kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта воспитательной работы учителя начальных классов высшей категории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная проблема над которой я работаю посвящена теме «Формирование у учащихся  здорового образа жизни». В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И  наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта воспитательной работы учителя начальных классов высшей категории»

Обобщение опыта воспитательной работы учителя  начальных классов высшей категории МБОУ СОШ УИОП г.Зернограда

Лавренцовой Натальи Алексеевны




"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он

совсем не болел, то во  всяком случае,

поддерживать его высокий уровень

здоровья вполне возможно"  

Академик, хирург Н. М. Амосов.    

Воспитательная проблема над которой я работаю посвящена теме «Формирование у учащихся  здорового образа жизни»

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. И  наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего - семья, родители, затем - школа, учителя. Но, к сожалению, местом формирования здоровья ребёнка сегодня является не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Министерство здравоохранения считает виновником ухудшения здоровья детей - систему образования, а именно учителей первой ступени, так как считают, что именно на этой ступени происходит главный срыв детского здоровья. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего  эффекта. Проводим очень  много различных мероприятий по здоровому образу жизни. В процесс обучения внедряем  современные здоровьесберегающие технологии. Но меня  же больше всего заинтересовала проблема формирования здорового образа жизни.  Я задалась вопросом: как сделать так, чтобы ребёнок учился осознавать себя как часть природы и понимать ответственность за сохранение своего здоровья не только на отдельных мероприятиях или специальных уроках, а ежедневно где бы он ни был. Вспоминая историю, которая меня  заставила задуматься, неожиданная откровенность наших первоклассников . Доверие учителям позволили рассказать  мне о том, что они с друзьями собирали окурки по посёлку и, спрятавшись на крыше сарая, попробовали курить. А на вопрос какой вред приносит здоровью курение людям ответить не смогли. Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах. Это показало анонимное анкетирование. И движет ими прежде всего любопытство, а вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников уже стабилизируется к 9 классу. А причины этого уже другие нежели любопытство. В подростковом возрасте уже трудно достучаться до сознания детей, объяснить, что курение - это пагубная привычка. Значит, начинать воспитание негативного отношения к курению надо гораздо раньше - с начальных классов. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании. Обсудив проблему на родительском собрании, обозначили мероприятия, через которые будет вестись работа по профилактике курения. В классные часы включили темы: внешний вид курильщика; сколько лет живёт курильщик; почему не курят спортсмены; инсценирование сказки "Почему медведь трубку курил"; ролевые игры; конференции "Образ жизни в традициях моей семьи"" спортивные мероприятия совместно с родителями "Путь к олимпийским медалям начинается с зарядки", " Молодецкие забавы" и другие. На уроках обсуждаем отрывки из известных литературных произведений Марк Твен "Том Сойер", мультфильма "Ну, Погоди!" связанных с курением , проводим конкурсы  рисунков «Нет,курению!» Внимательно относимся к проблеме правильного питания. К решению проблемы питания я привлекаю и семьи. Например, продумать домашний рацион на неделю вперёд. Без маминой помощи ученикам, конечно, было бы трудновато. С другой стороны, к своему собственному удивлению, родители слышат от своих чад такое, о чём раньше не догадывались. Например, о том, какую кашу любил великий полководец Суворов. Предмет интересен тем, что заставляет думать. Думать о том, что нужно делать, если хочешь быть здоров. И поступать соответственно своим убеждениям. Темы "вечные", но для нашего уклада жизни очень актуальные: "Самые полезные продукты", "Как правильно есть", " Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной". Известно, что правильный рацион питания тесно связан со здоровым образом жизни. Как показала практика, этот курс способствует воспитанию и формированию у детей основ здорового образа жизни, культуры здоровья, осознанию ими здоровья, как главной человеческой ценности. После уроков  воспитатель  с ребятами совершают прогулки на свежем воздухе. Дети дышат воздухом, отдыхают,  потом  приезжают домой не такими уставшими (дети в классе привозные).  Большое значение в вопросах здоровьясбережения детей имеет организация и проведение двигательных перемен. Так как плохо организованные перемены , во время которых учащиеся не успевают отдохнуть, "сбросить" накопившуюся на уроке усталость, повышают вероятность наступления утомления, особенно на последних уроках. Помимо развития физической активности детей, двигательные перемены способствуют сохранению психического здоровья детей. Двигательные разминки дают возможность "выпустить пар", разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться , а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения. Рекомендую каждому дню недели придумать «весёлое»  название, например,

Понедельник - подвижный;

Вторник - танцующий;

Среда - поющая;

Четверг - играющая;

Пятница - пластическая.

