение дошкольника читать как показатель высокого умственного развития, взрослые порой переоценивают его реальные возможности, рискуя необоснованно завысить его притязания на успех. Важно помнить, что уважительное отношение к каждому, даже самому маленькому достижению малыша - залог его успешного продвижения в любом обучении.