Просмотр содержимого документа
«Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?»
Нужна ли школьнику самостоятельность и что это такое?
Этот вопрос удивит вас, уважаемые читатели. Конечно, ведь в школе ребенок все должен делать сам: раздеваться, одеваться, приготавливать место для работы, выполнять указания учителя и т.п.
Действительно, самостоятельность — это, пожалуй, одно из главных качеств человека во все периоды его жизни. И чем раньше наши дети научатся быть самостоятельными, тем легче им будет учиться! Учиться - значит учить себя. Это предполагает овладение учебной деятельностью и наличие желания заниматься ею. Как это возможно без самостоятельности?
Но ведь самостоятельные действия ребенок начинает предпринимать очень рано, в первые годы своей жизни. Более того, всем известно, что знаменитый кризис 3 лет связан с возрастающей самостоятельностью ребенка («я сам!» — главные слова этого возраста).
Значит, если мы будем поддерживать попытки детей быть самостоятельными, научим ребенка обслуживать себя, организовывать свое свободное время (в рамках возрастных возможностей), то тем самым обеспечим его самостоятельность как ученика? Но ведь почти каждый родитель может привести примеры того, что в быту ребенок вполне самостоятелен, его действия не требуют вмешательства взрослого, а в школе он растерян, несобран, ждет подробной инструкции и не может самостоятельно выполнять учебные задачи. В чем же дело?
Ответ на этот вопрос достаточно прост: житейская и учебная самостоятельность — разные явления. Поэтому задолго до школы нужноразвивать у ребенка самостоятельность, связанную с познавательной деятельностью. Как это делать? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся в том, что же такое учебная самостоятельность.
Это качество школьника включает умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры на побуждение и помощь извне («делай вот это...», «делай вот так...»), это потребность человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению («я хочу это сделать», «мне нужно это сделать», «мне интерес- но это сделать»), проявлять инициативу («я хочу попробовать сделать это по-другому») и творчество («мне хочется сделать это по-своему»). Обратите внимание на то, чтообязательными характеристиками самостоятельности ребенка как школьника являются следующие: инициатива, предвидение, творчество. Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.