Хороший результат дают подвижные игры на большой перемене. В классе  разработали основные заповеди: "Как помочь быть здоровым" Не пропускай уроков физической культуры без уважительной причины (у нас в школе 3 урока). Не забывай спортивной формы. Работай на уроке, не мешая другим. Оказывай взаимопомощь. Главное на уроке - здоровье и развитие, а не оценка. Одно из направлений в нашей работе - "Как сделать обучение и воспитание  "здоровьесберегающим?" Собран большой материал. Считаю, что важным условием здоровья детей является применение здоровьесберегающих технологий. С 2010 года в первом классе  ежедневно проводятся учебные занятия в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная мебель - конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики человеческого организма.  На уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц.  Физминутки проводим в стихотворной форме, иногда под музыку. Можно каждому  ребёнку под ноги положить самодельные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова. Это массажные коврики (мешочки с бобами). На них  в носочках проводить  физминутки. Провожу различные упражнения для профилактики и предупреждения близорукости "восьмёрка", взгляд двигается в процессе физкультминутки: по часовой стрелке и наоборот, вправо - влево, по "восьмёрке". Упражнения выполняются только стоя. Многие дети приходят в школу с нарушением осанки. Можно использовать  такой приём: ребёнку разворачиваем плечи, выпрямляем  спину, ставим плотно к стене, чтобы он касался стены пятками, ягодицей, спиной и затылком. Такая поза является правильной осанкой. Отойдя от стены сохранять такую же осанку. Очень часто дети,  имеющие плохую осанку, страдают и близорукостью. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно- двигательного  аппарата ,  нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Всю организацию учебно-воспитательной работы я стараюсь построить с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

Делаем  облегчённой начало каждой учебной недели и конец;

рационально чередуется учёба и отдых детей.

В воспитательную работу включаю мероприятия, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, применяю некоторые формы игры:

Рассказ по кругу;

Проигрывание известных сказок;

Защита фантастических проектов.

Мы познаём детей игрою, ей мы ободряем и одобряем их, вводим в другой ритм и образ жизни, в мир Радости. И так день за днём мы ведём наших детей по тропе знаний, на которой они учатся различать зло и добро, познают себя и окружающий мир, на этой тропе нет способных и не способных, здесь все равны, и мы беспрестанно учимся у них преданности, открытости, любви. Проводим  часы литературного  чтения: сказкотерапия. Сказка - любимый жанр детьми. Сказка несёт в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети. Сказка даёт первые представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном. Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста. Сказка дарит надежду и мечты и- предощущение будущего. Становится неким оберегом детства. Поэтому тему, по которой я работала, считаю, важная и востребованная.Обобщая опыт воспитательной  работы по реализации здоровьесберегающих технологий , я  отметила следующие параметры результативности:  

Снижение заболеваемости среди  обучающихся;

Повышение качества обучаемости;

Создание сплочённого коллектива учащихся;

Личностный рост учащихся

Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение опыта воспитательной работы учителя начальных классов высшей категории

Автор: Лавренцова Наталья Алексеевна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Обобщение опыта работы музыкального руководителя"
    ["seo_title"] => string(56) "obobshchieniie_opyta_raboty_muzykal_nogho_rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "346220"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1474962078"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Методическая папка учителя (портфолио учителя) "
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-papka-uchitielia-portfolio-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "169124"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423371829"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Личный перспективный план по самообразованию "
    ["seo_title"] => string(48) "lichnyi-pierspiektivnyi-plan-po-samoobrazovaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "142619"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418320162"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства