kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация исследовательской деятельности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете "Организация исследовательской деятельности обучающихся (из опыта работы)"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся»

Организация исследовательской деятельности обучающихся

(из опыта работы)

Шарандина В.В., МБОУ «СОШ № 53» г. Кургана


Выпускник школы, имеющий намерение в отношении продолжения образования, должен иметь определенный опыт исследований и исследовательской работы в подтверждение владения способами познавательной деятельности, а значит, своей информационно – коммуникативной компетентности.

Главный смысл исследования в сфере образования обнаруживается в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие познавательной способности ребенка, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Прежде всего, хочу отметить, что личный интерес и личная увлеченность являются большим стимулом для участия в исследовательской деятельности. Кстати, не только для ребенка, но и для самого учителя. Одной из главных составляющих содержания работы при организации исследовательской деятельности является выстраивание личностного отношения к объекту исследования и его результатам. Необходимо воодушевить учащихся, чтобы они находили связи собственного мира с заявленной темой.

Тема - это определение сути. Для того чтобы сформулировать тему, необходимо, прежде всего, выявить проблему, определить объект и предмет исследования.

Проблема - это постановка вопроса, который нуждается в решении, изучении того, что не было изучено. Проблемы обычно заключаются в выявлении новых или неизвестных лиц, родственников, фактов их биографий, создании (восстановлении) родословной своей или другого человека и т.п.

Ученик, в соответствии со своим текущим интересом, САМ выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования. Если учащийся не смог сам выбрать тему работы, но хочет работать в данной области, с ним выясняется круг его интересов, и предлагаются темы на выбор. Это и актуальность, значимость темы для сегодняшнего дня, и темы, рекомендуемые в различных учебниках (школьных и вузовских), и темы, которые значимы для местного сообщества и человечества в целом.

Из опыта работы хочется отметить, что, обычно, уже в 50% случаев обучающиеся знают тему, с которой хотели бы работать. Это происходит по разным причинам и могут быть: интерес, возникший еще на уроке; традиции семьи; интерес, возникший в ходе чтения литературы или каких-то основополагающих событий в истории России; интерес, возникший из предрасположенности к каким-то видам деятельности; желание в чем-то себя утвердить, когда заведомо берутся очень сложные темы.

Необходимо отметить, что, корректировка темы может проходить на любом этапе работы, но смысл темы, как правило, не меняется. Это зависит и от разделов, которые вызвали особый интерес учащегося, и от сложностей, с которыми встретился обучающийся в ходе работы.

Практика показывает, что детей, которых можно увлечь написанием исследовательской работы много. Однако, одного этого недостаточно.

Уже в самом начале работы востребованными становятся: умение работать с информацией, способность к анализу, настойчивость, да и просто наличие свободного времени. Здесь в полной мере проявляются парадоксы нашего образования. Ученик (чаще ученица), который успешен в школе, на уроках, часто теряется в незнакомой для себя ситуации выбора, принятия самостоятельного решения. А ребята, которые мыслят свободно обычно не «заморочиваются» на такие вещи и отказываются от исследовательской деятельности.

Поэтому для успешного ведения исследовательской работы в школе необходима система, наличие НОУ, факультативных, элективных и т.п. курсов, работа кружков (либо структура, представленная на слайде). Ну, а если всего этого нет или развито недостаточно, то необходим огромный энтузиазм учителя и его готовность уделять значительную часть своего свободного времени для кропотливой работы с детьми (чаще немногочисленными).

У меня лично в году работает 2-3 ребенка. Да и то обычно не одновременно. А если одновременно, то это очень большая нагрузка.

Когда все совпало, тогда начинаешь конкретную работу. Обычно обучение способам и приемам исследовательской деятельности происходит в процессе образования, на уроках. Это малоэффективно, но пока альтернативы нет.

Например, в последний год я вела в 9 классе уроки истории. Именно здесь в ходе занятий и выявляла учащихся, склонных к исследовательской деятельности (предмет предполагает работу с историческими источниками). Сразу же работала на перспективу, т.е. «подбрасывала» детям идею, которую в 10 классе можно будет развить. Не думаю, что все идеи получат продолжение, но что-то все-таки получится.

Особой проблемой для меня является неумение детей владеть родным языком. Выразить свою мысль, тем более в письменной форме, это настоящее мучение. Кроме того, сейчас, с наличием Интернета и огромным информационным «хламом», выделить главное и определить суть – также является огромнейшей проблемой.

Хочу отметить также такой момент, как участие и помощь родителей, других членов семьи. Во-первых, это стимулирует мотивацию ребенка, во-вторых, существенно облегчает положение учителя. Как правило, я сразу же в неформальной обстановке беседую с родителями, интересуюсь их отношением к нашей будущей работе, высказываю надежду на поддержку своего ребенка. Родители практически всегда очень хорошо отзываются на такую беседу.

Также очень важно поддерживать «рейтинг» такого ученика-исследователя среди ребят. При каждом удобном случае я стараюсь сообщить о его успеха в работе, а уж о победе в конкурсе или удачном выступлении и подавно. Ребята всегда это воспринимают адекватно, часто многие подходят и интересуются – нельзя ли и им где-нибудь поучаствовать. Эта внешняя мотивация иногда приводит к более серьезным результатам.

Несколько слов непосредственно о работе. Для работы в архивах и библиотеках нужно много свободного времени и, конечно, деньги. А идет учебный год. Поэтому большую часть работы (поиск в фондах) приходится брать на себя, что, конечно не на пользу детям.

Как, наверное, многие из нас мы делаем работы «куда прикажут». Поэтому существует проблема сроков. «Положение о конкурсе» обычно приходит, сами знаете когда. На этот случай стараюсь иметь заготовки, которые можно быстро довести до ума.

В заключение перечислю названия некоторых работ, которые в последние годы создавали с детьми, и которые были отмечены призами на городских и областных конкурсах:

  1. Археологическое прошлое Зауралья.

  2. Езиды: история моего народа.

  3. Александр Шараборин – герой нашего времени.

  4. Земля пленительного счастья.

Сейчас мы работаем над исследованиями для областного конкурса «Отечество», для конкурса от «Мемориала», для городской научно-исследовательской конференции «Знание-поиск-творчество-труд» и для конкурса «Курган: вчера, сегодня, завтра».

Помимо этого идет работа и по подготовке к олимпиадам школьников по предметам: история, обществознание, право и избирательное право. Не забыт и традиционный предметный конкурс по истории «Золотое Руно».

В заключение необходимо отметить, что учебно-исследовательская работа для учащихся школы имеет свою практическую направленность.

Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и областных семинарах и конференциях. В-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами (педагогами), учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Шарандина Валентина Владимировна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»"
    ["seo_title"] => string(80) "model_urovnevoi_organizatsii_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_v_"
    ["file_id"] => string(6) "553443"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1592329162"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Организация исследовательской деятельности обучающихся учреждений дополнительного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_uchrezhdenii_dopo"
    ["file_id"] => string(6) "570927"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1611235266"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_issledovatelskoi_deiatelnosti_obuchaiushchikhsia_na_urokakh_i_vo_v"
    ["file_id"] => string(6) "518218"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1566565098"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация исследовательской деятельности обучающихся  на уроках биологии и химии "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "193526"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427646112"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по биологии в контексте ФГОС "
    ["seo_title"] => string(110) "orghanizatsiia-uchiebno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-po-biologhii-v-kontiekstie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "189715"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427018759"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства