kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие для 9 класса "Основы здорового образа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал является пособием для учащихся 9 класса по региональной программе "Основы здорового образа жизни" В пособии раскрыт первый раздел программы "Физическое здоровье"ю Материал поможет обучающимся освоить понятие физичекое здоровье, познакомится с факторами риска и факторами поддержки.здоровья школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие для 9 класса "Основы здорового образа жизни" »

М.А. Павлова.

Материалы к региональной программе «Основы здорового образа жизни»

ГЛАВА 1. Физическое здоровье


Мой физический возраст



Жизнь – бесконечное познанье.

Возьми свой посох и иди!

И я иду – и впереди

Пустыня, ночь и звезд мерцанье…

Максимилиан Волошин


Подростковый возраст. В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10 – 11 до 14 – 15 лет. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни. И это возраст физиологических перемен. Давайте посмотрим, что определяет физиологическое здоровье подростка


ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Все органы и ткани растут и развиваются в соответствии с принципом гетерохронии, открытым А. Н. Северцовым. Гетерохронией называют неравномерность темпов развития различных систем и органов. Быстрее растут кости конечностей, мышцы, сосуды, периферические нервы, ре­продуктивная система, медленнее — мозг, кости черепа.

Гетерохрония, возникающая в деятельности функциональных систем, определяет прежде всего адаптивные возможности организма, она обеспе­чивает приспособительный эффект в различные периоды онтогенеза. Это обусловливает степень зрелости, а, следовательно, и специфику организма на разных этапах его развития. В темпах развития прослеживаются гене­тически детерминированные различия.

Планируя психические и физические нагрузки для подростка, следует учитывать степень зрелости отдельных его органов и систем. При этом надо принимать во внимание специфику их морфофункцинального взаи­модействия. У подростков повышена чувствительность организма к не­благоприятным воздействиям внешней среды. Так, 14-15-летние под­ростки более чувствительны к кислородной недостаточности, чем дети и взрослые, менее выносливы в скоростном беге, у них дольше проте­кают восстановительные процессы после плавания с максимальной ско­ростью.

Интенсификация развития проявляется ускорением темпов физического и (или) полового созревания у отдельных лиц (чем отличается от акселерации как тенденции, характерной для поколения), когда, независимо от времени начала, весь процесс созревания протекает за 2—3 года. У таких подростков возникает ряд психических и соматических проблем, в частности, более высока, чем в популяции, распространенность артериальных гипертензий, нарушений опорно-двигательного аппарата, а также функциональных рас­стройств внутренних органов.

Интенсивный рост, резкие изменения метаболизма и структуры орга­нов в пубертате способствуют возникновению повышенной реак­тивности организма подростка относительно различных факторов внешней и внутренней среды.

У подростков особенно важно учитывать, наряду с календарным, и так называемый биологический возраст. Дело в том, что соматометрические и физиометрические показатели больше определяются индивидуальными особенностями роста и развития, чем календарным возрастом.


ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ:


1. СФОРМУЛИРУЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ:

  • ПОДРОСТОК

  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


2. ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ СПРАВОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ:


возраст

ребенок

подросток

взрослый

анатомо-физиологические изменения






проявления






ЭТО ИНТЕРЕСНО По прогнозам физиологов и врачей, средний рост человека в будущем столетии будет составлять 175-180 см, потому что как правило, большинство современных акселератов перестает расти по достижению этого роста. В связи с этим повышается и средний вес человека на 8-10 кг. «Если современный мужчина, как правило, выше ростом, чем женщина, то в дальнейшем это различие несколько сгладится. Темпы акселерации женщин сегодня выше, следовательно, не исключено, что средний рост женщин в будущем столетии будет равен росту мужчин и даже превзойти его.»

В половом развитии разрыв между созреванием мальчиков и девочек в настоящее время составляет 1,5 года, а в будущем, возможно, еще сократиться до 1 года или еще менее. Это создаст условия для более быстрого формирования личности, ранее усвоения знаний, произойдет полный пересмотр системы образования и воспитания молодежи.

«Человек живет не одним днем. И сегодня, пытливо изучая явления акселерации, он видит в ней объективные предпосылки для дальнейшего увеличения средней продолжительности жизни, сохранения более длительной трудоспособности, физического и физиологического совершенствования организма».

В здоровом теле…



Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

М. Монтень.


В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


Здоровье

- это «состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Устав Всемирной организации здравоох­ранения (ВОЗ)

Сегодня существует целый ряд определе­ний здоровья, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье че­ловека:

• отсутствие болезни;

• нормальное функционирование организма в системе

«человек - окружающая среда»;

• полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

• способность приспосабливаться к посто­янно меняющимся условиям существования в ок­ружающей среде;

• способность к полноценному выполнению основных социальных функций


ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Быстрое распространение пандемии одного из опаснейших инфекционных заболеваний человека – ВИЧ-инфекции и СПИДа – крупнейшее событие второго тысячелетия, которое можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами, как по числу жертв, так и по ущербу, который она наносит обществу. Вызываемый вирусом иммунодефицита, СПИД неожиданно обрушился на человечество и, как война, продолжает наступать, поражая все новые страны, города и поселения.

Первые случаи СПИДа были зафиксированы в США в 1981 году. За последние 20 лет ВИЧ-инфекция медленно, но неуклонно проникала из первоначальных очагов – США и Центральной Африки – на все континенты мира. К настоящему времени ВИЧ распространился практически по всей планете, охватив все страны мира.

Распространение приобрело характер пандемии (глобальной эпидемии) – первой пандемии второй половины ХХ века и начала третьего тысячелетия. Каждые 4 минуты в мире регистрируется новый случай заболевания, каждые 15 секунд – происходит заражение. В то же время ВИЧ-инфекция встречается не равномерно в различных регионах мира. Разный уровень пораженности в разных странах и районах отдельных стран связан со временем начала распространения заболевания.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ:

1. ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ ТЕКСТА ОБСУДИ С РЕБЯТАМИ ПЕРСОНАЖЕЙ ИСТОРИИ, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ОНИ ИМЕЮТ К ВАМ, К ТЕМЕ УРОКА? КАКИЕ УРОКИ МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЭТОЙ ЛЕГЕНДЫ?

«Когда американский индеец становится взрослым, он уходит в лес на три-четыре дня, чтобы обрести свой «дух» (духовность). Несколько дней он живет один, общается с миром, природой, преодолевает трудности.

Отправился сын вождя племени на испытание. На второй день юноша увидел орла и очень обрадовался. Ведь орел – символ того, что ты будешь большим воином, вождем. И сын вождя стал собираться в путь, домой. Вдруг на вершине горы юноша увидел гнездо орла. Он решил достать перо птицы: «Это принесет честь моему племени». Это было трудное восхождение: камни, холод, опасности. Уже стерты в кровь руки и ноги; последние минуты подъема были особенно опасными…

Но вот и гнездо, индеец забрал перо и уже начал спускаться, когда увидел змею. Она лежала колечком, видно было, что она замерзла. Змея прошипела: «Меня принес орел, я погибаю от холода, возьми меня вниз». «Я боюсь, что ты укусишь меня», - ответил юноша змее. «Я не сделаю этого», - снова прошипела змея. Индеец завернул змею в рубашку, прижал к груди и стал спускаться. Змея согрелась, и, когда юноша был уже у подножья горы, она ужалила его. «Что ты делаешь? Ведь ты же обещала», - закричал умирающий юноша. «Но ведь ты знал, что я змея», - ответила гадюка».


ЭТО ИНТЕРЕСНО :

Общие сведения о развитии ВИЧ-инфекции в России.

