Данная образовательная программа по содержательной, тематической направленности является социально-правовой, по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование уделяет большое внимание проблеме прав человека, ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей, низкий уровень правовой культуры у всех участников образовательного процесса, поэтому, уже с ранних школьных лет в школе у обучающихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
Программа «Правовая азбука» призвана обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями, на основе которых формируется правовое мышление и культура, способствовать систематизации имеющихся знаний у обучающихся социально-общественного цикла, также формированию обязательного минимума знаний и умений, необходимых для реализации основных прав и выполнения обязанностей. Тем самым успешно реализоваться как личность, социализироваться в обществе, активно адаптироваться на рынке труда.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается в настоящее время как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Все это в своей совокупности определяет актуальность представленной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изучение и признание прав человека, его свобод способствует формированию у обучающихся гражданского взгляда на окружающий социум, содействует развитию гуманистических ценностей, ориентации и установок. Занятия по данной программе показывают необходимость в правовой грамотности граждан, заставляют детей мыслить, познавать наиболее общие закономерности.
Кроме того, программа предполагает подготовку к дифференцированному школьному обучению по профилям, систематизацию в предметной направленности на допрофессиональную подготовку школьников к обоснованному выбору будущей деятельности в гражданском обществе.
Новизна программы заключается в привлечении обучающихся всех возрастов к проектной, исследовательской деятельности с целью формирования системного мышления и системного подхода к решению комплексных задач при разработке многоэтапного проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа "Правовая азбука"»
Образовательная программа «Правовая азбука»
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по содержательной, тематической направленности является социально-правовой, по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой.
Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнений. Российское образование уделяет большое внимание проблеме прав человека, ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономию личной жизни и т.д.- это необходимые условия гармоничного существования, как современного человека, так и общества.
Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательного процесса: детьми, их родителями, педагогами.
Один из основных факторов, препятствующих более полной реализации прав детей, низкий уровень правовой культуры у всех участников образовательного процесса, поэтому, уже с ранних школьных лет в школе у обучающихся необходимо формировать правовое сознание, развивать гражданские качества и толерантные установки.
Программа «Правовая азбука» призвана обеспечивать обучающихся необходимыми знаниями, на основе которых формируется правовое мышление и культура, способствовать систематизации имеющихся знаний у обучающихся социально-общественного цикла, также формированию обязательного минимума знаний и умений, необходимых для реализации основных прав и выполнения обязанностей. Тем самым успешно реализоваться как личность, социализироваться в обществе, активно адаптироваться на рынке труда.
Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается в настоящее время как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Все это в своей совокупности определяет актуальность представленной программы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что изучение и признание прав человека, его свобод способствует формированию у обучающихся гражданского взгляда на окружающий социум, содействует развитию гуманистических ценностей, ориентации и установок. Занятия по данной программе показывают необходимость в правовой грамотности граждан, заставляют детей мыслить, познавать наиболее общие закономерности.
Кроме того, программа предполагает подготовку к дифференцированному школьному обучению по профилям, систематизацию в предметной направленности на допрофессиональную подготовку школьников к обоснованному выбору будущей деятельности в гражданском обществе.
Новизна программы заключается в привлечении обучающихся всех возрастов к проектной, исследовательской деятельности с целью формирования системного мышления и системного подхода к решению комплексных задач при разработке многоэтапного проекта.
Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от школьного курса обществознания тем, что дает дополнительные знания в области права и включает в себя знакомство с нормативно-правовыми документами, законами и организациями, защищающие права детей.
Цель программы - содействие повышению правовой грамотности обучающихся, вооружение их навыками работы с нормативно -правовыми документами, развитие познавательного интереса детей к сферам общества их правовой базе, как одно из условий выработки навыков, с помощью которых каждый сможет реализовывать свои личные права и свободы; а также воспитание чувства персональной ответственности.
Для достижения цели необходимо развить ряд задач. Задачи:
1. Добиться усвоения обучающимися понятий о праве и законе.
2. Способствовать овладению обучающимися практическими знаниями и умениями оценивать свою гражданскую позицию и позицию других людей, предвидеть возможные последствия нарушения прав другого человека, нарушения закона.
