Журналистика для детей, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. В последнее время эта функция, реализуемая в основном юнкоровской прессой, приобретает все большее значение. На странницах газет и журналов печатаются адреса ребят, желающих вступить в переписку со сверстниками, часто ведутся диспуты, споры, высказываются различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Заметное место в детской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная и контактная функции. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал, адресные послания.
По целевому назначению детские и юношеские СМИ можно выделить:
- информационно-публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный выбор средств решения проблем (журналы «Пионер», «Костер»);
- издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный техник», «Чудеса и тайны планеты Земля»);
- художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Путеводная звезда», «Кукумбер», «Мы»);
-развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (журналы «Детские головоломки», «Ведьма») с каждым годам количество изданий этого типа увеличивается.
По характеру информации издания анализируемой прессы можно разделить на универсально-тематические и монотематические. По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.
Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества. А монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике и т.д.
Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества.
Существуют также и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий для юной аудитории: периодичность, объем информации, формат, художественное оформление, тираж и т.д.
Обычной для детских журналов стала периодичность один выпуск в два месяца или ежемесячная. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме, и содержат множество иллюстрированных материалов. Объем журналов для дошкольников составляет в основном 16-28, для младших школьников – 32-50, а для подростков и старшеклассников – 34-60 страниц.
Характер аудитории психологи делят ее на четыре возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10), подростков (11-15), старшеклассников (15-17).Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.
Детская пресса является способом самовыражения, фактором общественной жизни школьников, стимулирующим гражданскую активность. Она включает в себя издания для детей и юношей и издания самих подростков. В основе процесса воздействия детской прессы на сознание, эмоционально-чувствительную и психологическую сферы детей лежит информация, специальным образом организованная, интерпретированная соответственно потребностям и возможностям юных читателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности детской прессы»
Особенности детской прессы
Журналистика для детей, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями юной аудитории. В последнее время эта функция, реализуемая в основном юнкоровской прессой, приобретает все большее значение. На странницах газет и журналов печатаются адреса ребят, желающих вступить в переписку со сверстниками, часто ведутся диспуты, споры, высказываются различные точки зрения по одному и тому же вопросу. Заметное место в детской журналистике занимает группа культурно-образовательных, рекреативных и гедонистических функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная и контактная функции. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал, адресные послания.
По целевому назначению детские и юношеские СМИ можно выделить:
- информационно-публицистические издания, цель которых состоит в том, чтобы сообщать об окружающем мире, влиять на сознательный выбор средств решения проблем (журналы «Пионер», «Костер»);
- издания, популяризирующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор (журналы «Юный техник», «Чудеса и тайны планеты Земля»);
- художественные издания, участвующие в эстетическом воспитании (альманах «Лазурь», имеющий экологическую направленность, журналы «Путеводная звезда», «Кукумбер», «Мы»);
-развлекательные издания с доминирующими гедонистической и рекреативной функциями (журналы «Детские головоломки», «Ведьма») с каждым годам количество изданий этого типа увеличивается.
По характеру информации издания анализируемой прессы можно разделить на универсально-тематические и монотематические. По способу производства они подразделяются на традиционные и юнкоровские.
Универсально-тематические издания отражают все сферы жизни общества. А монотематические отдают предпочтение отдельным темам – образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике и т.д.
Традиционные издания в основном представляют собой продукт деятельности профессиональных журналистов, а юнкоровские – самодеятельного детского творчества.
Существуют также и другие типологические признаки, которые влияют на особенности изданий для юной аудитории: периодичность, объем информации, формат, художественное оформление, тираж и т.д.
Обычной для детских журналов стала периодичность один выпуск в два месяца или ежемесячная. Обращает на себя внимание и тот факт, что центральные издания значительно увеличились в объеме, и содержат множество иллюстрированных материалов. Объем журналов для дошкольников составляет в основном 16-28, для младших школьников – 32-50, а для подростков и старшеклассников – 34-60 страниц.
Характер аудитории психологи делят ее на четыре возрастные группы: дошкольников (3-6 лет), младших школьников (7-10), подростков (11-15), старшеклассников (15-17).Знание возрастных особенностей помогает редакции учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, определяются его содержание, структура, форма, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.
Детская пресса является способом самовыражения, фактором общественной жизни школьников, стимулирующим гражданскую активность. Она включает в себя издания для детей и юношей и издания самих подростков. В основе процесса воздействия детской прессы на сознание, эмоционально-чувствительную и психологическую сферы детей лежит информация, специальным образом организованная, интерпретированная соответственно потребностям и возможностям юных читателей.