СПИД стал важнейшей медико-социальной проблемой всего мира, включая нашу страну. В нашу страну эпидемия ВИЧ пришла спустя 15 лет после ее начала и, по мрачному прогнозу специалистов, пришла навсегда. Начиная с 1987 года, когда были зарегистрированы первые случаи ВИЧ-инфекции, отмечается ее неуклонный рост. Каждую неделю в России регистрируется свыше 1000 новых случаев заражения ВИЧ (по состоянию на 01.03.2002 г.). В России проживает около 150 миллионов человек; полагают, что около миллиона из них заражены ВИЧ. На территории Российской Федерации эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции резко ухудшается и за последние полтора года приобрела катастрофический характер. Официально зарегистрировано 183073 россиян (только эти люди из миллиона знают, что они заражены), инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе 2767 детей (по состоянию на 01.03.02). И это далеко не все зараженные, поскольку ВИЧ-инфекция может протекать без клинических проявлений, оставаясь, долгое время, невыявленной и неучтенной. Причем за один 2000 год выявлено 51952 новых случая ВИЧ-инфекции у граждан России (для сравнения: за 1999 г. - 20129).

По статистическим данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом, реальное число инфицированных ВИЧ может быть в десять раз больше выявленных больных ВИЧ-инфекцией. По мнению профессора В.В. Покровского, реальное оценочное число ВИЧ-инфицированных в нашей стране составляет около миллиона человек. Через несколько лет – примерно к 2006 году – большинство этих больных погибнет от СПИДа , многие из ныне практически здоровых людей, зараженных ВИЧ, превратятся тяжелых больных. Гибель огромного количества молодых людей в репродуктивном возрасте отразится на демографической ситуации в стране. ВИЧ-инфекция может принести гораздо больше жертв, чем сегодняшние военные действия.

Эпидемия со стремительной скоростью распространяется по территориям страны. На 1 и 2 месте по числу зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции стоит г. Москва и Московская область. Свыше 30% из общего количества жертв СПИДа являются жителями этого региона. Далее места по территориальному распространению ВИЧ-инфицированных в стране распределяются следующим образом. Самарская область (15198 случаев), г. Санкт-Петербург (14578) и Ленинградская область (3391), Свердловская область (14668), Иркутская область (11954), Челябинская область (9495), Оренбургская область (7576), Ханты-Мансийский национальный округ (5999), Тюменская область (4635), Саратовская область (4348), Ульяновская область (4303), Республика Татарстан (4048), Калининградская область (3637), Краснодарский край (3410), Красноярский край (3397), Пермская область (3387), Приморский край (3216), Тверская область (2940), Ростовская область (2272).



Осторожно, болезнь!



Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны ее пройти сами.

Уолт Уитмен


В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ


Профилактика заболеваний

– комплекс ме­роприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей.



Профилактика подразу­мевает проведение оздоровительных мероприя­тий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания его невос­приимчивости к инфекционным болезням.



ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ


Заболевания передаваемые половым путем, это заболевания которые передаются от одного человека к другому при сексуальном контакте. Сейчас известно более 20 ЗППП. Из них встречаются чаще всего:

  • сифилис;

  • СПИД;

  • гонорея;

  • трихомоноз;

  • хламидиоз



ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕБЯ:

Ситуация: Сегодня воскресенье, уже вторая половина дня. Во дворе дома, где вы живете, гуляет много ваших друзей, и вы решили выйти погулять. Вдруг, недалеко от вашей компании останавливается автомашина, и незнакомые молодые люди завязывают с вами разговор, говорят много комплиментов в ваш адрес, а затем предлагают (кассеты, компьютерные диски и т.д.) за которыми нужно съездить. Как вы поступите?


1. ВЫСКАЖИТЕ СОБСТВЕННУЮ ВЕРСИЮ ПОВЕДЕНИЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ

- скажу «нет» и уйду;

- скажу «нет» и расскажу родителям



2. ОБСУДИТЕ С ДРУЗЬЯМИП

- Боитесь ли вы за свою жизнь и здоровье в этой ситуации?

- Что для вас кажется более важным: сохранение своего здоровья или «ощущение взрослости» и романтичности рискованного поведения?

- Какие могут быть последствия, если вы согласитесь на предложение?

- Выскажите аргументы в пользу «Нет» в данной рискованной ситуации.



