Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Считаю, важным заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по внеурочной деятельности »
Отчёт
по внеурочной деятельности учителя
3 «Б» класса О.И. Дышленко
учителя НОУ гимназии «Школа бизнеса»
г. Сочи
2014-2015 уч.г.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) второго поколения ориентируют современное образование на формирование личности способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблемы. Именно эти качества личности ценятся сегодня значительно выше, чем владение ею большим объёмом информации. А это значит, что приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни. Это предполагает готовность личности в будущем открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире и т. д.
Формирование качеств, позволяющих проявлять повышенную профессиональную мобильность и соответствовать новым социальным запросам общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка.
Самооценка-это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.
Под готовностью к формированию у младших школьников самооценки я понимаю интегративное качество личности учителя, которое предполагает мотивационную направленность на решение этой проблемы, в опоре на знания, и умения необходимые для решения этой проблемы, а также решимость целенаправленно и в системе эту проблему решать.
Исходя из этого, стараюсь соблюдать ряд требований, выполнение которых будет способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:
предъявлять требования, к развитию самооценки учащихся с учётом их личностной программы развития;
стимулировать интерес учащихся к индивидуальной и групповой деятельности, способствующей формированию адекватной оценки учащимся результатов деятельности как индивидуальной, так и совместной, значимость общего дела и каждого участника в отдельности;
включать младших школьников в рефлексивно-оценочную деятельность;
вовлекать в процесс оценивания всех участников образовательного процесса (ученик, учитель, сверстники и родители);
организовывать нахождения учащимися различных коммуникативных «точек опоры» (родитель, учитель, сверстник и др.) для дальнейшего развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное можно утверждать, что основное влияние на самооценку обучающегося оказывает организация учебно-образовательного процесса, оценка учителя, его взаимоотношения с учащимися и их родителями и его собственная самооценка.
В своей внеурочной работе использую также и эмоциональную, позитивную словесную оценку. Учительская оценка стимулирует и направляет учебно-познавательную деятельность школьника. Но для того, чтобы в полной мере выполнять эти функции, оценка носит содержательный характер и не просто завершает процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождает его на всех этапах.
В основу моей деятельности при введении стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий (создание листа достижений каждого ученика по предметам и оценочных листов к каждой диагностической работе). Большая работа была проведена по развитию у младшего школьника самопроверки и самооценки. Каждую свою письменную работу ребёнок оценивал самостоятельно с помощью «оценочных линеечек» по различным критериям: аккуратность, правильность, трудно - легко, интересно – неинтересно и т.д. Критерии оценивания обсуждались и выбирались на занятиях. После самооценки обязательно следовала оценка учителя по тем же критериям.
При выполнении некоторых видов работ использовалась прогностическая оценка. Ученик, ознакомившись с текстом задания, раскрашивал «светофорик» (красный – не смогу выполнить, зелёный – могу, жёлтый - сомневаюсь).
Для формирования действий контроля и самооценки у младших школьников использовала в своей работе следующие педагогические приёмы: задания «ловушки», создание «помощника», «орфографические софизмы», составление задания, подобного данному, классификация задач по способу их решения, составление «сборника ошибок» и др.
В 2014-2015 учебном году в рамках внеурочной деятельности мною разработаны:
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности «Здоровое питание» (3 класс)
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности «Риторика»
(3 класс)
Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности «Маршруты родного города» (3 класс)
Работала над повышением квалификации: ознакомилась с содержанием нормативных документов о введении ФГОС второго поколения, статьями о системно-деятельностном подходе в обучении и формировании самооценки младших школьников.
В начале учебного года провела родительское собрание, на котором огласила направления внеурочной деятельности, режим дня школьника. Родители имели возможность выбрать кружки, которые будет посещать их ребёнок. После того, как было составлено расписание внеурочных занятий, разработала «Дорожные карты» учащихся.
Целью организации внеурочной деятельности считаю создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся.
Принципами организации внеурочной деятельности в классе стали:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
использование ресурсов образовательного учреждения.
На протяжении учебного года все учащиеся 3«Б» класса посещали занятия внеурочной деятельности на базе гимназии, причём каждый из них посещал не менее трёх кружков. В течение учебного года дети легко запомнили расписание занятий и охотно посещали следующие кружки:
№
Наименование кружка
Руководитель кружка
Кол-во часов в неделю
1.
Маршруты родного города
Дышленко О.И.
1
2.
Риторика
Дышленко О.И.
1
3.
Здоровое питание
Дышленко О.И.
1
4.
ОФП, подвижные и спортивные игры
Буяк Г.А.
2
5.
Юный исследователь
Петренко Е.В.
1
6.
Интеллектика
Биткова Л.В.
1
7.
Путешествие в страну музыки
Юшкова В.Ф.
1
8.
Мир глазами юного художника
Меркулова П.А.
1
9.
Круглый год
Дышленко О.И.
