Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»
Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»
Одним из основных направлений развития общего образования является выстраивание системы организации учебно-исследовательской работы обучающихся. В рамках этого направления необходимо создать общую среду для проявления и развития, стимулирования и выявления способностей каждого ребенка. В статье представлен опыт работы по реализации в гимназии модели уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся всех уровней общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Петрозаводского городского округа
«Гимназия № 30 имени Музалева Д.Н.»
Модель уровневой организации исследовательской деятельности обучающихся в МОУ «Гимназия №30»
Е.Н.Космачева, заместитель директора по НМР
Современное качество школьного образования невозможно без учебно-исследовательской работы учащихся. В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности, к обновлению компетенций». В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания.
Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Одним из основных направлений развития общего образования является выстраивание системы поддержки талантливых детей. В рамках этого направления необходимо создать общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Предстоит расширить систему олимпиад, конкурсов, конференций и семинаров для школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (портфолио) при приеме в вузы.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Гимназия № 30 поэтапно реализует Программу развития гимназии «Создание обогащенной образовательной среды гимназии в контексте изменяющихся социально-экономических условий как фактора обеспечения качественного образования и условий успешной социализации личности». Цель программы построение открытой образовательной системы, соответствующей инновационным идеям российского образования, повышения его качества, информатизации и здоровьесбережения, обеспечивающей становление духовно и физически здоровой, высокоинтеллектуальной, творческой личности, способной к произвольной социализации в обществе, обладающей общей высокой культурой, необходимыми компетенциями для успешной реализации в профессиональной деятельности.
Поэтапная реализация программы развития гимназии позволила расширить развивающее пространство исследовательской деятельности учащихся и педагогов. В гимназии сложилась творческая группа педагогов – руководителей исследовательских работ учащихся, которые на протяжении уже нескольких лет готовят детей к выступлениям на НПК различного уровня. При этом эти педагоги способны оказать консультативную помощь коллегам, учащимся, их родителям, что помогает расширить число участников, вовлеченных в эту деятельность. Этот опыт является основой для построения системы непрерывного формирования исследовательских навыков на всех уровнях образования, позволяет расширить развивающее пространство исследовательской деятельности учащихся за счет совершенствования профессиональной, инновационной и исследовательской культуры педагогов, развития системы креативного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Данный фактор отразился на повышении мотивации учащихся к исследовательской деятельности и способствовал увеличению числа участников НПК и позволил привлечь к научному руководству родителей учеников.
В основу организации исследовательской деятельности гимназии положены следующие принципы:
Научности, соответствия содержания, методов и средств исследовательской работы уровню научного знания.
Гуманитарности, направленности проблематики, содержания, методов исследования на личность субъекта исследования.
Субъектности, учетаособенностей и возможностей, признания уникальности, самоценности каждого субъекта исследовательской деятельности.
Развивающего характера, единства трех взаимосвязанных процессов: развития гимназии как педагогической системы, развития личности каждого участника деятельности в отдельности, развития системы межличностных отношений субъектов деятельности в целом
Сотрудничества и сотворчества, интегративной деятельности детей и взрослых, направленной на развитие творческих способностей, формирование исследовательской культуры, личностный рост.
Уровни организации
учебно-исследовательской деятельности с учащимися в гимназии.
I этап – анамнестический (начальное общее образование)
Выявление детей, проявляющих интерес к такой деятельности. Происходит на основе наблюдений, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, учитываются результаты участия ребенка в олимпиадах по русскому языку, математике и результаты интеллектуального марафона. Задачи общего развития младших школьников решаются не только на уроках, но и во внеклассной работе в ходе выполнения групповых проектно-исследовательских работ. Главная задача на ступени начального образования - научить уметь видеть незнакомое в знакомом.
Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Удачный опыт организации исследовательской деятельности на ступени начального образования получил дальнейшее развитие и привел к появлению в структуре НОУ гимназии такого неформального объединения как «Клуб юных исследователей», целью которого является приобщение младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности. Инновационной формой работы стала организация работы Клубавыходного дня, участниками которого наряду с педагогами и учениками младших классов стали родители школьников. Причем родители выступают как в роли субъектов исследовательской деятельности, так и в роли руководителей исследовательских работ учеников.
II этап – диагностический (основное общее образование)
Цель основной школы в области исследовательской деятельности - учить нетривиально мыслить и развивать умения и навыки, которые необходимы для осуществления исследований соответствуют конкретным возрастным особенностям. Эти умения формируются учителями через учебные предметы. При этом формирование данных умений должно пониматься каждым учителем как цель, а содержание предметных областей – как средство достижения цели.
Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка проводится по результатам интеллектуальных конкурсов, итогам выступлений в предметных олимпиадах, индивидуального творчества.
В гимназии имеется опыт организации исследовательских практик в рамках учебного плана для учащихся основной школы как одной из форм расширения участников обогащенной образовательной среды. С целью полноценного выполнения образовательной программы гимназии, осуществления предпрофильной подготовки учащихся, повышения их мотивации к углубленному изучению профильных предметов, формирования ключевых компетентностей и создания условий для реализации творческого потенциала каждого учащегося для учащихся 5-8 классов организуются исследовательские профильные лагеря по четырем направлениям: лингвистическое, историко-филологическое, естественнонаучное и физико-математическое.
Практика проведения исследовательских лагерей может быть использована для развития интереса школьников – подростков к исследовательской деятельности, для формирования конструктивного взаимодействия детей в коллективе, объединенном решением общей задачи.