3. Расширить контакты обучающихся с правоохранительными органами и структурами и другими организациями, защищающими права детей.
4. Способствовать пониманию обучающимися материальной и духовной ценности общества.
Программа по изучению права строится на основе принципов:
• Целостности законодательно- правовой базы, направленного на формирование у обучающихся понимания неразрывной связи законодательно-правовых элементов и выработки стратегии поведения человека в правовом государстве;
• Междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: истории, обществознания, экономики, экологии;
• Взаимосвязи регионального и глобального подходов к отражению социальных, правовых проблем;
• Соответствие содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям детей.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении прав человека, нормативно-законодательной базы и международные, государственные, муниципальные организации, органы, структуры, защищающие права человека. Такой подход позволяет обосновать необходимость реализации и защиты, прав ребенка (человека). Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия о праве как о структурном компоненте правового государства.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний обучающимися, их доступность для обучающихся, уровень, предшествующий подготовке.
Сроки реализации и режим занятий
Данная программа рассчитана на два года. Программа составлена таким образом, чтобы обучающиеся смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.
Общий объем реализации программы- 576 часов, в первый год обучения- 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю), во второй и третий год обучения- 216 часов (по 3 часу 2 раза в неделю). Занятия проводятся с перерывом 10-15 минут между учебными часами (продолжительность учебного часа равна 45 мин.). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.
Формы занятий и оценка результатов
Занятия проводятся фронтально со всеми детьми, но на каждом занятии осуществляется индивидуальный подход к ребенку. Занятия комплексного характера являются интегрированными, в них сочетаются поисковая, творческая, репродуктивная деятельности.
Основными формами занятий являются: лекции, семинары, практическая работа, реферирование материала, собранного в ходе исследовательской работы, экскурсии, походы, конкурсы, выступление с правовыми программами на школьных линейках, праздниках и мероприятиях в приютах, детских садах и т.д.
Проверка усвоения обучающимися полученных в ходе реализации образовательной программы по курсу «Правовая азбука» проводится в форме тестирования, практических и устных проверочных работ, итогового реферата. Контрольные и проверочные тесты проводятся по окончанию разделов.
В основу тестов положены следующие критерии и показатели сформированного указанного качества.
Критерии
Показатели
Осознание сущности и значимости нормативно-правовой базы, законов, структур, организаций для защищенности человека (гражданина) в правовом государстве.
Знание и понимание механизмов реализации права, действие законов.
Способность обучающегося к исследовательской работе.
Возможность проведения анализа.
Толерантное отношение к людям. Патриотизм.
Удовлетворенность и чувство ответственности
Ожидаемые результаты
К концу первого года занятий обучающиеся должны знать:
• происхождение и развитие человека, исторические ступеньки развития общества.
• возникновение, развитие и значение для общества технического и социального
прогрессов,
• последовательные стадии жизни и развития человека,
• как влияет на ребенка окружающая среда
• права ребенка в школе и в семье,
• символы России: герб, флаг и гимн.
должны уметь:
• составлять генеалогическое древо семьи,
• распознавать материальную и нематериальную культуру,
• работать с различными литературными, историческими, нормативными
документами,
• составлять хронологические таблицы и схемы,
• применять знания для составления памяток для родителей, учителей и детей.
К концу второго года занятий обучающиеся должны знать:
• обычаи и традиции в семье, в многонациональном обществе.
• о значении здорового образа жизни человека, о вреде токсикомании, наркомании, алкоголизма на здоровье нации
• что такое гражданство, гражданин, закон
• как регулирует закон отношение в семье
• как вести себя в общественном месте
• права потребителей
• ветви государственной власти в России
должны уметь:
• распознавать отрасли права: уголовное, гражданское, административное
• работать с различными литературными, историческими, нормативными
документами,
• составлять хронологические и терминологические таблицы и схемы,
• применять знания для составления памяток для родителей, учителей и детей.