Занятия проводились строго по расписанию. Педагоги школы старались сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Формы организации занятий разнообразны. Например, на занятиях кружков «Риторика» и «Здоровое питание», использовала следующие формы работы: беседа; драматизация и анализ жизненных ситуаций; ролевая игра; решение проблемных ситуаций; чтение и анализ литературных произведений; постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; работа в парах и группах; практические занятия; тематические праздники, подготовка и презентация рефератов, викторины, конкурсы, экскурсии и др. Во время кружковых занятий дети имели возможность готовиться к участию в общешкольных мероприятиях (конкурсы рисунков, фотографий, стенгазет, викторины, концерты и т.д.)
Результаты внеурочной деятельности, проводимой мною в рамках кружка «Риторика»: развиты коммуникативные умения, младшие школьники приобрели опыт общения в разных ситуациях, решали различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Одной из основных задач курса «Риторика» планировала знакомство детей с художественной литературой. Решая эту задачу, были проведены литературные викторины по произведениям Н. Носова, В. Драгунского, Г.Х. Андерсена, М. Пришвина, где дети не только показали свои знания произведений, но и проявили свои актёрские способности, получили эстетическое удовольствие. Это способствовало привитию любви к книге, повышению техники чтения.
С большим интересом на занятиях кружка «Маршруты родного города» дети знакомились с природными и рукотворными достопримечательностями города Сочи, подбирали информацию о флоре и фауне Чёрного моря и Сочинского Причерноморья. Самые активные члены кружка приняли участие в региональном туре конкурса «Наше наследие» и участвовали в городской олимпиаде по кубановедению. На основе детских рефератов с помощью их родителей созданы книги «Достопримечательности г. Сочи» и «Флора и фауна Сочинского Причерноморья», продолжается работа по сбору информации для книги о Краснодарском крае.
Курс «Маршруты родного города» в основном проводился в виде внеаудиторных занятий. За прошедший год посетила с детьми Вольерный комплекс на Красной поляне, Тисо-самшитовую рощу, Дельфинарий, музей истории города Сочи; выезжали на природу.
Результатом работы данного кружка является формирование коммуникативной, патриотической, гражданской компетентностей школьников.
Нельзя забывать и о воспитании здорового образа жизни младших школьников. Эти вопросы решаются на занятиях кружка «Здоровое питание». Книги «Разговор о правильном питании» выпущены и подарены компанией «Нестле». Они снабжены комплектом наклеек, что позволяет совершать виртуальные покупки продуктов в супермаркете, составлять разнообразные меню, выбирая полезные продукты.
В 2014-2015 учебном году добавился кружок «Круглый год». На занятиях этого кружка мы готовились с детьми к классным и общешкольным конкурсам, выставкам, ярмаркам, концертам, соревнованиям. Знакомились с дорожными знаками и ПДД, символикой России, историей праздников и т.д.
Учащиеся 3 «Б» класса успешно участвовали в следующих общешкольных мероприятиях:
Линейка, посвящённая Дню Знаний
Конкурс фотографий «Моё лето»
Конкурсцветочных композиций «Осеннее настроение»
Конкурс газет, посвящённых Дню учителя
Конкурс рисунков и стихов «Есть в осени первоначальной»
Конкурс «Самый уютный, чистый и бережливый класс»
Конкурс стенгазет «Новый год к нам идет»
Конкурс «Самый красиво украшенный класс»
Благотворительная ярмарка
Утренник «Новогодняя сказка»
Шашечный турнир
Конкурс рисунков «Зимушка, зима»
Конкурс фотографий «Мои увлечения и достижения»
Соревнование «Малые Олимпийские игры»
Творческий конкурс «День Бантиков»
Конкурс стенгазет, посвящённый Дню Победы
Конкурс «Чистый учебник»
Конкурс «Самый аккуратный дневник»
Конкурс фотографий «Я и Олимпиада»
Акция «Посылка солдату»
День театра. Посещение Зимнего театра
Игра по станциям «Светофор»
Пасхальная благотворительная ярмарка
В прошедшем учебном году была продолжена работа над созданием портфолио ученика, начатая в 1-ом классе. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности. В процессе наполнения документа легко отследить прогресс ученика в тех или иных областях, оценить способности ученика в умении применить знания на практике, педагогам увидеть скрытые способности ученика. В разделе «Мои занятия» дети имеют возможность разместить фотографии и другие материалы с различных внеурочных мероприятий и экскурсий. Портфолио позволяет ученику: развить способность самостоятельной оценки своих достижений, повышает самомотивацию, прививает навыки планирования и достижения долгосрочных целей.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
По разработанным критериям и показателям была проведена в конце учебного года диагностика сформированности УУД.
Распределение обучающихся 3 «Б» класса по уровням сформированности компонентов универсальных учебных действий
(в процентах по отношению ко всей массе обследованных учеников):
Уровни
Компоненты УУД
Учебно-познавательный интерес
Целеполагание
Учебные действия
Действия контроля
Действия оценки
I
-
-
-
-
-
II
6
3
3
6
10
III
31
60
60
44
50
IV
47
31
31
34
34
V
16
6
6
16
6
VI
-
«Норма уровня»
IV
III
III
III
III
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в первом и втором классах, и будет продолжаться в следующем учебном году.
Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, так как начальная школа - важный период в развитии и становлении личности. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей обучающихся я использую следующие формы работы: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций на уроке, поиск вариантов решения, групповая работа, инсценирование, конкурсы, концерты и т.д.
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Считаю, важным заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.