Доклад по теме самообразования "Создание оптимальных условий для формирования основ здорового образа жизни"
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Врачи, психологи отмечают нарушения эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность, жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основы здорового образа жизни »
ОКГОУ Черцкая школа – интернат 8 вида
Воспитатель:
«Создание оптимальных условий для формирования основ здорового образа жизни»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Врачи, психологи отмечают нарушения эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность, жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми.
Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Общепризнано, что здоровье является базовой потребностью человека. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Говоря о здоровье ребенка, важно учитывать то, что оно имеет четыре составляющих:
физическое – создает основу для осанки, статики, координации движений, роста, веса, подвижности.
соматическое– обосновывает становление, развитие и функционирование всех систем организма, его внутренних органов.
психическое – обеспечивает целостность восприятия окружающей действительности и адекватность реакций на ее предметы и явления, а также на отношение человека к самому себе и к окружающим.
духовное – включает в себя нравственный потенциал человека и обеспечивает сущностную составляющую его жизни.
Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром, с людьми?
Секрет этой гармонии прост: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Он включает в себя и поддержания физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепризнанным является тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти на 55 – 65 %. Не менее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н.Амосов)
Лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы и правила ЗОЖ.
От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знании, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.
Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой всего педагогического коллектива нашей, да и любой школы России
Успешное решение всех поставленных задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии возможно только при условии знания воспитателем (учителем) возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, закономерностей их развития.
Состояние здоровья школьников СКОУ 8 вида требует особенно внимательного отношения к организации школьной жизни: режиму учебных занятий, учебной нагрузки, разумного сочетания труда и отдыха, методическим требованиям, эмоциональному климату в классах, отрядах.
На фоне сложных экономических условий нашего времени особенно остро стоит проблема здоровья. Именно по этому на занятиях важно научить детей осознавать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за состояние своего здоровья.
Я ежегодно включаю в план своей работы здоровьесберегающее направление. Работаю по программам «Азбука здоровья» - авт. Е.М. Матвеевой и «Радуга здоровья» - авт. Н.В.Лободиной. Эти программы ориентированы на формирование у ребят позиций признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре, формирование и развитие отрицательного отношения к вредным привычкам.
Основными путями реализации программ является следующее:
изучение состояния здоровья воспитанниц;
приобщение к здоровому образу жизни;
развитие двигательных способностей;
расширение кругозора;
воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;
организация физкультурно – оздоровительных и лечебно – профилактических мероприятий.
Ключевое понятие в валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) – это гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания.
Для понимания роли педагогов в валеологическом воспитании вспомним легенду. «У древнего бога Эскулапа было 2 дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства, но лечили по – разному. Панацея считала, что лучше дарить людям лекарства от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что одного средства на все случаи жизни быть не может! Человек слаб, и уязвим, не знает законов жизни, и этим законам надо людей научить.
Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей микстурами, таблетками от всех болезней. А Гигиена – просвещает людей, объясняет Законы Жизни. Она верит, что овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь прекрасной! Конечно же, и педагоги для детей сирот, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
Принципы программы «Радуга здоровья», на которых строится воспитание здорового образа жизни:
системный подход: работать не только с телом и душой, но и с нравственностью.
Деятельный подход: не только наставлять, но и вести за собой.
Принцип «Не навреди»: безопасные приемы оздоровления.
Принцип гуманизма: нравственные ориентиры – общечеловеческие ценности.
Принцип альтруизма: научился сам – научи другого.
Принцип меры: хорошо то, что в меру.
Занятия по программам требуют творческого подхода, они могут быть разных видов: беседы, воспитательные, обучающие, познавательные занятия, дидактические игры, тренинги, ролевые игры, инсценировки, викторины, КВН, конкурсы, турниры, оздоровительные минутки, спортивные соревнования и конкурсы, релаксационные упражнения.
Во время прогулок используются такие виды деятельности для укрепления здоровья, как спортивные и подвижные игры, эстафеты, бег и прыжки, катание с горок, пешие прогулки по окрестностям села, летом купание в речке, поездки на озеро, походы в лес, сбор ягод и грибов, конкурсы и многое другое.
Воспитанницы 1 отряда являются постоянными участницами всех спортивных мероприятий школы. В силу своих физических возможностей, соревнуются с командами мальчиков школы. Выигрывают, конечно, не так часто, как хотелось бы, но все очень стараются, переживают, радуются, если хорошо получается.
Девочки являются участниками всех соревнований, привозят призы и грамоты, чем очень гордятся. Трое младших воспитанниц побывали после соревнований в г. Иваново, на отдыхе в г. Сочи (как поощрительный приз) – по путевке.
Я считаю, что школа – интернат, ее руководство, педагоги делают многое для укрепления здоровья детей, их физического и нравственного воспитания, для понимания воспитанниками того, что здоровье – это важнейшая социальная ценность, формируется и воспитывается потребность в здоровом образе жизни, закрепляются знания о пагубном влиянии вредных привычек на организм подростков; закрепляется система знаний и убеждений обеспечивающая духовное отношение к себе, к своему здоровью, к окружающему миру.