К конце третьего года обучения должны знать:
Основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми;
Функционирование т развитие общества как формы совместной деятельности людей;
Характерные черты и признаки основных сфер общества (экономической, социальной и пр.);
Основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
должны уметь:
Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей;
Основные сферы общественной жизни человека как социально деятельное существо;
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений, ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в различных сферах;
Оценивать проведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники) различать в социальной информации факты и мнения;
Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учебно-тематический план
первый год обучения (144 часа)
№
Название разделов и тем
Всего часов
Из них
теория
практика
1
Вводное занятие.
2
2
-
2
Происхождение государства и права
28
16
12
3
Основы теории государства
26
14
12
4
Основы конституционного строя
34
24
10
5
Основы теории права
38
36
2
6
Итоговое занятие
16
8
8
итого
144
100
44
Содержание программы 1-го года обучения.
1. Вводное занятие (2ч)
Теоретическая часть. (2 ч). Цели и задачи курса I года обучения. Инструктаж по ТБ, противопожарной безопасности.
2.Происхождение государства и права (28 ч).
Теоретическая часть. Изучение теории происхождения человека: дарвиновской, религиозной, космической (панспермии). Изучение основных происхождений государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Изучение обычного права. От обычая к праву. Роль обычая в формировании правовых систем. Взаимосвязь государства и права.
Практическая часть. Составление аналитической таблицы по теориям происхождения человека. Составление сравнительной таблицы «Развитие правовой системы». Составление сравнительной таблицы. «Источники права государств Древнего мира, Руси, Русского государства, России, СССР, РФ».
3. Основы теории государства (26 ч).
Теоретическая часть. Что такое государство? Сущность, признаки государства. Изучение разнообразия форм государства, форм правления, политического режима. Лекция: «Демократия и ее формы. Народовластие в РФ», «Формы государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное устройство».
Практическая часть. Разработка схемы основные теоретические подходы к рассмотрению сущности государства. Сравнительная таблица по теме «Формы государства, правления». Тестирование по теме «Основы теории государства».
4. Основы конституционного строя(34 ч).
Теоретическая часть. Работа с текстом Конституции РФ по вопросу. Конституция РФ о национально-государственном устройстве. Изучение понятий: Правовое государство, принцип разделения властей – основной признак правового государства. Правовое государство и бюрократия. Изучение основ государственной власти и местного самоуправления. Изучение характеристики государственных символов: герб, флаг, гимн. Гражданин, гражданство, гражданственность. Работа со словарем. Составление глоссария.
Практическая часть. Составление аналитической таблицы «Признаки правового государства». Составление схемы «Органы местного самоуправления». Тестирование по теме «Правовое государство». Составление аналитической таблицы по тексту Конституции РФ. «Права граждан РФ: политические, социально-экономические, личные».
5. Основы теории права (38 ч).
Теоретическая часть. Изучение понятий: «право», «признаки права», «социальные нормы». Изучение понятий «Источники (формы) права». Изучение понятий: «Нормы права (правовые нормы)» «Элементы нормативных актов». Изучение понятий: «Закон», «подзаконные акты». Изучение содержания взаимодействия права и морали, последствий взаимодействия».
Практическая часть. Составление таблицы «Признаки права». Составление схемы «Система социальных норм». Составление аналитической таблицы «Виды источников права». Составление таблицы «Элементы правовых актов». Составление сравнительной таблицы «Право и мораль». Составление таблицы «Система общего права».
Итоговое занятие (16 ч).
Теоретическая часть. Выбор темы рефератов. Работа над планами рефератов. Работа по содержанию основной части рефератов.
Практическая часть. Оформление рефератов. Защита рефератов. Подведение итогов защиты рефератов.
Учебно-тематический план второй год обучения (72 часов)
Название разделов и тем
Всего часов
Из них
теория
практика
1
Вводное занятие.
3
3
-
2
Правоотношения. Возникновение правоотношений.
30
24
6
3
Правонарушения и юридическая ответственность.
18
12
6
4
«Ловушки» для подростков.
18
12
6
5
Конвенция о правах ребенка.
18
9
9
6
Отрасли права.
90
52
38
7
Органы государственной власти РФ
21
18
3
8
Итоговые занятия.
18
6
12
итого
216
136
80
Содержание программы 2-го года обучения.
