Образовательный проект «Совершенствование образовательного процесса через развитие музейного дела»
Образовательный проект «Совершенствование образовательного процесса через развитие музейного дела»
Данный проект ставит своей целью развитие школьного этнографического музея как модели гражданско-патриотического воспитания учащихся. Деятельность и функционирование школьного музея способствует развитию творчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления, историко-краеведческих и этнографических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
Проект имеет свою четкую структуру, цели, задачи, прогнозируемые результаты, все необходимые структурные элементы, направленные на всестороннее и полное раскрытие практических аспектов реализации проекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образовательный проект «Совершенствование образовательного процесса через развитие музейного дела» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Слюдянки Иркутской области
образовательный проект школьного этнографического музея
«Совершенствование образовательного процесса средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования через развитие музейного дела»
Автор: Кустов Александр Николаевич,
учитель истории и обществознания,
руководитель школьного музея
Аннотация
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.
Проект «Совершенствование образовательного процесса средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования через развитие музейного дела» ставит своей целью развитие школьного этнографического музея как модели гражданско-патриотического воспитания учащихся. Деятельность и функционирование школьного музея способствует развитию творчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления, историко-краеведческих и этнографических материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
«Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал Д.С. Лихачев.
Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе школьного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).
Проект имеет свою четкую структуру, цели, задачи, прогнозируемые результаты, все необходимые структурные элементы, направленные на всестороннее и полное раскрытие практических аспектов реализации проекта.
Пояснительная записка
Школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. На современном этапе опасной по своим последствиям стала деформация глубинных основ духовного мира - нравственности и патриотизма.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, равнодушие... Именно сейчас особенно необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине и окружающей природе, семье - все то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.
Именно деятельность школьного музея помогает решать эту проблему в школе. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других.
Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю.
Важнейшей первоочередной задачей юных краеведов является собирание и сохранение всех разнообразных памятников истории и культуры: документальных, археологических, фольклорных, топонимики, народного искусства, рассказов старожилов, ветеранов Великой Отечественной войны, стихов и легенд.
В ходе работы по данному проекту дети осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой. Она дает возможность классным руководителям выбирать разные формы работы по всем блокам программы:
устное народное творчество;
фольклор;
краеведение;
поисковая работа;
этнографические исследования;
готовность к защите Родины.
Проект «Совершенствование образовательного процесса средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования через развитие музейного дела» рассчитан на привлечение к его реализации учащихся 5-11 классов.
Срок реализации – 2015-2020 годы.
Данный проект является открытым. Это позволяет его дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данного проекта вытекает из необходимости совершенствовать образовательный процесс школы через интеграцию работы школьного музея в систему воспитательной работы в школе.
Цели и задачи
Цели:
- развитие школьного этнографического музея, как модели гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- воспитание учащихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине;
- укрепление связи между поколениями;
- воспитание уважительного отношения к разным народам, их традициям;
- выработка духовно-нравственных ориентиров у детей, приобщение их к здоровому, деятельному, творческому образу жизни;
- формирование научно-исследовательского мировоззрения;
- социальная адаптация школьников, их профориентация;
- объединение усилий школьного этнографического музея, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования по воспитанию подрастающего поколения на национальных, духовных, культурных традициях, русского и других народов, населяющих Южное Прибайкалье.
- создание условий для воспитания гражданина и патриота с личной ответственностью перед Родиной и за нее, высокой культурой, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, любящего свою семью, школу, город, Россию.
Задачи:
- знакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края, фольклором, местным говором;
- собирать материал, связанный с историческими событиями, жизнью и бытом людей, старинными обрядами, обычаями, праздниками, с народным языком Южного Прибайкалья;
- эффективно использовать потенциал музея для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
- повысить интерес к процессу обучения у школьников через включение в урочную и внеурочную деятельность музейных ресурсов.
- приобщить детей и подростков к историческому и духовному наследию.
- способствовать развитию навыков поисковой, научно- исследовательской деятельности; - развивать интерес к учебным предметам, творческие способности учащихся;
- шире использовать возможности музея в учебно- воспитательном процессе;
- постоянно пополнять музей экспонатами (в том числе характеризующими быт и традиционную культуру разных народов, проживающих в Южном Прибайкалье);
- организовать при музее кружки прикладной направленности, связанные с развитием ремесла, связать их работу с деятельностью музея;
- расширять работу в социуме (поисково-краеведческую, экскурсионную, консультативно-методическую).