III этап – этап формирования (среднее общее образование)
Задача старшей школы - предоставить каждому ученику возможность заниматься индивидуальной учебно-исследовательской деятельностью под руководством научного руководителя. Введение в практику работы профильных классов курсовых работ позволяет учащимся не только углубить свои знания по профильному предмету, но и повысить учебную мотивацию. Опыт защиты курсовых работ учащимися профильных классов показал целесообразность такой работы и наличие педагогического потенциала для её успешной реализации.
Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование.
Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.
Данная работа актуальна в современном образовании, так как исследовательская деятельность становится неотъемлемым компонентом образовательной программы.
Повышение интереса учащихся и их родителей к занятиям исследовательской деятельностью привело к необходимости расширить число руководителей исследовательской работы: наряду с привлечением преподавателей ВУЗов Петрозаводска и сотрудников других научных и культурно-просветительских центров города к ее руководству, увеличить число школьных учителей и родителей учащихся, готовых как возглавить исследовательскую работу обучающихся, так и самим подключиться к ее осуществлению в качестве консультантов. В начальной школе гимназии создан кабинет-лаборатория исследовательской деятельности, являющийся ресурсным центром для всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов и родителей), занимающихся исследовательской деятельностью. Ежегодно учащиеся начальной школы успешно представляют свои исследовательские работы в рамках городского Фестиваль учебно-исследовательских и творческих работ учащихся начальной школы «Мои первые открытия» - «ЭВРИКОША» и республиканского Фестиваля исследовательских проектов и творческих работ младших школьников «Мои первые открытия».
Ежегодно в гимназии проводится школьная научно-практическая конференция, на которой гимназисты представляют результаты своих исследовательских работ. Разнообразие тематики работ учащихся и достаточно проработанное содержание позволяет формировать команду для участия в городском и республиканском туре НПК, причем представлять работы различных профильных направлений (гуманитарного, химико-биологического и физико-математического).
Этапы построения модели уровневой организации исследовательской
деятельности субъектов открытой образовательной среды гимназии
Этапы
Организационно- прогностический
Развивающе-деятельностный
Стабилизационно-стратегический
Цели
Поиск и апробация способов и форм организации исследовательской деятельности учащихся
Расширение развивающего пространства исследовательской деятельности учащихся и педагогов
Обобщение опыта организации исследовательской деятельности в гимназии, его экстраполяция и поиск путей совершенствования
Задачи
Изучение опыта педагогов гимназии по организации исследовательской деятельностью учащихся на 2 и 3 ступени обучения
Создание проблемных и исследовательских групп учащихся
Расширение числа субъектов исследовательской деятельности
1. Создание интегрирующих органов управления функционированием и развитием системы исследовательской деятельности учащихся и педагогов гимназии
2. Совершенствование иссле-довательской деятельности учащихся за счет внедрения инновационных форм
3. Апробация опыта организации исследова-тельской деятельности на 1 ступени обучения
1. Консолидация всех форм организации инновационной деятельности учащихся и педагогов гимназии на основе системного подхода, становление модели организации исследова-тельской деятельности
2. Расширение содержания исследовательской деятельности в гимназии
3. Формирование исследова-тельской культуры субъектов открытого образовательного пространства
Виды деятельности
П
Е
Д
А Г ОГ И
обучающие семинары «Руководство исследовательской работой учащихся»
создание творческих лабораторий педагогов
работа творческих групп учитель – преподаватель ВУЗа
создание ресурсной карты потенциала родителей
участие в научно-методических семинарах и научно-практических конференциях
разработка содержания элективного компонента гимназического образования
организация профильной практики учащихся 10 классов
организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы
организация и проведение научно-методических семинаров для педагогов города и республики
индивидуальная исследовательская и проектная деятельность
экспертиза представляемых проектов
презентация печатных работ
организация исследовательских практик учащихся 1 – 11 классов
У
Ч
А ЩИЕ С Я
групповые учебные проекты
частично-поисковая деятельность
проблемные и исследовательские группы
курсовые работы
учебные проекты
исследовательские лагеря, экспедиции
межшкольные исследовательские семинары
интеграция форм исследовательской деятельности на основе системного подхода
формирование в НОУ секций «Клуб юных исследователей» и «Юниор»
внутришкольная и межшкольная исследовательская практика
реализация индивидуальных исследовательских «траекторий» ориентированных на ВУЗ
разнообразная эвристическая деятельность
создание «Портфолио достижений»
Р ОД ИТ Е ЛИ
участие в работе исследовательских групп по определенной тематике в качестве консультантов
оказание помощи в ресурсном обеспечении исследовательской деятельности
привлечение к руководству индивидуальной и групповой исследовательской деятельностью учащихся
руководство индивидуальной и групповой деятельностью учащихся
экспертиза исследовательских работ школьников.
Таким образом, реализация в гимназии модели уровневой организации исследовательской деятельности учащихся и педагогов, в рамках которой функционирует лаборатория учителей исследователей гимназии, позволила создать сетевую исследовательскую естественнонаучную лабораторию, которая аккумулирует кадровые, материально-технические и методологические ресурсы для обеспечения доступности возможно большего числа учащихся ПОО «Центр» к качественным образовательным услугам. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
В течение нескольких лет гимназия является полиресурсным центром в муниципальной системе образования, одним из направлений работы которого является организация исследовательской деятельности учащихся. Своим опытом работы в данном направлении педагоги делятся с коллегами во время семинаров, проводимых на базе гимназии.