Вводное занятие (3 ч).
Теоретическая часть. Цели и задачи курса, II года обучения. Вводное тестирование.
Теоретическая часть. Изучение понятий: «правоотношения», «виды правоотношений». Изучение понятий «юридические факты», классификация юридических фактов. Составление таблицы «классификация юридических фактов». Изучение понятий: «правопорядок», «общественный порядок», «законность». Их значения и взаимосвязи. Изучение понятий: «Субъекты права», «правоспособность», «дееспособность», «дееспособность несовершеннолетних».
Практическая часть. Тестирование по теме «Правоотношения». Решение ситуационных задач.Тестирование по теме «Правоспособность. Дееспособность». Решение ситуационных задач».
3. Правонарушения и юридическая ответственность (18 ч).
Теоретическая часть. Изучение понятий: «юридическая ответственность», «административная ответственность», «гражданская ответственность». Изучение понятий: «Правомерное поведение», «правонарушение». Виды правонарушений. Составление таблицы: «Виды правонарушений. Ответственность. Виды наказаний за правонарушения».
Практическая часть. Решение ситуационных задач. Тестирование по теме: «Юридическая ответственность. Виды ответственности». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме: «Уголовная, административная, гражданская ответственность».
4. «Ловушки» для подростков(18 ч).
Теоретическая часть. Изучение понятий: «преступление», «проступок», их проявления. Бродяжничество, попрошайничество, обман. Изучение причин вовлечение детей в преступную деятельность. Возрастной ценз уголовной ответственности. Изучение видов девиантного поведения подростков и молодежи: наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения. Изучение прав задержанного несовершеннолетнего. Модели правового поведения подростков в случае задержания.
Практическая часть. Тестирование по теме: «Виды девиантного поведения и их последствия».
5. Конвенция о правах ребенка (18 ч).
Теоретическая часть. Изучение документов Международного права о правах ребенка: Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Структура, содержание документов. Изучение гражданского законодательства России о правах детей. Правовой статус малолетних. Изучение прав детей по трудовому законодательству РФ.
Практическая часть. Решение ситуационных задач. Тестирование по теме: «Конвенция о правах ребенка». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме «Трудовое законодательство РФ о правах детей и молодежи». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме «Правовой статус малолетних».
Отрасли права (90 ч).
Теоретическая часть. Изучение понятий: «отрасли права», «система отраслей права». Изучение понятий: «конституционное право», «конституция», «виды конституции», «конституционная система», «конституционализм». Изучение понятий: «гражданское право», «источники гражданского права», «право собственности». Изучение прав по защите в случае причинения вреда и по возмещению ущерба. Изучение видов договоров в гражданском праве и механизма их действия. Изучение понятий: «семейное право», «источники семейного права». Составление таблицы «источники семейного права». Изучение личных и имущественных прав, обязанностей, граждан РФ. Составление таблицы «Личные имущественные права и обязанности». Изучение Кодекса РФ в части вопросов о семье и браке, об усыновлении и опеке. Изучение понятий: «трудовое право», «субъект трудового права», «трудовой договор», «трудовые споры», «ответственность по трудовому праву», «трудоустройство». Изучение понятий: «административное право», «Источники административного права», «административные нарушения», «административная ответственность». Изучение понятий: «Налоговое право», «налоги», «аудит». Составление таблицы виды налогов. Изучение понятий: «уголовное право», «источники уголовного права», «Виды ответственности за нарушение уголовного права». Составление таблицы «Виды ответственности за нарушение уголовного права». Изучение понятия «правовая культура».
Практическая часть. Решения ситуационных задач. Тестирование по теме «Гражданское право», источники гражданского права». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме: «Право собственности. Защита материальных прав». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме: «Защита нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме «Договор в гражданском праве». Решение ситуационных задач. Тестирование по теме «Семейное право. Источники семейного права».
Органы государственной власти РФ (21 ч).