Система управления.
Срок реализации проекта – 2015-2020 годы согласно основным направлениям деятельности школьного этнографического музея. Сроки исполнения конкретизируются перспективным и годовым планом деятельности музея.
Прогнозируемые результаты
Целенаправленная совместная деятельность способствует достижению положительных результатов:
улучшение учебных достижений обучающихся по школьным предметам - истории, литературе, ИЗО, музыке, технологии и т.д.;
постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых экспозиций;
положительные изменения, происходящие с личностью обучающихся, в их духовном росте;
стимулирование позитивного поведения учащихся, ориентация их на ведение нормального образа жизни;
пополнение знаний учащихся об истории и культуре своего края и всего народа;
создание условий для самовыражения и самореализации школьников;
переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий;
активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки;
учащиеся являются активными участниками поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы;
музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика;
руководитель музея, учителя, классные руководители, психологи отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло;
музей становится одним из центров воспитательной работы в школе, происходит совершенствование образовательного процесса через развитие музейного дела.
Направления деятельности
Поисково-собирательная работа и работа с музейным фондом
1. Систематическая инвентаризация имеющихся и поступающих музейных предметов.
2. Ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и по темам.
4. Создание нормативных актов и документов по деятельности музея.
5. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами. Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом, военными действиями.
6. Составление картотеки музейных предметов.
7. Создание условий для хранения экспонатов.
Работа с активом музея
1. Обучение актива основам музееведения.
2. Распределение между активистами музея определенных участков работы.
3. Совместная практическая и теоретическая работа в музее.
4. Совместное совершенствование содержания музейной комнаты и музейной работы.
5. Участие в издательской деятельности.
Поисковая научно-исследовательская работа
1. Поиск адресов и сбор информации о выпускниках школы.
2. Поиск адресов и сбор информации о бывших учителях школы.
3. Организация проектной деятельности по созданию летописи школы.
4. Накапливание материалов по истории и этнографии родного края.
5. Написание рефератов учащимися на темы, связанные с историей, традиционной культурой, бытом, языком народа.
6. Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.
7. Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.
8. Создание видео- и мультимедийных творческих проектов и сайта музея.
9. Результаты исследований представлять на районные, городские, областные научно-практические конференции.
Экскурсионно-просветительская работа
1. Организация постоянных (с изменением и дополнением) и временных выставок и экспозиций музейных предметов, литературы, тематических материалов, творчества и достижений учащихся, родителей, учителей.
2. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий.
3. Консультации, практические занятия по работе с рефератами, проведению мероприятий и уроков с краеведческой тематикой, составлению программ.
4. Сотрудничество с музеями, архивами, учреждениями дополнительного образования, библиотеками, Центром детского творчества. Обмен опытом с музеями других школ.
6. Целенаправленное использование материалов курсов, конференций, семинаров в работе школьного музея.
Материально-техническая база
1. Изготовление стендов, витрин, макетов.
2. Ремонтные и технические работы.
3. Приобретение технических и канцелярских средств.
Основные блоки проекта.
Проект рассчитан не только на деятельность учащихся в самом музее, но и дает возможность классным руководителям, учителям школы формировать достаточно высокую духовную культуру учащихся. Проект предполагает его реализацию по основным блокам, содержание которых усложняется по мере взросления учеников.
Это следующие блоки:
- «Неиссякаемый источник»
- «Родные истоки»
- «Родословные истоки»
- «Истоки славы и доблести»
I. Неиссякаемый источник.
Задачи:
использование фольклора в воспитании любви к Родине;
воспитание на традициях русской культуры;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие познавательного интереса к окружающей жизни, родной природе;
воспитание любви к родному дому, месту, где родился и живешь.
Учащиеся должны знать:
- устный народный фольклор: сказки, загадки, былины, пословицы, поговорки;
- русские народные песни, попевки, потешки; народные инструменты;
- народную игрушку;
- народные ремесла Южного Прибайкалья;
- народные игры;
- народные приметы;
- природу родного края;
- лекарственные травы;
- основы экологической культуры.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять общественные обязанности;
- исполнять народные песни и танцы;
- охранять родную природу;
- инсценировать сказки;
- применять в своей речи русские пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения;
- обсуждать прочитанную книгу об истории нашего народа.
- сказочный фестиваль «Сказка - ложь, да в ней намек...»;
- викторина «Пословица - всем углам помощница»;
- конкурс чтецов «Великое русское слово»;
- выставка «Народные умельцы»;
- праздник «Забавные народные игры».
II. Родные истоки.
Задачи:
развитие потребности к изучению истории города, района и области;
воспитание любви к своему городу, уважения к его истории и жителям;
изучение и освоение русских национальных традиций;
формирование гордости за свою «малую» родину, уважение к традициям, быту, культуре своих предков.
Учащиеся должны знать:
- чем живет наша «малая» родина;
- знать и чтить символы Слюдянки, Слюдянского района, Иркутской области, Прибайкалья;
- историю Слюдянки, Слюдянского района, Иркутской области, Прибайкалья;
- исторические памятники Слюдянки, Слюдянского района, Иркутской области, Прибайкалья;
- народный календарь;
- земляков, прославивших нашу землю своими достижениями в области науки, культуры, искусства;
- знать музеи Слюдянки, Слюдянского района, Иркутской области, Прибайкалья;
Учащиеся должны уметь:
- рассказать об истории края, ее традициях, нравах и обычаях;
- рассказать о выдающихся земляках;
- рассказать о памятниках города, района, области;
- уважать историю своего края, его традиции, нравы и обычаи;
- составлять народный календарь;
Действия:
- знакомиться с жизнью и деятельностью почетных граждан и знатных людей своего края;
- участвовать в операциях, акциях;
- участвовать в экскурсиях по родным местам;
- проявлять уважение к традициям родного края;
- помогать в сборе материалов о своей малой Родине.
Возможные формы работы:
- познавательная игра «Русский дом»;
- устный журнал «Наши земляки»;
- встречи со знаменитыми земляками;
- викторины «Живут герои среди нас», «Знай и люби свой край»;
- посещение театров, музеев, выставок, филармонии и др.
III. Родословные истоки.
Задачи:
формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, родиной;
воспитание ответственности за благополучие и безопасность своей семьи;
развитие творческой деятельности учащихся;
развитие потребности к изучению родословной своей семьи;
Учащиеся должны знать:
- биографии своих родителей, предков, родословную;
- проблемы и заботы семьи; знать культуру семейных отношений;
- семейные законы и обычаи;
- увлечения и интересы своих родных;
- членах семьи - участниках ВОВ;
- историю людей, которые жили до тебя на земле, дорожить историей своей семьи.
Учащиеся должны уметь:
- интересоваться жизнью близких людей и заботиться о них;
- рассказать о своей семье, родственниках;
- поддерживать добрые и уважительные отношения;
- рассказать о профессиях своих родителей;
- планировать семейный бюджет;
- рассказать о своих прабабушках и прадедушках - участниках военных действий.
Действия:
- оказывать помощь родным и близким;
- сохранять семейные традиции, передавать их своим детям;
- создавать семейную летопись; принимать гостей семьи;
- организовывать досуг семьи.
Возможные формы работы:
- конкурс знатоков истории;
- конкурс сочинений «Орден в твоем доме»;
- фестиваль семейных ансамблей;
- «Путешествие в прошлое»;
- «Приглашение к чаю»;
- рождественские встречи «В семейном кругу в Рождество зажигаются свечи».
IV. Истоки славы и доблести.
Задачи:
воспитание чувства гордости за Отчизну и желания ее процветания;
формирование национального самосознания, лучших черт национального характера;
осознание учащихся причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему;
привлечение учащихся к поисковой и научно-исследовательской работе;
использование всех возможных средств воспитания учащихся в духе верности духовным традициям России;
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
воспитание готовности к защите своей Родины, подготовка к служению Отечеству.
Учащиеся должны знать:
- военную и трудовую историю Отечества;
- символы, святыни, людей, прославивших государство;
- культурные центры и достопримечательности родного края;
- священные обязанности защитника Отечества.
Учащиеся должны уметь:
- гордиться Родиной, заботиться о ней;
- трудиться на благо Родины;
- беречь и продолжать традиции;
- проводить экскурсии в школьном музее;
- заниматься исследовательской работой;
- понимать истинную красоту и художественную ценность произведений народного творчества;
- защищать Отечество;
- приносить пользу своему Отечеству;
- отстаивать честь и достоинство Родины;
- анализировать и оценивать происходящие события;
- пропагандировать культуру своего народа и уважать традиции других наций.