3. ИСПОЛЬЗУЯ СРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ:

Заболевание

Симптомы

Средства защиты

Куда обратиться

Профилактика

Сифилис

















ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Из анализа причин смертности в России за пе­риод 1987- 1992 годы, сделанного в государствен­ном докладе «О состоянии здоровья населения в Российской Федерации в 1992 г.», прослеживает­ся тенденция увеличения факторов риска смерт­ности населения от неинфекционных заболеваний, которые в 1992 г. составили 83% от общего числа болезней, в том числе болезни системы кровооб­ращения - 53%, злокачественные новообразова­ния - 16%, травмы и отравления - 14%.

Ученые отмечают, что многие факторы риска смерти от инфекционных заболеваний связаны с образом жизни человека (снижение двигатель­ной активности, нерациональное питание, стрес­совые ситуации, курение, употребление алкоголя и наркотиков)



Ответственность, ответственность, ответственность



Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.

Сенека


В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


Репродуктивное здоровье


Аборт

– здоровье, которое обеспечивает зачатие, вынашивание и рождение здоровых детей.


– травматическая операция, отрицательно отражающаяся на здоровье женщины. Ни один аборт не проходит бесследно. Негативные последствия могут проявляться отсрочено, через год и более.



ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Одна из составных частей здоровья – репродуктивное здоровье.


ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


Не зависящие от личности

Зависящие от личности

Радиоактивное и СВЧ-излучение

Питание

Загрязнение окружающей среды

Физическая активность

Здоровье родителей

Вредные привычки

Течение беременности и родов у матери

ЗППП

Несчастный случай

Аборты


Здоровье – это счастье и перспектива на будущее, болезнь – трагедия и изменение жизни. От каждого человека, от его поведения и отношения к себе зависит будет ли он здоров, будут ли у него здоровая семья и дети.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

  1. НАПИШИ АССОЦИАЦИИ СО СЛОВОМ «АБОРТ».

  2. ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА «НЕМОЙ КРИК» НАПИШИ СОЧИНЕНИЕ.

Все начинается с нравственности…



Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед

Аристотель


В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


  • Нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

  • Нравственная культура – осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

  • Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение свободы и достоинства личности в ее социальном бытии.

  • Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного выбора, сориентированного на нравственные ценности.


ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% определяется образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – воздействием среды обитания и на 10% – качеством медико-санитарной помощи.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

1. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ В ТАБЛИЦЕ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ И УКАЖИТЕ ОТ ЧЕГО ОНО ЗАВИСИТ


Мое здоровье

зависит

Я сам

Внешняя

среда %

Природно-климатические условия %

Наследственность %

Образ жизни %











2. ОТВЕТЬТЕ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ. ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ В ВИДЕ СОЧИНЕНИЯ - РАЗМЫШЛЕНИЯ, А МОЖНО В ВИДЕ СХЕМ ИЛИ КОМИКСОВ.

  1. Довольны ли Вы своим образом жизни?

  2. Что Вы бы хотели оставить, а что изменить в образе жизни своей семьи и своем?

  3. Что Вы думаете о личной ответственности за свое поведение? Как она может быть связана со здоровьем?

  4. Как зависят друг от друга такие понятия, как здоровье, уровень жизни, образ жизни, нравственность, интимность?



Заботимся о здоровье



Человеку надлежит жить с самим собой и постоянно заботиться чтобы это была хорошая компания

Ленгстон Хьюз


В МИРЕ СЛОВ И ПОНЯТИЙ:


РЕЖИМ

- это установленный распорядок жиз­ни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.


ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:

Жизнь требует от человека умения приспосабливаться к постоянно меняющейся обста­новке и регулировать в соответ­ствии с ней свое поведение.

Необходимо отметить зна­чение режима дня для сохране­ния психологической уравнове­шенности. Спланированный ре­жим исключает неожиданности и способствует устойчивости и оптимальности в поведении че­ловека.

Вся жизнь человека проходит в режиме распределения време­ни, частично вынужденного, свя­занного с общественно необхо­димой деятельностью, частич­но по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнеде­ятельности школьника опреде­лен учебным планом занятий в школе, режим военнослужащего - распорядком дня, утвержден­ным командиром воинской час­ти, режим работающего челове­ка - началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим - это установленный распорядок жиз­ни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Рациональнее сочетание элементов режима жизнеде­ятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья. В трудовой дея­тельности человека участвует весь организм. Трудовой ритм задает ритм физиологический: в определенные часы организм испытывает нагрузку, вслед­ствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровооб­ращение, а затем появляется чувство усталости; в другие часы, дни, когда нагрузка снижа­ется, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правильное че­редование нагрузки и отдыха является основой высокой рабо­тоспособности человека.

Русский физиолог Н.Е. Вве­денский (1852 - 1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспо­собности, а значит, и высокого уровня здоровья:

1. Постепенное вхождение в работу.

2. Продуманная и отработан­ная последовательность в тру­де.

3. Правильное распределение нагрузки - дневной, недельной, месячной, годовой.


Неравномерность нагрузки:

спешка в одни периоды и бездея­тельность в другие одинаково вредны. В подтверждение сказан­ного приведем слова Л.Н. Толсто­го, которые он записал в дневни­ке: «Надо непременно каждый день писать не столько для успе­ха работы, сколько для того, что­бы не выходить из колеи».

Важно отметить в режиме каждого дня обязательность от­дыха, необходимого для восста­новления работоспособности. Наиболее эффективным здесь является активный отдых, кото­рый позволяет рационально ис­пользовать свободное время. Чередование видов работы, гар­моничное сочетание умственно­го и физического труда, физичес­кая культура обеспечивают эф­фективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку тре­буется ежедневно, раз в неделю и раз в году, используя свобод­ное время для укрепления физи­ческого и духовного здоровья.

К важнейшему виду ежед­невного отдыха относится сон. Без достаточного, нормального сна немыслимо здоровье чело­века.

Потребность во сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы челове­ка. Сон, прежде всего, способ­ствует нормальной деятельно­сти нервной системы. Недосы­пание, особенно системати­ческое, ведет к переутомле­нию, истощению нервной сис­темы, к заболеваниям. Сон нельзя заменить ничем, он ни­чем не компенсируется. Со­блюдение режима сна - осно­ва здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и ра­ботоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро, засы­пать и крепко спать.

Рассмотренные выше эле­менты режима жизнедеятельно­сти человека во многом индиви­дуальны. Высоким уровнем ра­ботоспособности, здоровья, дол­голетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕБЯ

  1. СОСТАВЬ РЕЖИМ ДНЯ НАИБОЛЕЕ ОТВЕЧАЮЩИЙ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Поговорим о характере отдыха — пассивном и ак­тивном. К пассивному относятся все виды отдыха, когда человек не производит сколько-нибудь заметной мышечной и умственной работы. Прежде всего, это сон, успокаивающий, освежающий и исцеляющий. После бессонной ночи человек чувствует себя «раз­битым», работает с трудом. Во время сна отдыхают мозг, мышцы, менее интенсивно работают сердце, желудок и другие органы.

Для наиболее полноценного отдыха и восстановления сип важно соблюдать определенные гигиенические правила, среди ко­торых одним из главных является постоянное время отхода ко сну. Не менее важно также вставать в одно и то же время. При­вычка засыпать и просыпаться в определенный час развивает ус­ловный рефлекс на время, помогающий человеку отдыхать.

Непременным условием гигиены сна является удобная постель и чистый, свежий воздух в комнате. Для этого нужно открывать окно или форточку при любой погоде, независимо от времени года.

Нормой считается 7—8 ч сна. Однако это в среднем. Есть люди, которым достаточно спать 5 ч, а иным и 10 ч может ока­заться недостаточно. Ученые Австралии обследовали трех чело­век, которые прекрасно чувствовали себя, поспав всего 2 ч.