Теоретическая часть. Изучение текста Конституции РФ в части характеристики Конституционного статуса власти Президента РФ. Функции и обязанности Президента РФ – составление таблицы. Изучение понятий: «парламент», «парламентаризм», «Федеральное собрание». Изучение места и роли Федерального Собрания и Государственной Думы в системе высших органов государственной власти. Порядок их выборов. Изучение предметов ведения Совета Федерации и Государственной Думы РФ.
Практическая часть. Тестирование по теме «Органы государственной власти в РФ».
8. Итоговые занятия (18 ч).
Теоретическая часть. Выбор темы рефератов. Работа над плакатами рефератов. Работа по содержанию основной части рефератов.
Практическая часть. Защита рефератов. Подведение итогов защиты
Учебно-тематический план третий год обучения (216 часов)
Название разделов и тем
Всего часов
Из них
теория
практика
1
Вводное занятие.
3
2
1
2
Задачи и содержание курса «Правовая азбука» 3-его года обучения
2
2
-
3
Твои неотъемлемые права
90
45
45
4
Под защиту права
44
26
18
5
О правонарушениях и наказаниях
61
35
26
6
Итоговые занятия. конференция
16
4
12
итого
216
114
102
Содержание программы 3-его года обучения
Вводное занятие (3 ч). Теоретическая часть (2 ч)
Цели и задачи творческого объединения. Правила техники безопасности. Правила противопожарной безопасности.
Практическая часть (1 ч). Инструктаж по технике безопасности.
Задачи и содержание курса «Правовая азбука» 3-его года обучения (2 ч). Теоретическая часть.
Понятие «право». Предмет науки право. Задачи и содержание курса «Правовая азбука» 3-го курса обучения.
Раздел I. Твои неотъемлемые права (90 ч.) Теоретическая часть. (45 ч.)
Каждый человек хочет быть свободным! Понятие: свобода, проявление свободы, анархия, тоталитарное государство, философ. Философы и писатели о свободе.
Гражданин и государства. История возникновения государства. Ответственность государства перед гражданами. Ответственность граждан перед государством.
Права обучающегося. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Международные организации, защищающие права детей. Правозащитные организации РФ. Государственная программа «Дети России».
Право на благополучную жизнь. Конвенция о правах ребенка. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» (принят Государственной Думой 19 апреля 2002 г.)
Право на свободное слово. Социологи, политологи, свободное слово, цензура, репутация.
Право на объединение. Понятие: ассоциация, лига, политика, регистрация, филателист.
Право мыслить и верить свободно. Понятие: атеист, культура, культ. Право на защиту: задержание. Органы правопорядка. Административное задержание. Адвокат и прокурор. Протоколы и ходатайство. Провокация.
Право на защиту: тюрьма. Следствие. Гуманность. Каковы условия содержания осужденных несовершеннолетних в колониях. Право на защиту: война. Терроризм. Право на защиту: наркотики.
Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних.
Где права там и ответственность.
Практическая часть (45 ч.)
Каждый человек хочет быть свободным. Деловая игра «Правовой аукцион». Составление терминологического словаря.
Гражданин и государство. Деловая игра «Выборы Главного Государственного Советника».
Права ребенка. Деловая игра «Комиссия по правам ребенка».
Право на благополучную жизнь – круглый стол. Работа с нормативными документами по правам ребенка.
Право на свободное слово – составление заявок на издание газеты – конкурс.
Право на объединение – работа с историческими источниками. Свобода слова, свобода мнений в истории многих народов.
Право мыслить и верить свободно. Составление терминологического словаря.
Право на защиту: задержание. Памятка для несовершеннолетних «Вы задержаны органами правопорядка».
Право на защиту: тюрьма. Работа с Уголовным кодексом РФ. Деловая игра «Суд идет».
Право на защиту: война. Письмо участникам военного конфликта.
Право на защиту: наркотики – составление памятки для подростков «Мы за здоровый образ жизни!»
Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних. Работа с газетными вырезками «Из писем в Опасный возраст».
Где права там и ответственность. Тест «Черты и качества, свойственные ответственному человеку». Обращение к юношеству «Верьте себе!»
Раздел II. Под защитой права (44 ч)
Теоретическая часть (26 ч.)
Под защитой права: суд. Главный, самый действенный защитник прав и свобод человека. Улика. Презумпция невиновности.
Под защитой права: прокуратура. Бандитизм, разбой. Роль прокуратура в суде. Под защитой права: милиция.
Под зашитой права: ты сам. Что такое право на необходимую оборону.
Практическая часть (18 ч)
Под защитой права: суд – составление терминологического словаря. Под защитой права: прокуратура. Деловая игра «Профессия прокурора». Под защитой права: милиция. Разбор правовых ситуаций. Под защитой права: ты сам. Деловая игра «Письмо в защиту Артема Н.»
Раздел III. О правонарушениях и наказаниях (61 ч.)
Теоретическая часть. (35 ч.)
Сколько стоит спокойно жизнь. Имущественный вред, моральный вред. Правонарушения: административный проступок и преступление. Что такое вина. Что такое ответственность.
О наказаниях. Покушение на преступление. Виды наказаний, предусмотренные Уголовным кодексом РФ. О причинах правонарушений.
Что изучает наука криминология. Криминалистическая экспертиза. Аморализм. Бездуховность. Безнаказанность.
Практическая часть (26 ч)
Правонарушения: административный проступок и преступление. Работа с кодексом РФ об административных правонарушениях.
Что такое вина? Тест «Умеете ли Вы правильно оценивать поступки людей».
Что такое ответственность? Тест «Ваше чувство ответственности». О причинах правонарушений.
Что изучает наука криминология. Тест «Ваше чувство справедливости». Аморализм – работа с пословицами о моральном облике человека. Бездуховность. «В мире мудрых мыслей» - работа с дополнительной литературой. Безнаказанность – памятки «Чувства безответственности порождает чувство безнаказанности».
Итоговые занятия. Конференция (16 ч.)
Теоретическая часть (4 ч.)
Оценка деятельности обучающихся за весь период первого года занятий. Консультация по рефератам и сообщениям.
Практическая часть (12 ч). Конференция. Защита итоговых рефератов и сообщений.
Методическое обеспечение.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Развитие навыков осуществляется от простого к сложном у- от развития умений наблюдать, анализировать, обобщать- к составлению памяток, проведению внеклассных мероприятий, и выполнению проектной деятельности. Кроме этого, практические работы имеют четко выраженный характер познания основных прав детей в семье, в обществе и создают условия для принятия конкретных решений в различных жизненных ситуациях. В ходе реализации программы в соответствии с тематикой занятий правомерно использование сочетания методов, таких как минилекция, рассказ, беседа, наблюдение. Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить воспитатель-образовательную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. В программе предусмотрена такая форма работы как экскурсия, в ходе которой обучающиеся накапливают конкретные знания о происхождении и развитии человека, об истории человечества в целом, о прогрессе, как социальном и неизбежном явлении (на примерах музейных экспонатах - утюги)-экскурсии в краеведческий музей Мариинского района: о работе правоохранительных и судебных органов обучающиеся знакомятся из экскурсии ПДН и суд Мариинского района; а посещая социальный приют «Березка», кроме его значения могут принять участие в благотворительности - организуя концертные программы.
Практические работы позволяют использовать приобретенные знания в конкретных ситуациях, особое место в реализации программы отводится методам развития умений и навыков исследовательской деятельности, реферирование научной литературы и оформление полученных результатов. Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов, рисунков, памяток и используются при выполнении проектов, представляются на конференциях, выставках. Учебные конференции, выступления на классных часах и на общешкольных линейках рассматриваются как способы оценивания самими обучающимися результатов выполненной работы.
Большая часть занятий проводится как практикум по работе с нормативными документами. Для стимулирования самостоятельной познавательной деятельности индивидуализируется помощь обучающимся, варьируется темп работы.
Материально-техническое оснащение.
1. Компьютерный класс - 7 компьютеров для обучающихся, 1 компьютер для педагога
2. Печатное устройство- принтер
Кроме того, каждому обучающемуся необходимо иметь цветные карандаши или акварельные краски (не менее 12 цветов); простые карандаши; ножницы; бумага бела (писчая); бумага для рисования (плотная); клей- карандаш,; цветную бумагу; тетрадь для записей (18 листов).