Действия:
- проводить культурно-просветительскую работу;
- участвовать в охране памятников истории и культуры;
- проводить экскурсию по школе и городу;
- проводить поиск и пополнение фондов школьного музея;
- способствовать расширению школьного музея;
- заниматься исследованиями по проблемам войны и мира;
- участвовать в походах по знаменательным местам;
- способствовать превращению школьного музея в центр гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- проектировать свое будущее в системе будущего страны;
- вести беседы, диспуты, дискуссии о происходящих событиях в стране и за рубежом;
- проводить встречи-диалоги с ветеранами, людьми старшего поколения;
- овладевать началами гражданской обороны, навыками начальной военной подготовки;
- готовиться к службе в армии РФ.
Возможные формы работы:
- уроки мужества «Себя в бою не пожалел, а Родину сберег»;
- рыцарский турнир «Парни на все 100!»;
- историко-познавательная игра «Эпоха»;
- военно-спортивная игра «Тропа к генералу»;
- слет мальчишек «Чтоб защитником стать»;
- военно-спортивная игра «Зарница»;
- спортивно-познавательная игра «Не перевелись еще богатыри на земле русской»;
- многоборье ГТО среди допризывников;
- школа будущих командиров;
- вечер-встреча поколений;
- исследовательский поход «По улицам и переулкам истории родного края»;
- научно-исследовательские работы «Великие имена России»;
- сборник путевых рисунков, фотографий «История, природа и люди - все в памяти моей»;
- выпуск боевых листков «Юность в солдатской шинели»;
- День науки;
- исторический вечер «Овеян славою флаг наш»;
Критерии оценки результатов реализации проекта
Результаты будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, руководителем музея:
диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- собеседования с учащимися;
- наблюдения;
- анкетирования;
- метода самооценки;
- ведение «Книги отзывов»;
- систематические публикации материалов в газету районную газету;
- творческие отчеты;
- фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств.
Сформированность познавательной активности учащихся.
Сформированность основных ценностных отношений.
Сформированность потребности вести поисковую, краеведческую работу.
Сформированность готовности защищать Отечество.
6.Сформированность отношения к окружающей действительности.
Библиография
1.Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб, для студ. Сред, и высш. пед учеб, заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.
2.Морохин В.Н. Методика собирания фольклора. М.: Высшая школа, 1990.
3.Новиков А.М. Национальная идея России (возможный подход). - М, 2000.
4. Сарафанникова, Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. [Текст] //Народное образование, 1982. – № 5.
5. Тамбовцева, А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. [Текст] //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29.
6. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся [Текст] / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
7. Военно-патриотическое воспитание молодежи (Проблемы и опыт): Сборник / Сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991.
8.Патриотическое воспитание в школе. - М.: Арис-Пресс, 2002.
Туристско-краеведческое движение «Отечество»: исследования, конференции, конкурсы: сборник статей. - М.: ЦДЮТ и КМО РФ, 2004.
Ростовцева Л., Бусарева Н. Русская старина: программа организации жизнедеятельности классного коллектива // Народное образование. - 1996.
13.Сенокосов Ю.О. О гражданском обществе // Сегодня. -1994. - 31 августа.
14.Стеклов М.Е. Духовное сопротивление в кризисный период // Вопросы образования. - 2003. - №1.
Методические рекомендации к использованию данного проекта
В условиях внедрения образовательных стандартов второго поколения, школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Какие возможности реализации требований ФГОС дает школьный музей и музейная педагогика?
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет помогает понять жизнь, её смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность. Школьный музей даёт возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты.
В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея прививает участникам навыки управленческой работы.
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, если в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, если исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Таким образом, данный проект способствует совершенствованию образовательного процесса средствами внеурочной деятельности и дополнительного образования через развитие музейного дела, а также несет в себе практическую составляющую, которую можно использовать при внедрении ФГОС в учебно-воспитательный процесс.
Данный проект можно использовать в общеобразовательных учебных учреждениях не только для организации музейной работы, но и для достижения дидактических и воспитательных целей в процессе внедрения ФГОС в образовательный процесс.