Исходя из своей индивидуальности и особенностей работы, надо установить наиболее рациональный режим сна. Не обяза­тельно все 8 ч спать ночью, можно 1—2 ч перенести на дневное время.

Пассивный отдых жизненно необходим, но им нельзя зло­употреблять. Известно, например, что при малоподвижном образе жизни, при слишком длительном лежании человек становится ме­нее выносливым к физическим нагрузкам, скорее устает, стано­вится не только слабым, но и дряхлеет. Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так не истощает и не раз­рушает человека, как продолжительное физическое бездействие».

Отдых, по словам Н. Е. Введенского, «не предполагает обязательно полного бездействия со стороны человека, он может быть достигнут простой переменой дела — переносом внимания а новую сферу деятельности». При утомлении от длительного од­нообразного труда надо переключиться на другой вид деятельно­сти. В этом случае импульсы от различных нервных рецепторов, в том числе мышечных, зрительных, слуховых или кожных, перено­сятся с одних групп нервных клеток на другие, которые до сих пор находились в состоянии относительного покоя. В этом заложен источник громадных резервных сил организма, которые при необходимости могут быть приведены в действие.

Когда человек после трудового дня совершает прогулку или играет в футбол, катается на велосипеде, увлеченно мастерит, в действие вводятся другие группы мышц, другие функции, отли­чающиеся от обычных.

Впервые не роль активного отдыха в профилактике утомления обратил внимание «отец русской физиологии» И. М. Сеченов В 1903 г. он проводил эксперимент по изучению работоспособности мышц обеих рук при поднятии груза. Прибор собственной конст­рукции — эргограф, регистрирующий мышечную силу, показал, что работоспособность утомленной правой руки восстанавливается быстрее и более полно при ритмичных сокращениях левой руки.

Физиологические механизмы активного отдыха стали ясными после работ И. П. Павлове и его сотрудников. В лаборатории, ру­ководимой академиком Л, А. Орбели, был открыт интересный фи­зиологический феномен, показывающий, что активность мышц воз­растала, а утомление их уменьшалось при раздражении электри­ческим током симпатических нервных стволов (феномен Орбели— Гинецинского). Это значит, что устранить утомление можно раз­личными воздействиями, которые либо сами носят активный ха­рактер, либо ведут к активации центральной нервной системы.

К активному отдыху во время работы следует отнести физкультпаузы и физкультминутки. Гимнастические упражнения в течение учебного дня не только улучшают деятельность центральной нерв­ной системы в соответствии с феноменом Сеченова, но и ожив­ляют, нормализуют все физиологические процессы, поднимают эмоциональный тонус, способствуя тем самым высокой работо­способности. Чтобы повысить возбудимость нервной системы, снять утомление, требуется ставить перед ней все новые задачи, требующие новых нервно-рефлекторных ответов. Поэтому упраж­нения должны быть не шаблонными и регулярно обновляться.

Активные формы отдыха очень важны и в течение периода между двумя учебными днями. Особое место здесь занимает ут­ренняя гигиеническая гимнастика. Она проводится сразу же после сна, то есть длительного пассивного отдыха. Физзарядка помогает избавиться от так называемого «просоночного» состояния, когда процессы в коре головного мозга еще недостаточно активны, часть нервных клеток еще испытывает сонное торможение.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

  1. Я – подросток.

  2. Значение здоровья в моей жизни.

  3. Здоровье – это нравственная категория.

  4. Состояние здоровья населения России.

  5. Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков.

  6. Осторожно, СПИД!




ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Богоявленский Г.В. – СПб, 1999.

  3. Панкова Л.М. У порога семейной жизни: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Санитарное просвещение в школе в отношении СПИДа и болезней, передаваемых половым путем: Руководство. – ВОЗ, Юнеско, 1994.

  5. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000.

  6. Стоппард М. Полезные советы девушкам / Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999.

  7. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц: Кн. Для учителя. – 2-е изд., доп. И перераб. - .: Просвящение, 1990.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебно-методическое пособие для 9 класса "Основы здорового образа жизни"

Автор: Павлова Маргарита Анатольевна

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства